Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Упражнения по познавательному развитию. Занятие по развитию познавательных способностей дошкольников

Схема развития любого вида деятельности:

сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослыми,

затем в совместной деятельности со сверстниками

и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребёнка.

Л. С. Выготский

В философии «познание» - это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе. Развитие познавательной деятельности в дошкольном детстве обеспечивает формирование таких умений, как умение учиться, получать образование в течение всей жизнедеятельности.

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие ФГОС ДО, согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности и трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом:

Развитие любознательности и познавательной мотивации;

Формирование познавательных действий, становление сознания;

Развитие воображения и творческой активности;

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста как эволюционный процесс проходит несколько стадий: любопытство, любознательность, стадия развития познавательного интереса, стадия развития познавательной активности, которые переходят от низшей к высшей в совместной специально организованной деятельности Значимого взрослого и ребенка.

Так, на стадии любопытства дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью, яркостью, необычностью самого предмета. Любознательность представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка дошкольного возраста проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого, на этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью. Новым качеством познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы; познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность , основой развития которой служит целостный акт познавательной деятельности. Источником познавательной активности является познавательная потребность , и процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

Отмеченные стадии познавательного развития не существуют изолированно друг от друга; на практике они представляют собой чрезвычайно сложные сочетания и взаимосвязи и характеризуют познавательное развитие ребенка как эволюционный процесс.

Финишные показатели познавательного развития дошкольника:

это первичное, обобщенное отношение к миру:

познавательное отношение - мир удивителен, полон тайн и загадок - я хочу их узнать и разгадать;

бережное отношение - мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны - я хочу защитить мой мир, ему нельзя вредить;

созидательное отношение - мир так прекрасен, - я хочу сохранить и приумножить эту красоту.

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Методика познавательного развития детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:

когнитивный, направленный на получение ребенком информации об окружающем мире (через сенсорное познание, решение познавательных задач, интеллектуальные умения) и формирующий целостную картину мира;

деятельностный, отражающий организацию разных видов детской деятельности (сюжетно-ролевая игра, проектная и исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, экспериментирование, направленной на формирование познавательной активности ребенка;

эмоционально-чувственный, определяющий отношение ребенка к познанию окружающего мира.

В работе с дошкольниками используются познавательные задачи , под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование,

оторое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность , обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

В практике современных дошкольных организаций используются следующие типы проектов:

Исследовательские проекты (они требуют хорошо продуманной структуры, полностью подчинены логике исследования, предполагают выдвижение предположения решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных. Дети экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования) ;

Творческие проекты (как правило, данные типы проектов не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, который может быть оформлен как сценарий видеофильма, драматизации, программы праздника, альбома. Представление же результатов может проходить в форме праздника, видеофильма, драматизации, спортивной игры, развлечения) ;

Игровые (ролевые) проекты (структура данных проектов также только намечается и остается открытой до завершения работы). Дети принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Например, дети

Информационно – практико - ориентированные проекты (они изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Причем результат проекта обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Дети собирают информацию, обсуждают её и реализуют, ориентируясь на социальные интересы; результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей) .

В последнее время в дошкольном образовании широко используется исследовательская деятельность , которая в наиболее полном, развернутом виде предполагает следующее:

– ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

– предлагает возможные решения;

– проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

– делает выводы в соответствии с результатами проверки;

– применяет выводы к новым данным;

– делает обобщения.

Таким образом, используя экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от любопытства до познавательной активности.

Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей - наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации.

Для того, чтобы обеспечить развитие личности воспитанников, необходимо в каждой возрастной группе создать развивающую предметно – пространственную среду.

Хотелось бы обратить внимание на главу 3, параграф 3.3 ФГОС ДО, где перечислены конкретные требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ.

Одним из важных условий при создании развивающей предметно – пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников. Соответствие возрасту – одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку.

Мероприятия, спланированные вне занятий, являются обязательной составной частью системы познавательного развития ребенка. Именно на таких мероприятиях педагоги имеют возможность не только закреплять, уточнять, расширять, систематизировать накопленные представления детей; но и вводить новые содержания.

Формы мероприятий, проводимые вне занятий

Традиция «Наши славные дела»;

Познавательные вечера;

Рассказы педагогов «Знаете ли вы… »;

Подбор материала о животных и растениях;

Выращивание рассады вместе с детьми;

Календарь жизни группы;

Коллекционирование.

Таким образом, чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, тем успешнее будет для него начало школьного детства. Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме.

www.maam.ru

Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Познавательное развитие»

Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Познавательное развитие»

Добрый день, уважаемые коллеги! В начале нашей встречи для активизации на позитивную, продуктивную и успешную работу, мне хочется предложить вам принять участие в «Квик – настройке». В ее содержании используются различные методы и технологии. Мне хочется предложить вам сегодня «Метод незаконченных предложений», который позволяет выявить осознаваемые и неосознаваемые установки участников, показывает отношение к какой-либо проблеме. Предлагаю вам закончить высказывания знаменитых людей: психологов, педагогов и философов по теме нашей встречи.

Итак, первое высказывание Василия АлександровичаСухомлинского: «Игра – это искра, зажигающая огонек… » (пытливости и любознательности). И действительно, без игры нет, и не может быть полноценного познавательного развития детей в дошкольном возрасте.

Второе высказывание Абрахама Харольда Маслоу: «Развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем… » (предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели). Это высказывание говорит о том, что у каждого человека, а тем более у ребенка дошкольного возраста существует постоянная внутренняя потребность познания новых истин.

Третье высказывание Артура Владимировича Петровского: «Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих… » (психическое развитие дошкольника). Вы правы, поскольку познавательная активность, и по-мнению Дианы Борисовны Богоявленской, – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образование.

И последнее высказывание Людмилы Александровны Беляевой: «Одним из основных побудителей познавательной активности детей является… » (педагог).

И действительно, педагог – профессионал, владеющий необходимыми личностными качествами (стремлением к саморазвитию, творческим потенциалом, тактичностью и терпимостью в отношениях с детьми и родителями, арсеналом необходимого педагогического инструментария, может увлечь, заинтересовать и способствовать развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста, что во многом зависит от методов, с помощью которых педагог организовывает процесс познания воспитанников (вы можете познакомиться с ними в предложенных вашему вниманию информационных буклетах) .

Известны методы, стимулирующие процесс познания:

Метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка) ;

Метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;

Метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;

Метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили, когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.

Педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность у детей дошкольного возраста (это декламирует и Профессиональный стандарт педагога, вступающий в силу с января 2015г.) .

Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста требует от педагога проявления творческого подхода к организации педагогического процесса.

Признаками творческой личности педагога являются:

1. Стремление к саморазвитию.

2. Способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок.

3. Умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу.

4. Способность отказаться от ориентации на авторитеты.

5. Умение представить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте.

6. Способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации) .

7. Готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению.

8. Креативность, то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.

В наших руках, руках педагогов и возможность создания в ДОУ атмосферы доброжелательности и позитива, развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей познавательную и творческую активность у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. Итак, разберемся подробнее…

Сенсорное развитие. ФЭМП. Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей (это «Культура быта» в младшей и средней группах; «Природа и ребенок» во всех возрастных группах; «Мир, в котором мы живем» в старшей и подготовительной группах) .

В соответствии с ФГОС ДО целью познавательного развития детей дошкольного возраста стало развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности предполагает решение следующих задач: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

От возраста к возрасту задачи развития познавательно – исследовательской деятельности усложняются. В младшем дошкольном возрасте это: Сенсорное развитие. ФЭМП. Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей (это «Культура быта»; «Природа и ребенок») .

На этапе завершения дошкольного образования:

У ребенка должны быть сформированы следующие навыки и умения, например:

Устанавливать простые связи между явлениями и между предметами, предсказывать изменения предметов в результате воздействия на них, прогнозировать эффект от своих действий, находить причины и следствие («Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности») ;

Выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, различные звуки; умение классифицировать предметы по общим качествам («Сенсорное развитие») ;

Считать в пределах освоенных чисел и определять отношение предыдущего и последующего в числовом ряду; решать арифметические задачи на сложение и вычитание; делить предметы на равные и не равные части, понимать соотношение части и целого; считать со сменой основания; выделять формы окружающих предметов, определять их положение в пространстве и положение своего тела в нем («ФЭМП») ;

Знание символики родного города и государства, осознанность детьми принадлежности к своему народу («Мир, в котором мы живем») .

Элементарное представление о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания («Природа и ребенок»)

Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС в разных возрастных группах ДОУ, необходимо помнить, что ее содержание в развитии личности, мотивации и способностей детей дошкольного возраста в различных видах деятельности в области познавательного развития должно определяться содержанием непосредственно образовательной деятельности и возрастной категорией детей.

Требования к их содержанию и наполняемости в соответствии с возрастной группой рекомендуется отразить в разработанных паспортах центров в группе, в которых педагогами проводится самоанализ РППС в группах по образовательной области «Познавательное развитие». С примерами некоторых из них вы можете познакомиться позже (демонстрация паспортов Уголка конструирования и Уголка природы).

Так, например, в группе в этом направлении развития детей дошкольного возраста могут быть представлены следующие Центры игровой активности:

Центр конструирования.

Центр экспериментирования и уголок природы.

Центр логики и размышления.

Центр сенсорных игр.

Центр дружбы народов мира.

Таким образом, решающую роль в построении РППС, стимулирующей познавательную и творческую активность у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО, в организации познавательно-исследовательской деятельности детей принадлежит педагогу. От него главным образом и используемых им в педагогической практике методов организации процесса познания во многом зависит уровень развития познавательной активности, познавательных интересов и познавательных способностей его воспитанников.

Прикреплённые файлы:

o-v-pozn-razv_04kr8.pptx | 4937,52 Кб | Скачан: 201

www.maam.ru

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС

Слайд. 2. Основными принципами ДО в соответствии Государственным стандартом является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

ФГОС ДО особое внимание уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:

– организация решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе с детьми;

– использование проектирования.

Слайд. 3. Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В работе с дошкольниками используются познавательные задачи. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников я использую комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Опыты – словно фокусы, а для детей – это чудо. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ».

Слайд. 4. Одним из условий решения задач опытно-экспериментальной деятельности является организация развивающей среды, которая обеспечивает развитие активной самостоятельной детской деятельности.

В нашей группе мы создали уголок «Детская научная лаборатория». Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности. Лаборатория реализует следующие типы экспериментов:

1. Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;

2. Коллекционирование (камни, гербарий.)

Для реализации заявленных экспериментов в детской научной лаборатории определено место

Для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.) ;

Для приборов и хранения материалов (природного, "бросового") ;

Для проведения опытов;

Для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) .

В результате у ребенка формируется такие начально-ключевые компетентности как социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом) ; коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений) ; информационная осведомленность (через опыты, наблюдения дети получают знания) ; деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения) .

Слайд5. Летом экспериментальную деятельность мы проводим на улице, ребята с помощью картинок с рисунками, на которых изображены материалы для опытов, сами выбирают какой эксперимент они хотят провести.

Слайд. 6. Опыт «Солнце дарит нам тепло и свет», целью эксперимента было дать детям представление о том, что солнце является источником тепла и света. В ходе эксперимента ребята убедились, что не все предметы одинаково быстро нагреваются, темные предметы нагреваются сильнее, чем больше тепловых лучей поглощает какое-либо тело, тем выше становится его температура.

Слайд. 7. Опыты «Песочная страна» и «Водяная мельница», целью первого опыта было выделить свойства песка, сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить. Задачей второго опыта было дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Слайд. 8. Работа по познавательной деятельности проводиться на экологической тропе «Чудесное рядом», там расположена площадка для детского экспериментирования на которой мы проводили опыт «Где вода? », задачей опыта было выявить, что песок и глина по разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. Дети сделали вывод, что вся вода ушла в песок (частички не прилипают к друг другу, но стоит на поверхности глины (у глины частички ближе к друг другу, не пропускают воду) .

Слайд. 9. Эксперимент «Воздух вокруг нас», в этом опыте моей задачей было показать детям что воздух существует в окружающем пространстве, и выявить его свойство невидимость.

Слайд. 10. В рамках дня науки мы с детьми проводили развлечение с элементами экспериментирования «Праздник мыльных пузырей», целью которого было:

1. Научится делать самим мыльные пузыри.

2. Научиться пускать пузыри различными способами.

3. Создать праздничную атмосферу, доставить радость, хорошее настроение.

4. Вызвать желание детей экспериментировать, развивать своё воображение и фантазию.

Ребята сами научились готовить мыльные пузыри, узнали новые способы пускания мыльных пузырей.

Слайд. 11. В рамках проведения открытого занятия «Что умеет ветер» по окружающему миру, мною была разработана дидактическая игра «Волшебные полянки», по условиям игры ребята оказались на двух волшебных полянках с ветреной и безветренной погодой, ребятам раздавались карточки с изображением погодных условий, и дети самостоятельно выбирали к какой полянке подходят данные иллюстрации.

Слайд. 12. К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Помимо имеющейся опытно-экспериментальной площадки «Ветерок», расположенной на территории нашего учреждения, с целью обеспечения максимальной реализации образовательного потенциала пространства детского сада, был реализован проект по созданию мини-музея «У природы нет плохой погоды», который был оформлен и пополнен силами родителей: словесными и иллюстративными материалами, обеспечивая еще более углубленные знания детей о природных явлениях, «народных» прогнозах погоды, о «живых барометрах». Представлены макеты «Использование силы ветра человеком», самостоятельные приборы помощники: дождемеры, барометры, ловушки для ветра и т. п.

Слайд. 13. Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. Используя экспериментирование и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, мы стараемся обеспечивать стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников с соответствие с ФГОС.

Прикреплённые файлы:

salina_eeigv.pptx | 7870,19 Кб | Скачан: 59

www.maam.ru

Реализация задач образовательной области "Познавательное развитие" в ДОУ в Красноярске по цене от 5 000 руб., заказать в компании СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Компания СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ зарегистрирована на портале dk.ru 24.06.2014

Описание услуги Реализация задач образовательной области "Познавательное развитие" в ДОУ:

Дистанционная программа повышения квалификации:

Реализация задач образовательной области «Познавательное развитие» в ДОУ по ФГОС

Задачи :

  • сформировать у слушателей знания о современных подходах к решению задач образовательной области «Познавательное развитие» в ДОУ;

– способствовать развитию опыта решения практических педагогических задач из образовательной области «Познавательное развитие»;

– обобщить знания слушателей курсов повышения квалификации по формированию у дошкольников элементарных математических представлений в ходе решения задач образовательной области «Познавательное развитие»;

– предоставить слушателем курсов повышения квалификации возможность ознакомиться с примерами решения задач образовательной области «Познавательное развитие» в ДОУ в соответствии с ФГОС.

По окончании программы слушатель должен:

знать:

– основные понятия курса: образовательная область, образовательная область «Познавательное развитие»,познавательная деятельность дошкольников, познавательная компетентность дошкольников, познавательная направленность, познание, познавательные процессы;

– позиции педагога в современном образовании и его профессионально-личностные ориентации;

– основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развитиядошкольного образования;

– задачи образовательной области «Познавательное развитие»;

уметь:

– планировать результаты освоения детьми раздела «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

– развивать детскую познавательную активность;

– создавать условия, побуждающие дошкольников к самостоятельной познавательной активности;

– оказывать прямое педагогическое воздействие на познавательную активность дошкольников;

– организовать познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников;

владеть:

навыками применения в практической деятельности системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения раздела «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

– навыками организации исследовательской и проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении при решении задач образовательной области «Познавательное развитие»;

– навыками использования интерактивных форм взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с родителями через совместную проектную деятельность при решении задач образовательной области «Познавательное развитие»;

– способами осуществления психолого-педагогической работы по освоению дошкольниками образовательной области «Познавательное развитие».

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ. Развитие познавательной деятельности

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

Что дает познавательная деятельность

В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание.

Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.

В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.

В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.

Что такое ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет определенную совокупность задач и требований к качеству образования и воспитания детей дошкольного возраста, а именно:

  • к объему образовательной программы и ее структуре;
  • к соответствующим условиям, где реализуются основные моменты программы;
  • к полученным результатам, которых смогли добиться воспитатели, обучающие дошкольников.

Дошкольное обучение является начальной ступенькой всеобщего среднего образования. Поэтому к нему предъявляется так много требований и вводятся единые стандарты, которых придерживаются все ДОУ.

ФГОС является опорой для того, чтобы разрабатывались планы и писались конспекты занятий, направленные на познавательное развитие дошкольников.

Отличие деятельности малышей от школьников - в отсутствии аттестации. Детей не экзаменуют и не тестируют. Но стандарт позволяет оценить уровни и способности каждого ребенка и эффективность работы педагога.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ преследует следующие задачи:

  • Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.
  • Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.
  • Развитие творческих задатков и воображения.
  • Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов.
  • Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество. Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и следствие.
  • Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях.
  • Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего.
  • Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами.

Формы работы по развитию познавательной деятельности

Главное условие работы с дошкольниками - ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства.

Воспитателю следует так строить занятия, чтобы малыш был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.

К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся:

  • личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;
  • применение различных дидактических заданий и игр;
  • использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры.

Познание через игру

Малыши не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности.

Утром дети приходят в группу. Первым делом проводится зарядка. Используются такие упражнения, как: "собери грибочки", "понюхаем цветочки", "лучики-лучики".

После завтрака малыши работают с календарем природы и в живом уголке. Во время экологических игр развивается активность и любознательность.

Во время прогулки воспитатель может использовать много подвижных игр, причем происходит наблюдение за природой и ее изменениями. Игры, основанные на природных объектах, помогают лучшему усвоению знаний.

Чтение художественной литературы расширяет, систематизирует знания, обогащает словарный запас.

В детском саду, будь то группа или участок, все создано так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно.

Сомнение - главный аргумент

Каким хотят видеть своего ребенка родители? В разное время данный вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с активной позицией, творческую личность.

Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу.

Задача воспитателя - не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное - научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения.

Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче.

Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение.

Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения. По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания "на блюдечке". Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить.

Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение - это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности.

Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.

Познавательное развитие в ДОУ по возрастам

С возрастом у малыша меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям.

Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей.

Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка, играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим из них гараж, который потом становится дорогой.

В более старшем возрасте предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый план после 5-ти лет.

А как же малыши?

Особенности познавательного развития у двух-трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей обстановкой.

Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими, простыми и понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака, к примеру: форма, цвет, материал, величина.

Детки особо охотно играют с игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать вещами, подражая маме или папе.

Средняя группа

Познавательное развитие в средней группе предполагает продолжение расширения представлений о мире, развитие словарного запаса.

Необходимо наличие сюжетных игрушек и бытовых предметов. Группа оборудуется с учетом выделения необходимых зон: музыкальная, природный уголок, зона книг, место для игр на полу.

Весь необходимый материал размещается по принципу мозаики. Это значит, что используемые детьми предметы располагаются в нескольких отдаленных друг от друга местах. Это необходимо, чтобы дети не мешали друг другу.

Познавательное развитие в средней группе предполагает и самостоятельные исследования детей. Для этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал о холодном времени года в доступных детям местах.

Это могут быть книга, карточки, тематические игры.

В течение года материал меняется, чтобы дети каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир.

Не забываем об эксперименте

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой режимный момент: во время умывания, прогулки, игры, занятий.

При умывании легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок - получилась грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так часто грязно.

Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана - можно.

Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной», когда светит солнышко.

Детки очень впечатлительны и податливы. Давайте им пищу для размышления. Темы по познавательному развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС.

Если малыши изучают свойства предметов, то более старшие дошколята уже способны понять устройство мира.

  • Подписаться
  • Рассказать
  • Рекоммендовать

Материал с сайта fb.ru

Ознакомление с социальным миром.

Ознакомление с миром природы.

Понятно, что конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программах для каждой группы указываются те виды деятельности, в которых это содержание может быть реализовано.

В Предметной деятельности дети познают такие свойства как цвет, форму, характер поверхности, вес, расположение в пространстве, температуру и др. Эта деятельность помогает детям решать задачу путём проб и ошибок, т.е. при помощи наглядно-действенного мышления. В Экспериментировании с песком, водой, тестом и т.д. открываются скрытые на первый взгляд свойства: вода течёт, она мокрая, в ней тонут или плавают предметы….

Из Общения со взрослыми дети усваивают огромное количество необходимой информации: названия предметов, действий, свойств, отношение взрослых ко всему окружающему. Совместные игры со сверстниками под руководством взрослых позволяют малышам применить знания и умения полученные ранее. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями обогащают сенсорный опыт детей, создают условия для развития наглядно-действенного мышления, развивают мелкую мускулатуру, что благотворно сказывается на формировании лобных долей мозга малышей.

Стихи, сказки, песенки не только доставляют эмоциональное удовольствие, но и обогащают представления детей о мире, выводят его за пределы непосредственно воспринимаемого.

Рассматривание картинок способствует обогащению сенсорного опыта, развитию наглядно-образного мышления.

Двигательная деятельность в меньшей степени, но тоже влияет на познавательное развитие детей. Во-первых, она снимает напряжение, а кроме этого и здесь дети получают много информации о собственном теле, его возможностях, в подвижных играх учатся понимать – зайчики прыгают, лисички – бегают, медведь переваливается со стороны в сторону и др.

В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра.

Главные виды игр – сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные, потому что в этих играх удовлетворяется стремление ребёнка к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Игра для дошкольника выполняет ту же функцию, что учебник для школьников, она помогает осознать происходящее вокруг. Все игры, и развивающие Игры с правилами в том числе, удовлетворяют ненасыщаемую потребность в познании окружающего.

Коммуникативная деятельность, по сравнению с общением в раннем возрасте, становится более содержательной. Дети способны высказывать своё мнение, задавать «цепочки» вопросов, обсуждать серьёзные вопросы, настаивать на чём-то.

Познавательно-исследовательская деятельность, при правильной организации, учит детей видеть проблему, искать способы её решения, фиксировать результат, анализировать полученные данные.

Приобщение детей к чтению художественной литературы и фольклора позволяет нам не только пополнить литературный багаж детей, но и воспитать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героями книги, отождествлять себя с героями книги.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд заметно усложняются и позволяет детям выделять больше свойств предметов, получать новые знания.

Конструирование, Изобразительная деятельность, Музыкальная деятельность, конечно, главным образом решают задачи художестенно-эстетического развития детей, но при этом они много узнают нового о средствах и материалах, с которыми работают, знакомятся с произведениями искусства.

В рамках Двигательной деятельности, при всей специфичности этой образовательной области, мы знакомим детей с различными видами спорта, знаменитыми спортсменами, олимпийскими играми, формируем представления о здоровом образе жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждая из специфически детских видов деятельности позволяет реализовать содержание познавательного развития, интегрируя его с другими образовательными областями.

В третьем разделе ФГОС определены Требования к условиям реализации основной образовательной программы.

Хотелось бы обратить внимание на главу 3, параграф 3.3 ФГОС ДО, где перечислены конкретные требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ. Цитата: Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Одним из важных условий при создании развивающей предметно – пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников. Соответствие возрасту – одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий.

Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития. В связи с этим можно рекомендовать ориентироваться на такие показатели соответствия среды возрасту детей.

Дети младших групп, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т.д. здесь должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание зарождающаяся игровая деятельность.

Таким образом, развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развития детей этого возраста. Общий вид группы – игровой, яркий, предметный.

В средней группе должно преобладать такое содержание развивающей среды, которое определяет переходный этап от предметной деятельности к более развитой игровой. Этот уровень должен расти, его может обеспечить плавный переход от обеспеченной творческой игры к игре, заставляющей ребенка самого искать комбинации игровой ситуации, обстановки, игрового содержания, правил и действий. Поэтому игровое оборудование в течение года постепенно уступает место академическому содержанию деятельности.

Старшая группа. Здесь идет дальнейшее развитие ведущей деятельности, это период пика развития творческой сюжетно-ролевой игры, и здесь к игре предъявляются особые требования.

В старшей группе одна из основных задач педагогов состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Материалы среды регулярно пополняются.

Подготовительная к школе группа близка по наполнению к старшей группе, но отличается содержанием, в которое укладываются программные задачи, индивидуальные особенности и потребности детей. Здесь те же подходы к формированию среды, может быть, чуть больше объем содержания. Говоря о проектировании развивающей среды детей подготовительной группы, хочется предупредить желание взрослых превратить эту группу в школьный класс с наглядными пособиями, географическими и историческими картами, схемами и пр.

Конечно, если ребёнок чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе и прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания. Ребёнок в этом случае не боится ошибиться, задаёт вопросы, чтобы правильно решить задачу.

Ребёнок стремиться к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. Важно, какую позицию при этом выбрал воспитатель. Какой, по-вашему, должна быть эта позиция? (Ответы)

Да, конечно, лучше всего позиция партнёра, но партнёра знающего, умеющего и авторитетного, которому хочется подражать. В этом случае возможно Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия.(3.2.1.)

Известный французский педагог говорил, что дети учатся не столько от учителя, сколько от других детей. И это, в самом деле, так, сверстникам подражать легче, особенно если с ними установлены доброжелательные отношения.

Познавательное развитие предполагает какие-то «открытия» ребёнка, решение каких-то значимых для него задач самостоятельно. Это становится возможным при Поддержке детской инициативы и Возможности выбора материалов, видов активности.

Вы, конечно, помните, что принципиальным отличием Госстандарта от ФГТ является четвёртый раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы».

Помните термин, в котором эти требования формулируются?

Да, это целевые ориентиры. Нам сейчас важно выделить те целевые ориентиры, которые позволяют оценить эффективность познавательного развития детей раннего возраста и дошкольников.

Итак, для раннего возраста важно, чтобы ребёнок интересовался окружающими предметами, активно действовал с ними и с игрушками, проявляя настойчивость в достижении результата.

Дошкольники могут достичь большего.

Во-первых, Они овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в игре, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании.

У них более развито воображение, а это один из познавательных психических процессов.

Важным показателем познавательного развития является проявление любознательности. Это значит, что ребёнок задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей.

Ещё один показатель успешного познавательного развития – это склонность к экспериментированию.

Наличие знаний о себе, природном и социальном мире, в котором дошкольник растёт, тоже является одним из целевых ориентиров, характеризующих качественное проживание ребёнком дошкольного детства и его готовности к школе.

К концу пребывания в детском саду мы должны помочь ребёнку освоить начальные представления в области естествознания, математики, истории. Научить, опираясь на собственные знания, принимать самостоятельные решения в разных видах деятельности.

Как показатель преемственности со школой рассматривается формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности.

Заканчивая обсуждение темы, хочу подчеркнуть, что воспитательно-развивающий результат познавательной деятельности, в самом общем виде, - это интеллектуально-нравственное развитие личности, приобретение ребёнком опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру, формирование потребности в знаниях и познании.

Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, а также с правильно организованной предметно – развивающей средой дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок напряжения усвоить предложенный материал. А чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, тем успешнее будет для него начало школьного детства.

Желаю Вам успехов в познавательном развитии детей!

Задания по развитию познавательной сферы

Задание 1. "Выбор родственных слов" (способность к обобщению)

Назвать слова, близкие друг к другу по существу:

Заморский, ношу, носить, нос, морилка, морской, носилки, переносица, уморить, приморский, разносчик, носовой, моряк, море;

Соль, солонка, посолить, солнечный, солонина, слоеный, соленый, стол;

Вода, вожу, вожатый, безводный, водник, водить, вождь, проводник, надводный, водяной, водитель, завод, подводный, водянистый, водичка, водолаз.

Задание 2. "Сравнение слов"

"Будем сравнивать с тобой слова. Я назову два слова, а ты ответь мне, какое из этих слов длиннее, какое короче: какое больше, какое меньше.

Сравни слова "карандаш" и "карандашик". Какое - из этих слов короче? Почему?

Сравни слова "кот" и "кит". Какое из этих слов больше? Почему?

Какое из двух слов длиннее: слово "удав" или слово "червячок"?

Какое слово длиннее: слово "минута" или слово "час"? Почему?

Какое слово короче: слово "хвост" или слово "хвостик"? Почему?

Какое слово больше: "мышка" или "мишка"?

Какое слово короче: "усики" или "усы"?

Отсутствие устойчивого различения предметной отнесенности и звуковой оболочки слов свидетельствуют о неразвитости умения вычленять элементы звуковой формы.

Задание 3. "Мягкие буквы " (запоминание формы буквы и соотношения ее частей и пропорций)

Ученику дается шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква (строчная). То же в отношении цифр.

Задание 4. Развитие пространственных представлений

1. Отработка понятий "правый" и "левый".

2. Выполнение упражнений на усвоение пространственных соотношений с целью выработки умения правильно пользоваться предлогами в устной речи. Например, предложить ученику положить книгу па стол, под стол, в стол, около стола, за стол, над столом и др.

3. Выполнение заданий: нарисовать домик, елочку, забор в прямом и перевернутом видах; рассматривать картинки в прямом и перевернутом видах.

4. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

5. Использование игр с постройками из кубиков.

6. Составление узоров из геометрической мозаики по рисунку и по памяти, работа с конструктором, склеивание различных моделей с выяснением, где какая сторона, верх, низ изделия и т.д.

7. Написание слов справа налево: яблоко, петух, брюки, вагон, зеркало, школа, семечко, попугай, книга, тетрадь, телефон, ваза, машина.

8. Предъявлять круг одной и той же величины на разных расстояниях (5 м, 7 м) от ученика и предлагать подобрать круг, равный ему по величине, из числа кругов, находящихся на щите рядом со школьником. То же задание можно выполнить с заменой кругов вертикальными линиями.

9. Предложить ученику нарисовать предмет такой же величины, каков он в действительности.

10. Демонстрируя соответствующие изображения, учить школьников правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков предметов: высокий - низкий (дом), длинный -короткий (хвост), широкий - узкий (ручей), толстый - тонкий (карандаш).

11. Рассмотреть плакат, на котором посередине изображена прямая горизонтальная линия и приведены рисунки различных предметов, расположенных выше, ниже или на ее уровне. Задаются вопросы о расположении предметов на плакате:

- Выше какого предмета находится... (мяч)? Ниже какого предмета находится... (мяч)? Что находится правее... (мяча)? Что находится левее ... (мяча)?

Что находится на линии, над линией, под линией? Что будет находиться на линии, если ее продолжить вправо, влево ?

Задание 5. Поиск в тексте заданных слов (перевод из слуховой формы в зрительную)

Задаются одно-три слова, которые ученик должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Отыскав слова, ученик их подчеркивает или обводит кружком.

Задание 6. "Сосчитай слова" (слуховой вербальный анализ)

Учитель зачитывает по одному предложению текста. Ученика просят ответить, сколько слов в каждом предложении.

Примерный текст для предъявления:

Наши котята еще очень маленькие. Они еще слепые. Они постоянно ищут мать. Им кушать хочется. Кошка кормит их своим молоком. Когда они наедятся, они засыпают. Мать убегает тогда искать себе пищу. Когда котята подрастут, глазки их откроются. Кошка будет им носить мышей. Она будет приучать их ловить мышей. Когда они совсем вырастут, они сами будут находить себе пищу.

Задание 7. Овладение числовым рядом и его свойствами.

А. Ученику предлагаются задания на:

Отмечаются: а) все случаи, когда ученик, чтобы начать обратный счет, сначала обращается к прямому счету; б) сравнить легкость и скорость обратного счета и прямого счета; в) на каком Уровне обратный счет еще безошибочен; г) различия в уровнях прямого и обратного безошибочного счета.

Задание 8. "Классификация" (умение выделять общий признак для группы объектов)

Результаты выполнения задания оцениваются по показателям правильности распределения объектов на группы и по количеству выделенных групп. Чем больше количество выделенных групп, тем выше способность к анализу воспринимаемых объектов.

Задания на классификацию.

На математическом материале.

1. Разбить примеры на группы так, чтобы в каждой были похожие по записи примеры:

3 + 1 4-1 5 + 1 6-1 7+1 8-1 и т.д.

2. Решить примеры и разбить их на группы, чтобы в каждой были похожие по записи примеры:

3 + 2 4 + 5 4+1 10-1 6 + 4 6-3 9-2 7-2 6+-1 3+4

3. Разбить числа на группы, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой:

33, 84, 75, 22, 13, 11, 44, 53 91, 84, 51, 61, 82, 71, 87 37, 61, 57, 34, 81, 64, 27 62, 84, 30, 61, 35, 89, 32, 68

4. Определить основания для классификации:

13-4 6-1 7 + 2 16-9 3 + 2 6 + 3

На наглядном материале.

Ученику предлагаются 25-30 картинок, на каждой из которых одно изображение (например, домашние животные, домашние птицы, дикие животные, дикие птицы, рыбы). Учитель просит разделить их так, чтобы в каждой группе были картинки, имеющие между собой что-то сходное, общее, одинаковое. Ученик должен ответить, почему эти картинки он объединил в одну группу. Отмечается количество выделенных групп.

На словесном материале. Ученику нужно разделить на две группы 12-14 слов всеми возможными способами. Например, предлагаются названия животных: лось, ястреб, белка, лисица, бык, лошадь, ворона, волк, кот, гусь, курица, собака.

Варианты деления: наземные животные и птицы; домашние и дикие животные; хищные и нехищные; существительные мужского и женского рода; по количеству слогов; слова, оканчивающиеся и не оканчивающиеся на мягкий знак и т.д. Отмечается, сколько видов деления осуществил ученик.

Задание 9. ""Отдели слова" (понимание смысла)

Подготовить 20-30 карточек, на одних из них написаны слова (дорога, море, кот...), на других- псевдослова, т.е. бессмысленные буквосочетания (олубет, вунке, страл...). Предлагается карточки со словами сложить в одну сторону, а с псевдословами - в другую.

Задание 10. Задания на воображение

А . "Отгадай, что я задумал, и дорисуй"

Ученик задумывает свое изображение, но не говорит о нем другим. Он начинает и рисует только один элемент. Следующий ученик (или взрослый) должен представить, что бы это могло быть, что хотел нарисовать первый ученик, и продолжить рисунок, дополнив его также одним элементом. По ходу работы придется часто перестраивать первоначально задуманный образ.

Б. "Нарисуй картинку"

Перед школьником кладут лист бумаги с изображением одного элемента и просят нарисовать на его основе картинку. Примерные элементы для дорисовывания:

Задание 11. "Подбери синонимы "

Ученика просят подобрать к каждому слову из левого столбика слово из правого столбика, сходное по значению. Примерные наборы слов:

Бережно размышлять

Бросать кинокартина

Думать такой же

Одинаковый любой

Всякий осторожно

Счастливый удачливый

Фильм кидать

Задание 12. "Деформированные предложения" (вербальный анализ)

А. "Склеенные предложения". Ученика просят разделить вер" тикальными линиями слова и расставить точки в тексте.

КОРОТОКЗИМНИЙДЕНЬСИНИЙСУМРАКВЫПОЛЗИЗЛЕСАИПО ВИСНАДСУГРОБАМИРЕЗКОСКРИПЕЛПОДНОГАМИСНЕГНАНЕБЕ ВЫСТУПИЛИЗВЕЗДЫМОРОЗКРЕПЧАЛВОТИСТОРОЖКАЛЕСНИКА ВЬЮГИНАМЕЛИБОЛЬШИЕСУГРОБЫСНЕГАМАЛЕНЬКУЮСТОРОЖ КУБЫЛОЧУТЬВИДНОМЫЗАТОПИЛИПЕЧКУЯРКОПЫЛАЛОГОНЬН АМСТАЛОТЕПЛО

(Короток зимний день. Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами. Резко скрипел под ногами снег. На небе выступили звезды. Мороз крепчал. Вот и сторожка лесника. Вьюги намели большие сугробы снега. Маленькую сторожку было чуть видно. Мы затопили печку. Ярко пылал огонь. Нам стало тепло.)

Б. "Спрятанные предложения". В каждом ряду букв нужно найти "спрятанные" слова и составить с ними предложение.

1)МСИВТНОЧЬЮДВТЧБЫЛСШВРОЧИЫНТЬЧШТОРМ

(Ночью был шторм)

3)ФДБЕЛЫЕЗЧРЦВЕТЫЖВАОЧВРАСПУСТИЛИСЬЛБВНАВОГЯБ ЛОНЯХЛ

(Белые цветы распустились на яблонях)

4)АЫРЕКАПСТВЛСОСВОБОДИЛАСЬВЩЙЦОТФВДАЛЕДЯНОГО МСПЛЕНА

(Река освободилась от ледяного плена)

5)ЗВУДОЛГУЮВЧЯЗИМУЖЫОГЛУХАРЬЖБАСДРЕМАЛШЫДЯБ ПНОЧАМИПДСПОДБЩАВЫНТСНЕГОМ

(Долгую зиму глухарь дремал ночами под снегом)

В. "Рассыпанные предложения". Ученика просят "собрать" предложения, т.е. расположить слова в правильном порядке.

1. Сосулька, крыше, на, длинная, висит

(На крыше висит длинная сосулька)

2. Рощу, мы, летом, в, часто, ходим.

(Летом мы часто ходим в рощу)

3. Центре, розовый, в, расцвел, самом, сада, куст.

(В самом центре сада расцвел розовый куст)

4. Снова, берегу, дельфин, к, минут, подплыл, несколько, через.

(Через несколько минут дельфин снова подплыл к берегу)

5. Но, весеннее, в, холодно, солнце, тени, печет, сильно, еще.

(Весеннее солтще сильно печет, но в тени еще холодно)

Задание 13. Запомни слоги и слова (развитие слуховой оперативной памяти)

А . "Магнитофон"

Ученику с паузами называются слоги, из которых он должен сложить слово. Начинать с двусложного слова, затем перейти к трехсложному и т.д., постепенно удлиняя цепочку слогов.

В более сложном варианте ученику называются слоги, паузы между которыми заполнены другими словами. Например: "Первый слог в слове КО, за ним идет второй слог ТЕ, после него следует последний слог НОК. Назови слово (КОТЕНОК)".

Б. "У кого ряд длиннее?"

Называется какое-либо существительное, например КОТ. Ученик его повторяет. Затем учитель добавляет другое слово, например ЛИСТ. Ученик повторяет: КОТ, ЛИСТ. Далее учитель добавляет еще слово, например ГРУША. Ученик повторяет все слова: КОТ, ЛИСТ, ГРУША и т.д. Цель задания - запомнить как можно больше слов.

Примеры цепочек слов:

1. Рак, мост, халат, торшер, паутина, перчатки, термометр, бидон, шлагбаум, дудочка, чердак, шляпа, ядро.

2. Лес, шило, пчела, клумба, носорог, клубника, портфель, ружье, вертолет, автобус, одеяло, арбуз, мыло.

Игры для развития внимания, воображения, скорости мышления

«САНТИКИ, ФАНТИКИ, ЛИМПОМПО»

Все становятся в круг и выбирают одного человека (добровольца), который выходит за дверь. Среди ос­тавшихся в кругу выбирается водящий, который будет менять движения в груп­пе. Всем участникам необходимо повто­рять то движение, которое начнет де­лать водящий. При этом нужно это де­лать незаметно (не смотреть на водяще­го в упор), чтобы не выдать его. Игра начинается стандартно - с хлопков в ладоши и присказки «САНТИКИ, ФАНТИКИ, ЛИМПОМПО». Услы­шав эту присказку, из-за двери выхо­дит доброволец, обязательно становится в центр круга и начинает угадывать, кто же водящий. Дети в кругу продолжают приговаривать «САНТИКИ, ФАН­ТИКИ, ЛИМПОМПО» и вслед за водящим менять движения. Доброволец угадывает. Если есть желание услож­нить игру, можно ограничить число по­пыток для добровольца. После того как водящий обнаружен, он выходит за дверь вместо доб­ровольца, который становится в круг. (То же проис­ходит и в случае неправильного ответа.)

«НАЙДИ И КОСНИСЬ»

В этой игре ведущий предлагает детям расхаживать по комнате и касаться руками разных вещей. Некото­рые задания будут очень легкими, а некоторые, воз­можно, заставят детей задуматься.

Итак, найдите и коснитесь:

    чего-либо красного;

    холодного на ощупь;

    шершавого;

    того, что весит примерно полкилограмма;

    круглого;

    железного;

    голубого;

    того, что имеет толщину 100 мм;

    прозрачного;

    вещи длиной примерно 80 см;

    вещи весом около 65 кг;

    зеленого;

    из золота;

    тяжелее 1000 кг;

    чего-нибудь, что легче воздуха;

    части одежды, показавшейся вам шикарной;

    руки, которую вы находите интересной;

    чего-нибудь, на ваш взгляд, безобразного;

    того, что двигается ритмично;

    числа 15;

    слова «свобода».

Игры для развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Щипицина Марина Ивановна, педагог-психолог, МБДОУ «Савинский детский сад», д. Савино, Пермского края, Карагайского района.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию игры, для развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста. Как правило, успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития познавательных процессов. Материал будет полезен родителям и педагогам, поможет подготовить детей к школе.
Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития познавательных процессов (мышления, речи, внимания,памяти и т.д.), творчески решать различные проблемы.
Дошкольный возраст - это период, когда основная деятельность малыша игра. В игре проще усваиваются знания, умение, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал, поэтому старайтесь выбирать задания, которые носят занимательный характер.
Помните, что в этом возрасте длительность занятия не должна превышать 25 - 30 минут. Не допускайте переутомления малыша. Предлагаю вам несколько игр, которые помогут развить познавательные процессы детей:

Игра «Лишнее слово"
Цель: развитие мышления
Инструкция: я назову 4 слова, три из которых можно объединить, а одно слово к ним не подходит, оно лишнее.
Например:
1. Книга, телевизор, радио, магнитофон.
2. Россия, Польша, Москва, Япония.
3. Голубь, ворона, птица, сорока.
4. Понедельник, пятница, май, среда.
5. Света, Катя, Мальцев, Олег.

Упражнение «Смысловые ряды»
Цель: развитие мышления
Инструкция: Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.
1. птица-гнездо, собака -…
2. куртка-ткань, сапоги-…
3. лошадь-жеребенок, корова-…
4. книга-обложка, дом -…
5. собака- щенок, человек-…
6. каша-ложка, мясо-…
7. лодка-вода, поезд-…
8. белка-дупло, человек - …
9. цветок-стебель, дерево-…
10. окно-подоконник, шкаф - …
11. береза-листья, сосна - …
12. солнце-светло, ночь-…
13. шуба-пуговица, ботинок -…

Игра «Продолжи перечень слов»
Цель: развитие познавательных процессов (внимание, мышление, речь).
Инструкция: продолжи перечень слов и назови группу одним словом.

Россия, Польша… - врач, учитель…
- Света, Наташа… - Волга, Кама…
- сапоги, туфли… - береза, тополь…
- синица, голубь… - заяц, медведь…
- тюльпан, гвоздика… - коньки, лыжи…
- март, январь… - гнездо, нора…
- синий, красный… - малина, смородина
- один, два… - Венера, Юпитер…
- дождь, град… - кроссовки, туфли…
- сметана, кефир… - кекс, пирожное…
- минута, секунда… - смелый, храбрый…
- лопата, грабли… - кресло, стул…
- кубики, пирамидка… - магнитофон, утюг…
- машина, автобус… - юбка, брюки…
- яблоко, груша… - огурец, морковь…
- курица, гусь… - корова, овца…

Игра "Выполни движения"
Цель – развитие внимания.
Инструкция: Постарайся правильно выполнять движения: если услышишь название животного - подпрыгни, если услышишь название птицы - взмахни руками, если услышишь название предмета для школы – сядь за стол и положи руки на стол.

Слова: линейка, корова, рюкзак, сова, книга, медведь, лось, тетрадь, ворона, ласточка, ручка, лиса, голубь, волк, глобус, карандаш, коза, утка, сорока, пенал, свинья, ножницы.

Игра "Сравни предметы"
Цель – развитие внимания, мышления.
Инструкция: Сравни предметы между собой. Скажи чем они похожи и чем отличаются.

Сапоги и носки
- пианино и скрипка
- чайник и тарелка
- яблоко и мяч
- девочка и кукла
- часы и термометр
- доска и стекло

«Решение логических задач»
Цель: развитие логического мышления, умения делать умозаключения.
Инструкция: Послушай задачки, подумай и реши их.
Девять зайчиков съедают по одной морковке. Сколько нужно морковок, чтобы накормить всех зайчиков?
Две девочки играли в куклы два часа. Сколько часов играла каждая из этих девочек?


У Лены в саду было четыре грядки с морковкой и капустой. Грядок с морковкой было больше, чем с капустой. Сколько грядок с морковкой и сколько с капустой было в саду у Лены?


Термометр показывает три градуса мороза. Сколько градусов показывают два таких термометра?


У трёх девочек волосы разной длины. У Марины длиннее, чем у Алёны, у Алёны длиннее, чем у Наташи. У кого из девочек самые длинные волосы, а у кого самые короткие? Покажи на рисунке Марину, Алёну и Наташу.


Три брата - Коля, Ваня и Толя - учатся в разных классах. Коля старше Вани, а Ваня старше Толи. Кто из детей самый младший, а кто - старший? Покажи на рисунке Колю, Ваню и Толю.

Материалы взяты из книги И.Светловой "Уроки для дошколят. Логика"

Дошкольников педагогу необходимо:
— создать условия , которые побуждали бы детей к самостоятельной познавательной деятельности;
— при организации взаимодействия вовлекать ребенка в процесс познавательного поиска;
разнообразить приемы подачи познавательной информации.

Самым эффективным средством для решения данных задач являются творческие задания и игры . Именно они помогают дошкольникам раскрепоститься. В этом случае дети не боятся ошибиться, так как нет правильных или неправильных ответов, все ответы и суждения принимаются на равных, не подвергаясь критике. Ребёнок в такой ситуации свободно фантазирует, а процесс познания доставляет ему радость и удовольствие.

Игра «Почему это произошло?»
Задания:
1.Мальчик пришёл в порванных брюках. Почему это произошло?
2. В доме внезапно погасли все электрические лампы. Почему это произошло?
3. Речка вышла из берегов и затопила окрестные луга. Почему это произошло?

Игра «Разрешаем противоречие»:
Примеры подобных ситуаций педагог находит как в повседневной жизни, так и в литературных произведениях.
1. В группу принесли новую куклу (мячик, книгу, игру и пр.). Как быть? Как посту-пить, чтобы все были довольны?
2. Мышь съела волшебную таблетку и стала невидимой. Как сделать, чтобы кот увидел мышь?
3. «Плачет киска в коридоре
У неё большое горе,
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски».
Как киске добыть сосиски?

Творческие вопросы и задания:
— Отгадай слово, которое зашифровано картинками. (По первому звуку, по последнему звуку).
— Реши кроссворд, ребус.
— «Играем в рифму».
— «Волшебные превращения» (жар — …ар, точка — …очка). Во что превратился жар? Во что превратилась точка?
— Чем похожи кузнечик и лягушка? Лягушка и трава? Лягушка и петрушка?
— Чем отличаются береза и сосна? Волк и воробей?
— Определи лишние слова: слон, береза, медведь, лиса, тигр.
После подобных заданий следует вопрос педагога: почему ты так думаешь? Докажи! Это побуждает детей к рассуждению, обоснованию своего мнения, формированию логического мышления.

Задания познавательного цикла:
— Почему бежит ручей?
— Какие животные бывают в полоску?
— Смог бы слон жить в горах? Почему нет?
— Куда плывут облака?
— Где быстрее тает снег: в лесу или на полянке?

Задания по развитию речи и обучению грамоте:
— Замени букву — получишь новые слова: Нина — Зина — Тина — Лина … , булка — балка — белка …
— Чем отличается кит от кота? …
— Переставь буквы в слове апельсин, чтобы получилось название породы собаки и т.д.
— Отыщи спрятанное слово в словах.
— Измени слово по ударению (мука – мука).
— Подбери рифму к слову и сочини двустишье с этим словом и т.д.

Задания по математике:
— Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц, ответь скорей …
— Обведи одним росчерком, не повторяя ни одной линии. (Предлагается какая-либо геометрическая фигура или много в одной).
— Какие числа спрятаны в рисунках?
— Продолжи ряд по увеличению скорости или наоборот: пешеход, поезд …

Задания по рисованию:
— Чем может это стать? (Предлагается любая линия, геометрическая фигура, просто пятно).
— «Волшебные очки» — изобразить рисунок в одной форме, например в форме сердца. Дети рисуют «сердечные» дома, облака, цветы, солнце и др.
— «Кто спрятался?» — воспитатель рисует части любого животного, предмета, предлагает подумать (кто (что) это?) и дорисовать.
— «Изобрази в рисунке образ». (Предлагается образ любого персонажа).
— «Вырази в рисунке свое настроение, настроение мамы, папы … ».

Задания по конструированию:
— Что из этого можно сделать и каким образом? (Предлагается бросовый материал: баночки, коробочки, пластиковые бутылки, проволока и др. или природный материал, в том числе овощи: картофелина, баклажан, перец и др.)

Вопросы по формированию здорового образа жизни:
— Почему полезно причесываться?
— Если ты не вымыл руки, какие неприятности тебя ожидают?
— Почему нельзя пользоваться чужой расческой, зубной щеткой?

Игры-удивления, в которых нужно не только найти ответ, но и обосновать его:
— Для каких животных характерны эти свойства: любопытный, как …; мудрый, как …; сильный, как …; хитрый, как …; верный, как …?
— Назови общие признаки яблока и груши, березы и ели, кошки и собаки, птицы и человека.
— Чем отличается осень от весны, стул от стола, вилка от ложки, подберезовик от сыроежки?
— Что общего между словами: месяц и луна, гроздь и кисть, храбрость и смелость?
— Чем похожи: трава и лягушка, лягушка и заяц, парашют и зонтик, перец и горчица, пылесос и швабра?

Все перечисленные игры, вопросы и задания помогают развивать познавательные способности и творческий потенциал детей дошкольного возраста.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Разделы: Работа с дошкольниками

ЦЕЛИ:

  • Развитие внимания, памяти, мышления.
  • Подготовка руки к овладению письмом.

Задание 1. Разминка

Как можно быстрее ответьте на вопросы:

  • дней в неделе?
  • пальцев на ноге?
  • задних и передних лап у утки?
  • времен года?
  • зимних месяцев?
  • гномов у Белоснежки?
  • глаз и бровей у человека?
  • углов у стола, а если один отпилили, то сколько осталось?

Задание 2. Для выполнения задания понадобятся предметные картинки.

а) Назовите одним словом предметы:

  • коза, лошадь, корова, овца (животные);
  • чайник, тарелка, кастрюля, стакан (посуда);
  • клен, береза, тополь, ива (деревья).

б) Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний:

  • стол, шкаф, дверь , стул;
  • ель, дуб, сосна, пень ;
  • сом, окунь, щука, лягушка .

Задание 3. Присмотритесь внимательно и нарисуйте в пустых квадратах недостающие фигурки.

Задание 4. Найди отличия в картинках.

Физкультминутка: Игра “Летает, не летает”.

Внимание! Сейчас мы выясним, кто может летать, а кто не может. Я буду спрашивать, а вы сразу, без пауз отвечайте. Если назову кого-либо или что-либо, способное летать, например, стрекозу, отвечайте “Летает” - и показываете, как она это делает, разведя руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: “Поросенок летает?” - молчите и не поднимайте руки.

  • Орел летает?
  • Воробей летает?
  • Корова летает?
  • Змея летает?
  • Воздушный змей летает?
  • Вертолет летает?

Задание 5. Кто что везет?

Задание 6. Посмотри внимательно, запомни и нарисуй (вишенки).

Задание 7. Задачка на логику.

Под елкой цветок не растет.
Под березой не растет грибок,
Что растет под елкой,
а что под березой.

Задание 8. Проведи по пунктирам прямые линии слева направо.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Разработчики сообщили, когда выйдет третий сезон игры по «Ходячим мертвецам
Изменения ветки советских ст
Тревор Филлипс — лучший протагонист GTA V?