Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Виды ир. Виды игр

Для ребенка в любом возрасте важно всестороннее развитие. Занятия с ребенком дома имеют огромное значение для кругозора вашего чада и ними не стоит пренебрегать.

Развивающие уроки и игры рекомендуется проводить систематически, а не от случая к случаю. Только так они будут приносить плоды. При этом важно составить программу обучения и заниматься примерно в одно и то же время, чтобы малыш привыкал к дисциплине. Как лучше всего организовать развивающие занятия с ребенком, расскажет наша статья.


Время и место для занятий

Одно из главных правил: обязательно соблюдайте режим дня. Выделите отрезок времени специально для занятий – не в ущерб прогулкам на свежем воздухе или сну. Малыши до трех лет способны удерживать внимание не дольше 30 минут. Дошкольники постарше способны заниматься 1-1,5 часа. Учитываете это, от «пересиживаний» проку будет мало – кроха только устанет.
Чтобы уроки шли на пользу, а не в ущерб, нельзя принуждать ребенка заниматься насильно. Развитие должно происходить в игре, малыш при этом должен быть в хорошем настроении. Если ребенок болеет или капризничает, лучше отложить задание.
Для развивающих игр обустройте в детской комнате ребенка специальный творческий уголок. Это место будет ассоциироваться у малыша с занятиями, ему должно быть максимально комфортно находиться на своем рабочем месте. Поэтому для рекомендуется купить столик и стульчик, подходящие ребенку по высоте. Со временем малыш сможет пересесть за парту или собственный письменный стол.

Виды занятий с ребенком дома

Старайтесь выстроить занятия так, чтобы развитие имело комплексное воздействие. Предложите целый ряд игр для ребенка, которые помогут развить внимание и память, логику и мышление. Основа основ – занятия творчеством и физкультурой.
В помощь родителям современные издательства предлагают готовые книжки и пособия с самыми разными заданиями для деток. Можно выбрать качественную рабочую тетрадь и прописи для обучения письму. Обращайте внимание не только на книги, но и на ауди- и видеоматериалы для раннего обучения. Индивидуальный подход к занятиямНе забывайте тщательно готовиться к проведению занятий. Можно воспользоваться готовыми календарными программами, которые публикуются в методических пособиях для воспитателей, или составить собственную программу, которая будет максимально соответствовать возможностям вашего малыша. Существует множество авторских методик, которые при желании можно воплотить в жизнь.
В разные периоды развития характер игр и занятий дома с ребенком можно сильно различаться. Поэтому обязательно учитывай возраст крохи. По возможности проконсультируйтесь с педагогом, который подскажет, какие игры лучше проводить с ребенком.
Например, малыш в возрасте 1-2 лет учится различать геометрические фигуры, может играть с водой, сопоставлять изображения игрушек на картинке, повторять простые действия взрослых, строить башню из нескольких кубиков и т.д.
Учитывая это, вы сможете легко подобрать игрушки, которые окажутся для ребенка полезными: всевозможные сортеры, пирамидки, кубики, куклы. Обязательно объясняйте малышу правила каждой развивающей игры и взаимодействуйте с крохой, как вербально, так и эмоционально.

Примерный план домашних занятий

Каждый урок может иметь свою структуру. К примеру, хорошим началом занятия станет разминка – ручек, голосовых связок, легкая гимнастика. Далее расскажите малышу, о чем будет сегодняшнее занятие. Посвятите время творчеству, таким его видам, как лепка, рисование, создание аппликаций.
Для музыкального развития малыша полезно будет послушать мелодию, выучить песенку или станцевать пару движений. Не завывайте о самой серьезной части занятия, которая включат математику, чтение и письмо.
Подобные занятия могут длиться от получаса до 1,5 часов. Уроки должны прерываться переменками – каждые 5-20 минут в зависимости от возраста ученика. Можно проводить занятия отдельными блоками в течение дня.
Любящие родители, которые хотят вырастить умного, всесторонне развитого малыша, проводят развивающие игры практически с пеленок. Они приучая кроху думать, запоминать, тренироваться физически и открывать способности к творчеству. Как родителям, так и малышу такой подход должен приносить удовольствие – только тогда игры и уроки будут действительно полезны для чада. Надеемся, что наши советы о том, как организовать развивающие занятия дома, помогли вам настроиться на продуктивную работу с ребенком.
Катерина Василенкова

В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные, словесные.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия

труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи). Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета, по какому - либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлечённого, логического мышления.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях («Кукла Наташа заболела», «Устроим кукле комнату»), о литературных произведениях («11у-тешествие в страну сказок»), о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо», «В гостях у куклы Маши»).

Для детей младшей группы даются предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как дети этой группы ещё не могут находить слабозаметные различия между предметами.

В средней группе для использования в игре берутся такие предметы, где разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождение отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умение складывать целое из частей, нанизывать предметы, выкладывать узоры из разнообразных форм.

В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, скажем заботливое отношение к партнёру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят.

Разнообразные игрушки широко используются в дидактических играх.

В игрушках ярко выражены их цвет, форма назначение, величина, материал из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в больницу и др. Здесь происходит активизация знаний о материале, из которого делаются игрушки, а также знания о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которые дети отражают в своих играх. С помощью дидактических игр с подобным содержанием воспитателю удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре. Подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.

Игры с природным материалом всегда вызывают у детей живой интерес, желание играть. Семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки-всё это постоянно используется воспитателем в работе с детьми при организации и проведении дидактических игр. Воспитатель проводит некоторые игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями, при этом закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, классификация) и наряду с этим воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук. Что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребёнка к письму, изобразительной деятельности, т. е. к будущему обучению в школе.

Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости.

Для детей старших групп интересны настольно-печатные игры, в которых отражены явления природы, представлены разные виды транспорта. Эти и подобные им игры требуют от детей припоминания и применения знаний, усвоенных на занятиях, в процессе наблюдений на экскурсиях. Ценными и интересными для старших детей являются игры, в содержании, игровых действиях и правилах которых имеется элемент соревнования в ловкости, точности, быстроте, сообразительности. В каждом детском саду должны быть наборы самых разнообразных игр и созданы условия для свободного доступа детей к ним во время, отведенное для самостоятельной деятельности.

Особую группу составляют игры-забавы, В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержатся шутка, безобидный юмор. Основное их назначение - повеселить, позабавить детей, порадовать их.

Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре - на хождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, и по фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся одна от другой. Затем задание усложняется: ребёнок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолёта, два яблока. И самолёты, и яблоки, изображённые на картинках, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «что растёт в саду (в лесу, в огороде)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Или игра «А что было потом?»: дети подбирают иллюстрацию к какой-либо сказке с учётом последовательности развития сюжетных действий.

Запоминания состава, количества и расположения картинок. Игры переводят так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.

Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знания о количественном и порядковом счёте, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, внизу, сбоку впереди и д.р.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании.

Составления разрезных картинок и кубиков. Задача этого виды игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение и содержание, сюжета картинок. Если в младшей группе картинки разрезают на 2-4 части, то в средней и старших группах целое делят 8-10 частей. При этом для игр в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, предметы одежды и др. для более старших детей на картинке изображается уже сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений. Основное требование заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы детям. Наличие целой картинки облегчает решение задачи. Поэтому для младших групп необходимо давать детям целую картинку для рассматривания, прежде чем будет дано задание - сложить целую картинку из её частей.

Описание рассказа о картине с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество.

Здесь часто ребёнок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегают к имитации движений, скажем рабочего, или к подражанию движениям животного, его голосу. Это игры с детьми младшего возраста.

В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают движение, нарисованное на картине, другие - отгадывают, кто нарисован на картине, что делают там люди.

В этих играх формируются такие ценные качества личности ребёнка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры

Большое значение в речевом развитии детей имеют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова, Дети учатся воспринимать произведения народного творчества: потешки, прибаутки, сказки. Выразительность речи, приобретенная в ходе этих игр, переносится и в самостоятельную сюжетную игру,

Игровые действия в словесных дидактических играх побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов.

Воспитатель добивается, чтобы дети внимательно слушали, точно и правильно называли предметы, учит их по громкости определять, например, кому принадлежит голос — взрослому животному или его детенышу.

Познавательный опыт детей раннего возраста, приобретенный в процессе дидактических игр, оказывает существенное влияние ни обогащение их знаний о свойствах и назначении предметов, На расширение представлений об окружающем мире. В дидактических словесных играх дети приобретают очень ценный в педагогическом отношении опыт драматизации, эмоционального сопереживания и переживания.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как здесь требуется использование приобретённых ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить признаки сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях и др.

Словесные игры чаще используются в целях формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.

Для детей 4-6 лет создаются новые виды словесных игр. Интересны игры, в которых дети решают игровую задачу (узнают время года и различают его признаки в игре «Какое время года?»; называют профессии в игре «Кем быть?», определяют то или иное событие в игре «Когда это бывает?» и т.п.) при восприятии фрагментов из литературных произведений (стихи А.С.Пушкина. И.Никитина, И.Сурикова, С.Маршака, Д. Родари), которые читает (наизусть). Подобные игры ценны тем, что учат, слушан, поэтический текст, воспитывают эстетические переживания, развивают образное мышление.

Не меньшее педагогическое значение имеют игры-загадки, игры-предположен и я («Что было бы, если бы?..»), разработанные А. И. Сорокиной: они стимулируют воображение, развивают логическое мышление, речь. В книге «Чего на свете не бывает?» (под ред. О.М.Дьяченко, Е. Л. Агаевой. М., 1991) представлены словесные игры, которые помогут ребенку научиться сочинять сказки («Шкатулка сказок», «Про что сочиним"."»), разбираться в реальных и нереальных ситуациях («Бывает, не бывает?»).

Итак, по характеру используемого материала дидактические игры делятся на три группы: игры с предметами, настольно печатные игры и словесные игры.

Ценность игр с предметами в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета, по какому - либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлечённого, логического мышления.

Настольно-печатные игры разнообразны, но содержанию, обучающим задачам, оформлению.

Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Исследованиями доказана также эффективность использования словесных дидактических игр в воспитании самостоятельности мышления. Активизируя мышление, игра воздействует на эмоции детей. Показано значение словесных дидактических игр в воспитании индивидуальных качеств ребенка в его умственной деятельности.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Все это затрудняет классификацию игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:

Игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;

Игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;

Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят:

1.Творческие сюжетно-ролевые игры . Понятие «творческая игра» охватывает сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, строительно-конструктивные игры. Содержание творческих игр придумывают сами дети. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в этой группе проявляется с особой полнотой. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т.д.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Действия с предметами, игрушкой осуществляются каждым из играющих детей самостоятельно. Совместные игры возможны при участии взрослого.

Игры драматизации. Им присущи основные черты творческих игр: наличие замысла, сочетание ролевых и реальных действий и отношений и других элементов воображаемой ситуации. Игры строятся на основе литературного произведения: сюжет игры, роли, поступки героев и их речь определяются текстом произведения. Игра драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатства родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Начало работы над игрой-драматизацией состоит в подборе художественного произведения. Важно, чтобы оно заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания. Воспитатель принимает участие в сговоре и подготовке игры. На основе содержания произведения с детьми составляется сюжет игры, распределяются роли, отбирается речевой материал. Воспитатель использует вопросы, советы, повторное чтение произведения, беседы с детьми о проведенной игре и таким образом помогает добиться наибольшей выразительности в изображении героев.



Строительно-конструктивные игры – разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем мире. В строительно-конструктивных играх происходит замещение одних предметов другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала (песка, снега). Все это дает основание считать такую деятельность одним из видов творческой игры. Многие строительно-конструктивные игры протекают в форме ролевой игры. Дети принимают на себя роль строительных рабочих, которые возводят постройку, строительный материал им подвозят шоферы, в перерыв рабочие обедают в столовой, после работы идут в театр и т.д. В процессе игры формируется и развивается ориентировка ребенка в пространстве, умения различать и устанавливать величину и пропорции предмета, пространственные отношения. Таким образом, в строительно-конструктивной игре происходит многогранное развитие умственной деятельности детей.

Две игры с готовым содержанием и правилами предназначены для формирования и развития определенных качеств личности ребенка. В дошкольной педагогике принято делить игры с готовым содержанием и правилами на дидактические, подвижные и музыкальные.



2. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

1) дидактическая задача;

2) игровые действия;

3) правила игры;

4) результат.

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим детям. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Подведение итогов – результат подводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды – победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры. Нарушается это условие, и педагог становится на путь прямого обучения.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка, а для взрослого – это способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

1) в играх с предметами (игрушками, природным материалом) используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установлению последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: младшие школьники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению…), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

2) игры с природным материалом учитель применяет при проведении таких дидактических игр, как “Чьи следы? “, “От какого дерева лист?”, “Разложи листья по убывающей величине” и.т.д. В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

3) настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие задачи. Так, например, игра, основанная на подборе картинок по парам. Ученики объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.

Подбор картинок по общему признаку – классификация. Здесь от учеников требуется обобщения, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в лесу?»

Составление разрезных картинок направлено на развитие у детей умения из отдельных частей составлять целый предмет, логическому мышлению.

Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений направлено на развитие речи, воображения, творчества у младших школьников. Для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, ученик прибегает к имитации движений (например, животного, птицы и.т.д.)

В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

3. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую группу входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка”, “Магазин” и.т.д.

Вторую группу составляют игры, используемые для развития умения сравнивать, сопоставлять, давать правильные умозаключения: “Похож – не похож”, “Кто больше заметит небылиц” и другие.

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: “Кому что нужно?» “Назови три предмета”, “Назови одним словом” В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления: «Краски», «Летает, не летает» и другие.

4. Подвижные игры. В основе их лежат разнообразные движения – ходьба, бег, прыжки, лазанье и т.п. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Активность ребенка, радостные переживания – все это благотворно влияет на самочувствие, настроение, создавая положительный фон для общего физического развития. Подвижные игры включают комплексы движений разного рода. Эти игры формируют способность действовать сообща, воспитывают честность и дисциплинированность. Дети приучаются сговариваться, объединяться для проведения любимых игр, считаться с мнением своих партнеров, справедливо разрешать возникающие конфликты.

5. Традиционные или народные игры. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым. Предметная среда народных игр также традиционна, они сами, и чаще представлена в музеях, а не в детских коллективах. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру.

Юлия Слаутина
Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста

2 слайд

Игра - не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту, формируются нравственные основы личности ребёнка. Игра способствует формированию самооценки дошкольника. В ней первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям.

В игре, как в ведущем виде деятельности дошкольников, активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и заканчивая самыми сложными. Значительно повышается в условиях игровой деятельности (исследование Г. В. Ендовицкой) острота зрения. В игре ребенок раньше и легче выделяет сознательную цель запоминать и припоминать, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях (З. М. Истомина и др.).

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта. В процессе игры формируется символическая (знаковая) функция сознания, которая проявляется в использовании вместо реальных предметов их заместителей (палка - вместо коня, листик - вместо тарелки и т. п.). Использование внешних реальных заместителей переходит в использование заместителей внутренних, образных, а это перестраивает все психические процессы ребенка, позволяет ему строить в уме представления о предметах и явлениях действительности и применять их при решении разнообразных умственных задач.

Важно и то, что в игре активно формируется способность становиться на точку зрения другого человека, партнера по игре, смотреть на вещи с его позиции.

В процессе игровой деятельности у ребёнка формируется воображение как психологическая основа творчества, делающая субъекта способным к созиданию нового в различных сферах деятельности и на разных уровнях значимости.

Игра создаёт (исследования А. В. Запорожца) и благоприятные условия для организации движений дошкольника. Когда ребёнок берёт на себя определенную роль (например, зайца, лисички, кота и др., он сознательно и произвольно воспроизводит определённые движения, характерные для изображаемого персонажа.

Игра является ведущим средством психотерапии в дошкольном возрасте, выполняя при этом диагностическую, терапевтическую, обучающую функции. С успехом используется игровая психотерапия для коррекции, например, страхов, других негативных эмоциональных состояний (А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, О. А. Карабанова).

Ценность игровой деятельности не ограничивается её влиянием на развитие отдельного индивида, ребёнка. Игра обладает большими возможностями для формирования «детского общества».

В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в играх с правилами ребёнок начинает обращать внимание на способ, средства достижения результата, а не только на собственно результат; в них он учится сознательно подчиняться правилам. Использование игры, игровых приемов делает обучение в этом возрасте «сообразным природе ребёнка».

3 слайд.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Светлана Леонидовна Новоселова выделяет три класса игр:

1. Игры, возникающие по инициативе ребёнка:

Самостоятельные игры (игра – экспериментирование)

Самостоятельно-сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные);

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого , который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

Игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные);

Досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные);

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные) , которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные игры (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

Существует несколько групп игр , развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – творческие (сюжетно-ролевые). В этих играх сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

II группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.

Через них дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

4 слайд.

5 слайд.

Режиссёрские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребёнок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя её участников.

В основе сценария лежит непосредственный опыт ребёнка: он отражает событие, зрителем и участником которого был сам.

В режиссёрской игре речь – главный компонент.

Ребёнок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, звукоподражаний.

В этой игре часто используется много персонажей но «активно действующих» обычно бывает не более трех-четырех.

В жизни ребёнка режиссёрская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Но у той и у другой общие корни, а именно: сюжетно-отобразительная игра, в процессе которой ребёнок раннего возраста усваивает способы действия с предметами, овладевает последовательностью игровых действий из личного опыта (кормление куклы, укладывание её спать, купание, осмотр доктором и т. п.).

Особенностью режиссёрской игры является то, что партнёры (игрушки, их заместители) – неодушевлённые предметы и они не имеют своих желаний, интересов, претензий. И это естественно, так как такое игровое общение для маленького ребёнка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнёров, искать с ними общий язык.

6 слайд.

Основой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается во взятии ребёнком на себя роли взрослого, которую он выполняет в созданной им самим игровой обстановке.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии её развития. Такая свобода в реализации замысла игры и полёт фантазии позволяют ребёнку самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальности ещё долго будут ему недоступны. Объединяясь в игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Но самое главное – в игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.

Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого игры подразделяются на:

1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник».

2. Игры на производственные и общественные темы – это труд людей.

3. Игры на героико-патриотические темы – героические подвиги нашего народа.

4. Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в «зайца и волка», в «Чебурашку и крокодила Гену» и т. д.

7 слайд.

В структуре ролевой игры выделяют компоненты:

Роли, которые исполняют дети в процессе игры;

Игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;

Игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.

Отношения между детьми, которое выражаются в репликах, замечаниях – регулируется ход игры.

Роль – это игровая позиция ребёнка: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о нём.

Подчинение ребёнка правилам ролевого поведения является главным элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо из играющих от этих правил вызывает протесты у партнёров по игре.

Роль появляется в игре на третьем году жизни ребёнка.

Развитие роли в игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образцам.

У детей 3 лет преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я – мама, я – водитель, я – врач. Взятая роль придаёт определённую направленность, смысл действия с предметами.

В возрасте 4-5 лет выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: ребёнок хочет не просто играть, у него возникает потребность выполнять ту или иную роль, используя при этом речь, мимику и жесты.

В возрасте 5-7 лет в играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие.

8 слайд.

В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребёнок проходит этапы развития игровой деятельности:

Первый такой этап – ознакомительная игра. Взрослый организует предметно-игровую деятельность, используя разнообразные игрушки, предметы.

На втором этапе появляется отобразительная игра, в которой взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание ребёнка на его целевое назначение.

Третий этап - формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (укладывают куклу, кормят её, катают в коляске, варят еду и т. д.).

Основное условие для развития сюжетно-ролевой игры – это совместные игры взрослого и ребёнка. Педагог обыгрывает ситуации, привлекая к активному участию детей. Например, видоизменяет игровую ситуацию кормления, которую так любят изображать в игре дети раннего возраста: вводит новые персонажи, новые блюда, новую посуду.

Педагог создаёт ситуации, стимулирующие ребёнка к использованию предметов-заместителей, к действиям в воображаемой ситуации.

Для развития сюжетно-отобразительной игры эффективны показы-инсценировки.

Четвертый этап – собственная ролевая игра.

Ролевая игра в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят действия взрослых и их отношения. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

9 слайд.

10 слайд.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события, изменённые детской фантазией, – сюжетом игры.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.

Виды театрализованных игр (по Л. В. Артёмовой):

Игры драматизации;

Режиссёрские.

В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности, производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой-либо сюжет с заранее существующим сценарием, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация касается не только текста, но и сценического действия.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения.

Если они разыгрываются в обычной театральной форме или в форме массового сюжетного зрелища, то такие игры называют театрализациями.

Драматизации основываются на действиях исполнителя, который использует, как правило, куклы.

Исследователь Л. В. Артёмова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников:

1. Игры-драматизации с пальчиками.

Атрибуты ребёнок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, действуя одним или несколькими пальцами, проговаривая текст.

2. Игры-драматизации с куклами бибабо.

В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Такие куклы можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

3. Импровизация – разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.

В режиссерской игре ребёнок не является сценическим персонажем, он действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения (Е. Е. Кравцова). «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, ребёнок использует разные средства вербальной выразительности (интонация и мимика).

Особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Сходство с режиссерской работой в том, что ребёнок организует пространство, сам исполняет роли или сопровождает игру текстом.

Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.

Например, Л. В. Артёмова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров:

1. Настольный театр игрушек.

Используются игрушки, поделки, устойчиво стоящие на столе и не создающие помех при передвижении.

2. Настольный театр картинок.

Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Настроение персонажа передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

3. Стенд-книжка.

Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций.

4. Фланелеграф.

Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки.

5. Теневой театр. Для него необходимы экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

11 слайд.

Условия для развития театрализованных игр:

С раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него .

Воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности .

С этой целью применять разные виды театра, использовать элементы костюмов и атрибутов, которые вызывают у детей огромный интерес и желание поиграть в сказку.

Укреплению интереса способствует участие в оформлении спектакля, в творческой работе по изготовлению театральных игрушек, сочинению инсценировок и учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

Заботиться об оснащении театрализованных игр .

Следует приобретать театральные игрушки, мастерить игрушки-самоделки, создавать фонд костюмов, обновлять декорации, атрибуты. К этой работе подключать членов семей воспитанников.

Уделять серьёзное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр.

Подбор литературы с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. Таким требованиям отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей и содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.

12 слайд.

Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в объединении детей на основе общих интересов, совместной деятельности.

Различие их в том, что в сюжетно-ролевой игре отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.

Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитие их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощение положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется в замысле, решение которого требует предварительного обдумывания: что построить, материал, последовательность строительства.

В процессе строительных игр педагог учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий.

В строительных играх используются как строительные, так и природные материалы: глина, песок, снег, камни и т. д.

13 слайд.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Дидактические игры существуют не один век. Их первым создателем был народ, который подметил удивительную особенность маленьких детей – восприимчивость к обучению в игре. Народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учётом возрастных психофизиологических особенностей ребенка.

Классикой русской народной педагогики стали такие дидактические игры, как «Сорока-белобока», «Гули-гули», «Ладушки», «Прыгунки», «Фанты», «Барыня», «Краски» и многие другие.

Виды дидактических игр:

1. Дидактические игры с предметами развивают мыслительные операции, совершенствуют речь, воспитывают произвольность поведения, память, внимание.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки.

В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например продавца и покупателя.

Игры-инсценировки помогают уточнить представления о разных бытовых ситуациях («Кукла Оля заболела», о литературных произведениях («Путешествие в страну сказок», о нормах поведения («В гостях у куклы Маши»).

Для развития координации и зрительного контроля организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера.

Для малышей используются многочисленные варианты игр с прокатыванием шариков с горки, в воротца, игры с вкладышами, разборными яйцами, шарами, башенками.

Детям 4-6 лет предназначены игры с бирюльками, кеглями, настольным бильярдом.

Развитие координации движений предплечья, кисти и особенно пальцев рук – важные предпосылки для подготовки ребёнка к овладению письмом.

2. Настольно-печатные игры помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы: «Парные картинки», «Лото», «Домино», «Лабиринт», «Разрезные картинки», «Пазлы».

3. Словесные игры. Процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.

Дидактическая игра имеет свою структуру , включающую несколько компонентов.

Обучающая (дидактическая) задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные.

Для детей обучающая задача формулируется как игровая.

Игровые действия – это способы проявления активности ребёнка в игровых целях.

В зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия в дидактической игре.

Детей 2-4 лет в дидактической игре увлекает процесс, а результат игры не интересует. Поэтому игровые действия просты и однотипны: разобрать и собрать пирамидку; отгадать по звукоподражанию, кто кричит (собачка, козочка, корова).

В 4-5 лет дети выполняют игровые действия поочередно (настольно-печатные игры «Лото», «Домино», «Лабиринт»).

В играх детей 5-7 лет преобладают игровые действия умственного характера: проявить наблюдательность, сравнить, припомнить ранее усвоенное, классифицировать предметы и явления по тем или иным признакам и т. д.

Развивающий эффект дидактической игры прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны действия, выполняемые ребёнком. Если педагог, проводя дидактическую игру, действует сам, а дети только наблюдают, то её воспитательно-образовательная ценность пропадает.

Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры.

Обучающая задача, игровые действия и правила взаимосвязаны. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Подлинная игра основана на самостоятельности и самоорганизации детей.

14 слайд.

Подвижные игры являются разновидностью игр с правилами. Подвижной игрой является игра с правилами, во время которой наряду с другими воспитательными задачами в первую очередь выполняется задача развития движений. По сравнению с играми детей других возрастных ступеней характер игр на дошкольной ступени отличается тем, что здесь не обязательно определять победителя. После окончания игры оценивается, как проходила игра, как дети выполняли правила, относились друг к другу. И только в старших группах начинают постепенно вводить элементы соревнования, начинают сравнивать силы команд, отдельных игроков.

Под формой подвижных игр понимается способ её проведения, организации игры, взаимоотношения играющих, обязанности каждого в отдельности или команд. Выражением формы игры является правило.

В многообразии детских подвижных игр выделяют несколько основных типов:

Игры, основанные на ловкости, физической умелости;

Игры, основанные на удаче (где результат не зависит от физической подготовки или умственной компетенции играющих).

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших – перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой.

Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т. д.

В заключении хочется отметить, что игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребёнку радость и удовольствие уже самим своим процессом

Этап дошкольного детства играет значительную роль в проявлении творческих возможностей малыша, пробуждении самостоятельности, становлении и развитии личности человека в целом. Решающим условием формирования индивидуальности ребёнка становится вхождение его в особое измерение детской деятельности. Ведущей моделью поведения и освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра. Во время игры малыш знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт, что такое хорошо и что такое плохо. Ниже разберём, какие условия предписывает ФГОС при формировании игровой деятельности дошкольников.

Современная игровая деятельность для дошкольников по ФГОС

Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.

Мишель де Монтень

Значение, цели и задачи игры

Игра - основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми.

В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях. Персональные психоэмоциональные особенности малыша, его возраст, способности и наклонности определят содержательный контекст игрового процесса.

ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории:

  • младенческий этап (два месяца - один год) – предметная игра, знакомство с предметным миром, приобретение элементарных навыков манипуляции с предметами, близкий эмоциональный контакт с родными;
  • раннее детство (один-три года) – игра с комбинированными и динамическими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых;
  • дошкольный период (три - восемь лет) – более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением определённых правил.

Цели и задачи игры

Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса:

  • Пробуждение интереса - процесс обучения в игровой форме развлекает, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое напряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие.
  • Самопознание и самореализация - малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении, опираться на самостоятельность в конструировании, делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре;
  • Формирование культуры сотрудничества - совместная игра помогает развить психологические навыки солидарности, обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, является прекрасным практическим тренингом по искусству разрешения конфликтов и умению находить компромисс, воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости и собственного достоинства;
  • Социализация - ребёнок учится различать реальную действительность и условную («понарошку»), развивает волевые качества самодисциплины и понимает необходимость следовать нормам и правилам;
  • Развитие коммуникативных навыков - малыш осваивает такой инструмент, как речь для решения проблемы взаимопонимания и передачи информации.
  • Игровая терапия - помогает в преодолении трудностей, возникших в какой-либо сфере деятельности ребёнка.

Принципы организации

  • свободная форма деятельности ребёнка, исключающая принуждение, совершаемая ради получения положительных эмоций от самого процесса, а не только от конечного результата такой деятельности;
  • творческий характер, построенный на принципе инициативности, самобытной импровизации и неординарности;
  • эмоциональный азарт, проявляющийся в духе соперничества и конкуренции;
  • следование правилам, которые прямо или косвенно отражают логическую последовательность и содержательный рисунок игры.

Типология игровой активности дошкольников

Виды

Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры):

  • сюжетно-отобразительная;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • режиссёрская постановка;
  • театрализованная импровизация.

Игры, рождающиеся по инициативе взрослых. Игры с ярко выраженным обучающим характером:

  • дидактические игры с сюжетным рисунком;
  • игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами;
  • подвижные разного уровня интенсивности;
  • дидактические игры с музыкальным сопровождением.

Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности:

  • развлекающие игры;
  • интеллектуальные головоломки и состязания;
  • календарные и тематические праздники, карнавальные представления;
  • театрально-костюмированные;
  • народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого.

Самостоятельная игра

В возрасте от трёх до пяти лет ребёнок начинает открывать для себя удивительный мир сюжетно-ролевой игры, осваивая азы ролевого перевоплощения, имитации поведения какого-либо персонажа из внешнего мира. Базовой основой такой игры является сюжет, в этом возрасте излюбленными становятся бытовые сцены из семейной жизни. Осваивая сначала простейшие манипуляции с предметами, позже с их символическими заместителями, затем подражая социальным ролям взрослых, ребёнок совершенствует механизмы абстрактного мышления и проходит игровую практику изучения различных моделей поведения в обществе.

Сюжетно-отобразительная игра

Сюжетно-отобразительная игра появляется с трёх лет и предваряет более сложную сюжетно-ролевую. Особенностью этой игры является то, что ребёнок играет один, игровые действия сосредотачивает на игрушке, но одухотворённо отображает мир человеческих отношений, эмоции радости или разочарования, реплики спора или одобрения, поведение послушания или бунта. Таким образом, малыш не берёт на себя роль в полном объёме, но в игровых действиях по отношению к игрушке воспроизводит модель поведения, свойственную конкретному человеку.

В возрасте четырёх-пяти лет в игре по-прежнему главными персонажами остаются игрушки, но появляется более яркое эмоциональное воплощение в жестах и мимике, динамических позах самого ребёнка или предмета. Большое значение начинают приобретать так называемые игровые атрибуты, например, машина для водителя, указка для учителя, медицинский халат врача, фуражка военного и т. д.

Все дети, играя с куклами, мечтают о том, чтобы его любимые куклы, мишки и зайчики ожили на самом деле. Механические куклы на это не способны, у них есть ограниченный набор действий. А вот куклы для кукольного театра дают ребенку огромные возможности для развития целого ряда навыков и способностей

Режиссёрская игра

Режиссёрская игра наименее изученный феномен, она обладает исключительно индивидуальным характером, когда малыш, выступая в роли режиссёра и сценариста одновременно, придумывает слова для героев и сам же исполняет их роли, являясь автором и актёром в одном лице. Часто можно наблюдать как ребёнок, всецело поглощённый строительством дома или игрой с любимой куклой, разыгрывает сценки между вымышленными персонажами и, проговаривая их слова, как будто не замечает окружающих.

Виды режиссёрской театральной игры:

  • настольный театр картинок или устойчивых игрушек;
  • театр теней, когда изображения персонажей передаются с помощью подачи света на экран и тёмных фигурок;
  • игры с пальчиковыми картинками, которые ребёнок надевает на кончики пальцев;
  • импровизации с куклами бибабо, состоящими из головы и платья
  • стенд-книжка с переворачивающимися иллюстрациями сюжета

Театрализованная игра

На основе литературного сюжета дети разыгрывают в лицах какую-либо сценку с использованием костюмов или персонажей кукольного театра (напольные или куклы бибабо), может подключаться музыкальное сопровождение или пантомима, хореография, но тогда необходима помощь взрослых. Такие игры учат детей читать настроение или эмоциональное состояние другого человека по его мимике и жестам, развивают чувство эмпатии, учат понимать и чувствовать окружающих людей, следовательно, выстраивать адекватное поведение. Кроме того, герои обычно являются сказочным воплощением добра и зла, светлых и тёмных сил, а как известно, добро всегда побеждает зло в финале сказки. Такая безоговорочная победа добра привлекает детей и становится основой жизненного оптимизма, стимулирует желание подражать положительным персонажам, которые являются воплощением чести и благородства.

Видео: игра «Театр юного зрителя»

Сюжетно-ролевая игра

Для старших дошкольников (6–7 лет) важным будет не обращение к игрушке, а общение с детьми, которые выполняют роли героев игрового сюжета. В этом возрасте ребёнок выходит за пределы бытовых сюжетов, его вдохновляют более широкомасштабные, «глобальные» проекты, например, полёт в космос или кругосветное путешествие, строительство железнодорожной магистрали и т. д.

Классификация сюжетно-ролевых игр:

  • игры на бытовые сцены из реальной жизни («дочки-матери», «поход в гости», «домашние хлопоты»), в которых основным героем является кукла;
  • игры на воспроизведение профессиональной деятельности людей - воспитатель, продавец, водитель, лётчик, магазин, школа и т. д.;
  • игры, сюжетом которых становится военная тематика исторического прошлого;
  • игры на тему популярных сюжетов литературных произведений, кинематографа или мультипликационных фильмов.

Видео: сюжетно - ролевая игра в старшей группе «Строительство спортивного стадиона»

В начале игры нужно проявить изобретательность, придумав идею вокруг которой будут выстраиваться сюжетная канва игры с конкретными сценами и эпизодами. По мере обогащения жизненного опыта ребёнка замысел игры становится более сложным и самостоятельным, но поначалу дети младшего дошкольного возраста часто обращаются за помощью к взрослым.

Развитие в условиях ФГОС

Усложнение игрового мастерства ребёнка проходит три фазы: сначала взрослые являются инициаторами игры и авторами сюжетного замысла, затем требуется только их подсказка, наконец, ребёнок совершенствует свои игровые навыки до уровня полной самостоятельности.

Богатая фантазия ребёнка и творческая импровизация сделают игру оригинальной и разнообразной по своему замыслу, следовательно, более интересной и увлекательной. Для того чтобы игры были действительно интересными и разнообразными требуется проведение серьёзной работы со стороны взрослых по вовлечению ребёнка в познавательную деятельность (пункт 2.6 ФГОС ДО). Эрудированный ребёнок с развитым для своего возраста пониманием окружающего мира, фонтанирует новыми идеями, вовлекая в игру новых участников и наполняя её глубоким содержанием.

Средства педагогической поддержки самостоятельных игр в соответствии с возрастом детей:

  • Первая младшая группа - предметная игра, построенная вокруг незамысловатого сюжета, постепенное введение ребёнка в осмысленную игру в контексте конкретной ситуации.
  • Вторая младшая группа - понимание условного характера игры, развитие индивидуальных умений, обучение игровому взаимодействию в малых группах.
  • Средняя группа - расширение диапазона игр, поддержка понимания необходимости соблюдения правил, поощрение самостоятельных действий, обогащение игрового опыта посредством усложнения сюжета.
  • Старшая группа - дальнейшее усложнение разнонаправленных игр в совместной с воспитателем деятельности.
  • Подготовительная группа - построение детского коллектива на принципах игрового сотрудничества и солидарности, поддержка инициативности и самоорганизации, включение элементов ролевого диалога, творческого фантазирования в условиях самодеятельной игровой среды.

Основные требования к эффективной организации и проведению игры

Две модели поведения взрослого:

  • взрослый является вдохновителем, организатором и координатором игры на основе заранее подготовленного сюжета и подручных средств;
  • взрослый включается в спонтанную инициативу детей, занимая равную позицию с остальными игроками, и может оказывать воздействие на ход игры общими для всех способами. Он может предложить новый персонаж, придумать поворот сюжета и т. д.

Задачи руководства игровой деятельностью детей:

  1. Стимулировать игровое воспроизведение событий повседневной жизни, таким образом, добиваться знакомства с назначением предметов и освоения навыков их практического применения.
  2. Помогать освоить умение видеть, понимать и формулировать задачу игры.
  3. Обучать поиску разнообразных вариантов использования игрушек процессе игры.
  4. Побуждать использование символических предметов, подменяющих объекты из реальной жизни.
  5. Придумывать игровые ситуации с вымышленными предметами.
  6. Формировать опыт замены некоторых игровых действий образами словесной формы выражения.
  7. Пробуждать у детей желание находить различные варианты решения игровой задачи, используя новые комбинации с предметами.
  8. Развивать самостоятельность в принятии решения и поиске разнообразных задач и целей игры.
  9. Прививать игровую культуру, т. е. учить признавать право каждого участника на своё игровое пространство и уважать интересы всех игроков.
  10. Стимулировать проявление живого интереса к играм сверстников.
  11. Учить ставить игровую задачу самому и принимать задачу, поставленную другими.
  12. Поощрять изобретение интересных и необычных игровых задумок.
  13. Обучать умению договариваться.

Однако целенаправленно натаскивать детей на шаблонные игровые действия не желательно, поскольку это может губительно сказаться на проявлении свободного творчества.

Видео: развитие детской инициативы в процессе создания педагогами условий в соответствии с ФГОС

Ролевое поведение ребёнка должно наполняться высоким уровнем художественной выразительности, эмоциональными средствами которой будут жесты и мимика.

Игровые образовательные ситуации

Игровые обучающие ситуации:

  • наглядная иллюстрация - обычно применяется в работе с младшими дошкольниками, воспитатель с помощью наглядного материала разыгрывает обыденные ситуации из реального опыта детей, демонстрируя социально допустимые нормы поведения;
  • обучающие упражнения - практикуется в средней группе, воспитанники принимают активное участие в проигрывании сюжета, обучаясь ролевому регулированию, управлению своим поведением;
  • ситуация-проблема - старший дошкольник в активном действии учится овладевать своими чувствами, находить социально приемлемый выход эмоциям, осознавать и понимать свои переживания, контролировать свои речевые реакции при взаимодействии с другими людьми;
  • оценка - воспитанники подготовительной группы проходят практику анализа своего поведения, пытаются давать обоснованную, аргументированную оценку своим решениям и действиям. Это финальная часть игровой ситуации, она требует квалифицированной помощи со стороны педагога.

Стержнем игровой обучающей ситуации является сценарий, вокруг которого выстраивается обсуждение: беседа, эксперимент, театральная постановка, путешествие, конструирование и т. д.

Видео: интерактивные обучающие упражнения по изучению правил дорожного движения

Видео: детский спектакль про маленькие зубки

Игра эксперимент - вид дидактической игры, интерактивная форма проведения учебного занятия, во время которой организуется наглядное моделирование, имитация изучаемых явлений.

Ребёнок путём экспериментально-исследовательской деятельности получает новые знания или приобретает навыки.

«Как распространяется звук»

С помощью нехитрых приспособлений, таких как тазик с водой или небольшой бассейн, монеток или деталей конструктора педагог предлагает малышам разобраться с происхождением физического явления передачи звука. Дети, бросая монетки в ёмкость с водой, замечают волнообразно расходящиеся по воде круги. Воспитатель поясняет, что такими же волнами, но по воздуху до нас доносятся звуки от собеседника или от другого источника звука.

Видео: фрагмент занятия - эксперимента «Воздух вокруг нас»

Видео: сюжетно-ролевая игровая ситуация «Путешествие»

Социо-игровая технология для дошкольников по ФГОС

Эта технология представляет собой организацию обучения в условных ситуациях, которые помогают воспроизвести и освоить общественный опыт во всём его многообразии, т. е. знаниях, умениях, эмоциональной деятельности и социальных оценках. Проще говоря, это образование в форме развлечения, игры.

Программа нацелена на формирование таких образовательных навыков:

  • умение определять главное, анализировать, сравнивать;
  • производить операцию обобщения по группе признаков;
  • различать реальные события от условных;
  • овладение психологическими навыками самообладания, быстроты реакции на слово, развитие сообразительности.

Эта современная технология является формой игрового образования, но делает акцент на социально-коммуникативную сферу развития ребёнка.

Технология опирается на свободомыслие, свободу выбора и действия ребёнка с обязательным учётом предварительной договорённости и соблюдении установленных правил. Это технология развивает навыки обмена мнениями, ведения оживлённой дискуссии, но при этом вносит деловую упорядоченность, организованность в поведение воспитанников. Такой педагогический метод предлагает организацию работы детей в небольших группах (компаниях) в качестве оптимальной для достижения образовательных целей. Важнейшим условием социо-игровой технологии является принцип частой сменяемости состава групп, для того чтобы избежать противопоставления «свои» - «чужие», кроме того, смена обстоятельств общения позволит ребёнку полнее раскрыть свой характер.

Видео: социо-игровой подход в развитии коммуникативных навыков дошкольников по ФГОС

Правила поведения воспитателя в практической реализации социо-игровой технологии:

  • абсолютно исключить авторитарность и диктат, кроме тех ситуаций, которые могут представлять потенциальную опасность здоровью детей;
  • занимать демократическую позицию наравне со всем участниками совместной деятельности;
  • держать паузу невмешательства и молчания, такое поведение даст детям возможность проявить самостоятельность в решении проблемы или конфликта;
  • брать во внимание реальные возможности детей, но стараться расширять зоны самостоятельности, не разжёвывать знания и не давать готовых алгоритмов;
  • помочь ребёнку преодолеть робость и неуверенность, имея в педагогическом резерве набор упражнений, которые повысят самооценку, придадут уверенность в собственных силах;
  • уходить от чёткой постановки цели, более приемлемо создание условий для открытия интеллектуального и творческого потенциала ребёнка;
  • в проведении этапа презентации давать первое слово малоактивным детям.

Организация игрового пространства на основе требований ФГОС ДО

П. 3.3 предусматривает:

  • Для воспитанников младшей группы предметно-пространственную среду необходимо обустраивать с учётом сохранения большого свободного пространства для удовлетворения потребности детей этого возраста в свободном, активном движении, таком как лазание, игра на полу.
  • Детям, которые перешли в среднюю группу необходимо обустроить центр сюжетно-ролевых ситуаций с ярким, интересным инвентарём, мягким уголком с уютной мебелью и игрушками. Например, замечательно будет организовать в помещении группы центр театрального искусства, «Магазин», «Больницу», «Кухню», «Салон красоты».
  • Предметное пространство средней и старшей группы должно наполняться конструкторами, строительным материалом, зонами настольных игр (лото, шашки, домино), разнообразными развивающими макетами, поскольку пятилетки и шестилетки создают целые игровые миры, вовлекая в них своих сверстников, обретая совместный опыт коллективного сотрудничества. Не стоит забывать, что организация пространства, в которой находится ребёнок, не должна лишать его права на уединение и спокойную сосредоточенную деятельность.

П. 3.3.5 разрешает образовательной организации самостоятельно определять игровое оборудование. Согласно требованиям ФГОС ДО набор игрушек должен пополняться постепенно, периодически меняться в соответствии с возрастом и жизненным опытом детей.

Видео: организация игрового пространства для сюжетно-ролевые деятельности детей

Компьюторно-игровой комплекс

Занятия по программе компьютерного образования, основанной на современных научных разработках в области развивающих технологий, предназначена для воспитанников старшей и подготовительной групп.

  • интеллектуальное развитие, обучение решению задач;
  • формирование умственных способностей к анализу и синтезу;
  • тренировка внимания, памяти;
  • развитие логических операций, ассоциативного и пространственного мышления;
  • расширение круга математических знаний;
  • развитие любознательности, обогащение знаний об окружающем мире;
  • формирование графических умений, развитие творческих способностей;
  • развитие практических навыков владения компьютером.

Пример заданий компьютерного обучения

Логическое задание Изучение геометрических фигур Обучение счёту и навыкам сравнения (больше- меньше) Обучение навыкам чтения схематических карт

Проведение анализа

Диагностика игровой деятельности проводится педагогом на основе наблюдения за игровыми ситуациями, которые дети проигрывают самостоятельно. В младших группах рекомендуется проводить диагностику три раза в год с целью корректирования деятельности педагога по совершенствованию игровых навыков воспитанников. В старшем дошкольном возрасте целесообразно проводить диагностическое исследование в начале учебного года и в конце.

Анализ профессиональных умений воспитателя проводит старший воспитатель или методист.

На что обратить внимание:

  • Кто из детей выступил в роли инициатора игры.
  • Был ли предварительный план.
  • Какое количество детей принимало участие в игре.
  • Перечень ролей и их распределение.
  • Какие игровые действия совершали игроки.
  • Что находилось в фокусе внимания детей: предметы или отношения.
  • Какие новые игровые ситуации были введены.
  • Продолжительность игры.
  • Ситуация была проиграна полностью или оборвалась неожиданно.
  • Уровень самостоятельности детей в игре.
  • Как выстраивались отношения между детьми.
  • Выходил ли кто-то из детей из игры спонтанно.
  • Возникали ли конфликтные ситуации.
  • Взаимоотношения воспитателя и детей.

Педагогические приёмы, которые применял педагог для совершенствования сюжетно-ролевых умений детей:

  • путём бесед, чтения художественной литературы, показа иллюстраций стремился расширить знания детей, которые помогут сделать игру интереснее;
  • проявлял заинтересованность игровой деятельностью детей;
  • предлагал новый поворот сюжета или новых персонажей;
  • предоставлял необходимое оборудование для игры или проводил занятие по изготовлению его вручную;
  • координировал действия воспитанников прямыми указаниями или дополнительными вопросами: «Причеши куклу», «Построй дом», «Кто будет машинистом поезда?» и т. д.;
  • воспитатель выполнял главную или второстепенную роль?

Приёмы для развития отношений между детьми во время игры:

  • старался заинтересовать и увлечь игрой робких, несмелых воспитанников;
  • объединял детей для игры;
  • поощрял самостоятельное распределение ролей или игрушек самими детьми;
  • сглаживал или нейтрализовал конфликты между воспитанниками из-за нарушения правил или несправедливого распределение ролей.

Диагностический протокол уровня развития игровых навыков детей

Показатели развития

Фамилия, имя ребёнка

1 2
I . Содержание игры
1. Замысел игры появляется:
а) с помощью взрослого;
б) самостоятельно
2. Разнообразие замыслов
3. Количество игровых задач
4. Разнообразие игровых задач
5. Самостоятельность при постановке задач:
а) вставит взрослый;
б) с помощью взрослого;
в) самостоятельно
II . Способы решения игровых задач
6. Разнообразие игровых действий с игрушками
7. Степень обобщенности игровых действий с игрушками:
а) развёрнутые;
б) обобщённые
8. Игровые действия с предметами-заместителями:
а) с помощью взрослого;
б) самостоятельно
9. Игровые действия с воображаемыми предметами:
а) с помощью взрослого;
б) самостоятельно
10. Принимает роль
11. Разнообразие ролевых действий
12. Выразительность ролевых высказываний
13. Наличие ролевых высказываний
14. Ролевые высказывания возникают по инициативе:
а) взрослого;
б) ребёнка
15. Ролевая беседа возникает:
а) со взрослым;
б) со сверстником
16. Ролевая беседа возникает по инициативе:
а) взрослого;
б) ребёнка
17. Содержательность ролевой беседы
III . Взаимодействие детей в игре
18. Вступает во взаимодействие:
а) со взрослым;
б) со сверстником
19. Ставит игровые задачи:
а) взрослому;
б) сверстнику
20. Принимает игровые задачи:
а) от взрослого;
б) от сверстника;
в) отказывается
21. Длительность взаимодействия:
а) кратковременное;
б) длительное

Картотека игр для дошкольников

Мастерство педагога красноречивее всего проявляется в его умении организовать самостоятельную деятельность своих воспитанников. Воспитателю необходимо умело направить каждого малыша на занимательную, но в то же время полезную игру, при этом важно опираться на инициативность, развивать любознательность ребёнка. Внимательный и заботливый педагог правильно распределит детей по игровым задачам так, чтобы они не мешали друг другу, проявит чуткость и справедливость в разрешении конфликтной ситуации, возникшей во время игры. Таким образом, от уровня профессиональной подготовки воспитателя зависит гармоничное творческое развитие детей.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Разработчики сообщили, когда выйдет третий сезон игры по «Ходячим мертвецам
Изменения ветки советских ст
Тревор Филлипс — лучший протагонист GTA V?