Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Игры для слепых людей. Игры для детей с нарушениями зрения

Игры для пожилых людей

Из этой статьи вы узнаете:

    Какие игры для пожилых людей можно организовать на празднике

    Какие будут уместны игры в День пожилого человека

    Какие есть настольные игры для пожилых людей

    Какие настольные игры придумали для слабовидящих пожилых людей

    Полезны ли подвижные игры для пожилых людей

    Почему игры для пожилых людей являются главной частью программы проживания в пансионате для престарелых

Наверняка кто-то помнит ностальгические картины из детства, когда наши пожилые бабушки и дедушки проводили свободное время не за просмотром телесериалов, а собирались за столом дома или даже во дворе, чтобы насладиться интересными настольными играми. Мы решили возродить те добрые традиции уютных вечеров, вспомнив интересные универсальные игры для пожилых людей.

Программа развлечений и игры для пожилых людей на празднике

Кто-то из дорогих вам людей почтенного возраста отмечает день рождения или празднует иное торжество, и вы задумались как развлечь своих пожилых родственников? Что ж, стоит лишь правильно составить план данного мероприятия, чтобы сделать праздник пенсионеров незабываемым! Прежде всего следует приблизительно узнать число гостей, учесть, что в силу уважаемого возраста не все смогут принять участие в одних и тех же развлечениях. Например, если речь идет об изготовлении поделок, то участники, которых беспокоят заболевания суставов, не смогут полноценно участвовать. Разработанный вами сценарий должен охватывать возможно большее количество участников, будучи в то же время увлекательным для них. Вот некоторые рекомендации по организации игр для пожилых людей:

Лото

Данное развлечение является одним из самых популярных среди старшего поколения. Набор для этой игры можно приобрести в магазине по вполне бюджетной цене, а дабы разнообразить её и добавить интриги, рекомендуем учредить для участников небольшие призы. Причем красивая упаковка добавит получателю подарка ещё некоторую долю положительных эмоций. Здесь могут быть маленькие сувениры, предметы для кухни, косметика. А можно объявить, что каждый участник игры сам пусть выберет то, что ему нравится.

Возможна и другая интересная вариация данной игры для пожилых. Нужно подготовить достаточное количество карточек, с написанным на каждой из них названием песни. Конечно лучше выбирать репертуар из числа популярных шлягеров прошлых лет, тех, что нравятся вашим родным и их гостям. При этом один участник игры начинает исполнять песню, указанную на выбранной карточке, другой игрок угадывает её название. Здесь любой может подхватывать, порой получается целый дружный хор. Опять же можно дарить участникам игры призы.

Аукцион

Очень интересное и веселое развлечение! Как и в предыдущей игре используйте подарки, это будут аукционные лоты. Для интриги все призы непременно должны быть тщательно упакованы, чтобы их содержимое оставалось тайной для пожилых аукционеров. Приготовьте некие условные “деньги”, затем раздайте суммы, достаточные для любой покупки, каждому из участников.

Угадай мелодию

Для этой игры должен присутствовать человек, владеющий каким-либо музыкальным инструментом. Можно просто скачать полюбившиеся нашим пожилым участникам музыкальные произведения из Интернета и прослушивать их частями. Сначала вы проигрываете три-пять нот и, если никто не угадал мелодию, по условиям игры звучит ещё отрывок и так дальше. Когда кто-то угадает песню, он может пропеть её вместе с друзьями.

Фотоконкурс

Эта игра потребует некоторой подготовки от самих участников. Она способна подарить много приятных воспоминаний и эмоций! Пожилых людей нужно попросить прийти со своими детскими фотографиями. Проведите конкурс “Угадай, кто на фотографии”, а когда кого-либо узнают, многим будет очень интересно услышать рассказ их знакомого о том, когда и при каких обстоятельствах была сделана фотография. Можно устроить конкурс на лучшие фотографии, причем со всевозможными номинациями.

Мастер-классы

Можно провести целый ряд уроков, заинтересовав большинство наших пожилых участников. Если, к примеру, наша уважаемая публика – представительницы прекрасного пола, устройте мастер-класс по оформлению букетов, заранее позаботившись о наличии разных цветов, ваз, инструментов. По окончании можно устроить конкурс на самый красивый букет с последующей раздачей подарков и самих цветов победительницам.

Викторины

Среди пожилых людей игры-викторины всегда пользуются популярностью, особенно если вопросы имеют прямое отношение к временам молодости собравшихся. Воспоминания юности и обсуждение их друг с другом всегда проникнуты ноткой ностальгии, вызывают живой интерес пенсионеров. Пожилые участники должны заполнить анкеты с подготовленными вами вопросами, касающихся их прошлого. Игра заключается в том, чтобы после прочтения этих заполненных анкет, остальные угадали о ком идет речь. Прекрасным вариантом будет проведение викторины с одним главным героем, как правило, тем, ради кого собрались гости. Припасите вопросы, касающиеся его биографии: учеба, первые трудовые годы, значимые вехи судьбы, дети и внуки.

Немного движения

Однако не одними лишь настольными играми ограничен досуг пожилых людей. И среди пожилых людей найдется достаточное количество любителей танцев. Дайте возможность потанцевать собравшимся, включив музыку их молодости.

Игры в День пожилого человека

«101 младенец»

Гости приносят с собой свои детские фото. Поместив пронумерованные прежде фотографии на стену, ведущий снабжает собравшихся бумажками с номерами. Далее гости пытаются угадать кому принадлежит то или иное фото, подписывая имена рядом с каждым номером. Вскоре ведущий собирает бумажки и, выяснив по ним кто же угадал больше имен, дарит приз победителю игры.

«Вспомни песню»

Зачитывая по одной строчке из разных популярных песен, ведущий просит пожилых участников угадывать их. Примеры: “С веток лепестки летят и вьюжатся…”(“Белая черемуха”, исп. Анна Герман), “В этих строчках лишь одно – нам здесь очень здорово…” (“Манжерок”, Эдита Пьеха), “В потоке солнечного света у киоска ты стоишь… (“Королева красоты”, Муслим Магомаев) и т.д.

«Испорченный телефон (рисунок)»

Игра по аналогии известного “глухого телефона”, где некая фраза передаётся по цепочке, превращаясь в конце в нечто совершенно отличное от первоначального варианта. Только здесь вместо слов будет использоваться листочек бумаги с рисунком. Первый в очереди изображает на ней нечто произвольное. Второй рассматривает её пока первый отсчитывает оговоренное количество секунд, затем пытается повторить рисунок по памяти и передаёт его дальше и т.д. Завершающий этап игры – сравнение первого рисунка с изображением на бумажке последнего в цепочке.

«Песню, запевай!»

Произнося лишь последние слова из каждой строки первого куплета песни, участникам предлагается вспомнить её.

– “…опушке, …избушке, …солила, …кадушке” (“Зима”, Э. Хиль);

– ” …даль, …встающий, …печаль, …пуща” (“Беловежская пуща”, гр. Песняры).

Если пожилые знатоки музыкального творчества легко справляются, попробуйте усложнить игру, предложив узнать песню по последнему куплету.

«Самый близкий»

Прибывающие на праздник гости записывают на бумажке свои имена и даты рождения. Собрав все листочки с данными, приступайте к простой игре, в которой победит тот пожилой конкурсант, чья дата рождения окажется ближе всех к дате отмечаемого вами торжества.

Конкурсы и игры для пожилых людей за столом

Не секрет, что многим бабушкам свойственно собираться на лавочке, чтобы за разговорами немного развеять скуку. Конечно во время бесед кому-то могут основательно “перемыть косточки”, например, ближайшему шумному соседу. Не будем осуждать наших эрудированных пожилых дам, лучше предложим им интересную игру под названием “Сплетни”, очень простую и забавную. Сперва нужно определиться, о ком вы будете «сплетничать», затем поочередно нужно написать об этом знакомом предложения на листке бумаги. Первый начинает, который обычно пишет фразу, недалёкую от истины. Далее бумажку нужно загнуть и передать второму участнику, который записывает свою фразу на основе последнего слова предыдущего игрока. Затем по цепочке и той же схеме каждая новая “сплетня” начинается с последнего слова предыдущей, подобно тому, как рождаются разные слухи. После того как последний игрок напишет свою фразу, можно прочитать текст полностью вслух. Получается забавная игра-пародия на настоящие сплетни, со смешным искажением смысла.

Ещё одна интересная игра для пожилых, которая называется “Вспомни всё”. Конкурс заставит гостей окунуться в воспоминания о советском прошлом. Попросите их вспоминать разные особенности жизни в те далекие годы. Начните с обсуждения цен на различные продукты, по чём приходилось покупать во времена СССР. Можно попытаться вспомнить названия песен, исполнителей, композиторов или, например, попросите старожилов перечислить некоторые фамилии членов Советского Политбюро. Вариантов масса. Если пожилой участник конкурса не сумел освежить в памяти верную информацию, он переходит в категорию выбывших из игры. Обладатель самых точных знаний о прошлом, становится победителем.

Для разнообразия предложим ещё одну простую, но веселую игру. Для начала необходимо надеть повязку на глаза одного из пожилых участников, поставив затем перед ним тарелку, в которой находится нечто несъедобное, типа игрушки или небольшого предмета быта. Попросите его с помощью вилки и ножа назвать содержимое тарелки. Верно определивший объект при помощи инструментов считается победителем и может получить приз, например, угаданный предмет.

Посоветуем вам и такую игру для пожилых, где необходимо вспомнить и пропеть большее количество песен, в которых встречается определенное слово. Любые слова подойдут для этого конкурса: Земля, море, дорога, Родина, любовь. Или повспоминать песни, в которых упоминается некое имя, то конечно лучше попытаться напеть их.

Какие есть настольные игры для пожилых людей

Настольная игра предоставляет для пожилого человека возможность приятно провести время в компании хороших друзей. И она будет более интересной, если в ней примут участие большее количество участников. Но если партнеров поблизости не оказалось, это не повод отчаиваться. И один пожилой человек в поле воин, когда берется, например, за такие игры, как раскладывание пасьянса, собирать пазлы, садится за разгадывание кроссворда.

Настольные игры бывают самыми разнообразными: шахматами и шашками, игральными картами, домино, разными игровыми полями, использованием карандаша и листка бумаги.

Некоторые игры не потребуют от пожилых людей быстроты реакции, напротив, здесь понадобится спокойная вдумчивость, неторопливость. В противоположность им - игры, вызывающие эмоциональный отклик и азарт участников, где нужно меньше думать, быстрее совершать ход в попытке поймать удачу. В борьбе за победу в них потребуются координация, скорость движений, концентрация внимания и физические возможности пожилых конкурсантов.

Давайте рассмотрим какие же есть варианты настольных игр для пожилых людей:

    Командные. Этот вид игры для пожилых людей предполагает наличие двух команд, специальных карточек с заданиями и игрового поля. Сюжет вполне может быть по мотивам компьютерной игры или фильма.

    Логические . Данная категория игр способствует поддержанию и развитию интеллектуальных способностей пенсионеров, однако отлично подойдут также детям, представителям средних возрастов. Варьируя сложность вопросов или, например, усложняя критерии при составлении слов, можно заставить задуматься как пожилых, так и более молодых участников.

    Экономические. Ярким представителем игр подобного класса является широко известная «Монополия». Играющие занимаются планированием, стараясь верно распределять средства для постройки бизнеса, приобретения производств, пытаясь извлечь прибыль. Игра учит распределять материальные средства, способствует верному расчету и целеполаганию.

    Карточные. Практически не требуют никакой особой подготовки в силу общеизвестности. Эти игры для людей пожилого возраста не представляют сложностей, более того, иной мастер преклонного возраста способен дать фору более молодым соперникам по игровому столу. Хорошо подходят для тихого семейного вечера.

    Приключенческие. Подобные игры потребуют составления сценария. Это может быть некая таинственная история, где путем распутывания загадок нужно дойти до сути. Пожилые игроки и другие участники могут примерить на себе роли различных персонажей, сыщиков, колдунов, добрых фей, простых обывателей.

Не забудем упомянуть такие командные игры, как футбол или волейбол, полезные для развития ловкости и координации.

Чем интересны эти игры и викторины для пожилого человека? Прежде всего тем, что он весело и с пользой проводит время, находясь среди друзей, общаясь со сверстниками и юным поколением. Человек преклонного возраста получает новую информацию, тренирует память и применяет свои знания в разных областях.

Игры умеют объединять людей, способствуют поискам новых увлечений, развитию логики, приводят к пониманию возможности как победить, так и проиграть. Однако настольные игры для пожилого человека не ограничиваются собственно столом и помещением. Играть можно где угодно, будь то отдых на природе или путешествие.

Настольные игры для пожилых людей, которые плохо видят

Существует ряд классических настольных игр, которые ведут свою историю из далекого прошлого, оставаясь актуальными даже сегодня. Они знакомы всем поколениям, любимы азартными людьми любых возрастов.

Кости игральные с выпуклыми точками. Эти кубики с контрастными (черное на белом) выпуклыми точками предназначаются для комфортной игры людей с нарушениями зрения. Используются, например, в нардах, «Монополии». Такими игральными кубиками будет также удобнее играть пожилым людям, имеющим проблемы со зрением в силу возраста.

Шашки тактильные. Настольная игра для слабовидящих и слепых. Обычно крепкая пластиковая доска, размеченная на квадраты, имеющая углубления для фишек. Деревянные шашки круглой или квадратной формы, “дамки” увеличены вдвое.

Судоку для слабовидящих и незрячих. Популярное в Азии развлечение теперь стало доступным для слабовидящих и слепых.

Игра «Монополия» со шрифтом Брайля. Знакомая миллионам игра “Монополия” зародилась в начале 30-х годов прошлого века и до сих пор является достаточно модной, востребованной. В варианте для слабовидящих и незрячих людей, в том числе пожилого возраста, любые надписи на карточках или самом поле выполнены шрифтом Брайля, а кости имеют выпуклые точки.

Текстурированное домино. Домино для незрячих детей или пожилых людей, где классические картинки заменены тактильно ощущаемыми.

“Крестики-нолики”. Эта игра предназначается для детей от четырех лет, а также для людей пожилого возраста с нарушениями зрения. Она способствует развитию математических способностей, логики, тренировке памяти, внимания, помогает развить слабовидящим пожилым людям ориентацию в пространстве, поддерживает в норме мелкую моторику рук.

Игральные карты для незрячих и слабовидящих людей со шрифтом Брайля. Карты с увеличенным рисунком, на которых масти обозначены шрифтом Брайля. Это заметно облегчает игру слабовидящим пожилым людям.

Нарды тактильные . В наборе идут разделенная особыми барьерами доска, а также белые фишки, которые имеют отличие от черных, наличием на вершине маленькой металлической выпуклости. Игральные кости тоже имеют подобные выпуклые точки. Такие нарды положительно сказываются на способностях слабовидящих пожилых людей к логическому мышлению, поддержанию и развитию концентрации внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Домино с выпуклыми точками. Людям с нарушенным зрением значительно помогают специальные выпуклые черные точки на белых костяшках домино.

Фишки для игры “Бинго” со шрифтом Брайля. Бинго – прекрасная игра для слабовидящих и незрячих, в том числе пожилого возраста. Выбираемые произвольным образом числа от 1 до 75 ставятся на карточки участником. Тот, кто первым заполнит ее фишками полностью, тот и выиграл. Подобное развлечение улучшает память, внимание, логическое мышление и мелкую моторику пальцев рук.

Какие полезны подвижные игры для пожилых людей

Подвижные игры доступны пожилым людям, не имеющим существенных проблем со здоровьем. Пенсионеры могут ходить на лыжах, ездить на велосипеде, играть в городки, плавать на лодке. Тем из них, кто раньше дружил со спортом, доступен бег трусцой. Однако скорость бега должна находиться в интервале 120-140 шагов в минуту. Крайне осторожными пожилым людям следует быть при наращивании беговых нагрузок. Делать это нужно постепенно.

Весьма рекомендуемы для людей преклонного возраста пешие прогулки на свежем воздухе. Эта естественная и доступная всем форма физической активности является наиболее удобной для занятий. Причем темп ходьбы подбирается в зависимости от физического состояния и общего самочувствия пожилого человека. Рекомендуется периодически ускоряться, повышая обычный темп на 10-20 шагов в минуту. На начальном этапе занятий (3-4 недели) такие ускорения не должны длиться дольше 2-х минут. Примерно через полгода регулярных тренировок этот высокотемповый отрезок можно увеличить до 8-10 мин.

Пожилым людям показано заниматься разнообразными формами физической активности. Будут полезны легкие физические нагрузки при традиционном уходе за приусадебным хозяйством, простые слесарные и столярные работы.

Во многих городах России существуют группы здоровья для пожилых людей, где у персонала имеется значительный опыт работы с такими группами. Занятия в подобных группах привлекают старшее поколение, так как регулярные упражнения повышают настроение, улучшают сон и аппетит, тренируют кардиосистему организма. Конечно, благодаря постоянному общению, объединенному общими интересами членов группы, в норме находится их психологическое состояние.

Для пожилых людей группы здоровья – это своеобразный клуб по интересам, где не только улучшается самочувствие, но и где 2-3 раза в неделю происходит приятное общение с такими же увлеченными сверстниками. Разнообразная программа занятий предполагает широкий набор видов физической активности в подобных группах. Пожилым людям доступны лечебная гимнастика, игры спортивной направленности, индивидуально подобранные упражнения.

Игры для пожилых людей в пансионате для престарелых как часть программы проживания

Образ жизни и организация досуга пожилых людей определяют качество их бытия в не меньшей степени, чем здоровое питание и медицинское обслуживание. Познавательный отдых в приятной компании необходим пожилым людям для разносторонней тренировки интеллекта, способствует социализации. Организация подобного вида отдыха людей почтенного возраста содержит элементы творчества, раскрывает ряд положительных личных качеств, способствует уверенности в своей дееспособности. Постоянно находясь в обществе людей с аналогичными запросами, интересами, проблемами, пожилой человек зачастую повышает самооценку, проявляет активность в трудовой деятельности.

Существует множество вариантов интересного препровождения свободного времени, будь то новогодние праздники или другие торжественные даты, их всегда достаточно в календаре. Это ожидаемые события, к которым заблаговременно готовятся. Однако необходимо помнить также об организации ежедневного досуга пожилых людей, причем желательно с определенной долей творческой составляющей. Следует не забывать о регулярных прогулках на свежем воздухе, других видах физической активности. Если пожилой человек утратил способность к подобной физической активности, тогда можно найти интересный вид деятельности другого характера.

Пенсионеры, не имеющие возможности заниматься собственно спортом, всегда могут иметь причастность к нему как заинтересованные зрители, организаторы мероприятия, советники по разным вопросам.

Акцент участия пожилых людей в развлекательной программе смещается в сферу художественного оформления мероприятия. Немало прекрасных картин, изящных вышивок, плетеных предметов обихода создано немолодыми умельцами вопреки скучной повседневности. Так рождается истинное хобби. Особо следует отметить трогательную заботу многих пенсионеров о своих домашних питомцах, к которым они безгранично привязаны.

Зачастую общественная деятельность в полной мере заполняет досуг пожилых людей. Складывается впечатление, что эти люди не подозревают об ограничениях, связанных с их возрастом! Они частые гости на театральных постановках, в кинотеатрах, на всевозможных выставках.

Всякая форма досуга должна соответствовать возможностям старого человека, быть доступной. Естественно, досуг обязан развивать личные качества пенсионеров, а также способности к самообслуживанию для эффективной адаптации в социуме.

Индивидуальный отдых почтенных людей зачастую требует большего времени в силу их немощности. Качественно проведенный досуг, занятия любимыми делами, творческая деятельность, интересное общение придают их жизни новый смысл. Следует избавиться от заблуждения, будто пожилые люди не нуждаются в развлечениях. Просто к этому возрасту меняется характер, предпочтения. Престарелые люди становятся более склонны к познанию, философским беседам, творческой деятельности.

Сейчас существуют специальные игры и конкурсы, разработанные для пожилых и инвалидов-колясочников, которые активно используются в программе проживания в пансионатах для престарелых. Смысл данных игр в том, что пациент последовательно решает задачи, двигаясь от более простой к более сложной. Не напрасно пенсионеры столь деятельны в плане заполнения кроссвордов. Форма их досуговой деятельности самым прямым образом влияет на тренировку логического мышления, тренировку внимания, памяти. Вероятно именно по этой причине многие пожилые люди сохраняют ясный ум, способность здраво рассуждать на протяжении всей жизни, причем существенная часть людей преклонного возраста обучилась пользованию компьютером.

По причине возрастных изменений не все способы принять участие в играх и развлечениях, доступных для пожилых людей. Но многим, например, прикованным к коляске, простая прогулка на свежем воздухе приносит целый спектр позитивных эмоций. Не стоит забывать об организации свободного времени пенсионеров, чтобы обеспечить достойную старость близких.

Пенсионеры, имеющие ограничения в силу возраста, и инвалиды на определенном рубеже своей жизни могут сталкиваться с трудностями, проблемами, связанными с адаптацией к новым жизненным условиям. Порой это наблюдается при нахождении пожилого человека в специализированном пансионате, во время организации лечения. Здесь важное значение приобретают качественное оказание всей необходимой помощи, благожелательная атмосфера и социальное окружение.

Несомненно, порой некоторые пациенты пансионатов имеют особенный характер и не удовлетворены окружающей действительностью. В подобных случаях пожилым людям требуется лишь чуточку больше внимания и индивидуальный подход. Важно, чтобы все постояльцы понимали, что любые их проблемы выносятся на обсуждение, а мнения постояльцев учитываются. Качественная организация досуговой деятельности пожилых людей тесно связана с новейшими программами развития, расширяющими горизонты жизнедеятельности пожилых граждан.

Мир, который окружает ребенка, огромен и интересен. Познание ребенка начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущения и восприятия.

Дети с нарушением зрения не имеют возможности хорошо видеть предметы, четко различать их признаки и свойства, а нарушение бинокулярного видения, глазодвигательных функций осложняет восприятие формы, величины, пространственного расположения частей. Поэтому важно в период дошкольного детства научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства. В процессе восприятия предметного мира слабовидящие дети используют сохранившиеся анализаторы (слух, осязание, обоняние). С их помощью компенсируется тот недостаток информации, который обусловлен отсутствием или значительным понижением функции зрения.

В связи с тем, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным для сенсорного развития ребенка, поэтому с целью формирования сенсорных способностей у дошкольников с нарушением зрения нами были подобраны дидактические игры и игрушки с использованием нетрадиционных технологий.

Крышки - доступный, красочный бросовый материал, который можно и нужно использовать во многих дидактических, подвижных, сюжетных, строительных играх и на занятиях с детьми дошкольного возраста.

Крышки, изготовленные из пластмассы разного цвета, легко моются и при необходимости могут быть подвержены обработке, бывают разного размера и привлекают внимание детей всех возрастов, поэтому их можно использовать в играх по сенсорному развитию детей с самого раннего возраста. Развитие мелкой моторики, нормализация состояния мелких мышц руки, развитие зрительно - моторной координации можно осуществить в играх с мелкими предметами - разноцветными крышечками. Найти крышки и собрать их достаточное количество не составляет особого труда, сами дети с удовольствием помогут вам собрать их и изготовить из них интересные развивающие игры.

В своей работе мы используем такие игры с крышками.

Пальчиковый бассейн

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, цвет; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения; развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мелкой моторики рук,

Материалы: коробка или пластмассовый таз с крышками.

Описание игры: На столе или на полу ставится коробка (таз) с крышками, воспитатель предлагает ребенку опустить руки в «бассейн».

Задание 1. «Купание» рук в бассейне – опустить руки в «бассейн» по локоть, по плечи, пошуршать крышками.

Задание 2. «Прятки».

На дне «бассейна» воспитатель прячет маленькую игрушку или геометрическую фигуру. Ребенок должен опустить руки в «бассейн», найти и достать игрушку.

Задание 3. «Кто быстрее соберет»

Крышки рассыпаны по ковру, воспитатель выбирает 3-4 ребенка, каждому из них дает задание собрать крышки определенного цвета.

Задание 4. Дайте малышу в руки одну крышку и попросите найти крышку такого же цвета. Обратите внимание ребенка на слова: такой же, не такой, одинаковый, разный.

Задание 5. Предложить ребенку выложить две дорожки из трех – четырех крышек разного цвета. Сравните, какая дорожка длиннее, какая короче.

«Найди домик»

Цель: Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, развитие мелкой моторики рук

Материал: небольшие коробочки в виде гномиков, обклеенные красным, зеленым, синим, желтым цветом; коробка с цветными крышками.

Описание игры: Воспитатель предлагает детям разложить крышки в соответствии с цветом коробочки. Игру можно сопровождать стихотворениями о цветах.

«Бусы для куклы»

Цель: Учить детей нанизывать цветные крышки от пластиковых бутылок с отверстием на цветной шнурок, закрепить восприятие формы, цвета; развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление, речь детей.

Материал: кукла, коробка с крышками и шнурки (красного, зеленого, синего, желтого цветов).

Описание игры: Воспитатель начинает игру со стихотворения:

Этой куклы кто не знает? Лучше куклы не найдешь.

Сразу глазки открывает, только на руки берешь.

Я надену кукле бусы, платье новое сошью.

Не вести же мне к бабусе в старом куколку мою. (Г. Бойко)

Задание 1. Дети нанизывают крышки одного цвета на соответствующий шнурок.

Задание 2. Ребенок берет любой шнурок и нанизывает на него крышки, чередуя цвета.

Задание 3. Ребенок нанизывает на шнурок любого цвета крышки по инструкции воспитателя.

«Составь узор»


Цель: Формировать знания детей о четырех основных цветах и их оттенках; учить детей выделять цвета; развивать мелкую моторику пальцев, усидчивость, внимание, речь.

Материал: коробка с крышками, карточки (салфетка, ромашка, клубника, флажок, лебедь, круг, овал, треугольник).

Описание игры: На карточках дети выставляют крышки на специально нарисованные кружочки. Во время игры воспитатель проговаривает вместе с детьми о том, какие цвета на карточке. Выкладывание крыше сопровождается стихотворениями:

Ромашки

Маленькое солнце на моей ладошке, -

Белая ромашка на зеленой ножке.

С белым ободочком желтые сердечки…

Сколько на лугу их, сколько их у речки!

Зацвели ромашки – наступило лето.

Из ромашек белых вяжутся букеты. (З. Александрова)

Клубника

Краснощёка, круглолика,

Ароматна, хороша

Спеет сочная клубника -

Радость взрослым, малышам.

В огороде тёти Маши

Надо ягоды собрать.

Нет клубники слаще, краше,

Но так хочется играть. (О. Шамшурина)

Игры с прищепками

Игры с прищепками – это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которые являются и тактильным упражнением. Но его можно и усложнить – прищепки подбирать по цвету. Дети могут соревноваться, прикреплять прищепки на скорость, играть в одиночку и в коллективе. Если кончикам пальцев малыша дать хорошую работу, то в будущем это скажется на формирование навыков письма, ребенок быстрее и легче научится держать карандаш. Ребенок может группировать прищепки по цвету, по количеству, соотносить с рисунком.

«Волшебная коробочка»


Цель: закреплять знания основных цветов и их оттенков; учить соотносить прищепку с соответствующим цветом на коробке; развивать ловкость пальцев, силу, точность, глазомер.

Материал: коробка, обклеенная цветными полосками, прищепки

Описание игры: Воспитатель показывает ребенку коробочку и просит перечислить цвета, которые на ней присутствуют. После этого ребенку предлагается украсить коробку цветными прищепками. Воспитатель поясняет, что на желтую полоску прикрепляем желтую прищепку, на красную – красную и т. д.

«Рыбаки»


Цель: Расширять представление о цвете; развивать координацию движений, быстроту еакций, восприятие, внимание.

Материал: удочка (палочка) с магнитом на конце, цветные прищепки.

Описание игры: На ковер высыпают цветные прищепки. Выбирают двух «рыбаков». Дети с помощью удочки вылавливают «рыбку». Игру можно усложнить, предложив ловить «рыбку» сначала красного, потом синего цвета.

«Чудо-прищепки»


Цель: закрепление знаний детей о цветовой гамме и оттенках цветов. Развитие восприятия, внимания, мышления, смекалки, мелкой моторики рук.

Материал: картинка (рыбка, цветок, облако, ежик, морковь, солнце, туча, цветные прищепки

Описание игры:

Задание1. Детям предлагается разделить все прищепки по цветам: красные, желтые, синие и т. д.

Задание 2. Ребенку предлагается рассмотреть рыбку и определить чего у нее нет (хвоста, плавников). Воспитатель просит ребенка помочь рыбке. Сначала с помощью воспитателя, затем самостоятельно дети прикрепляют прищепки к изображениям предметов.

Игры с крупой

Крупа – это не только ценный пищевой продукт, но и отличный недорогой материал для игр с детьми. Занятия с различными видами круп развивают осязание детей, мелкую моторику, стимулируют процесс их речевого и умственного развития.

Можно организовать игры с манной, гречневой, рисовой, кукурузной крупами, горохом, чечевицей, фасолью. Желательно последовательно познакомить детей разнообразными видами круп (начиная с самой мелкой, обеспечив, таким образом, богатство впечатлений и ощущений. Попробовав разные виды игр, можно остановиться на наиболее полюбившихся ребенку занятиях и, главное, играть в них столько, сколько ему захочется.

Внимание:

Данные игры с крупами обязательно должны проходить под контролем взрослого!

Цель:

Материал: емкости с крупой (фасоль, горох, гречка, бобы).

Описание игры:

Задание 1. Ребенку предлагается переложить крупу из одной емкости в другую. Он может это делать как с помощью пальчиков, так и с помощью ложки.

Задание 2. Предложите ребенку выложить дорожки из крупы, сравните их по длине.

Задание 3. Из фасоли можно выложить различные рисунки – геометрические фигуры, домик, цветочек и т. д.


Задание 4. Смешайте крупу (фасоль, горох, бобы или фасоль белую и красную) в коробочке и предложите ребенку разделить все по разным емкостям.

Задание 5. Массаж для рук. Высыпать разную крупу в тазик (коробочку) и предложить ребенку опустить в нее руки, сжимать и разжимать крупу в кулочках. Также можно спрятать на дно игрушку и попросить ребенка найти ее.

Задание 6. На дно тазика с крупой положить плоскую геометрическую фигуру и предложить ребенку нащупать ее пальцами и назвать.

Игры с крупами и рисование на крупе - это одни из самых интересных занятий, которые отлично развивают пальчики и мелкую моторику ребенка, а также способствуют пассивному массажу пальцев. Здесь речь пойдет о рисовании на манке. Вместе с тем, рисовать можно на любой крупе вообще, при этом, чем крупнее ее зерна, тем лучше массируются пальцы ребенка во время рисования.

Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность и воображение, аккуратность, усидчивость

Материал: емкость с крупой (манка, гречка, коробка (из-под конфет или поднос, дно которой обклеено темной пленкой.

Описание игры:

Задание 1. Предложить ребенку нарисовать все, что он захочет. Это можно делать либо пальчиками, либо трубочкой от сока.


Задание 2. На дно коробочки можно положить любую картинку и предложить ребенку ее найти.


Задание 3. На крупу положите две картинки в разные стороны, пускай ребенок нарисует дорожки от одной картинки к другой (как в лабиринте).


Отличительным, универсальным характером этих игр – является:

материал (нестандартный, бросовой, эти игры влияют на психоэмоциональное состояние, направлены на развитие внимания, воображения, мышления, ориентировку в окружающей среде, их можно переносить и играть в разных игровых центрах, как дидактический материал для проведения досугов, физкультминуток, на прогулке. Каждая новая игра входила в жизнь детей в группе, как сюрприз.

Список использованных источников

1. Вайнерман С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников. – М. : Владос. -2001.

2. Малева З. П. Создание педагогических условий развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. – Челябинск. – 2001.

Интернет-ресурсы:

1. http://nsportal.ru/

2. umka.caduk.ru

3. http://www.numama.ru/

4. http://www.clubochek.ru/

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Процессы познавательной деятельности у детей с нарушениями зрения протекают при совместной деятельности неполноценного зрения и сохранных анализаторов. Однако при том не все они в полной мере задействованы. Особенно это относится к осязанию, которое спонтанно развивается недостаточно. Адекватное же отражение действительности, а также полноценная трудовая деятельность возможны при взаимодействии зрения и сохранных органов чувств. Для этого требуется специально организованное обучение по развитию осязания и мелкой моторики рук у слабовидящих детей.

Слабовидящие дети так же, как и незрячие, нуждаются в развитии осязания и мелкой моторики рук и пальцев. Опора при знакомстве с предметами окружающего мира только на неполноценное зрение у слабовидящих не способствует адекватному их отражению, задерживает успешное формирование умений и навыков, обеспечивающих правильность и точность выполнения различных предметно-практических действий в учебе и быту.

Целью занятий по развитию осязания и мелкой моторики является формирование и развитие умений и навыков ручной деятельности.

Задачи:

1. укрепление кистей рук и пальцев;

2. развитие глазомера и координации (глаз-рука);

3. освоение мелких движений;

4. развитие осязания.

Работа по формированию и развитию ручной деятельности разносторонняя и многообразная. Выделяется семь основных направлений:

Обучение самомассажу рук и пальцев с целью укрепления кистей рук;

Формирование моторики рук, их двигательных функций, освоение мелких движений;

Развитие глазомера, координации глаз и рук.

Осязательное восприятие связано с движениями рук. Обследование любого предмета или рельефного изображения проводится двумя руками. При этом в одних случаях их функции разделяются, а в других они действуют синхронно. Важное значение имеет планомерное обследование.

Детям с нарушенным зрением трудно дается узнавание различных поверхностей, и это происходит оттого, что, взяв предмет в руки, они как бы замирают, не обследуют его, пальцы напряжены или, наоборот, вялы. Из-за малого практического опыта им не с чем даже сравнить его. Все это приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-практической деятельности.

Для развития осязания и мелкой моторики используют различные виды деятельности:

Конструирование из кубиков домиков, башенок по образцу, по памяти, произвольно;

Раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамидок разной величины);

Складывание из камушков, пуговиц, пробок на фоновой бумаге, на магнитной доске по образцу, по представлению различных изображений, геометрических фи

Гур, букв;

Сматывание ниток в клубок, на палочку, завязывание узлов различной конфигурации;

Застегивание и расстегивание различных видов рамок;

Рваную аппликацию из различного цвета бумаги, разного качества ее (папиросная, газетная и др.) или игры в «бумажный конструктор»;

Работа с природным материалом: поделки, игра «Узнай на ощупь»;

Игра в Золушку, знакомство с различными крупами: перебираем гречку, рис, пшено, горох, фасоль.

Для развития более тонких координированных движений пальцев очень полезны раскладывание мелких камушек, пуговиц, палочек, зерна по небольшим коробочкам, нанизывание бус, пуговиц на нитку, леску, вырезание по контуру, раскрашивание.

Краткое описание дидактического материала для работы с незрячими детьми

1. Игра «Строим забор».

Цель: выделение ведущей руки и обучение действиям двумя руками сразу, развитие точности движений, определение высоты предмета, выкладывание ритмичного ряда по заданию, развитие представлений о числе и множестве предметов.

Оборудование: деревянная колодка 300x60 мм с 10 отверстиями, соответствующими диаметру вставляемых в них палочек (палочки разной длины).

Ход игры: ребенок по заданию педагога вставляет палочки в отверстия.

2. Упражнение.

Цель: развитие соотносящих движений, эталонов формы, осязательных ощущений.

Оборудование: две пластины 200x100 мм склеены, в верхней - отверстия круглой формы трех величин, дно каждого отверстия имеет гладкую, шероховатую, мягкую поверхности.

Выполнение упражнения: ребенку нужно соотнести отверстие с фишками, выполненными из трех материалов.

3. Игра «Закроем окошечки».

Цель: закрепление эталонов формы и величины, соотносящих практических действий, закрепление культуры активного осязания, осязательных ощущений.

Оборудование: плоский домик: нижний квадрат состоит из двух этажей, верхний треугольник - крыша. Каждый этаж имеет разные поверхности, крыша имеет поверхность, отличную от этажей.

Ход игры: в домике - окошечки, которые ребенок должен закрыть ставенками, выполненными из разных материалов, соответствующих поверхностям разных частей домика.

4. Игра «Найди пару».

Цель: развитие поисковых движений кисти руки, дифференцировка поверхности, выполненной из разных материалов, осуществление действий по цветовому или осязательному сигналу, разви¬тие внимания.

Оборудование: парные пластины 30x60мм с различными поверхностями (бархат, фланель, наждак, фольга, вельвет и т. д.).

Ход игры: ребенку дается одна пластина, он должен найти пару. По мере усвоения игры задания усложняются: детям предлага¬ется найти пары пластин самостоятельно.

5. Игра «Волшебный круг».

Цель: учить соотносить поверхности, развивая осязательные ощущения, действия двумя руками сразу с выделением ведущей руки.

Оборудование: круг разбит на 4 сектора с разной поверхностью: пластмасса, металлическая фольга, дерево, бумага. Другая сторона круга разбита на 14 секторов, имеющих 7 парных поверх¬ностей, круг имеет с обеих сторон 2 стрелки.

Ход игры: ребенку предлагается соотнести с помощью стре¬лок две одинаковые поверхности.

6. Упражнение «Пирожки».

Цель: развитие осязания, чувства давления, активизация дей¬ствий большого и указательного пальца.

Оборудование: две поролоновые пластины, между ним вклеены горох, фасоль, рис и т. д.

Ход игры: ребенок должен узнать, сдавливая большим указательным пальцем поролон, что в «пирожке».

7. Упражнение «Пройди по дорожке».

Цель: развитие прослеживающей функции руки, ориентировка поверхности, «чтение» раОборудование: две пластинки 200x300 мм склеены.

Ход игры: пальцы ребенка скользят по вогнутым прорезям, обнесенным фольгой, наждаком, бархатом. Пальцы, двигаясь по до¬рожкам, повторяют ее очертания.

8. Кубики для незрячих.

Цель: составление целого из частей (квадрат, круг); развитие осязательно-двигательного способа расчленения геометрических фигур равные части; составление целого из 2 и 4 частей.

Оборудование: кубики, на гранях которых приклеены части квадрата, круга. Все части каждой геометрической фигуры выполнены из своего материала, что позволяет осуществлять действия под контролем осязания. Для удержания кубиков предлагается тра¬фарет.

По материалам Российской государственной библиотеки для слепых (Москва)

Если у вас в семье ребенок с тяжелым нарушением зрения

Кирсти Хяннинен, Ярья Марила, Эйла Таркиайнен

Разговаривая с ребенком…

Рассказывайте, кто с ним говорит.

Обращаясь к ребенку, называйте его по имени.

Говорите с ребенком перед тем, как прикасаетесь к нему рукой. Ребенку может быть неприятно, если кто-нибудь неожиданно прикоснется к нему.

Если Вы намерены отойти от ребенка, предупредите его об этом.

Рассказывая что-либо…

Описывайте ребенку ближайшую окружающую среду.

Давайте ему возможность ощупывать предметы руками, нюхать, пробовать на вкус, слушать, и таким образом получать информацию с помощью разных анализаторов.

Чтобы ребенок не путал разные понятия, объясняйте ему, что щупать можно не все, что видно, и видно не все, что можно осязать.

По возможности применяйте наглядные пособия (настоящие предметы, макеты и т. п.)

Называя разные направления в пространстве и расположение предметов в нем, употребляйте слова и определения как можно более конкретные. Ребенок не может понимать такие неопределенные понятия, как «там», «далеко», «тут» и т.п. Употребляйте слова «смотреть» и «видеть». Когда определяете размеры, исходите из размеров собственного тела ребенка. Например, это такого же размера, как твоя рука или в длину твоей руки от кисти до плеча и т.п.

Учите ребенка осязанию

Стимулируйте желание ребенка использовать свои руки для обследования различных предметов и материалов.

Когда вы показываете ребенку что-либо, управляйте его руками, накладывая на них ваши руки. Одновременно рассказывайте, какого цвета предмет, какова его форма, для чего он служит и как им пользоваться.

Приучайте ребенка обследовать предметы систематически, с применением способа «вспомогательной и активной руки» (одна рука, например, держит посуду, а другая отыскивает на столе игрушку и кладет ее в посуду).

Предупреждайте желание ребенка дотронуться до чего-то теплого, холодного или липкого. Он может испугаться неожиданного незнакомого ощущения и начать побаиваться использовать свои руки для рассматривания окружающего мира

Стойте за ребенком, когда учите его какому-то движению. Делайте движение вместе с ребенком. Если вы стоите напротив него, движение получается зеркальным и ребенку трудно воспринять его.

Постоянно рассказывайте ребенку, чем вы занимаетесь, что происходит вокруг. Употребляйте знакомые ему слова, постепенно расширяя его словарный запас.

Не оставляйте ребенка-инвалида по зрению одного в незнакомом месте.

Стимулируйте самостоятельность ребенка

Разрешайте ребенку действовать самостоятельно, укрепляя усвоенные им навыки, по возможности создавая при этом безопасные ситуации.

Держите предметы на строго определенных местах. Разрешайте ребенку самостоятельно ходить за вещами и возвращать их на свои места. Рассказывайте ему, если вы переставили что-либо на другое место.

Давайте ребенку возможность самостоятельно отыскивать вещи, упавшие на пол. Говорите, где они находятся. Например, мел справа, рядом с твоей ногой.

Обучайте ребенка такому способу отыскивания, как изогнутое движение руки от себя.

Когда вы занимаетесь с ребенком за столом, используйте устойчивые подставки, например, подносы и миски. Когда ребенок «рассматривает» руками, что находится на столе, он легко разбрасывает и перемешивает вещи.

Рисуйте для слепого ребенка выпуклые контуры картинок, например, клеем.

Если у ребенка есть остаток зрения, используйте его, применяя цветные контрасты, увеличенные изображения, усиленное освещение и т.д.

Давайте ребенку возможность и время на то, чтобы он добивался положительных результатов и укреплял усвоенные им навыки. Хвалите и поощряйте ребенка.

Главное средство коммуникации - это речь. Однако во многом на ее восприятие влияют неречевые средства: мимика и жесты. Поведение окружающих людей имеют большое значение для развития коммуникативной деятельности незрячего ребенка. Оно либо стимулирует ребенка к общению, либо заглушает его желание общаться.

Эмоции родителей, вызванные зрительной аномалией ребенка, могут повлиять на взаимоотношение между ними. На попытки ребенка общаться (он неподвижно прислушивается, делает движения, издает звуки и т. д.) следует отвечать, доброжелательно откликаться.

Побуждайте ребенка к диалогу.

С одной стороны, запас слов ребенка может быть меньше, чем у зрячих ровесников, а с другой стороны, ребенок может употреблять какое-либо слово или предложение в неправильном контексте.

Ребенок может употреблять слова и выражения, которые слышал, не понимая, какое значение они в действительности имеют.

Ребенку бывает трудно понимать значение местоимений, на какие разряды они делятся, например «я», «ты», «он» «она».

В описании последовательных событий следует употреблять простые, точные выражения. Нужно учитывать возраст и стадию развития ребенка.

Как развивается ребенок?

Ребенок с нарушениями зрения - это, прежде всего ребенок. Основное для развития ребенка - чтобы он действовал самостоятельно, приобрел такой же жизненный опыт, какой накапливается у зрячих детей. Кроме того, важно возбудить в ребенке любопытство к окружающему миру.

Социальные навыки

Важно, чтобы ребенок много участвовал в повседневных занятиях семьи и, таким образом, имел представление о том, как, в какое время и каким образом происходят те или иные события. Затем он будет воспроизводить эти занятия в своих играх.

У ребенка может быть в семье «свое задание», соответствующее его возрасту и стадии развития. Это повышает самооценку ребенка, и у него появляется желание справляться с более сложными заданиями.

Ребенка могут интересовать другие игры, чем зрячих детей. Он может действовать медленно в быстро проходящих играх.

Часто он поддерживает контакт с другими людьми речью, так как не может устанавливать зрительный контакт. Поэтому основная задача родителей - вызвать у ребенка интерес к другим детям и их играм.

Познавательные навыки

Чтобы овладеть познавательными навыками, ребенку нужно использовать все сохранные анализаторы: необходимо научиться воспринимать информацию с помощью слуха, осязания, обоняния, вкуса.

Слепой ребенок должен понимать, что какой-то предмет существует, хотя его нельзя пощупать, и он не издает звуки. Кроме того, ребенок должен научиться определять места расположения предметов и отыскивать исчезнувшие вещи.

Уточняйте, что ребенок правильно связывает свои восприятия одно с другим, а также со своими знаниями.

Благодаря ориентировке на своем теле, а также с помощью движений развивается способность понимать отношения между причинами и следствиями, формируется представление об окружающем пространстве, например, о том, как предметы перемещаются и как изменяются их соотношения и отношение предметов к пространству.

У незрячего ребенка существует большая потребность в словесном описании и конкретном ознакомлении с предметами и местами, в то время, как зрячий ребенок видит их на расстоянии или на картинках. Требуется поддержка, чтобы у ребенка сформировалась правдивая картина мира.

Язык и взаимоотношения

Коммуникация - это взаимные отношения между людьми. Для развития ребенка важно, чтобы как можно раньше между ним и окружающими его людьми установились хорошие взаимоотношения. Тогда ребенок может доставлять радость взрослым.

Маленький ребенок выражает желание общаться, подражая звукам и мимике.

Взрослые должны давать ребенку возможность играть и дружить с другими детьми.

Хорошо, чтобы каждому ребенку поставили одинаковые границы (как дома, так и в детском саду) и незрячий ребенок имел те же права и обязанности, что и остальные дети. Конечно, в этом следует учитывать возраст и навыки ребенка.

Зрение

Каждый слабовидящий ребенок видит по-своему. Ребенку полезно использовать даже маленький остаток зрения. Сохранные анализаторы дополняют зрительное восприятие.

Поскольку зрительное восприятие ребенка бывает ошибочным и недостаточным, важно, чтобы окружающим людям было хорошо известно, как он видит.

В окружении ребенка важно уделять внимание освещенности и применять контрастные цвета.

Для маленького ребенка составляется индивидуальный план зрительной реабилитации. С его помощью родители вместе с офтальмологом и коррекционным педагогом могут помогать ребенку тренировать зрение.

Компенсаторные навыки

Поскольку с помощью зрения ребенок получает недостаточно информации, ему необходимо овладеть компенсаторными навыками. Особенно важно систематически уделять внимание обучению этим навыкам.

Ребенок начинает чутко реагировать на слуховые импульсы и становится более восприимчивым к запахам.

Ребенка нужно стимулировать к изучению ближайшей окружающей среды на ощупь, развивать мелкую моторику. Так создаются хорошие предпосылки для обучения системе Брайля.

Чтобы двигаться самостоятельно, упруго, без страха, ребенку необходимо овладеть навыками в разных областях.

Частое появление навязчивых движений можно предотвратить многообразными играми и физкультурными занятиями.

Навыки самообслуживания

Возможность и упражнение - это ключевые слова в обучении навыкам самообслуживания. То, чему ребенка обучают, следует разделять на небольшие объемы. Кроме того, требуется много времени и терпения. В связи с тем, что у взрослых часто бывает множество дел, возникают стрессовые ситуации. Взрослым иногда тяжело требовать от незрячего ребенка самостоятельности, им «легче» сделать что-то за ребенка самим.

В обучении навыкам самообслуживания очень полезны два педагогических метода:

1) Всегда, когда это необходимо, помогайте ребенку, ставя руки на его руки.

2) Рассказывайте, что вы делаете. Старайтесь употреблять внимательно подобранные, предельно точные слова с описательным значением.

Мелкая моторика

Для развития мелкой моторики имеет особое значение осязательный анализатор. Для того, чтобы упражнять мелкие мышцы рук, можно использовать повседневные ситуации (ребенок застегивает пуговицы, обследует жука и т.д.).

Прием «рука на руке» - самый лучший метод обучать ребенка новым навыкам.

Ребенок может легко держать предметы под рукой, например, на подносе.

Общая моторика

Так как ребенок не видит, у него нет потребности поднимать голову и держать ее высоко, протягивать руку к игрушке, ползать, или ходить, обследуя окружающее пространство. Иными словами, природный интерес к передвижению теряется. Необходимо этот интерес в ребенке развивать. Важно включать упражнения в бытовые занятия и игры. Это гарантирует достаточный повтор упражнений. Ребенку нужно иметь такой же опыт, какой имеют зрячие дети - это одна из основных предпосылок обучения навыкам общей моторики. Важно, чтобы ребенку было весело, и он смог бы достичь положительных результатов.

Хорошие элементарные навыки ориентировки (передвижение, ориентировка на собственном теле и пространственная ориентировка) создают основу навыков ориентировки молодого и взрослого незрячего человека: он способен ориентироваться самостоятельно, безопасно, эффективно и целесообразно в разных средах.

Ребенку помогает передвигаться даже маленький остаток зрения.


Количество игроков: любое
Дополнительно: повязка

Слепота делается закрыванием глаз и наложением на них повязки. Если глаза от повязки устали, ее можно на некоторое время снять, не открывая глаз.

Задачи игры:

Отказ от контроля. Для озабоченного человека нормально жить, только когда все видишь и контролируешь. Расслабьтесь, разрешите миру просто происходить, разрешите себе расслабиться и мягко плыть по реке, а не бороться с течением.

Принятие новой и трудной жизненной ситуации. У вас теперь нет зрения, но у вас есть вы и люди вокруг вас. Сумеете ли вы жить так же легко и радостно, как обычно?

Включение всех каналов восприятия. Как здорово начать чувствовать свои руки, ощупывающие деревья, ноги, ступающие по земле, начать слышать много звуков вокруг себя и ловить несущиеся со всех сторон запахи. Вы обнаружите, что, доверившись миру, вы часто можете ориентироваться в нем и без зрения и что теперь можно открыть много нового и неожиданного в окружающих людях.

Лгун - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: 5-8 человек
Дополнительно: бланки с вопросами, ручки

Эта игра тоже поможет вам лучше узнать друг друга. Подготовьте бланки в количестве, равном числу игроков. Бланки должны содержать примерно такие вопросы:

Самое далеко место, где мне удалось побывать, это - ...

В детстве мне запрещали делать..., а я все равно делал.

Мое хобби - ...

Когда я был маленький, я мечтал стать...

Самое большое достижение в моей жизни это - ...

У меня есть одна плохая привычка - ...

Листочки с этими вопросами раздаются каждому игроку, и каждый должен заполнить их, отвечая правдиво на все вопросы, кроме одного. Т.е. один ответ будет неправильным, ложным.

Прыжок без парашюта - психологическая игра

Количество игроков: девять
Дополнительно: стул

Для этой игры четыре пары участников становятся с одной стороны стула лицом друг к другу, скрестив руки так, как это рекомендуется делать при переноске раненых. Спиной к ним на стул становится ещё один игрок, который будет "прыгающим". Он становится на край стула и падает назад как восковая палочка. Стоящие сзади со скрещенными руками 8 человек ловят его.

Острота ощущений и успех того, что товарищ пойман, захватывают и увлекают. Боязнь того, что их товарищ может удариться, заставляет крепко держаться друг за друга.

5 шагов - психологическая игра

Количество игроков: любое
Дополнительно: доска и мел или ручки и бумага

Ведущий предлагает группе определить какую-либо интересную профессиональную цель, например, поступить в какое-то учебное заведение, оформиться на интересную работу, а может даже - совершить в перспективе что-то выдающееся на работе. Эта цель, так как ее сформулирова­ла группа, выписывается на доске (или на листочке).

Ведущий предлагает группе определить, что за вооб­ражаемый человек должен достичь эту цель. Участники должны назвать его основные (воображаемые) характери­стики последующим позициям: пол, возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играющих), успевае­мость в школе, материальное положение и социальный ста­тус родителей и близких людей. Это все также кратко выписывается на доске.

Психологическая игра для выявления лидера

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет

Для этого участники делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Ведущий предлагает условия: "Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую "Начали!". Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание". Таким образом, создается дух соревнования.

Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. "Начали!"

Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем, не договариваясь, быстро встали пол-команды. "Начали!"

Поиск выгоды - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет

Участники делятся на 2-3 группы. Каждая группа выбирает профессию из числа предлагаемых в ходе знакомства с информационными профессиограммами (профессия должна быть из числа востребованных на современном рынке труда вашего города). Далее каждой группе дается задание пред­ставить себя в ней, свои возможности, условия работы, трудовой коллектив, пер­спективы, выгоды и т.д.

После того, как все представили себе кто, кем, где и как трудится, участ­никам предлагается придумать и указать: какие потребности (физические, в безо­пасности, социальные, эгоистические, самоактуализации) каждый участник мо­жет удовлетворить в выбранной профессии?

Потребность:

Каким способом удовлетворяется?

Подвижные игры для детей с нарушением зрения

Подвижные игры для слепых и слабовидящих

Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания слепых и слабовидящих детей. Слепой ребёнок любит играть и совершенно так же, как и зрячий, может играть почти в любую игру, только слепого нужно научить играть, помочь ему овладеть игрой.

Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слепого ребёнка. Важным условием организации игр со слепыми и слабовидящими детьми является чёткое взаимодействие родителей, педагогов, врачей. С помощью медицинской диагностики слепых и слабовидящих детей следует установить, какие игры противопоказаны каждому конкретному ребёнку, а какие нет.

Потеря зрения на основе органических нарушений замедляет физическое формирование ребёнка, затрудняет подражание и овладение пространственными представлениями. У ребёнка со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность, нарушена координация движений.

Поэтому для организации игровой деятельности необходимо учитывать состояние остроты зрения ребёнка, его предыдущий опыт, особенности осязательно-слухового восприятия, наличие остаточного зрения, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребёнка, место и время проведения игры, интересы всех играющих детей, а иногда и их настроение.

Общие требования к проведению игр

Выбирая инвентарь для игры, взрослый должен: для слепых-использовать озвученную атрибутику (озвученный мяч, свисток, бубен, колокольчик, метроном, погремушки и др.);для детей с остаточным зрением и слабовидящих-подобрать яркий и красочный инвентарь, учитывая контрастность предметов (как правило, используются красный, жёлтый, зелёный, оранжевый цвета).

Весь используемый инвентарь должен быть безопасным!

Большое внимание уделяется выбору и подготовке места, где будет проводиться игра. Необходимо убедиться в безопасности игровой площадки, определить её размеры, установить ограничительные ориентиры (канавки, засыпанные песком чуть выше уровня всей площадки, линия из гравия или травяного покрова, асфальтированная дорожка, резиновые коврики, шнур, натянутый по периметру площадки, и другие рельефные, осязательные обозначения). На площадке не должно быть пней, ям, кустарника.

Ведущий тем или иным сигналом должен ориентировать играющих. Звук лучше всего улавливается ребёнком, если его источник установлен на уровне лица.

В процессе игры (эстафеты) взрослый ведёт постоянное наблюдение за самочувствием детей. Чтобы избежать переутомления, ведущему необходимо знать основные данные о физическом и психическом развитии каждого ребёнка, а именно:

Общее состояние здоровья ребёнка (перенесённые инфекционные и др. заболевания);

Состояние опорно-двигательного аппарата и его нарушения;

Наличие сопутствующих заболеваний;

Состояние зрительного дефекта (устойчивая или неустойчивая ремиссия);

Способность ребёнка ориентироваться в пространстве;

Наличие предыдущего сенсорного опыта;

Состояние и возможности сохранных анализаторов;

Состояние нервной системы.

Игры с бегом

«Догони колокольчик»

Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков-10-12 человек.

Инвентарь: колокольчик.

Инструкция: Площадку для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а те стараются окружить его, сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих.

Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (не бросить) колокольчик кому-либо из участников игры.

Пойманный игрок и тот, от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих. Колокольчик вручают наиболее ловкому игроку, и игра продолжается.

Вариант(игра для слабовидящих и зрячих):

Вместо колокольчика используется колпак на голову. Ловить можно только того, у кого колпак на голове. Такая игра будет называться «Берегись, Буратино!»

Методические указания.

Пары следует комплектовать так: незрячий и ребёнок с остаточным зрением; зрячий - незрячий.

Играющим нельзя выходить за пределы площадки.

Всем играющим на площадке можно надеть озвученные браслеты (с колокольчиками и т. П.).

Если водящие пары разомкнут руки, убегающий игрок считается непойманным.

«Коршун и наседка»

Цель: развитие быстроты, координации движений и умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков-не более 10-12 человек.

Инвентарь: два озвученных браслета или колокольчика, верёвка или канат.

Инструкция: Из играющих детей назначаются коршун и наседка, все остальные-цыплята. Цыплята становятся в колонну в полушаге друг от друга и берутся одной рукой за общую верёвку или за пояс впереди стоящего игрока. Наседка становится первой, коршун надевает на руку браслет (колокольчик) и встаёт лицом к наседке на расстоянии 1-2метра.

По сигналу взрослого коршун старается обежать колонну игроков и поймать последнего цыплёнка. Наседка мешает коршуну, преграждая ему путь. Последний цыплёнок считается пойманным, если коршун коснулся его рукой. Независимо от того, удалось коршуну поймать цыплёнка или нет, через 40-50 секунд игра останавливается, и назначаются новые коршун и наседка.

Методические указания:

-«Цыплятам» нельзя отрывать руку от каната.

По заранее оговорённому сигналу игроки прекращают игру.

-«Наседка» не имеет права хватать «коршуна» за руки.

Следует напомнить игрокам, чтобы они крепко держались за канат или пояс впереди стоящего игрока и соблюдали тишину.

Игра отличается большой интенсивностью, поэтому она не должна быть продолжительной.

Игры на развитие сенсорных систем

«На ощупь»

Цель: развитие мелкой моторики рук, осязания, тактильной чувствительности.

Количество игроков-5-10 человек.

Инвентарь: мешок из плотной ткани, 8-10 небольших предметов разной формы.

Инструкция: В тёмный мешок из ткани складывается 8-10 небольших предметов: ножницы, авторучка, пробка от бутылки, напёрсток, катушка ниток, ложка, теннисный шарик и т. п. Ребёнок должен на ощупь через ткань мешка отгадать, что в нём лежит. Выигрывает тот, кто за 20-30 секунд определит больше предметов.

Методические указания:

Ткань мешка не должна быть слишком грубой или слишком тонкой.

Игроков следует заранее ознакомить с предметами, помещёнными в мешок.

«Где стереть?»

Цель: развитие зрительной памяти, тренировка умения ориентироваться на плоскости.

Количество игроков-4-10 человек.

Инвентарь: бумага, карандаши, стирательные резинки.

Инструкция: На листе бумаги участники игры рисуют по «рожице». Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности, и только те фрагменты рисунка, которые назовёт ведущий (например: сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т. д.).Выигрывает тот, кто точнее выполнит задание.

Методические указания: Это игра для слабовидящих и нормально видящих детей.

Игры-эстафеты

«Догони обруч»

Цель: развитие быстроты и ловкости, глазомера.

Количество игроков-6-15 человек.

Инвентарь: обручи по числу играющих детей.

Инструкция: Для игры обозначают стартовую линию, в 5-6 метрах от неё контрольную, а в 8-9 метрах от стартовой - финишную. Две-три команды выстраиваются у стартовой линии, в руках у каждого игрока обруч. По первому сигналу стартующие участники делают замах обручем, по второму выполняют бросок обруча так, чтобы он катился. Как только обруч достигнет контрольной линии, бросивший выбегает и старается догнать обруч, прежде чем тот докатится до финишной линии. Побеждает тот, кто несколько раз был первым.

Методические указания: Падение обруча считается ошибкой.

« Ногой по мячу»

Цель: развитие равновесия и точности движений, ощущения пространства при отсутствии зрительного контроля.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: волейбольный мяч.

Инструкция: В шести шагах от игрока помещается волейбольный мяч. Водящему завязывают платком глаза. Затем, поле поворота на 360◦, он должен подойти к мячу и ударить по нему ногой. Играют по очереди несколько раз. Выигрывает тот, кто большее, количество раз, попал по мячу.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Разработчики сообщили, когда выйдет третий сезон игры по «Ходячим мертвецам
Изменения ветки советских ст
Тревор Филлипс — лучший протагонист GTA V?