Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Тяжелый колонизатор. Настольная игра Колонизаторы: неувядаемая классика

Вам будет проще сойтись с игрой, если в первых партиях поле будет соответствовать схеме с первой страницы этих правил. Соберите «морскую» рамку из шести деталей, затем заполните ее шестиугольными плитками - гексами. Поверх каждого гекса положите жетон с номером Особое внимание уделите размещению гаваней.

Начало партии в игре с новичками

Возьмите карту цены построек. Выберите цвет фишек; возьмите 5 поселений, 4 города и 15 дорог одного цвета, сложите их перед собой, а на поле разместите 2 дороги и 2 поселения. То же делают все ваши соперники.

При игре втроем красные фишки не используются.

Сложите рядом с полем кубики и особые карты «Самый длинный тракт» и «Самое большое войско».

Разделите на пять колод карты сырья и разместите их рядом с полем. Карты должны лежать рубашкой вверх.

Наконец, получите первые доходы. Поселение каждого игрока, отмеченное звездой на схеме, приносит карты сырья: все гексы, граничащие с таким поселением, дают хозяину по одной карте сырья в соответствии с их ландшафтом.

Полученные карты сырья забирайте на руку и не показывайте соперникам.

Партию начинает старший игрок. В свой ход вы в указанном порядке осуществляете обязательные и произвольные действия:

  • Сбор сырья (обязательно): бросьте два кубика, чтобы понять, какие гексы приносят свои плоды всем игрокам в этом ходу.
  • Торговля: можете обмениваться картами сырья с другими игроками или с резервом.
  • Строительство: можете прокладывать дороги, основывать поселения, возводить города и/или покупать карты развития.

ВАЖНО: на любом этапе своего хода (даже перед сбором сырья) можете сыграть одну из своих карт развития.

Завершив строительство, передайте ход соседу слева: он продолжит игру своим первым действием.

Сбор сырья

Каждый ваш ход начинается с броска двух кубиков. Сложите выпавшие на них результаты: гексы под полученным номером приносят всем жителям острова урожай, доход и пользу!

Если ваше поселение стоит на перекрестке, смежном с гексом под выпавшим номером, возьмите за него одну карту. Если в таком месте стоит город, за него вам причитаются две карты сырья. Помните, что вы получаете сырье за все ваши поселения и города на границах «доходного» шестиугольника.

Торговля

Собрав сырье, вы обнаружили излишки одного вида и нехватку другого. Как поправить дело? Торгуйте! Есть два вида торговли.

  • Внутренняя торговля (обмен с другими игроками):
  • Вы вправе выставить на торг любые карты сырья. Сообщите соперникам, в чем вы нуждаетесь и что предлагаете. Они могут выступить со своими предложениями. Постарайтесь выторговать наиболее выгодные условия сделки.

    ВАЖНО: в ваш ход соперники не могут торговать ни с кем, кроме вас. Сделки между собой без вашего участия им запрещены.

  • Заморская торговля (обмен сырья в резерве):
    • Всегда можно обменять сырье по курсу 4:1; сдайте в резерв 4 карты одного сырья и возьмите одну карту другого, нужного!
    • Более выгодная заморская торговля возможна, если ваше поселение стоит в гавани. Обычная гавань позволит три карты обменять на одну любую по вашему выбору(3:1), а особая обменяет ваши две карты определенного сырья на одну любую (2:1).

Серия "Колонизаторы" – одна из самых известных, интересных и оригинальных семейных настольных игр в мире. Всемирную известность она получила ещё в далёком 1995 году, когда получила престижную премию Spiel des Jahres. С тех пор игра занимает своё место на домашних полках и в сердцах миллионов любителей настольных игр. Игра послужила прообразом известнейшей компьютерной игры Settlers и породила массу продолжений в настольном формате.

Живой классикой "Колонизаторы" стали за счёт оригинального, продуманного и дружелюбного игрового процесса, в котором игроки выступают в роли мирных поселенцев, осваивающих остров Катан. Игровой процесс уникален, но между тем достаточно прост и увлекателен, что делает из "Колонизаторов" замечательную семейную игру! В роли мирных поселенцев, заселяющих остров Катан, вам предстоит ощутить на себе настоящую жизнь колонизатора: добывать ресурсы, строить посёлки, города и дороги, защищаться от разбойников, торговаться с соседями.

С момента выпуска игра стала настоящим культом и классикой настольного мира – получила множество наград, была локализована более чем на десяти языках. Оригинальные "Колонизаторы" настолько популярны, что существуют и в цифровом виде на различных платформах. К ней выпущено несколько больших дополнений, развивающие и без того немалые возможности: "Купцы и Варвары", "Мореходы", "Города и Рыцари", а также расширения для 5-6 игроков и различные ответвления, существует даже версия для детей!

Колонизируйте остров Катан и приведите его к процветанию!

Игровой процесс

Игра начинается с того, что на поверхности игрового стола появляется остров Катан. Гексы суши собираются в большой шестиугольник случайным образом и нумеруются по определенной системе – это нужно для последующего получения ресурсов. В такой обстановке от 2 до 4 колонизаторов начинают борьбу за освоение острова.

Игроки начинают с двумя дорогами и двумя поселениями, а выбор их местоположения принадлежит игроку. Таким образом, вы начинаете с 2 победными очками (ПО), цель же игры проста – набрать 10. Помните, что Города (2 ПО) возникают там, где уже есть Поселения (1 ПО), а Поселения можно построить только на Дороге. На любое строительство тратятся ресурсы, которых всегда не хватает. Тут вас может выручить торговля – обмен ресурсами это жизненная необходимость, ведь вы будете получать только сырьё определённых видов, с тех земель, где находятся ваши поселения и города. А гекс, где стоит Разбойник – вообще не приносит ресурсов... Чуть подробнее:

  1. Ход игрока всегда начинается с броска двух кубиков и сложения их значений для определения номера гекса, который и принесёт ресурсы:
    • Все игроки, чьи Поселения соприкасаются с таким гексом, получат с него 1 карту соответствующего ресурса
    • За Города игроки получат по 2 карты ресурса
    • Если на кубиках выпадает 7-ка, то самые зажиточные игроки (более чем с 7 картами) сбрасывают половину ресурсов, а активный игрок может стать Разбойником
  2. Далее игрок получает возможность заняться торговлей по различным курсам:
    • С банком игры по курсу 4:1
    • В гаванях, если у вас есть там поселение – по курсу 3:1 и даже 2:1
    • С игроками по любому, устраивающих обоих игроков, курсу
  3. Приходит время тратить ресурсы. И вот на что:
    • Вы можете проложить Дорогу, чтобы добраться до выгодных земель и основать там Поселение
    • Вы можете построить Поселение на своей дороге
    • Вы можете развить своё Поселение в Город
    • Вы можете приобрести Карту Развития, которая может принести дополнительные победные очки или дать другое преимущество
  4. Ход передаётся следующему игроку

Кто победил?

Побеждает игрок, первым набравший десять победных очков. Так как начинаете вы с двух поселений, то по факту на начало партии у Вас есть два победных очка.

Особенности игры

"Колонизаторы" – одна из самых известных настольных игр в мире, с ней знаком каждый уважающий себя настольщик. Это семейная и достаточно мирная игра, которая в то же время обладает больших стратегическим потенциалом. Помимо этого, для игры вы можете приобрести дополнения, тогда игра заиграет совершенно новыми красками. Это очень глубокая, добрая и интересная настольная игра, которую мы лично рекомендуем всем и каждому.

Колонизаторы – увлекательная настольная игра, рассчитанная на компанию из 3-4 человек. Игроки соревнуются между собой в освоении обширных территорий острова Катан. Они собирают ресурсы, строют города и набирают победные очки. Динамичная и непредсказуемая настолка пришлась по душе игрокам всего мира и не раз завоевывала громкие титулы и награды.


Об игре

История

Настольная игра «Колонизаторы» - современное русское воплощение немецкой игры «Die Siedler von Catan». Созданная Клаусом Тойбером в 1994 году, она сразу полюбилась всему миру, была переведена на многие языки и стала лауреатом множества игровых премий (да-да, такие тоже бывают!) Так, за двадцать лет «Колонизаторы» завоевали звания «Лучшая игра Германии», «Лучшая игра США», «Лучшая игра России», а также стали победителем в номинации «Игра года» в Чехии и Польше.

«Колонизаторы» вышли и в компьютерном формате. Английское название «The Settlers» давно известно среди геймеров. Игру можно скачать на любой компьютер, смартфон или планшет, чтобы соревноваться по интернету с игроками по всему миру.

Настольную игру «Колонизаторы» в России локализует и издает Hobby World. Впервые в нашей стране она была выпущена в 2002 году и стала одной из первых западных настолок, выпущенных в нашей стране после знаменитой «Монополии». Игра сразу полюбилась россиянами и стала постоянным гостем на игротеках и игровых фестивалях.

Суть игры

В игре вам предстоит стать первыми переселенцами, которые осваивают остров Катан. Стройте города, собирайте ресурсы, вооружайте самое большое войско, станьте королем длинных дорог – и все это для того, чтобы превратиться в самого могущественного колонизатора на острове.

Ваша задача - быстрее других игроков развить свою колонию, так как победа достанется только одному участнику, набравшему 12 победных очков. Они начисляются за разные действия: строительства поселений и городов, создания самой длинной дороги или самого большого войска, постройки культурных строений или столиц.

«Колонизаторы» - насыщенная стратегия, которая позволит почувствовать себя предводителем небольшого мира. Она интуитивно понятна и проста в освоении, идеально подходит для семейного и дружеского досуга. Игра удовлетворит вкус эстетов – все ее компоненты сделаны из очень качественного картона и пластика со стильным европейским дизайном.

Правила игры

Действие игры разворачивается на поле, составленном из шестигранников (гексов), которые производят те или иные ресурсы: кирпич, дерево, зерно, шерсть или руду. Они нужны игрокам для строительства объектов или покупки карт развития. Чтобы получить необходимый ресурс, вам нужно поставить поселение или город на границе соответствующего гекса. Когда на кубике выпадет цифра, равная номеру шестигранника, ресурс отправится из банка в вашу казну. В игре важно думать наперед – строить города так, чтобы ресурсы приходили часто и разнообразно, а также ставить новые дороги и поселения для увеличения своих запасов.

Что еще можно делать в игре, кроме строительства? Вы можете торговать и обмениваться ресурсами с другими игроками, а можете напакостить им. Для этого используется специальная фишка разбойника.

Настольная игра

Колонизаторы – увлекательная настольная игра, рассчитанная на компанию из 3-4 человек. Игроки соревнуются между собой в освоении обширных территорий острова Катан. Они собирают ресурсы, строют города и набирают победные очки. Динамичная и непредсказуемая настолка пришлась по душе игрокам всего мира

Серия игр

Когда базовая версия игры будет изучена вдоль и поперек, это еще не повод откладывать «Колонизаторов» в долгий ящик! Как раз на этот случай издательство игры придумало для вас 10 дополнений – различных вариаций, расширяющих мир вокруг острова Катан. В них вам предстоит покорять морские просторы, защищаться от пиратов, бороться с рыцарями и делать множество интересных вещей. Станьте первопроходцами Дикого Запада, создайте европейскую торговую империю или почувствуйте себя египетским купцом. Также создатели игры сделали специальную игру «Junior» для подростков, чтобы играть в «Колонизаторов» большой компанией. Существует и уменьшенная карточная версия, которую удобно брать с собой в дорогу и на отдых. Большинство дополний можно соединять между собой и делать очень разнообразную игру.

Как вы помните, совсем недавно бессмертной настольной классикой №1 я признал игру . Эту настолку я заигрываю в последнее время, чтобы получить ценный скилл крутого игрока=) Пока немного расстраивает то, что очень многое при финальном подсчете решают миплы, лежащие на поле… Но сегодня я не буду рассказывать снова о Каркассоне , а лучше поговорю о другой игре, которую часто упоминают в связке с ним, а именно о Колонизаторах .

Да-да, очень часто, когда спрашивают, с чего лучше всего начать играть в настольные игры, отвечают, что лучше Каркассона и Колонизаторов ничего нету (ну, практически ничего). О первой игре я уже рассказал, поэтому давайте пристально рассмотрим вторую Великую игру.

Немного истории

Настольная игра The Settlers of Catan (или Колонизаторы , как назвали игру в России) появилась в далеком 1995-ом году. Придумал ее немецкий дантист Клаус Тойбер . Колонизаторы — не первая игра Тойбера, но именно она принесла автору мировую известность. Игра собрала много настольных наград и была продана по миру в количестве более 22 миллионов копий. Я просто не могу себе представить эту дикую цифру!

Колонизаторы уникальны прежде всего тем, что они связаны с мировым распространением термина «немецкая настольная игра» или попросту «еврогейм». Не обязательно эти игры придуманы немцами, но они отличаются от других игр экономической моделью с управлением ресурсами, тематичностью, социальной функцией, невысокой ролью случайности, отсутствием выбывания игроков из игры и зачастую языконезависимостью. Безусловно, нельзя сказать, что Колонизаторы явились прародителем жанра немецких настолок, но именно эта игра сделала еврогеймы популярными по всему миру.

Поэтому из-за всех этих фактов Колонизаторы можно смело считать мастодонтом из мира настольных игр.

Колонизаторы от Hobby World

В России игра вышла в 2002 году. Тогда ею занималось издательство Хобби-игры , которое быстро поменяло название на Smart , а немного позже, после слияния с издательства Мир фэнтези , стало называется Hobby World . Так что можно сказать, что Колонизаторы (как и Каркассон ) являются визитной карточкой издательства HW.

Кстати, с названием игры не так давно возникли некоторые заморочки. В мире игра называется The Settlers of Catan (или сокращенно Catan ), в России название перевели как Колонизаторы . Но недавно головным издательством, которому принадлежит игра, было принято решение, чтобы на всех языках игра называлась одинаково — Catan . Поэтому на моей локализованной коробке написано именно так. И так будет и впредь, хотя на коробках старых российских изданий вы увидите другое название. Для меня нет никакой разницы, как называть игру. Я ее называю и Колонизаторы, и Катан, и даже иногда Сатан, как любит выражаться один мой знакомый. В этом обзоре я буду использовать и то, и другое название.

В моей коллекции Catan является обновленной (самой последней) версией игры с новыми артами. Выглядит игра ярко, свежо и современно. Лично я считаю картинку с коробки игры одной из лучших и запоминающихся картинок настольных игр.

Открыв коробку, вы найдете пачку картонных листов, из которых нужно выдавить жетоны полей, рамки моря, памятки и номерные жетоны. Под листами вы найдете колоду карт, 2 пакетика с пластмассовыми фигурками и кубиками, а также 2 книги правил.

Раньше я играл только в оригинальную немецкую версию, изданную издательством Kosmos , которая отличается от российской версии наличием удобного органайзера и подставки для карточек. К сожалению, всего этого добра в российской версии нету, поэтому теперь у меня подготовка к игре проходит чуть дольше, чем я привык.

По качеству игры особых нареканий у меня нету. Единственное, мне показалось, что то ли морская рамка маловата, то ли гексы великоваты, но собирается поле очень-очень впритык. Если бы можно было чуть-чуть бы уменьшить размер гексов,то было бы круто.

Заселяем необитаемый остров

Завязка игры заключается в том, что мы попадаем на необитаемый остров Катан, на котором нам предстоит осваивать территорию, добывать сырье, прокладывать дороги, возводить города, бороться с разбойниками и вести торговлю.

Основное «действующее лицо» игры — большое игровое поле, которое собирается из гексов земель и морских рамочек. Сам остров Катан разбит на 19 кусочков, каждый из которых представляет собой некий ландшафт — пастбище, лес, пашня, холм, горы. В центре острова находится небольшая пустыня.

В каждой новой игре поле будет формироваться случайным образом, что повышает реиграбельность игры.

На каждый гекс во время подготовки игры помещается жетон с цифрой, который нужен для того, чтобы игроки могли получать ресурсы с земель.

Каждый игрок начинает игру с двумя поселениями и двумя дорогами. Фигурки поселений кладутся на вершинах гексов, а дороги — на гранях. Каждое поселение приносит 1 победное очко. Чтобы победить в игре, достаточно набрать 10 ПО. Как их набрать? Сейчас расскажу.

Основное занятие в игре — это строительство. Игроки строят дороги, поселения и города. Дороги не приносят очков, но, построив самую длинную дорогу, можно получить 2 ПО. Поселения, как я уже отметил, дают 1 ПО. Города — 2 ПО.

Чтобы что-то построить, нужно потратить ресурсы. Добываются ресурсы очень просто — в начале своего хода игрок бросает 2 кубика, чем определяет, какие гексы сработают и принесут доход (их номер совпадает с числом, выпавшем на кубиках). Все игроки, чьи поселения или города граничат с активированными гексами, получают по одному (если сработало поселение) или по два (если сработал город) ресурса. Лес дает древесину, пастбища — шерсть, пашни — зерно, холмы — глину, горы — руду. Когда игрок должен получить ресурс, он просто берет карточку с соответствующим ресурсом себе в руку. Стоит отметить, что игроки не видят, какие именно ресурсы находятся у их соперников.

Если во время броска кубиков у вас выпадает цифра 7, то это значит, что вы активировали разбойников (цифры 7 на гексах ландшафта нету). Разбойники заставляют всех игроков, у которых на руке больше семи карт, сбросить половину карт в резерв. Далее активный игрок переставляет фигурку разбойников на любой гекс, после чего игрок может вытянуть одну карту сырья из руки другого игрока, чье поселение или город граничит с гексом. на котором стоят разбойники. Если потом срабатывает гекс, на котором стоят разбойники, то он не приносит ресурсы никому из игроков.

Фаза получения ресурсов называется фазой сбора сырья. Следующая фаза — это торговля.

Порою игрокам не хватает каких-то определенных ресурсов, но есть излишек другого ресурса. Для таких ситуаций отлично подходит возможность торговаться. Производить торги можно либо с резервом. либо с игроками. Торг с резервом прост — любой ресурс можно получить, сбросив 4 карточки другого ресурса (но только одного!). Если построить поселения в гавани, то можно получить доступ к более выгодному курсу обмена (3:1 или даже 2:1). Но интереснее всего торговаться с другими игроками. Обмен может производить только активный игрок, другие игроки не могут торговаться друг с другом. Активный игрок заявляет, что он готов обменять одно и хочет другое. Например, меняю овец на древесину. Игроки сами договариваются друг с другом, по какому курсу они готовы сделать обмен (1:1, 2:1, 3:1 и т.д.).

После торгов игрок переходит к третьей фазе — фазе строительства.

Например, построить можно дорогу (глина+древесина). Дорога прокладывается на путях между гексами. Дорога должна примыкать к вашей другой дороге или к вашему поселению или городу. Прокладывать дороги от чужих построек нельзя. Когда игрок выкладывает пятую дорогу в одной цепочке, он может взять особую карту, которая приносит 2 победных очка. Эту карту может забрать другой игрок только в том случае, если он построит цепочку из 6 дорог. Далее из 7, 8, 9 и т.д.

Поселение стоит древесина+глина+шерсть+зерно. Строить его можно на перекрестке, к которому примыкает дорога игрока, с условием, что на соседних перекрестках нет любых поселений или городов.

Поселение можно перестроить в город. Для этого нужно заплатить 3 руды и 2 зерна. Вместо любой фигурки поселения кладется фигурка города. Город приносит 2 ПО и в случае срабатывания гекса дает 2 ресурса.

Также игрок может в фазу строительства приобрести карту развития, которая стоит руда+шерсть+зерно. Карты развития — единственные карты, которые лежат лицом вниз. В этих картах могут попасться рыцари (перемещают фигурки разбойника на поле и приносят 2 ПО, если у игрока будет больше рыцарей, чем у других игроков, начиная от 3), прорывы (карты со специальными условиями) и победные очки (их можно держать закрытыми, чтобы соперники не знали, на сколько вы близки к победе).

Как только игрок набирает 10 и более победных очков, он объявляется победителем.

Настолько ли классика хороша?

Много лет назад ко всему старому я относился достаточно плохо. Старая музыка не вызывала эмоций, фильмы казались смешными, а единственное, что для меня не устаревало — это художественное искусство. А потом как-то я послушал альбом группы The Smiths , который был записан в 1984 году, и понял, как я был неправ, ибо этот альбом, как и музыка, оказался вечным. Так я пришел к выводу, что старое — это не значит плохое.

Как относиться к играм, которые вышли давным-давно, а на дворе уже 21-ый век и новые игры одна другой краше? Безусловно, можно сколь угодно долго любоваться и нахваливать условный Scythe , но при этом стоит отметить, что старенький Catan всячески старается не отставать от современных игр. Возьмите хотя бы внешний вид игры. Чудесная коробка, хорошие компоненты, яркое поле — я бы никогда не сказал, что Катану уже 22 года. Дизайнеры-оформители прилагают все усилия к тому, чтобы Катан не отставал от современных красивых настолок, и последний редизайн пошел сильно игре на пользу. Когда я распаковывал настолку, у меня даже мыслей в голове не было, что игра старая.

На мой взгляд, у Катана есть 1 вещь, которая выдает в нем возраст. Фишка многих игр из 90-х и частично 00-х годов заключается в высокой роли случайности. В то время просчитываемость не являлась преимуществом игры. Именно поэтому в старых играх часто можно встретить кубики и случайно приходящие в руку карты или тайлы, на которых построен основной геймплей. Это сейчас модно ругать игру за рандом, потому что победа из-за банального везения не считается достойной победой. А раньше в этом как раз и был кайф, что все игроки равны перед фортуной. Вы, конечно, частично просчитываете свои действия и надеетесь, что ваши планы осуществляться, но это случится только при определенном стечении обстоятельств. В Катане, чтобы получить ресурсы, игроки бросают кубики. Именно шестигранники вам скажут, получите вы ресурсы или нет. Если получите — сможете торговаться и заниматься строительством. Если не получите — ничего не сможете сделать и будете ждать, когда наконец-то вам повезет с числами. В современных настольных играх от такого стараются избавлятся на ранних стадиях разработки игры. Даже если игроку не повезло с кубиками, у него должна быть возможность что-то сделать полезное в свой ход. В Катане же в свой ход все игроки, кроме вас, могут получить ресурсы, а вам придется грустно пасовать и передавать ход другому игроку.

Но не зря же Колонизаторы называют гейтвеем. Если кому-то не понятен этот термин, то я поясню, что гейтвей (gateway) — это игра, с которой хорошо начинать знакомиться с настольными играми. На мой взгляд Катан прекрасно подходит для знакомства с настолками. Почему? Именно по той же причине высокой роли случайности. Для новичка очень плохо, когда он, не зная всех тонкостей игры, не может выполнять максимально эффективные действия, из-за чего ему приходится играть роль отстающего. Новичку в Катане достаточно знать, что начальная расстановка на поле очень важна для получения максимальной прибыли. Самые часто выпадающие цифры на кубиках — это цифры 6 и 8. Они даже отмечены красным цветом, чтобы игроки обратили внимания на гексы именно с этими цифрами. Задача игрока — выгодно расставиться на старте и потом строить дороги и поселения так, чтобы получить доступ к новым «вкусным» гексам. Согласитесь, это понятная и несложная стратегия для новичка. Если игрок правильно займет места, все остальное за него сделает фортуна.

Что нужно сделать в этой игре для получения максимального комфорта? На стадии подготовки игры поставить свои поселения на стыке 3-х земель. И желательно, чтобы хотя бы один гекс был с 6-кой или 8-кой. Также нужно постараться получить доступ ко всем пяти ресурсам или к такому ресурсу, которого будет не хватать в игре (например, к ресурсу имеет доступ только один игрок из четырех).

Но даже если по теории вероятности 6 и 8 выпадают на двух кубиках чаще, иногда так получается, что за всю игру эти цифры выпадают реже всего=) Так что не стоит считать, что королем будет тот, кто займет места возле «козырных» гексов.

По причине высокой случайности из-за кубиков в Катан могут играть люди любых возрастов и любой подготовки. Дети, взрослые, бабушки/дедушки — кто угодно. В игре очень мало текста. Даже если он есть на карте, то даже не читая, что там написано, можно догадаться, что дает карта. Клаус Тойбер постарался сделать игру максимально понятной.

Хорошо, мы разобрались с тем, что выявляет в Катане его возраст. Но мне хочется акцентировать внимание на одном очень интересном моменте, который есть в этой игре и который сделал ее по-настоящему уникальной для своего времени. Это ее социальность. А именно торговля. Клаус Тойбер в своей игре позволил игрокам не слепо следовать написанным правилам, а создавать свои правила и предлагать свои условия. У вас много зерна? Да, вы можете его продать банку, но вы можете предложить зерно другим игрокам. И это такая игра в игре, потому что игроки вдруг отвлекаются от гексов на поле и начинают вести полемику о торгах. Для игры 95-го года это был большой шаг вперед, потому что игра приобрела социальный оттенок. Игроки не просто машинально берут ресурсы из стопок и меняют их на фигурки, которые потом расставляют на поле, а они общаются, спорят, торгуются, шутят. Сейчас вы покупаете 1 шерсть за 3 глины, а потом меняете 1 глину на 2 древесины. И это не прописано в правилах! Вы — хозяева своей игры.

В Колонизаторы трудно играть с теми, кто любит просчет. Эта игра может жестоко обходиться с вами на протяжении нескольких раундов, в течение которых вы ничего путного не можете сделать. Поэтому я всегда, когда играю в эту игру, стараюсь просто отдохнуть и получить удовольствия от ярких красок игры и бросания кубиков.

Мне в игре нравятся следующие моменты:

  • непредсказуемость хода и полное погружение в игру. До того, как кто-то бросит кубики, никто не знает, получишь ты что-нибудь или нет. Это здорово, что даже в чужие ходы тебе есть чем заняться. Тебе некогда ковыряться в телефоне, пока ходит другой игрок, так как кубики могут принести вам сырье, после чего вы можете выгодно их обменять на что-то другое, более полезное. Все, что происходит в игре, каким-то боком касается любого игрока. Будь то получение ресурсов, нападение разбойников, торговля или потеря карты дороги;
  • нападение разбойников. Держать на руках много карт очень опасно, потому что в любой момент ты можешь лишиться половины ресурсов, которые можно было потратить на что-то ценное. Игра подталкивает игроков к тому, чтобы они тратили сырье как можно чаще. К тому же выпадение цифры 7 — это всегда весело. Приятно смотреть на то, как у соперника вместо 14 карт остается только 7. Так тебе и надо, жадина!
  • простой геймплей. В игре можно потратить ресурсы всего на 4 вещи — дороги, поселения, города и карты развития. Тебе не нужно следить за дополнительными 10-ю параметрами, чтобы поддерживать экономический баланс своей системы. Строительство в Колонизаторах простое, но оно работает на все 100%;
  • торговля с другими игроками всегда интересна и непредсказуема. Конечно, обмен не всегда случается, но торговаться очень приятно;
  • отсутствие игровой валюты, которая бы усложнила игровой процесс. Даже странно слышать, что в экономической игре нет денег, но это к лучшему. Правда;
  • практически любое строительство нового элемента на игровом поле приводит к получению победных очков. Вы стартуете с двумя очками в кармане, и все остальные действия будут только увеличивать их количество. Уменьшить их просто невозможно. Только вперед!
  • за карты рыцарей и дороги всегда идет ожесточенная борьба между игроками. Даже если вы изначально не намеревались строить самую длинную дорогу, вам все равно придется обратить на нее внимание, т.к. дополнительные 2 очка — это довольно серьезное преимущество в игре;
  • со временем игра не становится блеклой. Она яркая, сочная и внешне привлекательная. Отличное оформление — это однозначный плюс игры.

Раз уж рассказал о плюсах, то стоит упомянуть и о минусах. Честно говоря, я не могу сказать, что у Колонизаторов есть ярко выраженные минусы, за что я готов ее поругать. Но неоднозначные моменты есть 100%. Для кого-то это серьезные недостатки, для кого-то мелочи:

  • высокая роль случайности и невозможность затормозить лидера. Да, в этой игре можно долго сидеть без ресурсов, а это значит, что вы ничего не сможете построить и не продвинетесь ближе к победе. Чаще всего это бывает из-за плохой расстановки стартовых поселений. Но бывает, что и кубики не хотят радовать вас своими цифрами. Если соперники выстроят по 2-3 дополнительных поселения и заимеют парочку городов, в то время, как вы даже дороги толком проложить не можете, то игру, скорее всего, вы уже слили. Догнать лидеров можно только в том случае, если вам вдруг начали переть ресурсы, а соперники наоборот начнут испытывать дефицит оных;
  • трудно понять, кто лидирует. Вроде с одной стороны очки можно посчитать по поселениям, городам и карточкам дороги и рыцарей. Но есть еще карточки развития, в которых тоже могут прятаться победные очки. И эти карточки всегда скрыты от чужих глаз. Поэтому сложно сказать, кто находится в шаге от победы, кто в двух шагах, а кто в трех. Обычно конец игры начинает наклевываться тогда, когда кто-то из игроков начинает часто пересчитывать свои поселения и города. Иногда так бывает, что вы играете себе спокойно, пытаетесь через 3 хода достроить города и выиграть, и вдруг кто-то из игроков выкладывает на стол 3-4 карты развития с победными очками и неожиданно завершает игру;
  • ближе к концу игры торговля между игроками затихает. Кто захочет меняться с другим игроком, если тот скорее всего скоро выиграет? Правильно, никто. Это в начале игры хочется самому побыстрее что-нибудь построить, поэтому и меняешь активно овец на зерно, а глину на камень. А ближе к концу игры начинаешь задумываться, стоит ли это делать, помогая кому-то другому;
  • в Колонизаторы нельзя сыграть вдвоем. Это не плохо, это просто факт. 3-4 игрока — пожалуйста. Два игрока — сыграйте в другую игру;
  • как бы по-разному не собиралось игровое поле, сильно большой реиграбельности оно не дает. Если в Колонизаторы играть часто, игра быстро надоест.

Как видите, есть за что похвалить Катан, но и есть за что поругать.

Дополнения

Безусловно, такая популярная игра, какой стал Катан, не могла не обойтись без всевозможных дополнений и альтернативных версий. На данный момент к базовой игре можно купить много разных дополнительных коробочек, многие из которых доступны на русском языке.

Расширение для 5-6 игроков — название говорит само за себя.

Купцы и варвары (+ отдельное расширение для 5-6 игроков) — в этом дополнении вы найдете 5 масштабных сценариев, в которых население острова Катан будет развивать сеть дорог и поселений, торговать с бедуинами пустынь и отбиваться от дерзких варваров. Новые гексы местности, дополнения к правилам и превосходные пластиковые компоненты.

Мореходы (+ отдельное расширение для 5-6 игроков) — в этом дополнении нужно строить корабли и добывать новое сырье — золото. Также в коробке есть 9 новых сценариев-приключений.

Города и рыцари (+ отдельное расширение для 5-6 игроков) — в этом допе варвары совершают набеги на города и поселения. Игрокам предстоит нанимать рыцарей, которые будут отбивать набеги варваров. Также в этой игре можно возводить новые культурные и торговые постройки.

Колонизаторы. Европа — самостоятельная игра, в которой вместо острова Катан игроки смогут заселять территорию Европы.

Колонизаторы. Америка — самостоятельная игра, в которой можно заселить Северную Америку.

Первопроходцы и Пираты — расширение, в котором есть 5 новых сценариев, насыщенных морскими путешествиями, торговлей и битвами с пиратами.

Князья Катана — шикарная дуэльная самостоятельная игра, на которую я уже сделал ранее .

Колонизаторы Junior — самостоятельная игра для юных игроков.

Все эти игры можно доступны на русском языке благодаря издательству Hobby World .

Колонизаторы vs Каркассон

Я не знаю, как так получилось, что эти две игры очень часто упоминаются в одной связке. Может быть потому, что ХВ обе игры развивало в одно время, и они стали главными играми издательства (не считая еще Манчкина ), которые помогли стать ему на ноги. Более чем уверен, что если вы зайдете в магазин настольных игр и спросите игру для новичка, то вам предложат или Каркассон , или Колонизаторы , или обе вместе. Тем не менее, игры-то все-таки разные. Я попробую сравнить эти настолки и рассказать о своем отношении к каждой из них.

Каркассон дешевле — это первое преимущество игры. Очень часто новички не хотят тратить много денег на покупку настольной игры, поэтому их нельзя пугать играми с высокой стоимостью. Каркассон стоит в два раза дешевле Колонизаторов .

В Каркассоне быстрее готовится игра к старту. Просто перемешай тайлы, найди стартовый тайлик и уже можно играть. В Колонизаторах нужно подготовить поле, провести процедуру расстановки стартовых позиций, и только после этого первый игрок может начать бросать кубики.

Каркассон играется быстрее. Буквально 20-30 минут и вы уже сыграли. А на Колонизаторы уходит 60-90 минут.

В Каркассон можно одинаково круто играть вдвоем, втроем и вчетвером. В Колонизаторы вдвоем сыграть нельзя.

Но зато Колонизаторы создают ощущение полноценной настольной игры. Здесь есть большое красивое игровое поле, кубики, карточки, фигурки, торговля, строительство, грабеж. Многие начинающие игроки боятся игр, состоящих из одних карточек, т.к. они не похожи на то, что обычно показывают на картинках с настольными играми. Новички любят масштаб в играх и возможность бросать кубики. Помню, как вел одну знакомую в клуб настольных игр первый раз, и она меня спрашивала: «А там будут игры, где можно бросать кубики? Мне это нравится больше всего!». Колонизаторы умело создают атмосферу большой настолки. Я пришел в мир настольных игр через совсем другие игры, но когда после Каркассона я увидел Колонизаторы , то сразу отметил, что это игра мне интереснее, так как в ней можно делать больше всяких прикольных штук.

Колонизаторы , имхо, больше похожи на еврогейм. В этой игре есть экономика, накопительство, строительство. Каркассон больше пазловая игра.

После первой партии в Каркассон я поставил игре 6 баллов и не горел особым желанием изучать игру дальше. Колонизаторы же мною были оценены на 7 баллов, и в них хотелось играть еще. Правда, со временем я поднял оценку Каркассону до 9, потому что игра мне вдруг раскрылась с другой стороны. Так получилось, что теперь я ценю быстрые мобильные игры, которые приносят море удовольствия и в которых есть над чем подумать. Но это не значит, что Катан со временем испортился. Для меня Катан — это хорошая игра, когда хочется чего-то попроще и за столом есть новички, которые в сложные еврогеймы не играли ни разу.

Обе игры отлично подходят для новичков, но если нужно что-то подешевле и побыстрее, то это Каркассон , а если нужна простенькая красивая евроигра, то это Колонизаторы .

Игра на все времена

Как и Каркассон , Колонизаторы не портят место в коллекции настоящего настольщика. Это хорошая классика, в которую иногда приятно сыграть бывалым настольщикам и в которую обязательно нужно играть с теми, кто хочет познакомиться с настольными играми. Со временем игра может надоесть, у вас появятся новые любимые настольные игры, которые будут более сложными и интересными, но классика жанра от этого хуже не станет. И к ней всегда приятно периодически возвращаться, чтобы в очередной раз быстрее всех заселить дивный остров Катан, который притягивает к себе всех настольщиков вот уже более 20 лет.

Игра «Колонизаторы» была придумана всего в 1994 году Клаусом Тойбером , начала выпускаться в Германии и уже через год получила звание «Игра года». Аналогичная награда ожидала англоязычную версию «Колонизаторов» в 1996 в США. Позже игра была перенесена и в электронный вид.

Игровое поле состоит из шестиугольных сегментов – гексов. Из них на леса, пастбища и пашни приходится по 4 гекса, на холмы и горы – по три гекса, и еще один гекс приходится на пустыню. Эти 19 сегментов выкладываются в один большой шестиугольник (3-4-5-4-3), и окружаются сегментами моря (их 6 штук, на которые приходится 9 гаваней). Вот и возник остров Катан, который вам необходимо колонизировать.

На все гексы раскладывают номерные фишки (18 штук), которые помогут в добыче ресурсов (дерево, камень, глина, пшеница или овцы), а на гекс пустыни ставится фигура Разбойника.

Игра готова к началу.

Еще в набор входят:

Собственно карты ресурсов (по 19 штук каждого вида),

25 карт развития (Рыцарь, Прорыв, Победные очки),

2 особые карты (Самая большая армия и Самый длинный торговый путь),

4 карты стоимости строительства,

Игровые фишки разных цветов (20 поселений, 60 дорог, 16 городов),

2 кубика,

Правила игры.

Эта игра рассчитана на 3-4 игроков, но существуют дополнение и для 5-6 игроков. Они расширяют остров, и добавляют необходимые фишки.

Смысл игры в том, чтобы получить 10 победных очков .

С помощью Разбойника можно заблокировать добычу ресурсов на чужом гексе, или просто утащить дневную норму (карту ресурса).

Рыцари защищают ваши земли от бандитов, а если у вас Самая большая армия, то это принесет вам два победных очка.

Еще 2 победных очка принесет Самая длинная дорога – из пяти элементов – которая вьется по стыкам гексов от Поселения к Поселению (еще по 1 очку за каждое), а если те вырастут до Города, то будут приносить уже по 2 победных очка. Но существует ограничение – вы можете построить только 4 города.

Порты позволяют обмениваться ресурсами с другими игроками.

Из стопки Карт Развития кроме Рыцарей можно добыть еще множество полезных вещей – Новая дорога (+2 секции дороги), Изобретение (дает 2 единицы необходимых вам ресурсов), Монополия (можно просто отобрать у всех игроков этот самый ресурс), Университет (очки победы в чистом виде). Причем игрок совсем не обязан сразу же раскрывать выпавшую ему карту, и в самый важный момент просто вырвать победу.

Ход состоит из двух фаз:

Первая – бросок кубиков – определяет, какой ресурс игрок добывает на этом ходу – построенные на гексах с жетоном, на котором изображено число, выпавшее на кубиках, поселения и города приносят игроку ресурсы – Поселение – 1 единицу, Город – 2. В игре может быть как и страшный дефицит какого-то из ресурсов, так и переизбыток оного.

В случае выпадения семи очков в игру вступает Разбойник.

Вторая фаза – Строительство.

Все постройки и Карты Развития покупаются за добываемые ресурсы:

Поселение – за единицу дерева, глины, овцы и пшеницы;

Дорога – за единицу дерева и глины;

Город – две единицы пшеницы и три единицы камня;

Карта Развития – единица пшеницы, камня и овцы,

Игра имеет несколько дополнений, делающих ее еще более захватывающей и интересной. Они не являются отдельными и самостоятельными играми – в них можно играть только при наличии основной игры.
- Расширение на 5-6 человек.
Это дополнительный набор гексов Суши и Моря, необходимые наборы фишек для двух дополнительных игроков и дополнительные карты развития. Чтобы сделать игру более динамичной для ожидающих своего хода игроков, в этом дополнении им позволяется строить, покупать карты развития и торговать – но только с игроком, чей ход только что прошел. Играть карты развития или торговать друг с другом им нельзя.

К сожалению, в России они встречаются гораздо реже чем инструкции, как сделать из двух базовых наборов один расширенный.

- Джунгли
В настоящее время это расширение входит в большую часть базовых версий «Колонизаторов».

Гекс Пустыни заменяется на гекс «Джунглей», которые можно исследовать. На него так же кладется жетон с числом, как и на другие гексы. В случае выпадения на кубиках этого числа, игроки, обладающие поселениями и городами на границах этого гекса, получают Открытия: за поселение – по одному, за город – по два.

К сожалению, фишек или карточек Открытий в наборе не предусмотрено, и их приходится заменять монетами или пуговицами. Разбойники не смогут похитить их, а игроки – забрать с Помощью Монополии или получить с помощью Изобретения, или обменять. Зато их можно использовать при покупке карт развития, заменив «Открытием» один из ресурсов.

- Большая река
Теперь это дополнение тоже обычно входит в базовые версии игры.

Во время создания острова гексы Камня, Дерева и Пустыни заменяются на тройную карту «Река», состоящую из Горы, леса, и золотого прииска.

На начало игры строить Поселения на берегу Реки запрещается, но их постройка на Прииске принесет игроку дополнительные очки.

- Мореходы
Добавляет новые гексы Моря (19) и Суши (11), позволяющие строить небольшие островки на некотором удалении от Катана. Чтобы доплыть до него, игроку придется выстроить «дорогу» из своих кораблей (всего 60), и уберечь их от пиратов, которых изображает откровенно жалкая фигурка на плоту.

Кроме этого в дополнение входит 10 гаваней и правила с описаниями дополнительных сюжетных линий.

- Города и Рыцари
В этом расширении игроки смогут развивать свои города в трех направлениях – Политика, Торговля или Наука, надстраивая им рыночные площади, крепостные стены, акведуки, университеты. Построив улучшение четвертого уровня, игрок может сделать свой город Столицей – научной, политической или торговой, и таким образом получить сразу 4 победных очка.В игру вводятся новые карты ресурсов – Товары, которые и тратятся на городские улучшения и здания, которые в свою очередь позволяют получать дополнительные карточки развития.

Однако чем больше растут города, тем больше шансов, что на них позарятся воинственные варвары, поэтому игрокам необходимо вкладывать средства и в содержание рыцарей и модернизацию их снаряжения.

Игрок, выставивший в день нападения варваров самую сильную армию, получит дополнительное Очко Победы «Спаситель Катана».

В этом расширении для победы необходимо 13 очков.

- Купцы и варвары
Это расширение содержит три новых сценария колонизации Катана, в которых игрокам предстоит строить новые дороги и поселения, торговать с пустынными жителями и оборонять свои княжества от разбойников.

Для всех расширений имеются любительские перерисовки и без того довольно красочной полиграфии.

Стратегия этой игры состоит не только в том, как правильно расставить фишки – в этом плане возможных комбинаций великое множество, - но и в том, чтобы взаимодействовать с другими игроками – обмениваться ресурсами, заключать соглашения, блефовать… «Колонизаторы» долго не наскучат вам, тем более, что существуют они не только в виде классической настольной версии.

КАРТОЧНАЯ ВЕРСИЯ

Этот вариант игры, рассчитанной всего на двоих игроков, разработан Клаусом Тойбергом в 1996 году. Он схож дизайном и сюжетом с оригинальной версией, но серьезно отличается правилами.

Например, кроме того, чтобы развивать собственные владения, игрок может и навредить сопернику – поджечь его здания, или послать на поля Черного Рыцаря, лишая ресурсов.

Многое тут зависит от удачи, но многое остается и на ум и расчетливость игроков.

Впрочем, об этом варианте уже рассказывалось в разделе, а я лишь перечислю дополнения этой игры:

Включайся в дискуссию
Читайте также
Разработчики сообщили, когда выйдет третий сезон игры по «Ходячим мертвецам
Изменения ветки советских ст
Тревор Филлипс — лучший протагонист GTA V?