Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как научить мальчика играть в шахматы. Учим ребёнка шахматам: лёгкие правила для сложной игры

Приветствую Вас, уважаемый читатель блога Шахматы с Жориком. Меня зовут Александр Борисов, я собственно папа Жорика и в этой статье, хотел бы рассказать вам о том, как научить ребенка играть в шахматы буквально за 2 недели, а то и меньше. Все зависит от возраста, 3, 4, 5, 6 лет и т.д.

Кто я такой чтобы учить...

Сразу хочу сказать, почему я имею право писать эту статью и вообще вас учить тому, как учить ребенка.

Дело в том, что по моей методике обучался мой сын Жорик. В ноябре 2016 года я научил его играть в шахматы, а через 3 месяца мы уже поехали с ним на первые в его жизни и он занял там почетное 2 место из 44 игроков и выполнил 3 юношеский разряд по шахматам. При чем ему тогда было 4 годика, а другим игрокам по 6,7,8 лет.




А теперь давайте вернемся к теме статьи, ведь не просто так написана эта статья, чтобы продать вам курс. Хочется рассказать вам о самых важных моментах при обучении детей игре в шахматы. Считаю, что это основа основ, а потом уже все остальное.

Для вас это может показаться странным, но сейчас я вам не буду рассказывать, что надо делать. Я расскажу вам наоборот, что НЕ НАДО делать, при обучении игре. Если вы внедрите эти советы на практике, то считайте, что успех у вас в кармане уже на 80%... Поехали.

Совет №1 – не спешите вести ребенка в шахматную школу

Поставил эту ошибку родителей на 1 место. Почему? А потому что эта ошибка может поставить самую жирную ТОЧКУ в шахматной карьере вашего чада, которая еще даже и не началась.

Многие родители, понимая, что кроме физических тренировок дитяте нужные еще и интеллектуальные, думают сразу же вести его в шахматную школу. Ведь если они сами не умеют играть, например, то как же они его научат сами, лучше отведу-ка я его к шахматному тренеру…

Вот к шахматному тренеру это уже другой разговор и то, все таки лучше начать по моей методике, а потом уже тренер, но не в шахматную школу, где обучают детей в массовке. Я был не раз в шахматных школах и видел тот гул и хаос который там стоит.

Дети там в основном кричат, галдят, играют абы как, вообще не думают, некоторые вообще даже кидаются фигурками друг в друга. Я конечно же понимаю, что так не везде и не во всех школах, но все же.

Такой подход к шахматам не уместен как минимум в первые месяцы или даже год обучения. Таким образом вы не то что не привьете любовь ребенка к шахматам, но и вообще можете отбить всякое желание играть в них.


В клубе могут обидеть, или же ребенок начнет играть и сразу проигрывать, что вообще может отбить напрочь не то чтобы отбить желание играть, а еще и самооценку понизить. Мало ли над ребенком кто-то начнет смеяться мол ты редиска играть не умеешь… А тренер по шахматам в клубе извините, не может индивидуально заниматься с каждым и уследить… Будьте осторожны с этим…

Начните заниматься с ним самостоятельно. Если вы полный НОЛЬ в шахматах, . 1-2 часа и вы уже умеете играть в шахматы. Все написано от А до Я. Видеокурс наш посмотрите. И кстати если вы будете учиться играть вместе со своим малышом, то будет ВООБЩЕ БОМБА, ведь дети всегда будут повторять за родителями. Обучение на собственном примере – это самое лучшее.

Есть даже мудрость такая – «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожими на вас, воспитывайте себя». В общем первые недели и месяцы вы должны взять его именно в свои руки. Вот как только научится играть на более менее хорошем уровне, тогда можно отвести в школу.

Для дальнейшего роста без профессионального обучения не обойтись. Опытный наставник научит правильным приемам и подметит принципиальные ошибки в игре, пока они не стали привычкой.

Иначе они будет постоянно тянуть назад, препятствовать росту и результатам. Если результаты игры будут неважными, ребенок может быстро охладеть к шахматам.

Вы там со стула не упали?))) Вы возможно хотите сказать, — «Саша ты бредишь? Что значит не давать играть в шахматы если я хочу научить играть в шахматы? Что за маразм?».

Есть такая интересная книжка, но название я ее не помню, в ней рассказывалось о том, как детям прививали любовь к игре на скрипке. Им показывали скрипку, показывали, как на ней играют и как это здорово, но не давали в течение нескольких месяцев.

В итоге у ребенка рождается сильное внутреннее желание взять скрипку в руки и начать играть. Скрипка снится им во снах, они постоянно просят дать им ее поиграть. Короче все по заповеди – «Запретный плод сладок». Чем больше мне запрещают, тем острее мне хочется это испробовать.

Сядьте за доску и играйте сами с собой в шахматы. Сядьте играть в шахматы с другом, с женой, с мужем, да с кем угодно и пусть вы даже не умеете в них играть. Просто переставляйте фигурки. Пусть ваш ребенок увидит этот процесс. Пусть смотрит на вас и он ОБЯЗАТЕЛЬНО скажет – Я ТОЖЕ ХОЧУ.


В ответ скажите ему, мол пока нельзя, ведь ты не умеешь, да погоди не мешай думать, тут такая партия интересная ммм…... Я пытаюсь короля в плен поймать, а он убегает…

Поймать! Короля? В плен? Я тоже хочууууу…. Мама, папа, даййййй мне… В общем я думаю идея ясна.))) Но не надо думать, что один разок вот так хитрюшкой прикинулся и прокатит, нет.

В каждый удобный случай показывайте, что вы играете в шахматы. На компе смотрите видео какой-то партии, на телефоне играете и т.д. Пусть все это видит ваш малыш и он обязательно захочет быть на вас похожим.

Вот здесь кроется 80% краха родителей в привитии любви ребенка к игре в шахматы. Некоторые родители прямо так сильно хотят, чтобы их ребенок стал чемпионом мира и сел играть с Сергеем Карякиным за золотую шахматную корону, что ставят себе целью всей жизни – научить его играть и сделать из него чемпиона мира через 3 месяца.

А когда у него что-то не получается, он что-то не до понимает, не соображает, ну проще говоря – тупит, то родитель начинает беситься, психовать, а то и орать на него и срываться. Несколько вот таких выходок, и вы можете сказать прощай шахматной карьере своего чада.

На одном из турниров я наблюдал страшную картину. Одна мама после поражения ее сына в одной из партий, отвела его за угол и начала жестоко бить руками по голове. Еще до этого момента, я кстати видел, что у ребенка уже нарушена психика. Интересно, чего же добивалась эта женщина? Ужас...

Запомните раз и навсегда – нельзя заставить любить то, что другой любить не хочет. Вызовите желание полюбить шахматы и делается это кучей различных способов, о которых мы с Жориком рассказали в видеокурсе.

Если вы все правильно будете делать и сумеете вызвать у ребенка желание играть и учиться, считайте, что, как я уже сказал в начале этой статьи, успех у вас в кармане на 80%...

Не давите на результат. У ребенка должно сформироваться правильное отношение к поражениям. Важно определять причины проигрыша, но не ругать. Поражение показывает недостатки в игре. Без поражений не бывает побед. Успех в шахматах возможен только на дистанции, на которой будут и поражения и победы.

Важно, чтобы у ребенка не выработался психологический барьер, связанный со страхом поражения. В этом случае он не захочет играть.

Вы это вы. Вы взрослый человек. Ребенок – это не взрослый человек и сидеть за доской и что-то там учить и заниматься по 2-3-4-5 часов или еще больше – это никуда не годится. Для ребенка это будет огромным стрессом, а тем более если ему вообще года 3,4,5.

Вообще вот вам что скажу. Профессиональные шахматисты могут терять за шахматную партию, которая длится по 5-7 часов до 2-х килограммов собственного веса. Вот такие вот дела. Вы представляете какая нагрузка?

Запомните – 30 минут – 1 час в день и не больше для детей до 5 лет. 1 час – 2 часа и не больше для детей до 7 лет. Дальше уже смотрите по состоянию.

Если он сильно хочет и просит, то еще ладно, и то лучше как-то перевести тему с шахмат на какую-то другую. А давай сходим в парк а?


Как только вы видите, что ребенок начал зевать, он устал и все в этом духе – прекращайте занятия. Не вздумайте давить и говорить «мудрые» вещи по типу, — «Сынок! Чтобы стать чемпионом – нужно тренироваться день и ночь, играть как Роберт Фишер по ночам, изучать дебюты, стратегии, только путем усердных тренировок ты станешь великим гроссмейстером» …

У ребенка до 6-7 лет еще плохо работают природные мужские инстинкты, по типу мужчина — это добытчик, он должен ставить цели и достигать их, он должен терпеть боль и не сдаваться чтобы не случилось… Он ни чего не поймет из ваших слов, поэтому чересчур не филосовствуйте, а то вдруг услышите что-то вроде этого:

Все это придет позже, а пока что ваша задача просто вызывать интерес и заниматься с ним.

В некоторых детских садах самому имениннику в день его рождения принято приносить всякие вкусняшки, чтобы как говорится, отметить это дело и угостить других деток.

Многие воспитатели чуть ли не умоляя просят родителей не приносить в детский садик сладкое. Конфеты, чупа чупсы, сахарные петушки и т.д. Почему? Потому что дети становятся неуправляемыми.

В группе начинается гул и хаос, истерики, драки, капризы и все в этом духе. Приносите пирожки, булки, но только не сладости…

Дело в том, что сахар вызывает повышенную активность у детей. На взрослых это не так заметно, а вот на детях оооочень. Они становятся менее усидчивыми, а ведь шахматы требуют все наоборот, усидчивости и концентрации.


От сладкого, детям как будто шило в одно место вставляют, и они не могут сидеть на месте. Сам замечал это не раз на своих детях. Порой дело доходило и до истерик. Как только огородишь от сладкого – святые дети.))

Как минимум уже раза два наблюдал на турнирах, по которым мы ездили с Жориком, как родители подкладывали своим детишкам шоколадки на партию, мол давай кушай шоколадку, от нее мозги работают лучше.

Так мало того, что ребенок шелестит фольгой и всем мешает играть, так еще и начинает торопиться, делать зевки и раньше всех выходить из зала с грустным лицом. В общем может это конечно совпадение, но по моим наблюдениям шоколадные зайчики выходили из зала первыми и потом объяснялись родителям почему они так торопились ведь давалось по часу каждому на игру.

В принципе это все. Я надеюсь статья вам очень понравилась. Приобретайте наш с Жориком обучающий видеокурс , обучайтесь играть в шахматы сами и обучайте играть в них своих детей. Если у вас есть какие-то вопросы, задавайте в комментариях или через обратную связь. Чем сможем поможем.

Родители дошкольников часто примериваются к занятиям в шахматном клубе или кружке. Действительно, шахматы развивают: ребенку, который любит играть в шахматы, скорее всего, будет легче даваться математика, да и по другим предметам проблем не будет. Но нередко дети, попав в шахматный кружок и научившись немного играть в шахматы, бросают занятия. Почему так происходит? Могут ли шахматы стать веселой игрой сейчас и хобби на всю жизнь? Рассказывает мама юных шахматистов.

Сегодня ходила в школу. Маме двоих 12-летних не очень спокойных подростков, идя на родительское собрание, нужно быть готовой ко всему. Вот и на этот раз обсудили с классным руководителем неидеальное поведение, повышенную болтливость на уроках и безобидные (на мой взгляд) мальчишеские проделки.

Но на выходе столкнулась с учителем биологии, дети считают ее самым требовательным учителем. И неожиданно услышала комплимент: ваши мальчики отлично запоминают и структурируют материал, как вам удалось их этому научить? "Не зря мы отвели их в шахматный клуб 6 лет назад", - подумала я.

Доказано: шахматы помогают развивать у детей не только память, но и такие ценные качества, как умение концентрироваться и способность использовать оба полушария мозга. Чего стоит одна только способность держать в голове десятки вариантов комбинаций.

Возможно, поэтому в этом году в некоторых московских школах проводят эксперимент по введению обязательного урока шахмат. Звучит отлично, но страшно, что отобьют желание, и дети заскучают, как это часто бывает с обязательными предметами.

Как сделать так, чтобы шахматный кружок превратился для вашего ребенка в любимое занятие?

Погрузитесь в атмосферу

Детям очень важна атмосфера. Когда вы приводите ребенка в шахматную школу, все здесь формирует особую обстановку и создает мотивацию для занятий. Это и расставленные фигуры, и портреты великих шахматистов, и тренеры, говорящие на "шахматном" языке, и группа таких же ребят, которые пришли заниматься. Практически во всех городах России существуют шахматные кружки или школы, куда можно прийти с ребенком начиная уже с 5-6 лет.

Сейчас очень популярны занятия шахматами по скайпу, и кажется, что это очень удобно - никуда не нужно ехать, ребенок сидит у себя в комнате и онлайн общается с тренером по шахматам, видя на экране компьютера шахматную доску. Однако такой способ подходит не всем, скорее, дистанционные занятия должны дополнять занятия в группе.

Маленьким детям трудно сконцентрировать на экране с шахматной доской, им нужно общаться, переключать внимание и... веселиться. Поэтому ищите, где в вашем городе учат играть в шахматы, и не жалейте времени, чтобы туда доехать. Я вижу, что моим детям иногда лень ехать в клуб, стоять в пробках, однако как только они туда попадают, глаза загораются, и непонятно, куда же делись те двое, которые ныли всю дорогу.


Ищите тренера

В шахматах роль тренера критична, ведь именно от человека, которому вы доверите своего ребенка, зависит, полюбит ли он этот черно-белый мир фигур. Поэтому не стесняйтесь, спрашивайте обо всем, побывайте на занятии, обратите внимание, как тренер разговаривает с детьми, какой стиль использует.

Часто можно встретить тренеров по шахматам, которые читают настоящие лекции 7-8-летним детям, и те начинают зевать. Ищите таких, кто комбинирует теорию и игру в шахматы, включает в свои занятия элементы соревнований, умеет шуткой поддержать, когда не получается, и не ругает за ошибки. К такому тренеру ребенок побежит!

Как играть в шахматы? Создайте окружение!

Мои дети ходят на тренировки не только ради шахмат - они идут туда к своим друзьям. Это, возможно, самое главное в деле увлечения ребенка - создать круг общения. Поэтому поддерживайте общение с другими детьми, знакомьтесь с родителями, ходите вместе есть пиццу после занятий или празднуйте совместно окончание турниров. Мои сыновья занимаются уже 6 лет, и самые близкие их друзья как раз те, с кем они познакомились в клубе. Ну а я, в качестве бонуса, нашла себе прекрасных подруг!

Смените обстановку

В любом занятии бывают критические периоды. Так и в шахматах - то проиграл 7 партий из 7, то тренер заставил решать слишком сложные задачи. Дети теряют интерес и заявляют, что все, пора заканчивать. И здесь важна роль родителей, которые должны понять, что произошло, и вовремя что-то поменять.

Мой сын в возрасте 8 лет уже 3-й год занимался шахматами, но вдруг начал отказываться ходить на занятия, говорить, что неинтересно, надоело. Оказалось, что он "перерос" группу, в которой занимался, где было много детей-новичков. После проведенного "анализа" я нашла ему другого тренера и другую группу, и сразу его отношение поменялось, а мотивация даже повысилась.


Играйте на турнирах

Шахматные турниры - лучший способ не заскучать от занятий. Уже после пары месяцев занятий ребенок может попробовать свои силы в турнире. Кроме профессиональных турниров, рассчитанных больше на опытных игроков, существуют турниры-фестивали, больше похожие на праздник шахмат, с них и стоит начать. В Москве есть места, где ребенок не только сразится за черных или белых, но и получит массу позитива от общения и процесса - вот некоторые из них.

Играйте дома

Если ребенок заболел или нет возможности отвезти в клуб на занятия, пусть занятия придут к вам домой. Во-первых, можно заниматься по книгам или дискам, где ребенок и сказку послушает, и порешает шахматные задачи. Даже если вы сами не умеете играть, начальный уровень сможете изучить вместе с ребенком.

Во-вторых, это как раз повод подключить тренера дистанционно по скайпу. Главное - убедиться, что ребенок "не выпадает" во время занятия, и ограничивать время 30-40 минутами.

Ну, и в-третьих, существуют интернет-ресурсы, где можно играть в шахматы онлайн - "Планета шахмат" лучший из них в России. На FIDE Online Arena можно играть уже более серьезные турниры на международном уровне и даже получать виртуальные спортивные звания. Кстати, так можно поиграть и с другом, также сидящим дома, и с дедушкой, живущим в другом городе.


Попробуйте шахматный туризм

Еще один замечательный способ увлечь ребенка шахматами - это участие в шахматных турнирах в других городах и странах. Сейчас проводится очень много турниров, в которых можно участвовать в любом возрасте.

Эти поездки оказываются очень интересными и полезными - утром ребенок играет на турнире, родители за него болеют, а вечером вы вместе гуляете по музеям и осматриваете достопримечательности. Мы таким образом побывали в Калининграде, Минске, Амстердаме, Каннах, нескольких городах Греции. Дети, как правило, очень любят такие поездки, а родителям не приходится ломать голову, чем занять ребенка.

А возможно, в процессе вы сами откроете для себя новый мир интеллектуальных игр и новое хобби!

Комментировать статью "Как увлечь ребенка шахматами: 7 способов"

Еще по теме "Как научить ребенка шахматам":

Как научить ребенка играть в шахматы? Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби.

История про семью,где 7 мальчиков и всех зовут Жан. Книга, конечно, не высоко интеллектуальная, но написано Книги. Ребенок от 7 до 10. Как увлечь ребенка книгой - ответят известные писатели. Каждая мама знает, насколько важно чтение для развития ребенка.

Имеется ребёнок 5.5 лет, просящий научить его играть в шахматы (брат играет, а ему завидно очень). Соображает не ахти как. Пока ребёнок только освоил расстановку фигур, диагонали-горизонтали-вертикали, кто как ходит и бьёт (кроме тонкостей типа взятия пешки на проходе...

Вот посмотрите книгу Шахматы для самых маленьких: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. У этого же автора есть целый цикл обучения детей шахматам, разбитый по годам - там учебник, тетрадь, контрольные работы. Так и называется " Шахматы "...

Раздел: Образование, развитие (чем заинтересовать ребенка 7 лет). Как увлечь, заинтересовать ребенка чем-то заниматься? Сыну 8 лет. Ничем не хочет заниматься. Посмотришь на его одноклассников - все чем-то увлечены, посещают кружки, студии, секции.

Как развлечь детей в кафе?. Хобби, увлечения, досуг. Ребенок от 7 до 10. Как развлечь детей в кафе? Девчата, выручайте! У дочки в пятницу День рожденья. На субботу заказала столик в кафе - дочка собирается приглашать одноклассниц.

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. Где, как научиться (чтоб затем дитя научить) играть в шашки и шахматы?

Шахматы Гарри Поттера. Игрушки и игры. Ребенок от 7 до 10. Я вот просто навскидку представила во сколько обойдутся мне все 32 фигурки и решила, что шахматы станут золотыми, так как у нас каждый выпуск стоит 200 рэ!

Так ли нужны шахматы?. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Так ли нужны шахматы? Стоит дилемма - бассейн или шахматы. За полгода хождения на кружок играть Папа научил и секция - несколько разные вещи. Примерно как три аккорда на гитаре и 7 лет...

Как научить ребенка играть в шахматы? Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. Раздел: Образование, развитие (как научить играть в шахматы ребенка 7 лет).

Шашки - шахматы. Игрушки и игры. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 Где, как научиться (чтоб затем дитя научить) играть в шашки и шахматы?

Как научить ребенка играть в шахматы? Раздел: Образование, развитие (как научить играть в шахматы ребенка 7 лет). Дочка научилась сама, просто наблюдая за игрой старших девочек в подмосковном пансионате и задавая им вопросы.

Шахматный турнир - прошу совета. Ребенок (первоклассник) в школе на продленке посещает шахматный кружок; занятия раз в неделю, домашние задания не задают. Ходит он туда с удовольствием, однако, на мой взгляд, особо шахматами не увлекся. Дома не занимается.

шахматы. Игрушки и игры. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского Какими навыками (знаниями, талантами) должен для этот ребенок обладать? Сын все время просит папу научить, но папа считает,что сначала нужно научить играть в шашаки.

Как научить ребенка играть в шахматы? Шахматы в три года - как? где? Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет.

Шахматы от Сухина. Главная задача родителей при обучении дошкольника шахматным азам - не натаскивание будущего чемпиона мира, а воспитание ребёнка, который в школе будет учиться только на 5 и школьные уроки по всем предметам делать самостоятельно!

Шахматы. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Шахматы дали усидивость, способность к анализу, волю к победе (правда вот с этим слабовато - больше увлекает процесс, чем Посмотрите другие обсуждения на тему "Занятия шахматами, поделитесь опытом...

Как развить у ребенка способности к шахматам?) Раннее развитие шахматного чемпиона: Методика Опять же, родителям легче: увлеченные шахматными фигурами, задачами и игрой дети не Методика раннего развития способностей к шахматам по системе Тюленева - это...

Более двух тысячелетий назад человечество изобрело игру в шахматы. В Средневековье умение играть относилось к достоинствам рыцарей наравне с навыками охотиться и фехтовать. Современная жизнь такова, что на первое место ставится идея развития личности, воспитание важнейших качеств в ребёнке. Эти задачи можно решить с помощью игры в шахматы.

Как ни странно, эта модельная игра способна воспитать в ребёнке характер, волю к победе и демократичность. Преимущество шахмат в том, что в них могут играть как полностью здоровые, так и люди с ограниченными возможностями. Ввиду этих факторов вопрос «Как научить ребёнка играть в шахматы?» становится все актуальнее с каждым днём.

С чего начать?

Обучение игре в шахматы необходимо начать с привития ребёнку интереса. От того, насколько успешно получится это сделать, зависит весь дальнейший процесс. Всем известно, что дети любят сказки, и обучение игре также нужно превратить в волшебную историю. Для начала нужно рассказать ребёнку, что есть король со своим войском, и вместе они защищают свою землю от нападения неприятеля. Необходимо заинтересовать ребёнка, а с помощью сказки это получится лучше всего.

После этого можно рассказать о том, что мир шахмат является волшебным, поэтому он располагается на специальной доске. Она расчерчена в виде чёрно-белых клеток, которые следуют друг за другом. Затем постепенно объяснять, сколько клеточек на доске, для чего они нужны, их расположение и т. д.

Для лучшего эффекта можно приобрести одну из книг по шахматной тематике и по ней заниматься с ребёнком. Нужно помнить, что нельзя перетруждать ребёнка, потому что в таком случае игра ему быстро надоест. В день занятиям шахматами (начальный этап) следует уделять не более получаса. Научить ребёнка играть в шахматы с нуля можно, но для этого необходимо его заинтересовать.

Изучение наименований шахматных фигур

После того как ребёнок понял принцип игровой доски, необходимо переходить на следующий этап обучения. Фигуры в шахматах уникальны, и каждая из них имеет определённые возможности для хода. Но прежде чем в этом разобраться, необходимо изучить названия фигур и их расположение на доске. Этот этап очень важен, здесь не нужно спешить. Каждую шахматную фигуру нужно проговаривать вслух несколько раз и ставить на доску.

Когда ребёнок выучит название фигур и их расположение, можно двигаться дальше. Следующим этапом станет изучение правил хода каждой фигуры.

Правила хода шахматных фигур. Пешка

Здесь нужно уделить особое внимание, так как ходы фигур - важнейшая стадия в ответе на вопрос, как научить ребёнка играть в шахматы. Многие известные шахматисты до сих пор спорят о том, с какой фигуры нужно начинать обучение: с пешки или короля. На основании практического опыта было выяснено, что с пешки начинать процесс эффективнее.

Ход пешки - один из самых простых, но эта фигура считается одной из самых сложных. Для начала необходимо поставить одну пешку на доску и показать ребёнку, как она может ходить. Нельзя забывать о том, что пешка, кроме хода на одну клетку вперёд, может пройти и две клетки при определённых обстоятельствах (первый ход). Далее нужно рассказать, что пешка может бить только наискосок, а также о волшебном её превращении. Если пешка дойдёт до конца доски, она перевоплотится в любую другую фигуру (кроме короля). Преподаватели по шахматам рекомендуют обучать детей с помощью стишков.

После того как ребёнок начал уверенно играть одной пешкой, потихоньку нужно добавлять две, три и т. д. В итоге получится восемь пешек, а для детей это большая армия, с помощью которой можно захватить вражеское королевство. Нужно научить ребёнка быть внимательнее во время игры и не отвлекаться на сбитые пешки противника. Только после того, как ребёнок научился уверенно играть всеми пешками, можно переходить к другим фигурам.

Правила хода остальных фигур

Фигуры в шахматах разнообразны, и изучать ходы каждой из них следует в определённой последовательности. Чтобы получить наибольший эффект при ответе на вопрос, как научить ребёнка играть в шахматы, нужно использовать следующий порядок: ладья, слон, ферзь, конь. Здесь имеет место принцип «от лёгкого к сложному». Ход ладьи объяснить ребёнку довольно просто, дети лучше понимают прямые ходы. Самая сложная фигура - конь.

Здесь не обойтись без учебных пособий и рекомендаций опытных педагогов. Шахматная секция будет отличным выбором для родителей, если самостоятельно не получится обучить этому ребёнка. Далее следует перейти к королю и сразу объяснить, что это самая важная и главная фигура. Его нельзя сбить, а только взять в плен. Ход короля несложен, и дети быстро его запоминают. В этом моменте следует рассказать о том, что король не может ходить под бой и не может бить фигуру, которая защищена.

Что такое шах и мат?

После того как ребёнок запомнил названия и ходы шахматных фигур, обучение игре в шахматы выходит на новый уровень. Здесь необходимо объяснить ребёнку, что эти понятия являются очень важными, и рассказать их значение. Нужно научить спасаться от шаха различными способами, а также обучить ставить мат - конечный результат партии.

После этого ребёнок постепенно начинает понимать смысл мата и будет пытаться его поставить. Обычно первый мат ребёнка ставится двумя ладьями. Когда ребёнок уже вник в суть игры, можно узнать у него, какие самые сильные фигуры на и почему. Этот ход даст нужный эффект, так как малыш осознанно будет говорить об этом, зная о плюсах и минусах каждой фигуры.

Рокировка

Заключительной стадией ответа на вопрос, как научить ребёнка играть в шахматы, станет объяснение принципа рокировки. Она представляет собой двойной ход, который возможно сделать только один раз за игру. Этот ход вызывает у детей определённые сложности, так как его можно выполнить только при определённых условиях.

Необходимо объяснить, что в рокировке участвуют только две фигуры - король и ладья. Цель двойного хода - обезопасить главную шахматную фигуру. Очень важно правильное выполнение рокировки. При ней король может пойти один раз через одну клеточку, тем самым огородив себя от нападения соперника.

Моральная составляющая обучения

Как ни странно, в процессе обучения поведенческие факторы как учителя, так и ученика очень важны. Можно прививать детям любовь к шахматам разными способами. Например, сочинять про них стихи, сказки, лепить фигуры. В процессе игры и веселья дети лучше воспринимают информацию и проявляют наибольший интерес.

В процессе обучения игре за доской нельзя забывать о физических перерывах. В час хотя бы десять минут необходимо давать ребёнку, чтобы он немного отвлёкся и переварил информацию. Нужно научить ребёнка не кричать, не ссориться, а более спокойно относиться к игре. Шахматы - медленная игра, где каждый ход необходимо тщательно обдумывать.

Обобщая всё вышесказанное, можно выделить несколько условий, которые помогут объяснить, как играть в шахматы. Правила для детей:

  • уделять на обучение в день не более получаса;
  • учить ребёнка усидчивости и уважению к сопернику;
  • объяснить, что нельзя кричать, ссориться, ругаться из-за игры;
  • проводить обучение с помощью сказок и стишков.

Доброго времени суток, дорогой друг!

Итак, вы решили, что занятия шахматами – принесут пользу вашему ребенку. И решили правильно, этот именно так и никак иначе. Но как заинтересовать ребенка шахматами?

Я не претендую на роль педагогического гуру и выскажу свою точку зрения на вопрос, поставленный в сегодняшней повестке дня.

Надеюсь не слишком вас огорчу: универсальный и единственно правильный способ вряд ли можно предложить. Каждый человек индивидуален по своему восприятию, мотивам поведения. Ребенок не исключение.

Как известно, людей можно условно разделить на визуалов, аудиалов и кинестетиков. По своему доминирующему каналу восприятия.

Визуалы (их большинство) лучше воспринимают зрительную информацию, аудиалы на слух, кинестетики (относительная редкость) – на ощупь. Имеет значение, конечно же, и возраст ребенка.

Личный пример

Некоторые люди и дети в особенности – подражают окружающим. Особенно естественно родителям. И здесь возникает следующий вопрос: Возможен ли личный пример?

Личный пример, как известно, — заразителен. Пример родителя –многократно.

Что происходило в этот момент в моей голове, — не берусь судить, но интерес к шахматам появился.


Объяснив сыну правила игры, отец, а затем и мама примерно через месяц ощутили на себе «тяжелую» шахматную руку отпрыска) И резонно предположили, что ребенку, а мне уже было лет 7, сподручнее заниматься в клубе. Что и было сделано через какое-то время.

А если родитель не умеет играть в шахматы или просто не играет? Или плохо знает правила?

  • Во первых , этому несложно научиться. Прочитав пару статей и изучив видеокурс – где решение подано комплексно: и самому научиться можно и ребенка научить. И главное – как это сделать правильно.

На мой взгляд, личный пример – лучший способ заинтересовать ребенка , научить его основным правилам игры и нехитрым приемам на практике.

  • Во вторых , есть и другие способы, которые можно выбирать в зависимости от возраста и личных предпочтений восприятия ребенка. Пойдем по порядку:

Рассказы

Для самых маленьких (года 3) можно рассказать историю, сказку, легенду. Интересная история, рассказанная с душой не может не вызывать эмоционального отклика. Позитивного конечно. А это вызывает интерес.


Например, можно рассказать легенду о зарождении шахмат. Переписывать ее сюда считаю излишним, просто даю ссылку

Вполне разумно разбить легенду на несколько частей и рассказывать не за один присест. Чтобы подогревать интерес, чем все закончится. Это я так думаю, здесь вы сами определитесь.

Истории и рассказы подойдут также детям, которые лучше воспринимают аудио информацию, нежели визуальную. По крайней мере для начала чтобы, зародить интерес.

Книги

Существует огромное количество литературы для обучения детей.

Большинство из них написаны профессионалами, с учетом особенностей детского восприятия.

Например: Путешествие в шахматное королевство» Авербаха и Бейлина.


Об этой книге у нас даже есть отдельная .

Хорошим выбором будет книга Игоря Сухина:

Шахматы для самых маленьких

Еще один интересный выбор:

Азбука шахмат для детей в стихах

Посмотреть подробнее и скачать

Видео материалы

Различные материалы можно найти на ютубе и других ресурсах. Однако они фрагментальны и требуют осмысления и подбора.


Программы

Можно также использовать достижения современной техники. Смартфоны например.

«Динозавры учат шахматам»:


Если же абстрагироваться от аллегорий и изучать шахматы «в чистом виде», отличный выбор – эта программа:

Шахматы. От простого к сложному:


подробнее и установить/скачать можно здесь

Основные правила обучения

Несколько советов, призванных предостеречь от типичных ошибок при обучении детей шахматам:

  • Не спешите

Обучение штука поступательная. Сознательный интерес к игре может появиться не сразу. Вначале 10-15 минут в день будет достаточно.

  • Не перегружайте

Пока рановато часами сидеть за шахматами. Всему свой черед. Придет время и ребенок, почувствовав интерес к игре и ощутив вкус первых успехов, будет сам осознанно и серьезно заниматься шахматами.


  • Не заставляйте

Если привить интерес сразу не получается – не стоит заставлять. Лучше сделать перерыв и вернуться к идее обучения шахматам чуть позже.

  • Не «бросайте в омут»

Серьезной ошибкой может быть преждевременное «отдавание» ребенка в шахматный кружок или секцию. Там большинство ребят уже познали азы шахматы, часто постарше.

Если ребенок буде постоянно проигрывать – это может подорвать его интерес к изучению шахмат. Более того, он может стать объектом насмешек более старших ребят, что уж совсем ни к чему.

Игра с реальными противниками, так или иначе необходима. В основе шахмат – противоборство, и стремление к победе никто не отменял.

Однако, гораздо разумнее уровень подготовки «двести до кондиций» совместными занятиями и индивидуальным обучением. Например, в форме дистанционного обучения в нашей онлайн школе .

И ребенок будет под присмотром и обучение будет проходить поступательно под руководством профессионального тренера.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

В одной из своих статей я рассказывала, как обучить малыша с нуля азам игры в шахматы . Но освоить правила шахмат – это только начало большого пути.

Если ребенок уже знает, как ходят фигуры, интересуется шахматами, а ваших знаний недостаточно – лучше доверить обучение профессионалам. Примерно с 4 лет его можно записать в шахматный кружок – он может быть расположен в ближайшем Доме детского творчества, в шахматном клубе или даже в школе. Там он сможет играть в турнирах и даже получить разряд.

Но специалисты не советуют детям дошкольного возраста часто участвовать в соревнованиях – проигрыши могут негативно повлиять на неокрепшую психику.

Даже если вы записали ваше чадо в шахматную секцию, не забывайте про занятия дома.

Шахматные уроки по возрасту

В 2-3 года

В этом возрасте крохе еще тяжело освоить большую шахматную доску. Поэтому можно самостоятельно смастерить или нарисовать поле боя для малышей. Клетки этой доски должны быть крупные, их должно быть намного меньше, чем на обычной доске.

Вместо стандартных фигур можно сделать фигурки зверей – волков, зайцев, медведей. Ходы зверюшек должны быть простыми – все в одном направлении, но на разное количество полей. Можно учиться «съедать» фигуры. Важно донести для малыша примерные условия игры, пусть и в таком измененном виде.

В 4 года

В 4 года ребенок – самостоятельная личность. В этом возрасте можно научить его настоящим правилам шахмат, но лучше делать это в игровой форме, не давить и заставлять играть насильно. Он еще неспособен долго удерживать внимание, поэтому занятия должны быть короткими, не больше получаса. Можно показать интересный мультик на эту тему или рассказать сказочную историю о шахматных фигурах.

Посмотрите с малышом мультик с Фиксиками.

Маленьким детям хорошо включить в занятие физкультминутку, как-то связанную с игрой – например, приседания с понравившейся шахматной фигурой на ладони.

В 5-6 лет

В этом возрасте родители чаще всего приводят детей в шахматные секции. Ребенок уже готов к освоению шахматной игры в полном объеме. После обучения основным законам шахмат, нужно начинать учить делать ходы «правильно», то есть, делать сильные ходы – ставить фигуры в центр доски, нападать, защищаться при атаке.

Но пятилетний малыш все равно еще маленький, поэтому не забывайте и про детские методы обучения – обучающие сказки, забавные стихи, помогающие запомнить правила.

Существуют разные методики обучения детей дошкольного возраста, но в них общее то, что главная деятельность малыша в этом возрасте – игровая. Поэтому обучать необходимо только в форме игры.

Дети школьного возраста (старше 7 лет)

Осваивайте шахматную науку в полной мере – решайте задачи, тренируйте лучшие тактические приемы (например, вилка, связка и другие), рассказывайте интересные факты о шахматах. Вам придется и самому научиться сильно играть – многие дети в этом возрасте уже серьезные соперники.

Первое занятие лучше посвятить рассказу о происхождении шахмат – шахматной легенде, адаптированной под возраст обучающегося.

На втором занятии объясните, что доска – это поле боя, а фигуры – войска. Расскажите, чем занимается в армии каждая фигура. Пешки – это пехота, кони – конница, слоны – это войско на слонах, ладьи – лодки, ферзь – полководец, король – генерал.

Например, можно рассказать сказку о пешке, которая сумела преодолеть все трудности и стала ферзем. Или нарядить какую-нибудь фигуру, сделать ей домик на доске, охотиться за ней.

Чтобы закрепить знания о фигурах, сыграйте в игры:

  • «Волшебный мешочек» (пусть ребенок на ощупь определит, какую фигуру он вытащил);
  • «Что общего?» (нужно сравнить две фигуры – чем они похожи и чем отличаются, например, цвет, верхняя часть и другое).

На следующем уроке выучите правильную расстановку фигур и не забудьте ее повторить. Если малыш затрудняется расставить фигуры на последующем занятии, можно сделать это с подсказками, помочь ему. Потом объясните правила игры, понятия шах, мат, сильный ход.

Малыш должен понять, что в шахматах не всегда побеждает тот, у кого больше фигур.

Сыграйте первую партию. До этого можно играть ограниченным числом фигур – теми, чьи ходы вы уже изучили.

Основы стратегии

Ребенку старшего дошкольного и школьного возраста нужно доступно объяснить основы стратегии, которые должен знать каждый шахматист:

  • Всегда думайте о защите своего короля. Если он попадется «в ловушку», партия закончится. Поэтому, даже нападая на фигуры соперника, позаботьтесь о безопасности своей главной фигуры. Например, сделайте рокировку и спрячьте ее в угол доски.
  • Не «зевайте» фигуры – не отдавайте их просто так.

Каждая фигура имеет определенную цену, о которой нужно рассказать ребенку:

  • Пешка стоит 1 очко;
  • Конь и слон – по 3 очка;
  • Ладья – 5 очков;
  • Ферзь – 9 очков;

Король бесценен, ведь если ему мат, партия заканчивается.

Малышу можно показать цену фигур на примере пешек или любых других вещей – например, конь стоит 3 пешки (конфеты), ладья – 5 пешек (конфет).

  • Контролируйте центр доски. Фигуры, стоящие в центре, сильнее тех, что на окраине. Они имеют больше простора – вариантов ходов и нападений. Поэтому желательно «захватывать» центр – ставить туда, например, пешек и коней, которые не могут ходить на большие расстояния. А дальнобойными фигурами – слонами, ладьями, ферзем – можно держать его под контролем издалека, нападая на центральные поля.
  • Используйте в игре все шахматные фигуры. Если какие-то из них будут «отдыхать», оставаясь на своих первоначальных местах, вам может не хватит сил для атаки. Все войско должно участвовать в игре, в этом случае победа не заставит себя ждать.

Правила шахматных турниров

Ребенку необходимо объяснить правила шахматных турниров, и использовать их дома. Очень важное правило – «тронул – ходи», «взялся – бери» – если потрогал фигуру, нужно делать ход ей. Если это вражеская фигура, необходимо ее съесть, если такой ход возможен.

Кроме этого, турниры всегда проводятся со специальными шахматными часами, на которых можно установить любой контроль. Если время кончилось, ты проиграл. Приобретите часы и иногда играйте дома с ними.

Но не увлекайтесь слишком быстрыми шахматами (например, по 5 минут). Ребенок должен думать и анализировать позицию, при таком контроле это невозможно.

Как играть с ребенком

  • Не стремитесь всегда выиграть малыша – так он может расстроиться и быстро потерять интерес к игре, иногда можно свести партию вничью или даже проиграть.
  • Не проигрывайте часто – ребенок привыкнет постоянно побеждать и будет болезненно относиться к проигрышу. Можно дать небольшую фору – фигуру, чтобы игра была равной.
  • Полезны разборы ошибок после партии – какие ходы малыша хорошие, а какие не очень.
  • Играйте с ребенком как можно чаще, и он станет сильным соперником.
  • Хвалите его даже за маленькие достижения – нашел сильный ход, сумел сделать ничью, решил задачку.

Не требуйте от ребенка сразу стать чемпионом.

Пользу шахмат и влияние на развитие трудно переоценить – они отлично развивают логику и абстрактное мышление, учат усидчивости и настойчивости в достижении целей. Поэтому, даже если ребенок не станет сильным шахматистом, игра непременно поможет ему лучше учиться. Например, многие шахматисты – хорошие математики, ведь алгоритм решения математических и шахматных задачек очень похож.

Шахматы также учат ответственности – ребенок должен самостоятельно выбрать, какой ход на доске ему сделать, и он сам отвечает за последствия выбора.

Как заинтересовать?

Многие родители задаются вопросом, как заинтересовать ребенка шахматами, если он не проявляет особого желания в них играть? Точной инструкции тут быть не может. Можно купить большую и

Включайся в дискуссию
Читайте также
Разработчики сообщили, когда выйдет третий сезон игры по «Ходячим мертвецам
Изменения ветки советских ст
Тревор Филлипс — лучший протагонист GTA V?