Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Педагогический проект в ДОУ «Играя – учимся, играя – познаём! Важнейшие индикаторы проекта.

Светлана Кобозева -Салмина
Проект «Дидактические игры в ДОУ»

Проект "Дидактические игры в ДОУ "

Актуальность : Для полноценного развития ребенку дошкольного возраста необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Игра - как педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие : использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.

Разумеется, требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка-дошкольника. Основной посыл ФГОС ДО – обогащение условий развития дошкольников. Поэтому мы обратили особое внимание на третий раздел Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования». Именно в этом разделе среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5, это :

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной , познавательной и т. д.);

Поддержка спонтанной игры детей , ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности : игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной, трудовой, музыкальной. Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста :

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей.

Схема развития любого вида деятельности такова : сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.

Образовательная деятельность ДОУ строится в рамках 5 образовательных областей. Наиболее важными из них, мы считаем – «Социально – коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» , которые перекликаются между собой и предполагают развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра , позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности. Остановимся на некоторых из них :

Игровая технология интеллектуально творческого развития В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры » – это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Развивающие игры В . В. Воскобовича выполняют роль дидактического материала и соответственно вписываются в любую форму планирования. Они не только развивают смекалку и находчивость, но и имеют воспитательно-этическое значение : не в назидательной форме подсказывают правильное поведение в проблемной ситуации.

Игровой методический комплекс «Логические блоки Дьенеша» . Игры способствуют ускорению процесса развития у детей дошкольного возраста логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

Дидактический многофункциональный материал «Цветные счетные палочки Кюизенера» , используется в целях образования во многих странах мира. Данный дидактический материал помогает развить у детей представление о числе, учит их измерению с помощью мерки, развивает комбинаторные способности.

В своей группе мы обратили внимание, что настольные дидактические игры часто остаются без внимания детей, они редко берут их с полки и играют. В связи с этим мы разработали практико-ориентированный проект «Дидактические игры , как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС».

Цель проекта : формирование у детей и родителей заинтересованности и умение играть в .

Задачи проекта :

Научить детей играть в дидактические настольные игры , соблюдая правила и ход игры , развивая у них интерес и активное участие;

Познакомить родителей со структурой дидактической игры , её обучающими задачами, способами подачи детям;

Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей;

Пополнение развивающей среды : приобретение дидактических игр , пособий, книг с перспективой на средний дошкольный возраст.

Проблема : Как повысить внешний интерес детей и родителей к .

Обоснование проблемы :

1. Неумение и нежелание детей средней группы играть в настольно – дидактические игры , соблюдать правила и ход обучающих игр.

2. Недостаточность знаний родителей о структуре дидактических игр , способах подачи их детям.

Гипотеза : для того чтобы у детей повысить внешний интерес к дидактическим настольным играм , необходимо создать условия для развития игровой деятельности детей, это значительно повысит коммуникативные способности детей среднего возраста.

Вид проекта : практико-ориентированный

Участники проекта : дети средней группы (4-5 лет, воспитатели, родители воспитанников.

Срок реализации проекта : сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

Ожидаемые результаты :

1. Дети чаще самостоятельно используют настольно – дидактические игры и с большим интересом играют в них.

2. Организована выставка семейных мини – газет «Играем дома» , фоторепортажи : «Как и чем мы играем в детском саду» , «Сказочные лабиринты игры В . В. Воскобовича»

3. Заинтересованы многие родители данной темой, получили новую и полезную информацию, успешно опробованную, на своих детях, созданы новые «Умные» игры родителями в группу , активное использование развивающих игр дома с детьми.

4. Все имеющиеся в группе материалы доступны для детей. Любой ребёнок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать.

I этап проекта : подготовительный

1. Изучение материала.

2. Сбор и анализ информации по данной теме из разных источников.

3. Анкетирование родителей, с целью выявления знаний о современных развивающих играх.

4. Диагностическое наблюдение - использование настольных игр в самостоятельной деятельности детей.

5. Разработка плана реализации проекта .

II этап проекта : основной. Работа по реализации проекта .

Решение поставленных задач с детьми :

1. Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр .

2. Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия.

3. Создание проблемных ситуаций для закрепления правил игры .

4. Поощрение (за самостоятельную организацию игры , привлечение детей в игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил товарищами) - как приём активизации интереса к играм.

Решение поставленных задач с родителями :

1. Создание информационных листов для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с играми.

2. Наглядная информация для родителей «Дидактическая игра , как средство умственного развития ребёнка!»

3. Организация фотовыставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!» , где можно увидеть в какие настольно – дидактические игры играют дети в группе.

4. Организация выставки домашних развивающих игр «Домашние игры ребёнка » .

5. Выставка групповых настольно - дидактических игр с учётом возрастных, обучающих задач и оформления.

6. Консультация – практикум «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей!» с домашним заданием для родителей» (Цель задания : заинтересовать и совместно с ребёнком поиграть в развивающую игру – головоломку «Раскрась по цифрам» ).

7. Организация выставки детских работ выполненных в совместной деятельности с родителями дома «Вместе с папой мамой играем – интерес и знания получаем!» .

8. Соглашение с родителями по изготовлению и приобретению в группу развивающих игр.

III этап : заключительный

Мастер – класс для родителей «Как и чем мы играем в детском саду!» (Цель задания : заинтересовать и совместно с ребёнком поиграть в развивающую игру – на примере игр В. В. Воскобовича).

Основные направления деятельности : постепенный переход ребенка от индивидуальной игры и «игры рядом » к игре в группе из трех-пяти сверстников. Обучение сюжетно-ролевой игре через дидактическую игру .

Материалы и оборудование : учебно-методические комплекты, аудио диски, игрушки и предметы по теме игры , картинки, художественная литература.

Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, воспитанию самостоятельности, инициативности физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста.

Литература

1. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.

2. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 - № 6.

3. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста : методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ - М.: Центр педагогического образования, 2008г.

4. Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб : ДЕТСТВО-ПРЕСС 2000г.

5. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду : принципы построения, советы, рекомендации - СПб : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.

6. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду » . / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – с. 28.

Проект организации театрализованной игры как средства формирования диалоговой речи у старших дошкольников.
Педагогический проект «Театральный четверг».

Планирование театрализованных занятий для старших дошкольников.


Мельникова Валентина Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории, город Москва, ЗАО, ГБОУ Школа № 1238 с углубленным изучением английского языка, дошкольное отделение.
Описание: Данный материал будет полезен педагогам, музыкальным работникам, родителям с целью приобщения детей и взрослых к театрализованным играм, а также в организации мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта: На сегодняшний день концепция дошкольного воспитания направлена на развитие личности ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей в психической, эмоциональной и физической сфере. С каждым годом растет количество детей, у которых возникают проблемы с речью, произношением, проговариванием звуков. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей устранения недостатков в развитии речи, укрепления здоровья воспитанников, профилактика заболеваний и увеличение двигательной активности, как сильного фактора интеллектуального и эмоционального развития детей.формирование диалоговой речи у старших дошкольников средствами театрализованной игры.Образовательные:
учить воспитанников диалоговой речи (подготовленной и неподготовленной);
формировать знания о театре, театральной культуре, о театральных профессиях, об устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб);
ввести в активный словарь детей следующие понятия: актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер и т.д.
Развивающие:
развивать творческое воображение, память, мышление, коммуникативные навыки дошкольников через различные виды театрализованной деятельности;
развивать артистические навыки детей;
развивать познавательные способности детей;
способствовать развитию пластической выразительности и правильной артикуляции, дикции.
Воспитательные:
пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к театральному искусству;
формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность;
побуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать героям.
Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный (9 месяцев).
Ресурсное обеспечение: оборудование мультимедиа, музыкальный центр, аудио- и видеотека, русские народные и классические детские музыкальные инструменты; книги со сказками, книжки - панорамы, сказочные раскраски; дидактические игры; пазлы - на тему театра и героев сказок, художественные альбомы с иллюстрациями сказок; различные виды театров; маски, костюмы.
Реквизит: костюмы, маски, декорации; фото - галерея «Наши маленькие артисты», книга отзывов, афиши, пригласительные билеты, театральные программки, фото-альбом-архив.

Гипотеза проекта:

в основу исследования было положено предположение о том, что проектирование театрализованной игры как средства формирования диалоговой речи старших дошкольников может быть эффективным при следующих условиях:
в ДОО, создание коммуникативно - диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками;
создание единого центра сотрудничества педагогов и родителей воспитанников на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования диалоговой речи дошкольников посредством театрализованной игры;
организации развивающей предметно-пространственной среды выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности.

Для организации театрализованной деятельности, и оформлении развивающей предметно – пространственной среды со старшими дошкольниками используются следующие принципы:
принцип психологического комфорта, свободы и самостоятельности – создание условий, в которых воспитанники чувствуют себя «как дома», самостоятельный выбор «по душе»;
принцип гибкого зонирования и творчества (креативности)– построение непересекающихся сфер активности, что позволит детям в соответствии с их желаниями свободно заниматься, не мешая друг другу; приобретение собственного опыта творческой деятельности,
принцип целостного представления о мире – формирование целостной картины мира и личностного отношения воспитанника к полученным знаниям, а также умения их использовать в своей практической деятельности;
принцип вариативности и новизны – развитие у воспитанников вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения задач, умение находить выход из трудного положения, преодоление стереотипности и однообразия среды;
принцип учета индивидуальных особенностей воспитанников и обеспечение им продвижения вперед, учет педагогом индивидуальных особенностей каждого воспитанника: их характера, темперамента и т.д.

Ожидаемый результат:

Дети:
развитие диалоговой речи;
развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающей личности;
формирование умений выражать свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, игре);
воспитание нравственно-коммуникативных и волевых качеств (общительность, вежливость, доброта);
развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности;
формирование духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
формирование умений придумать сюжет своей истории, уметь рассказать сказку, небылицу; сочинить танец и т.д.
Воспитатели:
организация педагогического поиска посредством реализации инновационных программ;
повышение теоретического уровня профессионализма педагогов;
внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы;
самообразование и самореализация воспитателей.
Родители:
получение возможности наблюдать за своими детьми, что дает вероятность лучше разобраться в вопросах развития ребенка;
формирование более высокой оценки достижения своих детей и гордость за них;
развитие более глубокого понимания процесса обучения детей дошкольного возраста;
возникновение доверия к воспитателям и педагогам детского сада.
Проект реализовывался в несколько этапов (подготовительный, основной, заключительный)

Подготовительный этап:

Сроки: сентябрь
Деятельность педагога:
изучение, анализ и обобщение методической и художественной литературы по теме проекта «Театральный четверг»;
проведение диагностики уровней речевого развития старших дошкольников;
определение содержания деятельности всех участников проекта;
создание психолого-педагогических условий формирования диалоговой речи у воспитанников на основе двигательно-игровой совместной деятельности;
подбор литературы для бесед с воспитанниками, и музыки для составления танцевальных композиций;
создание образовательной ситуации и игровой среды;
разработка консультаций и бесед для родителей на тему: «Театральная деятельность – как средство выразительности речи».

Основной этап:

Сроки: октябрь – апрель
Совместная деятельность детей и педагога:

проведение тематической беседы с детьми с использованием наглядного материала;
участие воспитанников и педагогов в городских театральных конкурсах;
организация и проведение экскурсии в школьный музей «Кукольный театр»;
чтение детям художественной литературы и рассматривание иллюстраций с русскими народными сказками, слушание музыки;
инсценировка сказок «Репка», «Лисичка со скалочкой» детям раннего, младшего и среднего дошкольного возраста;
зимнее развлечение для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у бабушки Настасьи. Гуляют ребятки в зимние Святки».
фольклорное развлечение: «Зимние спортивные соревнования. Как Зима с Весной силушкой мерялись»;
итоговое развлечение для старшего дошкольного возраста ко Дню защиты детей «В гостях у Хозяйки Медной горы»;
организация тематических выставок, стендов, ширм папок-передвижек, альбомов о различных театрах; подбор музыкального сопровождения;
подготовка детей к итоговому театральному развлечению (заучивание стихов, песен, танцев, своих ролей и т.д.);
изготовление кукол для показа русских народных сказок;
проведение тематических бесед с использованием наглядного материала;
ведение «Дневника достижений» каждого воспитанника;
организация непосредственной образовательной деятельности с использованием театральной атрибутики;
проведение итогового театрально-игрового развлечения.
Совместная деятельность детей и родителей:
совместное участие в районных театральных конкурсах;
совместное изготовление костюмов и атрибутов для создания образов игровых персонажей;
участие родителей и детей в выставке рисунков по русским народным сказкам «В гостях у сказки»;
оказание помощи при декорации зала к проведению игрового занятия;
конкурс на лучшее название проекта;
просмотр различных детских спектаклей;
участие в итоговом театрализованном развлечении.
Самостоятельная деятельность детей:
организация театрализованных игр: театр игрушки, пальчиковый, на гапитах, «Рукавичка», на магнитах, театр деревянных фигур, настольный театр, театр марионеток, театр на конусах и цилиндрах, на ложках и т.д.;
сказки, стихотворения, песни для самостоятельной постановки;
самостоятельный выбор необходимых атрибутов и декораций для будущего спектакля, умение распределить между собой обязанности и роли;
в самостоятельной деятельности использовать разнообразные по содержанию подвижные игры, с применением масок, шапочек и т.д.; а так же, лото, мозаика, домино и др., умения самостоятельно организовывать игры, исполнять роль ведущего, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры; самостоятельно решать поставленные задачи.

Заключительный этап:

Сроки: май
«Родительская гостиная» награждение, грамоты, фото-архив;
видеоклип (нарезка интересных моментов выступлений);
проведение итоговой педагогической диагностики по выявлению речевых умений и навыков;
мультимедийная презентация театрализованного развлечения «В гостях у Хозяйки Медной горы», подведение итогов педагогического проекта.

В работе с детьми использовались следующие средства:

Разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок, басен;
владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра;
работа с игрушкой или картинкой, ролевая игра;
звукозапись, видеоматериалы.

При проектировании предметно - пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, учитывались:
индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
особенности его эмоционально-личностного развития;
индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
возрастные и поло-ролевые особенности.

В своей работе мы опирались на следующие принципы:
единый подход педагогов и родителей к процессу воспитания ребенка;
взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
дифференцированный подход к каждой семье;
уважение и доброжелательность друг к другу;
открытость дошкольного учреждения для родителей;
равноправие и ответственность родителей и педагогов ДОО.
Помимо традиционных форм работы с семьей, активно использовались инновационные формы и методы работы:
«Круглый стол»;
тематические выставки;
анкетирование родителей, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
семейные творческие встречи;
открытые занятия для просмотра родителей;
«Родительская гостиная»;
конкурс «Семейных талантов»;
портфолио «Семейного успеха» и ведение «Дневника достижений» каждого воспитанника;
«День открытых дверей»;
групповая газета «Дошкольник»;
интернет-группа «Солнышко» http://ok.ru/group/54310412156937 ;
сайт ГБОУ Школа № 1238 http://sch1238.mskobr.ru/dou_edu/doshkol_noe_otdelenie/obrazovanie/roditel_skij_klub/gruppa_10/ ;
ведение блога /blogs/melnikova

При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды для занятий театрализованной деятельностью, мы опирались на следующие принципы:
принцип обеспечения права на игру, основополагающий принцип, который позволил воспитанникам реализовать свое право на театрализованную игру, на выбор темы, сюжета, места и времени театрализованных игр;
принцип систематичности, усвоение материала давалось воспитанникам в определенном порядке, системе;
принцип комплексирования и гибкого зонирования, жизненное пространство группы дало возможность построить непересекающиеся сферы активности, это позволило воспитанникам заниматься театрализованной деятельностью, в соответствии с их желаниями и интересами, не мешая друг другу;
принцип активности, который стимулировал активность и познавательную деятельность детей, позволил им свободу выбора и действий;
принцип свободы и самостоятельности, который позволил воспитанникам самостоятельно определить свое отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать; самостоятельно выбирать то, что ему по душе;
принцип новизны, который позволил преодолеть стереотипность и однообразие среды;
принцип универсальности, который позволил изменять игровую среду, трансформировать ее, моделировать развитие игры, делать ее насыщенной и мобильной и др.

Для организации и оснащения театрализованного уголка старшей группы понадобилось театрально-игровое оборудование:
большая и малая ширмы, ограждения, простейшие декорации, изготовленные родителями и детьми;
стойка-вешалка для костюмов,
костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки сказок.
В театрализованной деятельности мы использовали различные виды кукольного театра : театр картинок, пальчиковый, перчаточный, настольный, теневой театр фигур и масок, куклы-марионетки и т.д.
Для театрально-игровой деятельности использовались технические средства: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений, интерактивная доска.

В структуру проекта «Театральный четверг» входят следующие разделы:

1. «Культура и техника речи»;
2. «Основы театральной культуры»;
3. «Основы кукловождения»;
4. «Основы актерского мастерства»

Дополнительные разделы:

5. "Проведение тематических театрализованных праздников";
6. "Проведение тематических досугов и развлечений";
7. "Продуктивные виды деятельности: лепка, аппликация, рисование, конструирование"
Педагогический проект «Театральный четверг» завершается постановкой развлечения, посвященного Дню Защиты Детей, под названием «В гостях у Хозяйки Медной горы».
(см. Приложение+фото)

Формы работы:

Театрализованные игры.
Музыкальные занятия.
Рассказы воспитателя о театре.
Организация спектаклей, открытых занятий для просмотра родителями, показ представлений для малышей.
Беседы-диалоги.
Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
Чтение детской литературы.
Оформление альбома о театре.
Формы родительского собрания «Круглый стол», «Семейные творческие встречи», «Родительская гостиная».
Тематические выставки, конкурсы.
Анкетирование, диагностика, тесты, опрос на любые темы.
Портфолио «Семейного успеха».
«День открытых дверей».
Групповая газета «Дошколёнок».

По окончании театрализованного проекта воспитанники старшей дошкольной группы умеют:
взаимодействовать согласованно, включаясь в действие одновременно и последовательно;
запоминать заданные позы;
запоминать и описывать внешний вид любого ребенка;
произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и с разной интонацией и дикцией;
выразительно прочитать диалоговый стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;
составлять предложения с заданными словами;
сочинять этюды по сказкам; строить диалог.
Таким образом, мы пришли к выводу, что реализованный проект способствует формированию диалоговой речи воспитанников средствами театрализованной деятельности; способствует совершенствованию взаимоотношений между родителями, воспитателями и детьми; воспитывает интерес у детей к проведению совместной театрально-игровой деятельности, формирует желание совместно участвовать в спектаклях, постановках, театрализованных развлечениях и досугах, укреплению здоровья детей с помощью упражнений и гимнастики; мы добились поставленной цели, с помощью опытно - экспериментальной работы, а именно, педагогическим проектом доказали, что проектирование театрализованной игры как средства формирования диалоговой речи у старших дошкольников эффективно при:
создании коммуникативно - диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками;
объединении педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования диалоговой речи дошкольников посредством театрализованной игры;
организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности воспитанника.

Приложение+фото 1.Раздел «Культура и техника речи»:
Тема 1. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ. Упражнение на произношение гласных «И», «Э», «А», «О».
Тема 2. «Разогревающий массаж. Упражнение на произношение гласных и согласных «У», «Ы», «П», «Б».
Тема 3. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. Упражнение на произношение гласных «К», «Г», «Т», «Д».
Тема 4. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. Упражнение на произношение гласных «Т», «Д».
Тема 5. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. Упражнение на произношение гласных «Л», «Р», «Н», «М».
Тема 6. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. Упражнение на произношение гласных «С», «З», «Ш», «Щ».
Тема 7. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. Повторение чистоговорок, скороговорок. Речевая игра с движением «Петрушка».
Тема 8. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. «Игра в дирижера».
2. Раздел «Основы театральной культуры»:
Тема 1. «Что такое театр?». Виды театров: настольный, магнитный, театр на гапитах, конусный театр, на цилиндрах, театр «Рукавичка», пальчиковый и т.д.
Тема 2. «Театр – волшебное царство игры». Ознакомление с различными видами искусства: литература, живопись, музыка, хореография.
Тема 3. «Сказки из бабушкиного сундучка». Понятие театральные профессии: гример, костюмер, актер.
Тема 4. «Тихо! Идет спектакль!». Ознакомление детей с правилами поведения в театре: в зрительном зале, фойе, гардеробе, буфете.
Тема 5. «Все о театре». Рассматривание иллюстраций о театре. Изготовление театральных билетов.
3.Раздел «Основы кукловождения»:
Тема 1. «Удивительный мир кукол!». Виды кукол: настольные, куклы с «живой рукой». Показ способов действия с куклами.
Тема 2. «Сказка на столе». Особенности настольного театра. Обучение способам действия.
Тема 3. «Куклы на сцене». Назначение и удобство театральной ширмы. Возможности ширмы.
Тема 4. «Эти веселые зверушки!». Знакомство с элементами актерского мастерства: подражание и имитация движений героев сказки.
Тема 5. «Вот как я умею!». Этюды на развитие мимики и жестов. Артикуляционная гимнастика.
Тема 6. «Театральная разминка». Тренировка речевого аппарата, различных групп мышц, дыхания.
Тема 7. «Юные актеры». Драматизация сказки «Кто сказал: «Мяу?».
4.Раздел «Основы актерского мастерства»:
Тема 1. «Фантазеры». Понятия «жест», «мимика», «интонация», «диалог».
Тема 2. «В зоопарке». Музыкально-образные характеристики животных, птиц, пластичность жестов.
Тема 3. «Путешествие в мир животных». Имитация повадок животных. Образная характеристика.
Тема 4. «Угадай настроение». Знакомство детей с пиктограммами: радость, грусть, обида, страх, злость, удивление и т.д..
Тема 5. «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем!». Понятие: сценический костюм. Интонационная выразительность речи.
Тема 6. «Мини – сценки из знакомой книжки». Понятие: режиссер, декоратор. Обыгрывание небольших по объему сценок.
5.Раздел «Проведение тематических театрализованных праздников»:
«День знаний»;
«Золотая осень»;
«Новогодний фейерверк»;
«8 марта - праздник мам»;
«День Победы».
6.Раздел «Проведение тематических досугов и развлечений»:
«Сказка о Капельке»;
«Праздник деревянной ложки»;
«Дорожная азбука»;
«В гостях у бабушки Настасьи. Святки-Колядки»;
«Профессия - почтальон»;
«Зимние спортивные соревнования. Как Весна с Зимой силушкой мерялись»;
Итоговое театрализованное развлечение «В гостях у Хозяйки Медной горы», посвященное Дню Защиты детей.
7.Раздел «Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование
Оформление художественных выставок: «День знаний»; «Золотая осень», «Зимний фейерверк», «В гостях у сказки» и т.д.
Атрибуты к досугу по ПДД «Дорожная азбука»; «Погружение в сказочную ситуацию», «Рождественские гуляния»; Масленица».
Оформление выставок: «Ата-баты шли солдаты!», «8 марта», «День Смеха», «День Победы».




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 «Солнышко» комбинированного вида


Педагогический проект

«Народные подвижные игры»

Выполнила

инструктор по

физической культуре

Антошкина Е.В.

п.Свердловский

Аннотация: 4

Паспорт проекта 4

Этапы осуществления проекта: 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Используемая литература 19

Аннотация:

Игры - своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия ; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх - залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.

Взрослые пересчитывались - стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых - охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.

Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались сговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?


Паспорт проекта


Срок проекта:

Участники проекта:

Дети средней группы, воспитатели, родители.

Актуальность:

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность , это способ познания окружающего мира.

Тип проекта :

информационный, игровой.

Цель:

Воспитание и развитие детей на идеях народной педагогики, физическое воспитание детей 4-5 лет.

Задачи:


  • Обучение народным подвижным играм и совместным действиям.

  • Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.

  • Закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр.

  • Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.

  • Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Методы проекта:

игры - подвижные, малой подвижности, хороводные.

Ожидаемый результат:


  • развитие диалогической и монологической речи детей.

  • использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

  • дети умеют играть в русские народные подвижные игры, используют считалки.

  • создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

  • привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр,

Этапы осуществления проекта:


I . Организационный .

Подбор методической литературы;

Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

Разработка занятий;

Подбор музыки.

II .Реализация проекта :

Коммуникация.

1. Заучивание считалок, сговорок.

Художественная литература.

2. Заучивание считалок, сговорок.

Здоровье.

1. Организация и проведение подвижных игр, сохраняющим и укрепляющим физическое здоровье детей.

Безопасность.

1. Объяснение техники безопасности.

Физическая культура.

1. Включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность.

Социализация.

1. Совместная игра.

Познание.

1. Объяснение правил игры.

Музыка.

1. Включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность соответствующей тематики.

III . Обобщающий.

Проведение досуга.


ПРИЛОЖЕНИЕ

ОПИСАНИЕ ИГР

№1
Пастух и стадо
Дети изображают стадо (коровы или овцы) и находятся в хлеву (за условной чертой). Водящий – пастух, он в шапке, за поясом хлыст, в руках рожок, и находится немного поодаль стада. По сигналу «Рожок!» (свисток или музыка) все животные спокойно выходят из домов, бегают, прыгают, ходят по пастбищу, по сигналу «Домой!» все возвращаются в свои дома.

№ 2
Ручеек
Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара,
взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее.

Игра проводится в быстром темпе. Играют, пока не надоест.


№ 3

Пирог
Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).

Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он какой высоконький,
Вот он какой мякошенький,
Вот он какой широконький.
Режъ его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор,

пока не проиграют все в одной из команд.


№ 4

Большой мяч
Игра, в которой необходимо образовать круг. Дети берутся за руки, и выбирается один водящий, который становится в центр круга и около его ног находится большой мяч. Задача игрока, находящегося в центре, ударом ноги по мячу вытолкнуть его за пределы круга. Тот игрок, который пропускает мяч, выходит за пределы круга, а тот, кто попал, становится на его место. При этом все поворачиваются спиной к центру круга и стараются не пропустить мяч уже в центр круга. Важным условием является то, что мяч в течение всей игры нельзя брать в руки .


№ 5

Растеряхи

Дети, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд , берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.

Считалки

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц!

Кто до месяца дойдет,

Тот и прятаться пойдет!

Катилося яблочко

Мимо сада,

Мимо огорода,

Мимо частокола;

Кто его поднимет,

Тот вон выйдет!
Конспект физкультурного досуга для детей средней группы

«Путешествие в мир русских народных игр»
Задачи:

1 .Вызвать у детей интерес к русским народным играм, желание играть в них.

2.Упражнять в выполнении основных видов движений через игровые задания.

3.Доставить детям радость.

4.Воспитывать умение действовать в коллективе, выполнять правила в играх.

Оборудование:

Костюм Бабы Яги, метла, 4 «пенька», 4 ведёрка, русский платок, подарки детям.
Ход досуга: (дети под музыку входят в зал)
Ведущая: Ребята, приглашаю вас отправится в страну русских народных игр!

Игрокросс мы начинаем

Всем здоровья пожелаем!

Прими участие скорей!

Да зови своих друзей!

Всем в дорогу нам пора!

В гости нас зовёт игра!

(под музыку выходит баба яга)

В: Здравствуй бабушка Яга! Как попала ты сюда?
Я га: К вам сегодня заглянула не случайно я друзья,

Игр много собрала и в мешке их принесла!

В: Бабушка яга, а какая твоя самая любимая игра?
Яга: Из спортивной жизни всей обожаю я хоккей!

Мне бы клюшку да ворота- шайбу так забить охота!

А ещё люблю друзья танцевать я до утра!

В: А наши ребята тоже любят танцевать!


Яга: Умеете танцевать?

Сейчас проверю!

На танец становись!

(дети встают врассыпную на ковре)

Музыкально- ритмическая композиция

«Не бывает в наши дни чудес на свете»

(движения показывает баба яга)

В: Баба Яга, читали мы в книжках,что твоя метла волшебной силой обладает!

Яга: Конечно! А иначе как бы я до вас добралась, в такую даль?

(баба яга держит метёлку, а она как- будто вырывается из рук)

Метёлка, стоять!

Что-что? (слушает метёлку) хочешь с ребятами поиграть ?

Давай, попробуем!

ИГРА «Полёт на метле»

Дети встают за бабой ягой,держат друг друга за плечи, под музыку идут,по прямой и «змейкой» вокруг пеньков. По команде «стоп»-дети приседают, баба яга ловит тех кто не присел.


Яга: Ой, метёлочка моя, как же я люблю тебя!

Ждёт вас новая игра- веселитесь детвора!

ИГРА «Метёлка волнуется –раз..»

(«лесная фигура на месте замри»- лиса, медведь, мышка, заяц)


Яга: А давайте устроим заячьи бега!

Игровое задание «Заячьи бега»
Дети выстраиваются в одну шеренгу напротив «пеньков»

Задание: после слов Раз, два, три -не зевай!

Заячьи бега начинай!

Дети прыгают на двух ногах до пенька, побеждает тот,кто прискакал первым.


Вед: Бабушка яга, вижу вы устали, да?
Яга: Да,немного притомилась!

Открываю свой мешок, кто же это? Мой коток!

(баба яга достаёт игрушку- котик)

Сядьте на коврик,поиграет с вами котик!


ИГРА «Котик ниточки мотает»
Построение в круг, сидя по-турецки.

Котик ниточки мотает на клубочек навивает «наматываем ниточки»

Котик ниточки мотает на клубочек навивает!

Калачики, калачики,калачики печёт! «вращаем кулачки»

Пышки, пышки, пышки, пышки! 4 хлопка в ладоши

Калачики, калачики, калачики печёт! То же

Пышки, пышки, пышки, пышки!

Вьюшки, вьюшки, вьюшки вью! «вращаем кулачки»

Колотушки колочу кулачками хлопаем об колени

Приколачиваю! Кулачки друг о друга

Заколачиваю! Ладошки стучат по полу
Яга: Где мешочек мой,подай!

Ты бабуле помогай!(обращается к ребёнку)

(баба яга достаёт из мешка рыбку)

Рыбку очень я люблю, из неё уху варю!

А вы умеете рыбку ловить?

ИГРА « Рыбаки и рыбки»

Два ребёнка –рыбаки, остальные рыбки.

Эй вы кильки и бычки!

Что вам надо, рыбачки?

Будем вас сейчас ловить

И в бочоночках солить

А мы дырочку найдём

И от вас мы уплывём!

Дети «рыбаки»держат друг друга за руки, дети-«рыбки» пробегают «через сети».

Дети,которых поймали рыбаки,становятся рыбками.

Яга: Рыбаки вы- славные, но,

чтобы мне уху сварить-

надо печку растопить!
Игра-соревнование «Кто быстрее соберёт шишки».
Выходят 4 ребёнка.

Встают около своего обруча

В обруче у каждого ребёнка шишки,

в руках ведёрко

по команде:1.2.3.-шишки быстро собери- дети собирают шишки в ведёрки, несут ведёрко Бабе Яге.
Яга: Ой, спасибо вам,ребята! Помогли Яге друзья!

А в мешке моём волшебном ждёт вас новая игра (баба яга достаёт платок из мешка).


ИГРА «Угадай, кто спрятался под платком»
Вед: Уважаемая бабуля, а наши ребята умеют играть в игру, которая так и называется

«Баба Яга».Хочешь с нами поиграть?

Яга: Конечно!
Подвижная игра «Баба яга»

(после игры баба яга берёт мешок)


Вед: Шла баба Яга из за морья

Несла кузов здоровья,

Тому-сему помаленьку,

А Ванюшке весь кузовок.

Яга: Ну спасибо вам, друзья! Вдоволь поиграла я!

Обещаю, впредь не буду

Я детей ловить повсюду

Буду доброй я старушкой

Добродушной и послушной,

Буду спортом заниматься,

И водою обливаться,

И в своём родном лесу

Должность новую внесу:

Буду сказок сказительница,

Леса нашего хранительница!

(баба яга вручает подарки детям)

Мне пора уже прощаться!

Печь топить, уху варить, гостей кормить!

А вам желаю не скучать, в игры русские играть!

(баба яга уходит)

Много есть на белом свете

Игр разных и затей.

Выбирай себе по вкусу!

И учи играть друзей!

(под музыку дети выходят из зала)

Консультация для родителей
«Русские народные подвижные игры для малышей.

Играйте вместе с нами»
На дворе 21 век. Век технологий и прогресса. Стремясь попасть в ногу со временем, мы начинаем забывать родные традиции. Многие родители, отдавая предпочтение компьютерам и иностранным языкам, совершенно не придают значения патриотическому воспитанию, уходящему своими корнями в традиции и историю родного народа.
В последнее время в детских садах и школах традициям и истории России уделяется особое внимание. Как показала практика, прививать любовь к давно ушедшему можно с самого раннего детства. Например, знакомя ребенка с русскими народными подвижными играми, мы:
- развиваем у детей интерес и эмоциональную отзывчивость к народному творчеству;
- расширяем и обогащаем игровые действия детей;
- развиваем двигательную активность;
- укрепляем здоровье детей;
- обогащаем словарь.
Дорогие родители, предлагаем вашему вниманию варианты русских народных подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста, в которые можно играть не только в детском саду, но и дома, и во дворе.

1. Хоровод - игра "Ай, гугу! "


Дети встают в круг. Ведущий ведет детей за собой и произносит слова:
Ай, гугу, гугу, гугу,
Не кружится на лугу.
На лугу - то лужица,
Голова закружится.
Ой, вода! Ой, вода!
Вот беда, так беда!
Прыг - скок, прыг - скок,
Прыгал, прыгал и скакал,
Прямо в лужицу попал!

2. Игра "Платочек"


Дети сидят на стульчиках. Ведущая в центре круга, показывает платочек.
Вот какой у меня платочек,
Пойди, попляши, Катенька, дружочек (повязывает) ,
Всем ребятам Катеньку покажу (показывает) .
Вот - вот, вот как Катенька идет,
Песенку веселую нам поет.
Ты плясать умеешь ли? - Посмотрю.
Маме с папой Катеньку похвалю (дети хлопают, Катя танцует) .
Веселее, Катенька, попляши,
Мы похлопаем от души.
3. Игра "Ворон"
Перед началом игры выбираются пташки (например, воробьи, голосу которых они смогут подражать. Выбирается ворон. Пташки летают, кричат. Из гнезда вылетает ворон и кричит: "Кар - р -р! " Пташки прячутся в домик, ворон пытается их поймать.

Надеемся, что вам понравится играть с малышами и это станет вашей доброй традицией! Удачи!

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Тема: «Значение русских народных игр в воспитании детей дошкольного возраста»

Народные игры в детском саду - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка тому, что он может сделать и в чём он слаб. Играя, он укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми.

Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребёнок получает через игру разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников. Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы и есть универсальная форма поведения человека. Поэтому народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей . У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.

Весёлые подвижные народные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные.

В русских народных играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры- забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов» Шутки и юмор характерны для этих игр. Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка. В чём же преимущество использования русских народных подвижных игр?

Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях: например, чтобы закрепить представление о цветах, оттенках мы с детьми играем в игру «Краски». Детям игра очень нравится. В ней присутствует своеобразие игровых действий: и диалогическая речь, диалог «монаха» и « продавца», прыжки на одной ноге и стихотворный текст.

В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают множество.И, заучивая их наизусть, мы не только прививаем любовь к русскому творчеству, но и развиваем детскую память.

Внимание - необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой и познавательной. Между тем, внимание у дошкольников, как правило, развито слабо. И справиться с этой проблемой помогают народные игры, так как в играх присутствует стихотворный текст, который направляет внимание детей, напоминает правила.

Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

У русских народных игр есть свои признаки: это орнаменталика, считалки, заклички, припевки, небылицы-перевертыши. Познакомимся с каждым из этих признаком поближе.

Игровая орнаменталика - обязательный признак народных игр. К ним можно отнести: язык игры (понятийность, речевой словарь); музыку, ритмику, если она входит в контекст игры; игровые жесты; фольклорные говорилки, жеребьёвки, дразнилки, речевые подковырки, заклички, приговорки, считалки.

Считалка - это рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очерёдность для начала игры. Главными особенностями считалок является то, что в основе их лежит счёт, и то, что по большей части они состоят из бессмысленных слов и созвучий . Это связано с древнейшим правилом запрета на счёт (боязнь потерять урожай, удачу в охоте). Восточные славяне, народа Кавказа, Сибири знают запрет счёта. Это было большим неудобством, и люди придумали так называемый «отрицательный счёт: «ни раз, ни два», «ни три». Древний пересчёт с искажёнными обозначениями чисел весьма естественно перешёл в считалку. Пересчёт в игре - имитация приготовлений взрослых к серьёзным жизненным делам. Со временем, кроме чисел, в неё были внесены новые, художественные элементы. Считалка стала игрой и забавой. Творцом сюжета считалок является не один ребёнок, а вся детская среда, которая создаёт особую субкультуру детства, даже если исполняет произведение в определённый момент один конкретный ребёнок. В главном ребёнок может повторять традиционный, устоявшийся, излюбленный сюжет, но может и внести туда изменения, отражающие интересы своего возраста и среды.

Использование считалок позволяет установить очерёдность в игре, снять напряжение, поскольку «забавные слова», смысл которых неясен, а порой и смешон, увлекает детей, они сами начинают придумывать смешные выражения, а иногда и тексты. В отличие от культуры взрослых, где носителями канонических текстов, как правило, являются письменные источники или народные сказатели, детские фольклорные тексты (к которым, бесспорно, можно отнести и считалки) передаются от одной группы детей к другой. При этом носителем является не отдельно взятый ребёнок, а вся группа детей, как целостный социальный организм. Именно в группе сверстников ребёнок удовлетворяет свои потребности в общении, социальной апробации своего «Я», информации, юморе. Фольклорные тексты передаются от одного поколения детей к другому, но при этом каждый ребёнок способен наделить фольклорное произведение новым смыслом и содержанием. Вариативность, динамизм свойственны фактически всем компонентам детской субкультуры, в том числе и считалкам. Попросите детей рассказать, какие считалки они знают, помогите закончить их, подскажите новые, постепенно создайте возможность для «перехвата» инициативы самими детьми. Старайтесь не упустить возможность постоянно пополнять игровой багаж детей новой считалкой.

Заклички - ещё один орнаментальный компонент народной игры, они относятся к группе фольклора, которая утратила своё значение в мире взрослых и перешла к детям. Это обращения к явлениям неживой природы (к солнцу, дождю, радуге), которые в языческой Руси использовались для определённых земледельческих обрядов. Позднее эти обрядовые действия стали исполняться в детских народных играх, выполняя уже не религиозную, а ритуальную функцию. Чаще всего дети исполняют заклички хором, нередко они становятся игровыми припевками («дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи…», «радуга-дуга, наклони свои рога…»). Именно заклички могут «украсить» любую народную игру, сделать её драматичнее, театральнее. Хор детских голосов, дружно выкрикивающий закличку, создаёт в группе хорошее настроение, побуждает к активному действию, заставляет детей подчиняться определённому игровому ритму.

Игровыми припевками начинают игру, задают условие игры, связывают части игрового действия, нередко игровые песенки сочиняют сами дети. В качестве примера можно привести игру «Золотые ворота».

Проходите, господа, открываем ворота,

Перва мать пройдёт,

Всех детей проведёт.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается.

А на третий раз не пропустим вас.

Дети, которые стояли с поднятыми руками «золотые ворота», на этих словах опускают руки вниз и не пропускают цепочку детей.

Словесные игры, к которым относятся прибаутки и небылицы-перевертыши, традиционно считаются одним из самых трудных жанров для исполнения детьми. У каждого народа существуют подобные игровые песенки, построенные на игре слов. В зарубежных детских антологиях целый отдел «стихотворений без смысла». Вот одно из них, принадлежащее Уильяму Рэнду «Перевёрнутый мир»:

Если бы конь оседлал седока,

Если бы трава стала есть корову,

Если бы мыши охотились за котом,

Если бы мужчина стал женщиной.

Подобное классическое произведение есть и в детской русской литературе, автором его является К. Чуковский, каждый взрослый с детства помнит стихотворение«Путаница»: «Замяукали котята - надоело нам мяукать, мы хотим, как поросята хрюкать……

Это стихотворение основывается на народной прибаутке-перевертыше:

Облоухая свинья на дубу гнездо свила,

Поросила поросят ровным счётом шестьдесят,

Распустила поросят всех по маленьким сучкам,

Поросята визжат, полетать они хотят.

Небылицы-перевертыши - это особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смешением всех реальных связей и отношений. Это откровенные игры-несуразицы. Они нравятся детям любого возраста, но уже шестилетний ребёнок способен не только «оценить» весь комизм ситуаций, но и проникнуться ритмом, поэзией устного слова и нередко придумать смешной ответ. Такие несообразности только оттеняют реальные связи. Юмор становится педагогикой.

Следует также отнести к орнаментальным компонентам игры игровые аксессуары (костюмы, бутафорию, атрибуты). Поэтому уголок «для ряженья» необходимо иметь в группе детского сада, это не только обогатит игровую деятельность детей, но и позволит полноценно организовать театральную деятельность детей.

В народных играх дети активно используют игровой словарь, жестикуляцию, мимику, необходимую по условиям игр (закрыть глаза, отвернуться, произвести счёт). Хореография, подтанцовки, миманс, специальные игровые песенки, ритмика, амулеты органично входят в ту или иную народную игру, придавая ей эмоциональность, воздействуя на предчувствия, предугадывания, воображение, фантазию, что порождает ощущения удовольствия и счастья от игры. Все структурные элементы игры подвижны, они изменяются вместе с развитием игровой деятельности детей и они же изменяют сами игры.

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.

Используемая литература


  • М.Ф.Литвинова. Русские народные подвижные игры. М.: Айрис-пресс, 2003.

  • О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2010г.

  • Картотека русских народных подвижных игр.

Каталог: download -> version
version -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4

Цель педагогического проекта: способствовать социально-личностному

развитию детей старшего возраста через использование игр и игровых

упражнений на основе образовательной системы «Школа 2100».

Задачи педагогического проекта

Обогащать представления о людях, их взаимоотношениях,

эмоциональных и физических состояниях;

Учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации;

Побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости

(пожалеть, утешить, угостить и др.);

Воспитывать культуру поведения и общения;

Углублять представления о семье, родственных отношениях;

Активно выражать доброе отношение к близким;

Знакомить с формами приветствия, прощания, выражения

признательности, обращения с просьбой;

Развивать самоконтроль над своими действиями;

Углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах,

возможностях, достижениях;

Развивать чувство самоуважения, собственного достоинства;

направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных

и справедливых поступков.

Актуальность

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся

одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический

анализ убеждает в необходимости оказывать ребёнку квалифицированную

помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация

дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в

доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной

личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в

соответствии с культурными традициями общества.

Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением

социально-политических и социально-экономических условий жизни, с

нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего

дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги

испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких

негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота,

враждебность и т.п.

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а

значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая

ответственность по воспитанию подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во

взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на

данном современном этапе. Игровая деятельность – дает ребенку

почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у

ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать

реальный результат.

В условиях игр совершенствуется умение детей общаться друг с другом,

выражать свое отношение к поступкам сверстников, обосновывать свои

действия и поступки, отстаивать собственное мнение; развивается умение в

деликатной форме выражать несогласие с предложениями сверстника, его

действиями по распределению ролей, игрушек, обязанностей. Во

взаимоотношениях по ходу игры необходимо стимулировать следование детей

усвоенным нормам поведения, правилам дружеских и коллективных

взаимоотношений, ориентировать на отражение в игровых ролях таких качеств,

как отзывчивость, стремление помочь другому, проявить заботу, выручить из

беды, преодолевая препятствия, и т.п.

Таким образом, использование игровых технологий является одним из

ведущих направлений в социально-личностном развитии детей старшего

возраста.

Гипотеза

Использование игр и игровых упражнений при организации совместной

деятельности с детьми старшего возраста на основе технологий

образовательной системы «Школа 2100» позволит решить задачи социально-

личностного развития более успешно и комфортно для детей.

Проверка гипотезы

Работа над педагогическим проектом включала в себя несколько этапов.

I. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по

вопросу использования игр и игровых упражнений при организации

совместной деятельности с детьми старшего возраста в рамках социально-

личностного развития дошкольников.

Анализ литературы показал, что наиболее полно и систематезировано в

соответствии с задачами социально-личностного развития детей старшего

возраста система игр и упражнение представлена в программе «Школа 2100»,

которая и была взята за основу работы.

II. Мониторинг уровня социализации детей старшего возраста на начало

проектной деятельности показал, что средние показатели по 5 бальной системе

составили:

1. самостоятельно выбирают и придумывают сюжеты игр,

соблюдают ролевое поведение, проявляют инициативу в игре – 3,3

2. оценивают свои возможности, соблюдают правила и преодолевают

правила игры – 2,9

3. моделируют предметно-игровую среду, проявляют интерес к

театрализованной деятельности – 3,2

4. различает ситуацию общения с незнакомым и знакомым взрослым (в

речи, дистанции при общении, поведении) – 3,1

5. при общении со сверстниками может занимать и позицию лидера, и

ведомого в зависимости от ситуации –2,8

6. соблюдает правила поведения в общественных местах (на

праздниках, спектакле) –3,3

Эти параметры являются показателями проблем в развитии детей социального

генеза.

III. Основой построения системы игр и упражнений является ее ориентация на

природную любознательность дошкольника, в том числе на его интерес к себе,

восприятие ребенка сверстниками и взрослыми, поиск своего места в системе

социальных отношений, окружающем мире.

Тренинговые упражнения организуются регулярно с целью снятия

тревожности, страхов детей, преодоления ими неуверенности в общении со

сверстниками, взрослыми. В отличие от традиционных учебных занятий дети

могут свободно перемещаться, занимать удобное положение на ковре, стульях.

Учитывая, что используются только разнообразные игры, релаксационные

упражнения, практически исключается умственная перегрузка, что

способствует эмоциональному подъему и познавательной активности детей.

Совместная деятельность с детьми делится на три этапа.

1. «Я среди других» - решается задача познания ребенком себя через

отношения с окружающими. В совместной деятельности на занятиях и в

повседневной жизни дети совершают открытия своего Я. Они учатся

рассказывать о своих увлечениях, переживаниях, любимых друзьях.

Дошкольнику важно понять, насколько он похож на тех, кто его

окружает, в чем проявляется это сходство и хорошо ли быть похожим на

них.

Однако, вступая в игры со сверстниками, общаясь со взрослыми,

дошкольник делает для себя новое открытие: он не такой, как все. Эти

различия он видит не только в половой принадлежности, но и в

особенностях своей внешности, отношении к окружающему миру. Темы

занятий: «Кто я?», «Какой я?», «Чем мы похожи и чем отличаемся друг от

друга?», «Мы все разные», «Мое настроение», «Я умею…», «Я не боюсь

научиться» или «Если надо – я научусь», «Я и мои друзья», «Я и моя семья»,

«Мои мечты», «Мои сказочные сны», «Веселые сказки», «Рассказ о себе».

2. «Что я могу?» - представлены игры, занятия и тренинговые

упражнения, которые помогут ребёнку познать внутренний мир чувств и

состояний, научиться анализировать их и управлять ими. Занятия

построены в форме сказочных путешествий в страну «Что я могу?»;

используются элементы сказкотерапии, работа детей с песком, что

помогает более глубоко проникнуть в мир ощущений и углубить опыт

самопознания. Продолжается работа по развитию эмоционально-

чувственной сферы детей.

Темы занятий: Вводное. «Путешествие в Синегорье к Орлу Зоркий глаз».

«Путешествие на острова "Загадочные звуки" к Слонихе Чуткие уши».

«Путешествие в пещеру "Чудесные запахи" к Собаке Острый нюх».

«Путешествие на озеро "Вкусная вода" к Лягушке Умный язык».

«Путешествие на "Чувствительные холмы" к Обезьяне Любопытные

руки». «Страна "Что я могу?"» (заключительное).

3. «Я и другие» - совместная деятельность педагога и детей направлена

но поиск ребёнком своего места в обществе сверстников, выделение

своего «Я», противопоставление себя другим, занятие активной позиции

в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне

с другими. Это обеспечивает ребёнку развитие нового уровня его

самосознания на пути к становлению «Я-концепции». В процессе

организации совместной деятельности педагог помогает каждому

ребенку в поиске своего места в обществе сверстников, овладении

способами ненасильственного взаимодействия со сверстниками в

процессе решения конфликтных ситуаций. Детям предлагаются

следующие темы занятий: «Кто ты такой?», «Кто они такие?»,

«Описание человека», «Что я могу делать хорошо?», «Переезд»,

«Смелость», «Дорогая Лена», «В гости к интересному человеку»,

«Трудные ситуации», «Положить этому конец», «Дразнить и докучать»,

«Чью сторону ты примешь?».

IV. Проведение совместной деятельности.

V. Анализ совместной деятельности.

Интерпретация, соотнесение полученных результатов с исходной

гипотезой, формулирование выводов, написание отчёта

[таблица]

1. Самостоятельно выбирают и придумывают сюжеты игр,

договариваются и принимают роль в игре со сверстниками,

соблюдают ролевое поведение, прояляют инициативу в игре.

2. Оценивают свои возможности, соблюдают правила и преодолевают

трудности в дидактических играх, могут объяснить сверстникам

правила игры.

3. Моделируют предметно-игровую среду, проявляют интерес к

театрализованной деятельности.

4. Различает ситуацию общения с незнакомым и знакомым взрослым (в

речи, дистанции при общении, поведении).

5. При общении со сверстниками может занимать и позицию лидера, и

ведомого в зависимости от ситуации.

6. Соблюдает правила поведения в общественных местах (на

праздниках, спектакле).

Анализ совместной деятельности показал, что использование игр и

игровых упражнений при организации совместной деятельности с детьми

старшего возраста на основе образовательной системы «Школа 2100»

позволяет решить задачи социально-личностного развития, значительно

улучшив показатели мониторинга, успешно и комфортно для детей.

В результате совместной деятельности дети стали лучше:

Понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других

людей.

Проявлять уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Видеть друг в друге сходные черты и различия.

Проявлять эмпатию и толерантность.

Описывать свое настроение, понимать настроение других.

Осознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам.

Выражать свои чувства и понимать чувства другого.

Пользоваться терминами, обозначающими различные эмоциональные

состояния человека.

Делиться своими переживаниями, сокровенными чувствами, впечатлениями.

Анализировать и оценивать конфликтные ситуации, правильно реагировать на

Находить конструктивное решение конфликта.

Всё это способствует формированию у детей целостного представления о

себе, определению своего места в обществе сверстников, выделение своего Я,

противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных

социальных отношениях, где его Я выступает наравне с другими. Это

обеспечивает ребенку развитие нового уровня его самосознания, а значит,

решает задачи социально-нравственного развития и воспитания дошкольников.

[Скачать презентацию]

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Вид проекта: Игровой. Творческий.

Цель проекта: Организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания. Собственная деятельность - это деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает и слышит, смотрит и говорит.

Задачи проекта:

1. Развивать у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими.

2. Развивать индивидуальность и сообразительность детей.

3. Формировать у детей навык слаженной работы.

4. Содействовать накоплению игрового опыта детей, предлагая им различные сюжеты и способы взаимодействия со сверстниками.

Участники проекта: дети; педагоги; родители; представители социума.

Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественная литература»,«Музыка», «Художественное творчество», «Безопасность».

Предполагаемые результаты

  • Дети умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию;
  • у детей развивается речевое взаимодействие, память, мышление, внимание, воображение.
  • формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
  • дети учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
  • у них исчезает чувства страха за ошибку.
  • педагоги и родители стараются поддерживать дружеские связи детей, не мешают проявлять самостоятельность, создают условия для общения детей друг с другом.

Направления работы, этапы. Планирование

1. Подготовительный этап

Работа с педагогами. Цели:

  • вызвать у педагогов интерес к проекту;
  • познакомить с его задачами;
  • подвести к видению своего места в проекте;
  • обеспечить педагогов всем необходимым для успешного проведения проекта

Взаимодействие с родителями. Цели:

  • заинтересованность родителей проектом;
  • дать представление о том, как можно участвовать в нем;
  • направить на совместную игровую деятельность с детьми.

Цель: расширить представления дошкольников о сюжетно - ролевых, творческих, интеллектуальных и театрализованных играх.

2. Основной этап

Работа с педагогами. Цели:

  • повышение теоретического и практического уровня профессионализма педагогов;
  • повышение компетентности педагогов ДОУ в организации игровой деятельности (знакомство с новыми сюжетно - ролевыми и другими играми)

Взаимодействие с родителями. Цели:

  • повышение уровня педагогической культуры родителей в области «Социализация» детей дошкольного возраста.
  • заинтересованность родителей проблемой переноса игровой деятельности в семью, организации единого игрового пространства.

Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста. Цели:

  • помочь детям разнообразить, отразить богатство действий лица, изоб-ражаемого ребенком, выделить чётко действия, направленные к разным персонажам игры. развернуть действия в последовательности, строго воссоздающей реальную логику.
  • развитие у дошкольников познавательного интереса, развитие мышления и воображения, обогащение эмоций детей через игру.
  • формирование у детей нравственных качеств: доброты, сочувствия, честности, благодарности;
  • воспитание уважительного и бережного отношения к близким людям, сочувствия, сопереживания;

3. Заключительный этап

Работа с педагогами. Цели:

  • повышение качества игровой деятельности, а через неё, развитие интереса к познавательной деятельности;
  • систематизация накопленного педагогического опыта;

Взаимодействие с родителями. Цели:

  • совместные семейные игры, просматривание спектаклей, мультфильмов с детьми, обогащение детской домашней библиотеки;
  • привлечение к работе родителей по подготовке костюмов и декораций для театрализованных игр

Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста. Цели:

  • развитие творческих способностей детей, закреплять у них желание выразить в игровой деятельности (театрализованные игры по сказке), продуктивной (выставка творческих работ детей «Моя любимая игра», коллективная работа по конструированию «Дворец Чудища», пластилинопластика «Мы играем»), полученные знания, умения, навыки, расширять нравственные представления о проявлении добра и зла;
  • понимать связь между настоящим и будущим родного края (Д/И «Путешествие в прошлое», С/Р игра «Знатоки заказника «Сенгилеевские горы», «Прогулка по улицам города Сенгилея», «Путешествие по Волге»);
  • эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольника (литературная викторина «Сказки у нас в гостях», интеллектуальная игра «Звёздочки»).

Перед внедрением проекта родители ссылались на занятость, незнание и неумение что-либо делать по содержанию проекта, но с ними была проведена следующая работа: беседы с родителями: «Роль игры в развитии речи ребенка », «Роль сказки в воспитании детей», «Семейный театр».

Было проведено анкетирование «Любите ли Вы театр?», «В какие игры играет ваш ребёнок?», консультация: «Справиться с детским непослушанием поможет игра в сказки», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через игру», круглый стол «Театрализованные игры как средство развития речи детей», конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая игра», родительское собрание «Роль игры в воспитании детей».

В уголок для родителей была помещена папка - передвижка «Театральная разминка» с фотографиями детей занятых музыкально - театральной деятельностью, памятка для родителей «Сказка на ночь».

Родители помогли обустроить костюмерную с костюмами сказочных героев, приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам, настольно-печатные игры по мотивам сказок. Всегда помогали в изготовлении декораций и костюмов, приобретали билеты для посещения кукольного театра. Очень активно родители посещали нашу «Театральную гостиную», где смотрели музыкальные спектакли, развлечения, концерты, отмечая успехи своих маленьких артистов: преодоление стеснительности, уверенность в себе, улучшение чёткости и выразительности речи.

Работа по проекту велась не только с родителями, но и с социальными партнерами: работниками библиотеки, музея, магазина, ЗАГСа, почты кинотеатра. Дети выступали на педагогической конференции, на юбилее Сенгилеевского района, где читали стихи, пели песни и танцевали, смотрели весёлый спектакль. Мы часто ходим в местный музей, где нас знакомят с прошлым нашего города, с его обычаями и традициями.

Отчет по проекту

В подготовительной к школе группе «А» реализуется игровой, творческий проект «Играя - учимся, играя - познаём!», в рамках которого у детей формируются навыки игровой деятельности, обогащается практический и игровой опыт ребенка, самостоятельная игра побуждает дошкольников к творческому отображению действительности, расширяются нравственные представления о проявлении добра и зла.

Продолжая осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивается творческое и познавательное мышление дошкольника.

Осуществление проекта строится на основе реализации принципа единства деятельности детей и педагогов, сотрудничества со специалистами ДОУ и семьями воспитанников, сотрудничества с социальными партнёрами.

Проект охватывает различные виды игровой деятельности детей дошкольного возраста. Познавательно-речевая деятельность включает сюжетно - ролевые игры, театрализованные и интеллектуальные игры, экскурсии, целевые прогулки, рассказы, беседы, занятия по темам, включенным в содержание проекта; чтение произведений писателей-земляков. В разделе изобразительного искусства проводятся беседы о богатстве и красоте родного края, беседы о творчестве местных художников с рассматриванием картин, иллюстраций, экскурсии в музей. Полученные знания дети реализуют в игровой и продуктивной деятельности: дидактических и сюжетно - ролевых играх. рисование цветными карандашами или красками по выбору детей «Любимая игра», конструирование из бумаги «Театр цветов», аппликация с использованием нетрадиционных материалов «Сказка про тыкву», лепка с использованием нетрадиционных материалов «Театр для малышек» и др. На музыкальных занятиях дети не только прослушивают и разучивают песни и танцы, слушают классику, но и играют в музыкальные игры, придумывают новые танцевальные зарисовки для сказочных героев.

У родителей расширились возможности сотрудничества со своими детьми, они стали прислушиваться к их мнению. Родители стали осознавать себя более компетентными в организации совместной игровой деятельности детей.

Проект - игровой, творческий, долгосрочный. Реализован в рамках ДОУ с привлечением семьи и социума (библиотека, музей, магазин, почта, детская школа искусств, дом творчества.) Работа с социальными партнёрами продолжается. Дети проявляют потребность в посещении библиотеки, музея, театра.

Проект межпредметный, так как игра включается в НОД по каждой области образования, в нерегламентированную деятельность, в прогулки. В быту, на занятиях, на прогулке, во время просмотра телепередач, рассматривания иллюстраций ребенок усваивает назначение предметов, смысл действий людей, сущность их взаимоотношений, у него формируются первые эмоционально-нравственные оценки. Все это служит источником возникновения замысла игры, постоянного обогащения ее содержания.

Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных в обучающих играх, нацеливают дошкольника на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре.

Предметную среду стараемся изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Новые игрушки для театра, связанные педагогом и родителями, новая одежда для «Ателье». Новая многофункциональная ширма: это и стенд по театрализованной игре, и ширма для кукольного театра взрослых, окошечко в ширме - для детского кукольного театра, это - и декорация для спектакля.

Ребенок в проекте - участник от зарождения идеи до получения результата. Каждый ребёнок вносит свою посильную лепту в общее дело, дети проявляют инициативность, индивидуальность, видят себя в проекте, оценивают своё личное участие, убеждаются в пользе общих усилий для достижения единой цели.

Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально-насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровых задач, стараемся комплексно руководить ее формированием, а именно: обогащать практический и игровой опыт ребенка, организуем деятельность дошкольников в усложняющихся проблемных игровых ситуациях с учетом их конкретного практического опыта, а также игровой среды.

В проект вошли разработанные мною сюжетно - ролевые игры: «Приглашение», «День рождения куклы Кати», «Волшебники нашей группы», «Прогулка по улицам города Сенгилея», «Знатоки заказника «Сенгилеевские горы», «Путешествие по Волге», Театрализованная игра по сказке Аксакова «Аленький цветочек», по сказке Б. Гримм «Заяц и ёж», продолжение сказки А. Волкова «Элли и её друзья». Интересными получились сценарии интеллектуальных игр: «Звёздочки», «Умники и умницы», викторина «Сказки у нас в гостях».

Приложение. Проект.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Разработчики сообщили, когда выйдет третий сезон игры по «Ходячим мертвецам
Изменения ветки советских ст
Тревор Филлипс — лучший протагонист GTA V?