Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что 66 летнему актеру играть. Актёрские игры для детей

Примерные игры и упражнения к разделу

театральная игра (1 год обучения)

Цели:

  • развивать игровое поведение, готовность к творчеству;
  • развивать коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе, внимание, память, наблюдательность, эстетическое чувство.

Общеразвивающие игры проводятся в первой части занятия, непосредственно театральные игры - в заключительной. При проведении этих игр необходимо создавать веселую, непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Многие игры предполагают деление детей на исполнителей и зрителей, что дает возможность оценить действия других и сравнить их со своими собственными.

«Что изменилось»

Цель: развивать зрительную память, внимание, выдержку.

1 вариант: перед детьми разложены театральные атрибуты. В течение 1 мин дети запоминают их расположение, затем закрывают глаза. Педагог меняет атрибуты местами или один убирает. Дети должны определить, что изменилось.

2 вариант: часть детей - «артисты», они показывают мизансцену из какого-либо спектакля, остальные дети - зрители, запоминают ее, затем закрывают глаза. На сцене происходят изменения. Зрители должны восстановить мизансцену.

«Поймай хлопок»

Цель: развивать произвольное слуховое внимание, быстроту реакции.

Дети стоят врассыпную. Они должны среагировать на хлопок педагога -и хлопнуть одновременно с ним. Педагог предлагает поймать маленький мячик (цветок, монетку).

Цель : развивать зрительную память, произвольное внимание, чувство сплоченности.

Несколько детей образуют вагоны поезда, стоя в колонне. Стоящий перед ними ребенок - «паровоз», должен запомнить, в какой последовательности стоят его « вагоны ». Затем «паровоз» отворачивается и называет детей-«вагонов» в четкой последовательности.

«Словесный портрет»

Цель: развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.

Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова: «В центр круга ты вставай, и глаза не открывай. Поскорее дай ответ - Машин опиши портрет». Дети останавливаются. Водящий закрывает глаза и описывает портрет (прическу, цвет волос, одежду, ее цвет) названного ребенка.

«Я положил в мешок...»

Цель: развивать произвольную слуховую память.

Педагог объясняет детям, сидящим в круге, что у них есть воображаемый мешок, в который они могут положить любые предметы в строгом порядке. Педагог начинает игру словами: «Я положила в мешок...» (называет любой предмет). Следующий ребенок должен повторить сказанное и добавить свой предмет и т.д. Постепенно запоминаемых слов становится все больше. Важно воспроизводить их в заданной последовательности.

«У бабушки в огороде растет...»

Цель: та же, что и в описанной выше.

Педагог говорит детям о волшебном огороде, на котором может вырасти все что угодно. Главное - запомнить последовательность «выросшего».

«Тень»

Цель: развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.

Один ребенок (водящий), ходит по залу, делая произвольные движения (останавливается, поднимает руку, наклоняется, поворачивается). Группа детей (3-5 чел.), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все. что он делает.

«Разведчики»

Цель: развивать произвольное внимание, быстроту реакции. По определенному сигналу одного из детей - командира, дети-«разведчики» должны выполнять действия. Например, по сигналу синей

ракеты (карандаш синего цвета) - присесть и притаиться, а по сигналу красной ракеты - перепрыгнуть через воображаемое препятствие.

«Внимательные звери»

Цель: тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений.

Дети находятся в «лесной школе», где педагог тренирует их ловкость и внимание, показывая, например, на ухо, нос, хвост и называя их. Дети внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет слово «ухо». Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.

«Веселые обезьянки»

Цель: развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.

Дети-«обезьянки» стоят врассыпную. Лицом к ним стоит посетитель зоопарка (один из детей), который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки», передразнивая его, все точно повторяют.

«Зеркало»

Цель: та же, что и в игре «Веселые обезьянки».

Дети стоят в парах напротив друг друга. Один ребенок - «зеркало», которое отражает все движения, позы, выражения лица за стоящим напротив ребенком. Затем дети меняются ролями.

«Снежный ком»

Цель: развивать слуховое внимание, произвольную память, сплоченность группы.

Дети сидят по кругу. Педагог предлагает «катать большой снежный ком». Темы игры могут быть различные: имена сидящих детей, профессии их родителей, любимые фрукты, цветы и т.д. Например, выбрана тема «Улица, на которой я - живу». Первый ребенок называет свою улицу, следующий говорит улицу, на которой живет сказавший ребенок, а затем свою и т.д.

«Стульчики»

Цели: прививать умение свободно перемещаться в пространстве; координировать свои действия с товарищами.

По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик для куклы (квадрат), самолет, автобус и т.д.

«Дружные звери»

Цель: развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

Дети распределяются на три команды: медведи, обезьяны, слоны. Затем педагог называет поочередно одну из них, которая должна выполнить свое движение. Например, медведи - топнуть ногой, обезьяны - хлопнуть в ладоши, слоны - поклониться. Можно выбрать других животных и придумать другие движения.

«Работа с моделями эмоций»

Цель: знакомить с мимическим изображением эмоций.

Педагог обращает внимание детей на глаза, брови, рот, схематичные изображения лиц, выражающие различные эмоции. После того как дети научатся определять эмоции по моделям, им раздают карточки и разрезают их пополам поперек. Детям предлагают найти две подходящие половинки и соединить их.

«Работа со схемами-эмоциями»

Цель: развивать фантазию, воображение, логическое мышление.

Схемы-эмоции представляют собой несколько последовательно изображенных моделей эмоций, связанных переходами-стрелочками. Детей объединяют в подгруппы и предлагают придумать историю. В этой истории с героем происходят события, при которых он проявляет указанные эмоции. Например, схема: грусть - удивление - радость. «Шел грустный цыпленок увидел своего братца, плывущего по реке на листочке, и очень удивился. Брат пригласил его поплавать с ним вместе. Обрадовался цыпленок и отправился с братом в плавание».

«Угадай, что я делаю?»

Цели: объяснять заданную позу; развивать память, воображение. Педагог предлагает детям принять определенную позу и объяснить ее. Например:

  1. стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: «кладу книгу на полку», «достаю конфету из вазы в шкафчике» и др.;
  2. наклониться вперед. Возможные варианты ответов: «завязываю шнурки», «поднимаю платок», «срываю цветок».

«Одно и то же по-разному»

Цель: развивать умение оправдывать свое поведение, действия нафантазированными причинами; развивать воображение, фантазию, веру.

Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек идет, сидит, поднимает руку и т.д. Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Это задание может выполняться в творческих группах, каждая из которых получает определенное задание (сидеть в цирке, у телевизора, в кабинете у зубного врача).

«Кругосветное путешествие»

Цели: развивать умение оправдывать свое поведение; развивать фантазию.

Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие и придумать, где проляжет их путь - по пустыне, горной тропе, болоту, через лес. Соответственно они должны изменять свое поведение.

«Превращение предмета»

Цель: развивать воображение, фантазию, сообразительность.

Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов: карандаш или палочка - ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник и т.д. Для превращения можно брать как мелкие, так и крупные предметы.

«Превращение комнаты»

Цель: та же, что и в игре «Превращение предмета».

Дети распределяются на две-три группы, каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников отгадывают, во что именно превращена комната. Например: магазин, театр, берег моря, больница и т.д.

«Превращение детей»

Цель: та же, что ив игре «Превращение предмета».

По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, животных.

«Этюды»

Цели: развивать фантазию, выразительность передачи эмоций разными средствами; умение действовать сообща.

Этюды могут быть предложены педагогом или сочинены детьми. Темы для этюдов должны быть близки и понятны детям («Ссора», «Обида», «Встреча», «Радость», «Гнев», «Грусть» и др.). Следующий этап - сочинение этюдов по сказкам, сюжетам стихов, музыкальным отрывкам («Колобок и Лиса», «Таня и мячик», «Девочка и кукла» и др.).

Игры по данному направлению могут быть дополнены или изменены по усмотрению педагога.


СЦЕНИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Перевод И.Г.Мягковой
Действующие лица

Гортензия - актриса

Гертруда - драматург и режиссер

Совершенно пустая, без каких бы то ни было декораций сцена театра.

В глубине, на заднем плане, могут находиться несколько случайных и привычных для всякого театрального хозяйства предметов, обычно загромождающих сцену, когда спектакль только начинают репетировать и впереди – долгих полтора месяца.

Входит Гертруда. Изучает площадку. Хлопает в ладоши, чтобы проверить акустику. Потом ищет на задворках сцены и приносит стол и стул.

Сцена едва освещена.

Входит актриса – Гортензия. Она оглядывает зал с видом удовлетворенной собственницы и поначалу не замечает Гертруду. Первые пять своих коротких реплик произносит из разных точек сцены, пробуя звучание голоса и проверяя его слышимость в зале. Разражается смехом. И, когда внезапно смех прерывает, мы понимаем , что он не был естественным, а лишь служил тестом на резонанс.

ГОРТЕНЗИЯ. Какое чудо!

Полная пустота.

Никаких декораций.

И все равно чудо!
ГЕРТРУДА. Потому что ты здесь.

ГОРТЕНЗИЯ. Ты тоже на сцене?

ГЕРТРУДА . Да, уже давно.

ГОРТЕНЗИЯ. Таилась во тьме?

ГЕРТРУДА. Почему это таилась?

ГОРТЕНЗИЯ . Я тебя не видела.

ГЕРТРУДА. А я люблю оставаться незамеченной. Раствориться в окружающей среде. У меня с этим местом полное слияние. С чертовым этим местом. С театром то бишь.

ГОРТЕНЗИЯ. Ну, так мы в нем!

ГЕРТРУДА. Чувства твои уже взыграли?

ГОРТЕНЗИЯ. О, да!

Говорят же тебе: это чудо!

Они обнимаются, потом с жаром начинают целоваться и, наконец, внимательно смотрят друг на друга. Гертруда обращается к технику, которого не видно. Он находится в глубине зала. В определенные моменты действия, которые точно обозначены ремарками, обе женщины попеременно станут апеллировать к этому технику – Батисту. То будут, в сущности, внутренние размышления , слышимые лишь зрителями.

ГЕРТРУДА. Батист, можно нам немного прибавить света?

Свет

ГОРТЕНЗИЯ. Дивно, как солнечный свет в Греции.

ГЕРТРУДА. Ты прекрасна… Спасибо, Батист!

Отлично выглядишь.

Откуда пожаловала?

ГОРТЕНЗИЯ . Из Греции.

Ты разве открыток моих не получала?

ГЕРТРУДА. Никогда не заглядываю в почтовые открытки, они меня раздражают.

ГОРТЕНЗИЯ. Вот как? (Батисту). Привет, Батист! (Гертруде). Мне очень жаль. Я послала тебе три открытки: одну с Крита, одну с Пелопоннеса и одну из Италии – на обратном пути.

ГЕРТРУДА. И не видела, и не читала.

ГОРТЕНЗИЯ. Да бог с ними. Неужели правда: ты считаешь, я в хорошей форме?

ГЕРТРУДА. В превосходной.

Стопроцентная женщина.

И весьма сексуальная.

ГОРТЕНЗИЯ (рассеянно). Тем лучше.

ГЕРТРУДА. Ладно. Пора начинать.

ГОРТЕНЗИЯ. Мне не терпится, ужасно не терпится!

ГЕРТРУДА. Состояние вожделения! Нужно вожделеть.

ГОРТЕНЗИЯ. И я всегда себе говорю: если ты не входишь в это состояние перед началом работы над такой ролью, уж лучше вообще не начинать. Тут требуется как бы начать жизнь с нуля.

ГЕРТРУДА. То, что ты находишься в состоянии вожделения, это хорошо… Но в какой-то момент, когда мы должны будем перевести вертикаль текста в горизонтальное положение , тебе придется отказаться от всех своих желаний.

ГОРТЕНЗИЯ. Вот как? Ты так считаешь? Ладно… Если хочешь.

ГЕРТРУДА. Да ничего я лично не хочу. Это пьеса моя ведет себя, как тиран. Есть доля садизма в возбуждении твоих желаний моим текстом. А потом раз – и отказ!

ГОРТЕНЗИЯ. Хорошо, хорошо. Все, что ты мне говоришь, так и врезается в память. Я из тех актрис, что постоянно питают свой ум. Нуждаются в подпитке.

ГЕРТРУДА. Мы пойдем не торопясь.

Медленное проникновение.

Которое не вытравишь, не остановишь.

Запечатленное в тебе навсегда.

И выйдешь ты из этой истории уже совсем другим человеком.

ГОРТЕНЗИЯ. Поверь, Гертруда, я это понимаю, и меня это радует. Слова твои – как касание волшебной палочки. Они меня преображают.

ГЕРТРУДА. Мне нравится, что ты так говоришь, Гортензия.

ГОРТЕНЗИЯ. Актеры – верные слуги драматургов. Я тут давала интервью одной греческой газете. Так и сказала. Слово в слово: актеры – верные слуги драматургов.

ГЕРТРУДА. И ты действительно так думаешь?

ГОРТЕНЗИЯ. Гертруда, как ты можешь задавать мне подобные вопросы? Разумеется!

ГЕРТРУДА. Ладно.

Я могу попросить тебя об одолжении?

ГОРТЕНЗИЯ. Я слушаю.

ГЕРТРУДА. Ты не могла бы произносить мое имя в его изначальном звучании?

ГОРТЕНЗИЯ. То есть?

ГЕРТРУДА. С истинным нордическим произношением , понимаешь? У меня ведь нордическое имя. Так доставь мне удовольствие: произнеси его на нордический лад: Герретруде!

ГОРТЕНЗИЯ. Вот оно как! Это что-то новое. Тебе так хочется?

ГЕРТРУДА. Прошу тебя.

ГОРТЕНЗИЯ. Согласна. Но… как бы не сбиться… Привычка ведь выработалась…

ГЕРТРУДА. Вот и хотелось бы, чтобы ты избавлялась от своих привычек. Выставляла бы их за дверь собственной мысли. Привычки, видишь ли, губят актерскую изобретательность.

ГОРТЕНЗИЯ (радостно и просветленно) . Лаадно! Стало быть, в конечном счете, ты делаешь это ради меня! Чтобы я освободилась от банальных рефлексов, профессиональных штампов, да?

ГЕРТРУДА. Да.

ГОРТЕНЗИЯ. Понимаю.

ГЕРТРУДА (обращаясь к Батисту, так что Гортензия ее не слышит). Она понимает. А теперь , чтобы показать мне, как хорошо она понимает, будет рассуждать о проблеме идентификации, хорошо ей известной… Благодаря Давиду. Мужчине ее жизни…

ГОРТЕНЗИЯ. Знаешь, у меня всё очень удачно сложилось, чтобы понять проблему идентификации. Мужчина моей жизни Давид постоянно мне о ней говорил… В связи с еврейским вопросом… Он был еврей… И говорил о еврейской идентификации… И всё такое… А я слушала… Он всегда говорил, что пришел отовсюду и неоткуда. А я ему в ответ: если ты пришел отовсюду, то несешь на себе следы, оставленные сотнями культур… и в этом твое богатство, голубчик ты мой… Ты помнишь? Он ведь был невропат. И знал это про себя. Так и говорил: я – невропат. Ну и пусть , согласна на невропата. Уж очень была влюблена.

ГЕРТРУДА. О, да!

ГОРТЕНЗИЯ. Когда я тебя встретила, мы с Давидом только что разбежались. Помнишь?

ГЕРТРУДА. Да, конечно.

ГОРТЕНЗИЯ. Я была раздавлена, разбита.

Живешь-живешь с подобным типом.

Он тебя бросает.

И ты раздавлена.

Я была раздавлена.

ГЕРТРУДА. Прекрасно помню.

ГОРТЕНЗИЯ (Батисту, так что Гертруда ее не слышит ). Я всё спрашиваю себя, во-первых, - действительно ли она помнит, а во-вторых, не наплевать ли ей на это.

ГЕРТРУДА . Я бы даже сказала, что мне пришлось собирать тебя чайной ложкой.

ГОРТЕНЗИЯ . Я была уничтожена! О, рана глубока , когда речь идет о таком человеке, как Давид. Он стал для меня Пигмалионом. Я ведь дурочкой была… То есть казалась себе поверхностной и не слишком вдумчивой что ли. И вдруг встречаю Давида. Красив, как бог, нежен, как агнец, и в то же время сильный, мужественный, понимаешь? То, что он со мной сотворил, даже представить себе невозможно! Когда мы познакомились, я находилась в эмбриональном состоянии, а он сделал из меня женщину. Женщину занятную, состоявшуюся. Я уже до него была актрисой. Хорошей актрисой… Говорю об этом прямо , без ложной скромности. Но хороша я была преимущественно в комедиях. А с Давидом мне стали доступны все жанры. Понимаешь ли ты меня… Герретруде?

ГЕРТРУДА (обращаясь к Батисту, так что Гортензия ее не слышит ). Ей приходится делать над собой усилие, чтобы произнести мое имя таким образом. Таким нордическим образом! Для меня это тест своего рода. Она должна уметь сосредоточиться и перестать быть тетерей.

(Гортензии). Конечно, я тебя понимаю, хотя мне всегда мучительно было сознавать, что женщина может состояться, проявить себя наилучшим образом и самореализоваться только потому, что ею занимается мужчина. Это какая-то женоненавистническая позиция, голубушка моя. Если быть объективной , так и сугубо реакционная. Ты ведь артистка! И далеко не из последних! Ты – свободный человек! Зачем же снижать собственную личность до масштабов любовных взаимоотношений. Это недостойно тебя самой.

ГОРТЕНЗИЯ. Знаю… Герретруде! Отлично знаю. Много об этом слыхала от других. Сколько друзей повторяло мне: «Он питается тобой, он подавляет твою индивидуальность, гасит твой пламень»…

На самом же деле всё наоборот… И, честно говоря, могут ли другие люди, будь даже они близкими друзьями, претендовать на правоту подобных суждений! Они же свечку над моей кроватью не держали!

Извини… Я тебя шокирую?

ГЕРТРУДА (Батисту) До чего же она вульгарна…

ГОРТЕНЗИЯ. Должно быть, ты считаешь меня вульгарной!

ГЕРТРУДА. Вовсе нет! С чего бы я считала тебя вульгарной!? В тебе столько всего намешено разного… Используешь простонародные выражения! Именно поэтому тебе удалось завоевать такую широкую публику.

ГОРТЕНЗИЯ. Потрясающе! Ты всё понимаешь. Ты из тех женщин, с которыми можно обо всем разговаривать.

ГЕРТРУДА. Надеюсь, что так.

ГОРТЕНЗИЯ. Важно еще и то, что я знаю твое творчество. В той мере, в какой твое творчество – это ты. Зная твои произведения , узнаёшь и тебя!

ГЕРТРУДА. Само собой, само собой… И вместе с тем действительность в романах замаскирована. Она носит маску вымысла по большому счету.

ГОРТЕНЗИЯ (Батисту). Просто в ужас прихожу от этого ее словечка «по большому счету». В У-жас!

ГЕРТРУДА. Ты так не считаешь?

ГОРТЕНЗИЯ. Да нет, ты права… Ты носишь маску по большому счету.

ГЕРТРУДА. Вот именно.

ГОРТЕНЗИЯ. А в этой твоей знаменитой пьесе, которую я читала-перечитала,… ты тоже носишь маску?

ГЕРТРУДА. Не могу тебе ответить. Или скорее не хочу. Вся твоя работа будет состоять в том, чтобы проникнуть в область невысказанного. И обнаружить там реальность как открытую рану. Мою реальность.

ГОРТЕНЗИЯ. Ясно, ясно….

ГЕРТРУДА. А скажи-ка, было у тебя время заняться моей пьесой, учитывая всех этих загорелых красавцев, которые паслись вокруг тебя?

ГОРТЕНЗИЯ. Боже, откуда ты знаешь? Просто ясновидящая!

ГЕРТРУДА. Да нет. Но солнце, море… и жара. Помню по твоим рассказам , что жара играет значительную роль в твоей… расположенности что ли… На плотском уровне хочу я сказать…

ГОРТЕНЗИЯ. Да, это так.

ГЕРТРУДА. Стало быть, ты так еще молода!

(Батисту). Сейчас станет меня убеждать, что это не имеет никакого значения, а на самом деле я знаю, как она бывает счастлива сойти за молоденькую.

ГОРТЕНЗИЯ. Честно говоря, мне безумно смешно, когда молодые люди бормочут что-то вроде: «мы на отдыхе, надо весело провести время»…

И все же, должна сказать, что некоторые мужчины в сопровождении очень, очень юных женщин , курочек что называется, были на грани разрыва с ними, когда я проходила сквозь ряды полу-девственников, которые так и раздевали меня взглядами.

ГЕРТРУДА (Батисту). Всё это чушь. Напрасно я позволила втянуть себя в подобного рода идиотские разговоры! Не могу себе простить!

ГОРТЕНЗИЯ. Тебе, наверное, всё это кажется чушью?

ГЕРТРУДА. Ты шутишь! Это наша жизнь! Вся жизнь в этом!

Некоторое время они хранят молчание в попытке максимально продемонстрировать правила хорошего тона: вежливые улыбки, изучение окружающего пространства.

ГОРТЕНЗИЯ. Красивый театр. Я здесь уже играла несколько лет назад. Это была «Любимая колдунья» с Филиппом Петеном.

(Видит удивление Гертруды). Нет, погоди. Я не то сказала.

Как же его?

Филипп Патан…

Или Феликс Потен.

Знаешь, у меня проблема с именами и фамилиями. Просто невероятно. Тебе ведь известно: у меня отличная память, никогда не подводит. Текст от зубов отскакивает. Но имена и фамилии! Это мой кошмар… Поэтому прошу твоего снисхождения, если не всегда буду называть тебя Герретруде! Моя беда. Роль Химены я выучила за восемь дней… Медею сыграла со всеми ее длиннющими тирадами… Репетировали… сколько же?… пять недель. А как зовут режиссера – запомнить невозможно. В результате на репетициях возникали трудности… И тогда я придумала одну штуку. Иду по самому краю сцены и говорю: скажите, пожалуйста, сударь, я хотела бы вас спросить… И тут он меня прерывает. И говорит: прошу вас , Гортензия, зовите меня просто Пьер. Ты поняла? Он думал, что это я из вежливости так его называю, а у меня просто был провал в памяти. Ты поняла?

У всех свои слабости. У меня – это имена и фамилии.

Зато можешь спросить у меня любой номер телефона – твой или Давида – служебный, домашний, мобильный – в любой момент, и я назову тотчас. Что тут скажешь, память…

ГЕРТРУДА (Батисту). Сейчас она мне скажет, что память избирательна…

ГОРТЕНЗИЯ. Память… Помоги же мне.

ГЕРТРУДА. Избирательна?

ГОРТЕНЗИЯ. Нет, это банальность… «Память – это часовой разума». Вот как. Это Шекспир сказал. Красиво, правда?

ГЕРТРУДА. И достаточно верно , по большому счету.

Яростный взгляд Гортензии в сторону Батиста

ГОРТЕНЗИЯ. Ладно Что мы сегодня делаем? Я читаю всё?… Начинаем сначала и делим текст на небольшие куски?…

ГЕРТРУДА. С начала. Доверься себе… Я буду тебя останавливать… Прерывать по мере необходимости.

ГОРТЕНЗИЯ. Отлично.

Знаешь, я всегда действую по наитию… Ищу. Самое увлекательное – это поиски. И это вовсе не вопрос понимания. Нет. Понимаешь всегда хорошо. Искать надо, чтобы проникнуть в невысказанное. Сказанное – и то уже вещь достаточно тонкая… что же тогда говорить о невысказанном.

(С восхищением). Как же здорово ты пишешь! Обалдеть!

ГЕРТРУДА. Ты всё поняла?

ГОРТЕНЗИЯ. Разумеется.

ГЕРТРУДА. Ты уловила смысл моей пьесы? Поняла, что составляет суть драмы? Все ниточки распутала?

ГОРТЕНЗИЯ. Что ты имеешь в виду, Герретруде?

ГЕРТРУДА. Разве вопросы мои не ясны?

ГОРТЕНЗИЯ. Конечно, ясны.

Знаешь, я повинуюсь инстинкту. И, возможно, могу ошибиться. Если доверюсь разуму. В принципе инстинкт меня не обманывает. Давида это ошеломляло. Он говорил, что инстинкты у меня – необузданные, и знал, о чем говорил: он был ученый.

Я говорила тебе, что он был ученый?

Знаешь, ведь я жила с гением. Чем больше я об этом думаю, тем больше убеждаюсь , что он был гений. Я много глупостей с ним натворила…Даже непонятно, как это всё происходило.

ГЕРТРУДА. А как же твой инстинкт?

ГОРТЕНЗИЯ. Не инстинкт был причиной ошибок, а моя гордыня. А также убеждение, что жить – значит срывать цветы удовольствия. И ничего другого…Так глупо. Ведь удовольствие я постоянно получала от моей работы. И требовала еще и еще. Хоть завернись в эти удовольствия!

ГЕРТРУДА. И что же… Ты перестала получать удовольствие от брака?

ГОРТЕНЗИЯ. Не знаю. Непонятно. Такой человек, как Давид, заслуживает, чтобы я была с ним самой собой, внимательной и глубокой. Чтобы отказалась от желания непрерывно блистать! Он чувствовал, что я не то , чем кажусь.

ГЕРТРУДА. Всё это от меня ускользнуло.

ГОРТЕНЗИЯ. Естественно. Извини, но мы уважаем друг друга достаточно, чтобы говорить искренно. Ты никогда не любила мужчину. Ведь нет никакого секрета в том, что мужчины тебя не привлекали…Ну что ж, как есть, так и есть. Нелепо тебя в этом упрекать. Но… ты не знаешь, как они жаждут, чтобы ими занимались, давали им соску, укачивали в колыбели, припудривали тальком, в особенности , когда им скоро пятьдесят!

ГЕТРУДА (Батисту) . Меня определенно тошнит от ее историй.

ГОРТЕНЗИЯ . Наверное, я тебе надоела с моими историями.

ГЕРТРУДА . Нет, нет, ничуть… Всё это, как ты говоришь, повлияло на развитие твоего искусства. И если ты стала большой актрисой…можно сказать, самой большой, так только благодаря испытаниям!

(Очень быстро, Батисту). Да знаю я, что это еще хуже, чем попустительство, просто сама себя компрометирую! Но ничего поделать не могу!

ГОРТЕНЗИЯ . А ты понимаешь! Разбираешься в жизни.

ГЕРТРУДА (Батисту, но на сей раз так, что Гортензия ее слышит). Батист, можешь нам прибавить света?

УПРАЖНЕНИЯ И ЭТЮДЫ

УГАДАЙ: ЧТО Я ДЕЛАЮ?

Цель. Оправдать заданную позу, развивать память, вообра­жение.

Ход игры. Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.

1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т.п.

2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котен­ка; натираю пол.

3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.

4. Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю пла­ток, срываю цветок.

ОДНО И ТО ЖЕ ПО-РАЗНОМУ

Цель . Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.

Ход игры. Детям предлагается придумать и показать не­сколько вариантов поведения по определенному заданию: че­ловек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слуша­ет» и т.д.

Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.

Дети делятся на 2-3 творческие группы, и каждая получа­ет определенное задание.

I группа - задание «сидеть». Возможные варианты:

а) сидеть у телевизора;

б) сидеть в цирке;

в) сидеть в кабинете у зубного врача;

г) сидеть у шахматной доски;

д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.

II группа - задание «идти». Возможные варианты:

а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;

б) идти по горячему песку;

в) идти по палубе корабля;

г) идти по бревну или узкому мостику;

д) идти по узкой горной тропинке и т.д.

III группа - задание «бежать». Возможные варианты:

а) бежать, опаздывая в театр;

б) бежать от злой собаки;

в) бежать, попав под дождь;

г) бежать, играя в жмурки и т.д.

IV группа - задание «размахивать руками». Возможные варианты:

а) отгонять комаров;

б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

в) сушить мокрые руки и т.д.

V группа - задание «Ловить зверюшку». Возможные ва­рианты:

б) попугайчика;

в) кузнечика и т.д.

КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, разви­вать веру и фантазию, расширять знания детей.

Ход игры. Детям предлагается отправиться в кругосветное пу­тешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь - по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через оке­ан на корабле - и соответственно изменять свое поведение.

ИГРЫ НА ПРЕВРАЩЕНИЯ

В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение - это умение с помощью веры, воображения и фан­тазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условное превращение.

ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА

Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообрази­тельность, воображение и фантазию.

Ход игры. Предмет кладется на стул в центре круга или пе­редается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый дол­жен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Вари­анты превращения разных предметов:

а) карандаш или палочка - ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, ду­дочка, расческа и т.д.;

б) маленький мячик - яблоко, ракушка, снежок, картош­ка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

в) записная книжка - зеркальце, фонарик, мыло, шоколад­ка, обувная щетка, игра.

Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.

Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т.д.

ПРЕВРАЩЕНИЕ КОМНАТЫ

Цель . Та же.

Ход игры. Дети распределяются на 2-3 группы, и каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Ос­тальные дети по поведению участников превращения отгады­вают, во что именно превращена комната.

Возможные варианты, предложенные детьми: магазин, те­атр, берег моря, поликлиника, зоопарк, замок Спящей краса­вицы, пещера дракона и т.д.

ПРЕВРАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ

Цель . Та же.

Ход игры. По команде педагога дети превращаются в де­ревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т.д. Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и пре­вращать детей по своему желанию.

ИГРЫ НА ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ

ПРЕДМЕТАМИ ИЛИ НА ПАМЯТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ, НЕ СКАЖЕМ, НО ЗАТО МЫ ВАМ ПОКАЖЕМ!

Цель . Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

Ход игры. Комната делится пополам шнуром или чертой. С одной стороны находятся выбранные с помощью считалки «Дедушка и трое-пятеро внучат», с другой стороны - остальные дети и педагог, которые будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».

Дети. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!

Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где побывали? Что вы повидали?

Дети. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, скажем, но зато мы вам покажем!

Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если разгадка дана правильно, дети говорят верный ответ и после слов «Раз, два, три - догони!» бегут за черту, в свой дом, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока те не пересекли спасительной линии. После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата».

В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, и т.п.


КОРОЛЬ (вариант народной игры)

Цель . Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

Ход игры. Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети - работники распределяются на несколько групп (3 - 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.

Работники. Здравствуй, король!

Король. Здравствуйте!

Работники. Нужны вам работники?

Король. А что вы умеете делать?

Работники. А ты отгадай!

Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстриру­ют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правиль­но, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т.п.), а также придумать характеры действующих лиц (ко­роль - жадный, веселый, злой; королева - добрая, сварливая, легкомысленная).

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Цель . Развивать навыки действия с воображаемыми пред­метами,"воспитывать доброжелательность и контактность в от­ношениях со сверстниками.

Ход игры . С помощью считалки выбирается ребенок, кото­рый приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.

С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.

РИТМОПЛАСТИКА

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

МУРАВЬИ

Цель . Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Дви­гаться в разных темпах. Тренировка внимания.

Ход игры . По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.

КАКТУС И ИВА

Цель . Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координи­ровать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.

Ход игры. По любому сигналу, например хлопку, дети на­чинают хаотично двигаться по залу, как в упражнении «Му­равьи». По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» - ноги на ширине плеч, руки слег­ка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной сто­роной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как ко­лючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотичес­кое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разве­денные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как вет­ви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение во­зобновляется, команды чередуются.

ПАЛЬМА

Цель. Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.

Ход игры. «Выросла пальма большая-пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на

«Завяли листочки»: уронить кисть. «Ветви»: уронить руку от локтя. «й вся пальма»: уронить руку вниз. Упражнение повторить левой рукой.

МОКРЫЕ КОТЯТА

Цель. Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружиня­щим шагом.

Ход игры. Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слег­ка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, на­прягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четы­рех «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.

ШТАНГА

Цель. Попеременное напряжение и расслабление мышц пле­чевого пояса и рук.

Ход игры. Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее, отдыхает.

САМОЛЕТЫ И БАБОЧКИ

Цель. Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентиро­ваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.

Ход игры. Дети двигаются врассыпную, как в упражнении «Муравьи», по команде «самолеты» бегают стремительно, вы­тянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряже­ны); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая ру­ками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из сторо­ны в сторону («бабочка ищет красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты.

Упражнение можно делать под музыку, подобрав соот­ветствующие произведения из репертуара по музыкальному вос­питанию.

БУРАТИНО И ПЬЕРО

Цель. Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.

Ход игры. Дети двигаются как в упражнении «Муравьи», по команде «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти пря­мые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение по залу возобновляется. По команде «Пьеро» - опять замира­ют, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслабле­на, руки болтаются внизу. В дальнейшем можно предложить детям двигаться, сохраняя образы деревянного крепкого Бура­тино и расслабленного, мягкого Пьеро.

НАСОС И НАДУВНАЯ КУКЛА

Цель . Умение напрягать и расслаблять мышцы, взаимо­действовать с партнером, тренировать три вида выдыхания, ар­тикулировать звуки «с» и «ш»; действовать с воображаемым предметом.

Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок - надувная кукла, из которой выпущен воздух, он сидит на кор­точках, все мышцы расслаблены, руки и голова опущены; второй - «накачивает» воздух в куклу с помощью насоса; на­клоняясь вперед, при каждом нажатии на «рычаг», он выды­хает воздух со звуком «с-с-с-с» (второй вид выдыхания), при вдохе - выпрямляется. Кукла, «наполняясь воздухом», мед­ленно поднимается и выпрямляется, руки раскинуты вверх и немного в стороны. Затем куклу сдувают, вытаскивают проб­ку, воздух выходит со звуком «ш-ш-ш-ш» (первый вид выды­хания), ребенок опускается на корточки, вновь расслабляя все мышцы. Затем дети меняются ролями. Можно предложить наду­вать куклу быстро, подключая третий вид выдыхания: «С! С! С!»

СНЕГОВИК

Цель . Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.

Ход игры. Дети превращаются в снеговиков: ноги на шири­не плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти ок­руглены и направлены друг к ругу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весен­ними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепен­но расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, па­дают на пол, полностью расслабляясь.

БАБА-ЯГА

Цель. Умение напрягать и расслаблять в движении то пра­вую, то левую ногу.

Ход игры. Дети ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя движения под текст. Бабка-Ёжка, костяная ножка, С печки упала, ножку сломала! (Дети идут врассыпную по залу.) А потом и говорит: «У меня нога болит!». (Дети останавливаются.) Пошла на улицу - раздавила курицу, Пошла на базар - раздавила самовар! Вышла на лужайку - испугала гайку! (Дети продолжают движение, напрягая сначала левую, а потом правую ногу, прихрамывают.)

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Цель . Умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения.

Ход игры. Сначала педагог, в дальнейшем ребенок превра­щается в «Снежную королеву» и начинает постепенно «замора­живать» всех детей: называет при этом определенные части тела правая рука, левая рука, левая нога, правая нога, корпус, го­лова), соответствующие мышцы напрягаются. Дети превраща­ются в ледяную скульптуру, которая начинает медленно таять под лучами солнца. (Расслабляются шея, руки, корпус, ноги), дети сначала опускаются на корточки, затем полностью расслаб­ляются и ложатся на пол.

КОНКУРС ЛЕНТЯЕВ

Цель .

Ход игры.

Хоть и жарко, хоть и зной,

Занят весь народ лесной.

Лишь барсук - лентяй изрядный

Сладко спит в норе прохладной.

Лежебока видит сон, будто делом занят он.

На заре и на закате все не слезть ему с кровати.

(В. Викторов)

Дети изображают ленивого барсука. Они ложатся на ковер л стараются как можно больше расслабиться.

ГИПНОТИЗЕР

Цель . Обучение полному расслаблению мышц всего тела.

Ход игры. Педагог превращается в гипнотизера и проводит в сеанс усыпления»; делая характерные плавные движения ру­нами, он говорит: «Спите, спите, спите... Ваши голова, руки, и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются, вы пол­ностью расслабляетесь и слышите шум морских волн». Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и полностью рас­слабляются.

Можно использовать аудиокассету с музыкой для медитации ирелаксации.

НЕ ОШИБИСЬ

Цель. Развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.

Ход игры. Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки ус­ложняются, а темп убыстряется.

РИТМИЧЕСКИЙ ЭТЮД

Цель. Развивать чувство ритма, координацию движений, согласованность действий с партнерами.

Ход игры. Дети делятся сначала на две, а по мере приобрете­ния определенных навыков на три и даже четыре группы. Пер­вая группа придумывает ритмический рисунок и начинает его воспроизводить в хлопках. Вторая группа присоединяется к пер­вой, отхлопывая свой ритмический рисунок, затем включается третья группа и т.д.

ПОЙМАЙ ХЛОПОК

Цель. Развивать произвольное слуховое внимание и быстро­ту реакции.

Ход игры. Дети стоят врассыпную. Их задача заключается в том, чтобы среагировать на хлопок педагога и хлопнуть прак­тически одновременно с ним. Педагог предлагает «поймать» то маленький мячик, то цветок, то монетку.

ГОЛОВА ИЛИ ХВОСТ

Цель. Развитие координации движений, быстроты реакции, воображения.

Ход игры. Педагог превращается в Ивана-Царевича, а все дети - в Змея-Горыныча. Иван-Царевич взмахивает мечом (гимнастической палкой или линейкой), если взмах на уровне головы - Змей Горыныч должен спрятать головы (дети быстро наклоняются), если взмах на уровне ног, Змей-Горыныч спаса­ет хвост (дети подпрыгивают).

СЧИТАЛОЧКА

Цель. Развивать координацию движений, согласованность действий, чувство ритма, умение пользоваться жестами.

Ход игры. Дети произносят текст и одновременно выполняют движения.

Раз, два - острова Два хлопка, полукруг одной рукой,

затем другой в сторону, как бы изо­бражая два острова.

Три, четыре - Два хлопка, обеими руками

мы приплыли изобразить волнообразные движения

в направлении от себя.

Пять, шесть - Два хлопка, поочередное движение

сходим здесь правой рукой ладошкой вниз (как бы отбиваем мяч),

левой - ладошкой вверх (подбрасываем мяч).

Семь, восемь - Два хлопка, правая рука вытягивается вверх,

сколько сосен! затем на слове «сосен» вытягивается вверх левая рука

Девять, десять - Два хлопка, средним и указательным

мы в пути пальцами обеих рук выполнить движение от себя вперед, изображая «шаги».

До-счи-тал Выполнить 4 движения, по одному на

до де-ся-ти! каждый слог:

1) ладонь правой руки на голову;

2) тыльная сторона левой руки под подбородок;

3) ладонь пра­вой руки касается правой щеки;

4) ладонь левой руки касается левой щеки.

Выполнить 3 движения:

1) правая рука вытягивается вперед;

2) левая рука вытягивается вперед;

3) звон­кий хлопок в ладоши.

КАК ЖИВЕШЬ?

Цель, Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.

Ход игры.

Педагог Дети

Как живешь? - Вот так! С настроением показать

большой палец.

А плывешь? - Вот так! Любым стилем.

Как бежишь? - Вот так! Согнув руки в локтях, притоп-

нуть поочередно ногами.

- Вдаль глядишь? - Вот так! Руки «козырьком» или «бинок-

лем» к глазам.

Ждешь обед? - Вот так! Поза ожидания, подпереть щеку

Машешь вслед? - Вот так! Жест понятен.

Утром спишь? - Вот так! Ручки под щечку.

А шалишь? - Вот так! Надуть щечки и хлопнуть

по ним кулачками.

(По Н.Пикулевой)

БАБУШКА МАЛАНЬЯ

Цель . Развивать внимание, воображение, находчивость, уме­ние создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.

Ход игры. Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого - водящий; дети поют потешку и выполняют движе­ния.

У Маланьи, у старушки, (Идут по кругу и поют.)

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей! (Останавливаются и с по-

С такими глазами, мощью мимики и жестов изо-

С такими ушами, бражают то, о чем говорит-

С такими носами, ся в тексте.)

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой...

Ничего не ели, (Присаживаются на корточ-

Целый день сидели. ки и одной рукой подпирают

На него (нее) глядели, подбородок.)

Делали вот так... (Повторяют за ведущим лю-

бой жест.)

ШЕЯ ЕСТЬ, ШЕИ НЕТ

Цель. Развивать подвижность мышц плечевого пояса.

Ход игры. Дети стоят в основной стойке и в соответствии со словами педагога выполняют движения.

Шея есть - стоять прямо, показывая длинную шею.

Шеи нет - поднять плечи вверх, как бы «втянуть» шею (уродцы). Повторить несколько раз.

ЗАКРЫТЬ КНИЖКУ, РАСКРЫТЬ

Цель . Та же.

Ход игры. Закрыть книжку - плечи вперед. Раскрыть книжку - плечи отвести назад. Повторить несколько раз.

ЗАВОДНАЯ КУКЛА

Цель. Развивать подвижность шеи, расслаблять мышцы шеи, рук и корпуса.

Ход игры. Дети стоят в позе куклы: ноги на ширине плеч, руки внизу, кисти напряжены, пальцы растопырены, ладони вперед. Желательно упражнение проводить под музыку, с раз­мером 2/4, например, «Полька» А.Жилинского.

Такт 1. Наклонить голову вперед на первую четверть, на­зад - на вторую четверть.

Такт 2. Голову вперед, назад и прямо (движение на каж­дую восьмую длительность).

Такт 3. Наклонить голову назад, потом вперед.

Такт 4. Голову назад, вперед, прямо.

Такт 5. Повернуть голову вправо, затем влево.

Такт 6. Вправо, влево, прямо.

Такт 7. Повернуть голову влево, затем вправо.

Такт 8. Влево, вправо, прямо.

Такт 9. Наклонить голову к правому плечу, затем к левому.

Такт 10. К правому, к левому, прямо.

Такт 11. Наклонить голову к левому плечу, затем к правому.

Такт 12. К левому, к правому, прямо.

Такт 13. Движение как в 1-м такте.

Такт 14. Движение как во 2-м такте.

Такт 15. Движение как в 3-м такте.

Такт 16. Голову прямо на 1 -ю долю, на 2-ю долю согнуть­ся пополам, уронить голову и руки - завод кон­чился.

ТЮЛЬПАН

Цель . Развивать пластику рук.

Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке, руки внизу, ладони вниз, средние пальцы соединены.

1. Утром тюльпан Соединяя ладони, поднять руки

раскрывается к подбородку, раскрыть ладони,

локти соединить.

2. На ночь закрывается Соединяя ладони, опустить руки

3. Тюльпанное дерево Внизу соединить тыльные сторо-

ны ладоней и поднимать руки над головой.

4. Раскидывает свои Руки сверху раскинуть в стороны, ветви ладони вверх.

5. И осенью листики

опадают Повернуть ладони вниз и мягкоопускать вниз, чуть перебирая пальцами.

ОСЬМИНОГ

Цель . Развивать пластику рук, координацию движений.

Ход игры. Руки в стороны, ладони вперед, основная стойка. Мягко скрестить руки в запястьях перед грудью и плавно от­вести в стороны. Повторить четыре раза, сверху то правая, то левая рука. Мягко скрестить руки на груди, как бы стараясь обхватить себя руками, плавно развести в стороны. Повторить четыре раза, чередуя положение рук.

МЕДВЕДИ В КЛЕТКЕ

Цель . Развивать ловкость, координацию движений.

Ход игры. Встать на колени, затем сесть на пятки, ладони положить на пол и в тыльные стороны ладоней уткнуть «мок­рые носы». Медвежата сидят в клетке и пытаются из нее вы­браться к маме в лес...

1. Правой вперед, затем Не поднимая головы, вытянуть вперед

левой правую руку по полу, по­том левую руку.

2. К себе, к себе По очереди вернуть руки в исходное

положение.

3. В стороны, в стороны Вытянуть руки по полу в стороны:

сначала правую, потом левую.

4. К себе, к себе По очереди вернуть руки в исх. п.

5. Правую руку вперед, Опираясь на левую руку, поднять-

левую ногу - назад ся с пяток, потянуться правой рукой

вперед, левой прямой ногой назад (как бы пытаться «раздви­нуть» прутья клетки).

Актер театра – это профессия, целиком и полностью завязанная на практике и регулярных тренировках. Игры актерского мастерства для детей 5 лет, подростков или взрослых – обязательный атрибут обучающей программы в театральной школе. Подобно игре на музыкальном инструменте, где никакая теория не заменит мышечную память и моторику рук, сценическое искусство невозможно без целого ряда выработанных навыков, таких как:

  • наблюдательность;
  • эмоциональная память;
  • умение импровизировать;
  • живое воображение;
  • чувство партнера.

Вот почему обучение театральных студентов не предполагает скучную зубрежку и просиживание за умными книгами. Ведь, несмотря на то, что теория все же является частью курса, никому нет дела, сколько цитат из Станиславского вы знаете на память, важно лишь то, что вы можете показать на площадке.

Главное условие выработки любого навыка – необходимость. Она бывает двух видов:

  1. Жизненная. Группе пещерных людей необходимо научиться действовать сообща, чтобы загнать мамонта и не умереть с голоду. У них нет выбора, поэтому они или справляются, или погибают.
  2. Игровая. Группа студентов играет в группу пещерных людей, которым необходимо загнать мамонта. Студенты не погибнут, если не справятся с задачей, но попытки удовлетворить мнимую необходимость также будут способствовать выработке навыка взаимодействия.

Если фактор жизненной необходимости отсутствует, его не заменит ничто, кроме игровой имитации. Вот что делает игры по актерскому мастерству самым распространенным и единственно эффективным методом обучения артиста.

Для детей

У детей дошкольного и младшего школьного возраста игры – ведущий вид деятельности, через который они знакомятся с окружающим миром, приобретают ценный опыт и всесторонне развиваются. Даже самые незамысловатые игры по актерскому мастерству для детей являются развивающими и помогают ребенку вырабатывать те или иные навыки. Так, салочки и догонялки обеспечивают детям физическую активность, развитие реакции и координации, прятки – внимания и логического мышления, дочки-матери – навыков общения в социуме и т. д.

Научить дошкольника через игру можно всему на свете. Просто подбирайте для него нужные игры и направляйте игровой процесс.

Для развития сценических навыков у детей лучшим выбором станет игра по актерскому мастерству для начальной школы, требующая работы воображения. К таким играм относятся:

  • театрализованные игры – небольшие игровые постановки по готовым сюжетам, которые можно брать из популярных сказок или мультфильмов, задействуя любое число участников;
  • игры в лицах – все игры, в которых дети выступают в роли какого-либо героя или персонажа; такие игры отличаются от театрализованных полной свободой действий, их сюжет и содержание придумывает сам ребенок;
  • игры с куклами – игры, где кукла – это неодушевленный предмет, который наделяется качествами одушевленного в процессе игры; похожим образом студенты театральных училищ отрабатывают веру в предлагаемые обстоятельства, в частности, учатся отыгрывать декорации и реквизит так, будто они реальны.

Воображение – основа не только актерского искусства, но и творчества вообще. Игры на развитие воображения способствуют гибкости и вариативности мышления: умению находить нестандартные решения и мыслить креативно.

Для подростков

При переходе ребенка в подростковый возраст, всепоглощающая тяга к играм сменяется тягой к общению. Теперь общество сверстников становится главным источником опыта и новой информации для ребенка, а гармоничное развитие его личности находится в прямой зависимости от успехов в общении.

Подросток постоянно чувствует в себе огромный нераскрытый потенциал и ищет ему применение. Актерское искусство может стать для подростка тем способом самовыражения, в котором он так нуждается.

Подростку очень важно своевременно развить в себе такие качества, как:

  • здоровая самооценка и уверенность в своих силах;
  • умение находить общий язык со сверстниками;
  • умение проявлять инициативу и быть лидером;
  • умение делать самостоятельные выводы, принимать собственные решения и сопротивляться пагубному влиянию со стороны.

Лучшие игры на развитие актерского мастерства для подростков – это игры на взаимодействие с партнером и работу в команде.

Пример командной игры

  • Участники встают в круг, держась за веревку (длина веревки берется из расчета 1 м на каждого участника).
  • Ведущий предлагает команде фигуру (треугольник, ромб, квадрат и т. д.), которую нужно построить с закрытыми глазами, переговариваясь только устно.
  • Возможен вариант игры в виде соревнования между двумя командами, а также на время.

Пример игры на взаимодействие с партнером

Очень популярна игра «Сиамские близнецы», где два партнера, обхватив друг друга за талии, становятся как бы одним сросшимся телом. У них всего две руки на двоих и ходить они вынуждены, опираясь друг на друга. В таком виде подростки выполняют привычные бытовые действия, например, завтракают, одеваются или даже играют в теннис.

Для взрослых

Взрослого человека сложнее всего обучить актерскому мастерству с нуля, этим объясняется возрастное ограничение на прием студентов во многих театральных училищах (в среднем до 25–26 лет). Дело в том, что взрослые за свою многотрудную жизнь в обществе успели обзавестись уймой масок, поведенческих шаблонов, стереотипов мышления, стандартных реакций и т. д. Чтобы научить взрослого играть других, нужно сначала научить его быть самим собой, ослабляя хватку самоконтроля.

Игры для актерского мастерства взрослых – это игры на внутреннее раскрепощение и импровизацию, умение «нырять с головой» в любой омут без подготовки, не боясь ошибиться, вызвать неодобрение или показаться смешным.

Пример игры на раскрепощение и импровизацию

  • В центр площадки выходит актер, получает от ведущего обстоятельства и по хлопку начинает в них существовать. Если ведущий крикнул «Обезьяна!» и хлопнул в ладоши, актер мгновенно превращается в обезьяну и существует в этом образе до тех пор, пока ведущий не выкрикнет что-нибудь новое.
  • Важно, чтобы каждый участник группы мог побыть и действующим актером, и ведущим.
  • Чем бредовее и несуразнее выкрикиваемые обстоятельства, чем контрастнее их перемена, тем интереснее и полезнее становится упражнение.

Есть математическая, гуманитарная, а есть школа актерского мастерства для взрослых, где можно улучшить звучание своего голоса, сделать речь грамотной и красивой, избавиться от акцента, раскрепоститься, стать более приятным и веселым собеседником, научиться действовать по ситуации, да так чтобы это было выигрышно и натурально.

Думаю, мало кто знает, что наши любимые актеры, которых мы любили еще с детства, периодически забивали на свой уровень качества и снимались либо в каком-то второстепенном фильме, либо играли так плохо, что их можно закидать помидорами за такую бездарную игру. Каждый год все внимание актеров приковывается к наградам года, где отмечаются самые высокие достижения в киноиндустрии.

Также наличие своеобразной антипремии в жизни кино выглядит вполне естественным явлением. Такой антипремией служит "Золотая малина" , которая была придумана в еще 1981 году. Эта кинонаграда стала зеркальным отражением "Оскара" и его номинации, отмечая "худший фильм, "худших актеров" и т.п. За 35 лет существования данной антипремии, ее получали многие выдающиеся кинодеятели, но некоторые отметились особо!

Подборка самых худших актеров в мире:

1.

Одним из любимчиков этой премии по праву стал америнский кинокомик - Адам Сэндлер. В его активе аж 19 номинаций, в пяти из которых он победил.

Сэндлер стал завсегдатаем "Золотой малины" еще с 90 годов, когда был наминирован на "худшую мужскую роль" в фильме "Пуленепробиваемый" . С тех пор он номинировался стабильно раз в три года, а то и чаще! Всегда это были номинации либо "худший актер" , либо "худший сценарий".

Самый богатый урожай малины актер собрал в 2012 году, когда получил сразу 4 номинации за два разных фильма и заабрал 3 из них. Виной всему стал фильм "Такие разные близнецы" . Благодаря этому фильму комик стал обладателем уникального достижения: он умудрился получить "Золотую малину" сразу и за "худшую мужскую роль", и за "худшую женскую роль", а дополнением стала награда за "худший сценарий".

Вообще 2012 год стал поворотным в карьере актера. Он, конечно, и раньше не часто блистал, но за последние 5 лет подряд собрал 11 номинаций! (четыре из которых выиграл). Хотя, я думаю, самому Сэндлеру все-равно на такую славу, он как был одним из самых высокооплачиваемых американских актеров, так им и остается.

2.

Двукратный обладатель "Оскара" и "Золотого глобуса" - Бен Аффлек в свое время тоже изрядно покушал "Малинки" . Свой первый "Оскар" и "Золотой глобус" он получил аж в 1998 году за лучший сценарий к фильму "Умница Уилл Хантинг". З атем был сравнительно успешный "Армагеддон", а вот за полюбившийся многим "Перл -Харбор" актер получил свою первую номинацию на "Золотую малину" как "худший актер года" . Фильм Майкла Бэя был принят довольно прохладно и получил сразу 6 номинаций, включая "худшего режиссера", и "худший фильм", и "худшую экранную пару". В тот раз все награды обошли стороной как сам фильм, так и Бена Аффлека в частности.

Но актер видимо не сделал должных выводов, и вскором времени загремел в самый провальный проект за всю свою карьеру. Этим проектом стал фильм "Сорвиголова", который вышел в 2003 году. За это супергеройское кино актер в первые получил свою антинаграду и был признан исполнителем "худшей главной роли" . Тот год стал вообще прорывным для Аффлека. Помимо "Сорвиголовы" он еще поучавствовал в фильме "Джильи", который собрал сразу 6 ягод "Малины" . Бен Аффлек вместе с Дженнифер Лопез были признаны "худшей экранной парой" года.

Видимо по инерции он и в следующем году попал в номинацию "худшая мужская роль" за фильм Кевина Смита "Девушка из Джерси" . Но награду не получил. Затем, вроде, все улеглось и пошли неплохие фильмы, номинации на "Золотой глобус" , но темное прошлое еще разок напомнило о себе в 2010 году. Тогда он снова был номинирован на "Золотую малину" как "худший актер десятилетия" , причем, все за тот же фильм "Сорвиголова". Он проиграл своему конкуренту, о котором пойдет дальше речь. Жизнь, вроде, наладилась у Бена: пошли "Оскары" и "Золотые глобусы".

Но еще одну "Золотую малину" он все же получил. В 2015 году Бен Аффлек выиграл премию "за восстановление репутации" , так что, на данный момент можно считать его полностью реабилитировавшимся.

3.

У известного американского кинокомика Эдди Мерфи ситуация до поры до времени была похожая: престижные награды чередовались с неудачными, взлеты чередовались падениями. Получив в 80 годах 3 номинации на "Золотой глобус", в 1990 году Эдди впервые взял "Золотую малину" за "Худший сценарий " к фильму "Гарлемские ночи". Это была его первая кинонаграда за историю работы. Положение его в 90 годы поправил фильм"Чокнутый профессор" и участие в озвучке мультфильма "Шрек".

Эти работы принесли ему награду "Сатурн" и кучу номинаций в престижных премиях. А в 2002 году вышел провальный фильм "Приключения Плуто Нэша" , за который Эдди Мерфи вновь был номинирован на "Золотую малину" . Вроде бы пронесло, награду не получил. Но в 2006 и вовсе "выстрелил" в фильме "Девушки мечты" , за который получил "Золотой глобус" и номинацию на "Оскар".

Все было хорошо, пока в 2008 году Мерфи не сорвал джекпот: за фильм "Уловки Норбита" он получил 4 номинации на антипремию и выиграл в 3 из них. Причем, в одном фильме актер умудрился сыграть: "худшую мужскую роль", "худшую мужскую роль второго плана" и "худшую женскую роль второго плана".

Это действительно было полное фиаско, и затем понеслось: в 2009 году номинация на антипремию в фильме "Знакомьтесь: Дэйв" , в 2010 году снова номинация в картине "Представь себе", и до кучи актер был признан "худшим актером десятилетия". в 2010 году он вновь был номинированин за игру в фильме "Тысяча слов", и на данный момент это последняя кинопремия Мерфи.

4.

А вот Траволта либо не умеет выбирать фильмы, либо ему все-равно, где сниматься. Прославился Джон еще в конце 70 годов, благодаря двум фильмам, в которых он больше танцевал, чем играл: картина "Лихорадка субботнего вечера" и "Бриолин" принесли актеру номинации на "Оскар" и "Золотой глобус" . Затем за все 80 годы он не снялся ни в одном хорошем фильме. А картины "Идеально" и "Остаться в живых" принесли ему 2 номинации на "худшие мужские роли".

Начало 90 годов тоже у ктера не задалось: сперва Джон был номинирован на премию "Золотая малина" как "худший актер десятилетия", а затем как "худший актер второго плана" за фильм "Крик". При этом фортуна вполне благоволила актеру: он не победил ни в одной из многочисленных номинаций, а окончательно из провала его вытащил Квентин Тарантино. В 1994 году начался успешный этап в карьере Траволты. За "Криминальное чтиво" он получил номинации "Золотой глобус" и "Оскар".

Включайся в дискуссию
Читайте также
Разработчики сообщили, когда выйдет третий сезон игры по «Ходячим мертвецам
Изменения ветки советских ст
Тревор Филлипс — лучший протагонист GTA V?