Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Игры с тактической боевой системой. Лучшие тактические RPG на ПК

Тактические игры: зарядка для мозга и тренировка смекалки

Тактические игры – дальние родственники игры в шахматы, более зрелищные и
отстраненные от математики, имеющие разный уровень сложности. Именно поэтому игроки
с различным уровнем подготовки могут освоить тактические ролевые игры, постепенно
втягиваясь в игровой процесс и переходя на более сложный уровень.

Знакомство с жанром тактических игр может произойти в любом возрасте, причем нередко можно наблюдать такую картинку: тридцатипятилетний папаша с не меньшим азартом организует работу виртуальной группы спецназа, чем его восьмилетний сын ведет по лабиринту космических солдат. Если в доме один компьютер, то за него устраиваются настоящие «бои», прежде чем перейти к боям виртуальным!

Поле битвы тактической войны

Все тактические игры сходны по характеристикам героев, повышаемым на каждом
следующем уровне – они быстрее бегают, лучше целятся, их оружие становится мощнее.
Среда обитания героев также меняется по принципу усложнения и возрастания эффектности картинки, да и противники героев не плошают. В общем, чем дальше в лес – тем толще партизаны!

Сходство с варгеймами идет по признаку организации боев. Виртуальные «войнушки»
очень популярны среди любителей компьютерных игр, отдыхающих в паутине Интернета от
однообразия повседневности. Набрал патронов – и вперед! Почувствовать себя победителем монстров, космических пиратов или банды террористов хочется каждому в возрасте от 5 до 75 лет!

Карта с сеткой, гексагональной, изометрической или прямоугольной, служит полем для
размещения персонажей, по которому они перемещаются в соответствии с установленными
правилами игры. Герои ходят, совершают различные поступки. Победа в виртуальной битве всегда будет за игроком, который правильно организует действия героев, спланирует все ходы и выходы (тактические пошаговые игры).

Тактика и расчёт превыше всего

Тактические бои в данном виде игр не просто выходят на первый план, а превосходят по времени все остальные этапы вместе взятые: и закупки в магазине, и мирные действия, и исследование окружающей среды. В общем, виртуальные битвы тактических игр – это занятие для тренировки памяти, улучшения логического мышления, а не просто «побегать, пострелять»!

Для разрешения большинства квестов в ролевых тактических играх нужно пройти
взаимосвязанный ряд боев, используя различные уловки и ухищрения. Если вы любите
решать различные головоломки, просчитывая все на несколько ходов вперед, то тактические ролевые игры – то, что вам надо!

Скачать тактические игры (tactical games) по прямым ссылкам и на большой скорости – это быстро, удобно и доступно!

Всем привет! На просторах Сети много всяких хит-парадов, где рассматривают стратегии, в том числе и стратегии пошаговые. Мы же решили пойти дальше, предложив вашему вниманию сборную солянку лучших, на наш взгляд, видеоигр именно с пошаговыми боями. Представим мы её для нашего удобства и вашего интереса, в виде ТОП-20. Мы долго думали, сомневались, переставляли конкурсантов местами, удаляли и добавляли новые игры, но в итоге всё-таки привели ТОП к финальному виду. Если вам нравятся игры с пошаговыми боями, полагаем, вам будет небезынтересно ознакомиться с тем, что мы для вас подготовили. Если никто не против, мы начинаем.

20 место. Горький-17.

В эту играли только те, кому сейчас за 30. Перед вами, пусть и устаревшая визуально, но очень интересная ролевая стратегия с пошаговыми, тактическими боями, отличной озвучкой и неплохим сюжетом. Кто играл в неё в своей молодости много лет назад, сейчас запросто могут прослезиться от умиления. Ещё бы, ведь здесь были отличные монстры, отличная атмосфера, интересные герои, а самое главное – необходимость обдумывать каждый новый ход так, словно играешь в шахматы. В общем, по совокупности факторов – однозначное место в нашем хит-параде.

19 место. Wasteland 2.

У этой игры был огромный потенциал. Её ждали многие, но в итоге чуда не случилось, и вместо шедевра, мы увидели просто крепкий середнячок со штампованными локациями, однообразными боями и массой условностей типа не настоящей открытости мира. Впрочем, это не отменяет того, что игра всё-таки получилась неплохая. И любителям коллективных, пошаговых боёв, где нужно управлять сразу целым боевым отрядом, такое запросто может понравиться.

В Hard West нам предложили гремучую смесь вестерна и дьявольской мистики.

18 место. Hard West.

От этой игры лично мы не ждали ничего, но получилась она на удивление качественной. Это одна из самых необычных игр, из присутствующих здесь. Согласитесь, Дикий Запад с его ковбоями, салунами и Золотой лихорадкой, куда нагрянул сам Дьявол, вербующий сектантов, превращающий людей в демонов и творящий различные сатанинские безобразия – выглядит весьма необычно. В итоге, и без того отличные ковбойские перестрелки, качественнее которых мы видели только в XCOM, сопровождаются демонстрацией умений, имеющих мало общего с обычным макаронным вестерном. Тут тебе и пожирание трупов, и стрельба серебряными пулями, превращение в демона и прочие мистические возможности. Нам очень понравилось.

17 место. Darkest Dungeon.

На момент создания этого материала, именно данное готическое, мрачное приключение является самой популярной игрой Steam с меткой «Пошаговая игра». Эта очень сложная игра, с примесью rogue-like в геймплее, отхватила немало призов по итогам 2015-го года, несмотря на статус ранней версии. Разработчики игры предлагают вам собрать команду бойцов и отправиться в опасное приключение по мрачным подземельям. Нюанс в том, что у каждого бойца есть не только сильные, но и слабые стороны, которые сказываются на исходе боя, так что геймеру в уме придётся держать много факторов, во главе которых стоит, так называемая, Система Психозов. В общем, очень необычно и довольно интересно.

16 место. Temple of Elemental Evil.

Эту игру помнят очень немногие, но она, по нашему мнению, является одним из лучших представителей приключений в мире Dungeons & Dragons. Игра запомнилась атмосферностью, безапелляционной пошаговостью и высокой сложностью. Собирай отряд из пяти героев, и в путь – навстречу приключениям. В те времена разработчики не водили геймеров за ручку, и не подсказывали куда бежать и что нажимать на каждом шагу, и это придавало игре дополнительный колорит. В общем, вполне заслуженный, пошаговый ветеран.

15 место. The Banner Saga.

Скоро уже подоспеет вторая часть этой игры, а восхищения вокруг первой части до сих пор не утихают. Разработчики Саги предложат вам окунуться в мир скандинавских мифов со всеми их Нагльфарами, Одинами и Рагнарёками. Лично нам, очень нравится то, что игра рисованная. Это придаёт её стилю уникальности. Ну, а то, что освоиться в ней – проще простого, не отменяет того, что сами по себе бои довольно сложные, и думать нужно перед каждым новым ходом. Короче говоря, хоть и не шедевр, но очень и очень качественный представитель пошагового жанра.

14 место. Revolution Under Siege.

После кучи ролевых игр, наконец-то дело дошло и до стратегий. Эта игра, по своему уникальна, поскольку её события происходят в период гражданской войны в Российской Империи. Среди наших геймеров проект известен как Герои Гражданской: Красные против Белых 1918-1923. Игра, что и говорить, совершенно неизвестна широкой публике, но тем, кто не против прикоснуться к той смутной эпохе, эта стратегия обязательно понравится. Главное, не бросить её сразу, поскольку правила для новичка могут показаться очень запутанными.

13 место. Europa Universalis IV и Crusader Kings 2.

Это первый и последний раз, когда мы приводим две игры сразу. Честно, у нас не получилось решить, какая же из них лучше. Тут, на наш взгляд, классический вариант со спором о вкусовых качествах сливы и абрикоса. Кому-то нравится раннее Средневековье, а кому-то подавай более позднюю эпоху. Европа 4 – сложнее. Короли 2 – легче, но на этом отличия не заканчиваются. Объединяет же эти пошаговые стратегии, пожалуй, то, что перед тем, как садиться играть в одну из них, нужно реально изучать обучающие материалы, ибо правила у игр очень запутанные, что, конечно, не отменяет того факта, что в своём жанре – это лучшие образцы.

12 место. Age of Wonders 3.

И снова стратегия. Мы решили взять самую свежую, третью часть, но это не значит, что предыдущие две были хуже. Совсем наоборот – многим больше нравятся именно они. Как бы там ни было, перед вами один из самых знаменитых игровых сериалов, который если и проигрывает лидерам жанра, о которых мы скажем чуть позже, то совсем немного. Здесь есть всё, что мы любим: чистое фэнтези, обилие навыков и умений, широкие тактические возможности в боях, а также несколько уникальных рас. В такое нужно играть неделями и месяцами, а если времени нет, то лучше совсем не садиться. Однозначное место в нашем ТОП-е.


Создатели Arcanum заставят игроков выбрать между магией и технологией.

11 место. Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura.

Знаем. Знаем, что это не чистая пошаговка, но, тем не менее, возможность вести бои в пошаговом режиме здесь также имеется. Мир этой игры – один из самых необычных, ярких и запоминающихся. Здесь мы имеем хитросплетение магии и технологии, чьи представители враждуют друг с другом, и мечтают сжить со свету своих идейных врагов. Вашему же герою предстоит определиться, чью сторону он выберет, ну и, естественно, решать свои важные вопросы. Сюжет полностью не линеен, снабжён открытым миром, настоящими, глубокими диалогами и прочим олдскулом. Словом, игра, близкая к гениальности.

10 место. Divinity: Original Sin.

Это – одна из лучших игр 2014-го года, и, наверное, лучшая игра в своём жанре в том же году. Всем поклонникам фэнтези с упором на коллективные бои, когда вам в распоряжение предоставляют боевой отряд из магов и воинов – данная игра однозначно рекомендуется. И если вы по какой-то причине, являясь поклонником жанра, ещё не играли в оную, то обязательно восполните этот пробел, пока игроделы не выпустили вторую часть.

9 место. Pillars of Eternity.

Здесь, а также на двух следующих позициях, мы приведём не совсем пошаговую игру. От стопроцентной пошаговости Столпы Вечности отличает то, что бои тут ведутся в режиме реального времени, но присутствует возможность активации тактической паузы, и по факту, особенности геймплея, волей-неволей заставляют геймера постоянно жать на пробел, активируя тактическую паузу, чтобы раздать новые команды своим героям. В остальном же, игра, хоть и не шедевр, но очень добротный закос под старую школу в стиле фэнтези, с глубоким сюжетом и отличной графикой.

8 место. Icewind Dale.

Игра, аналогичная предыдущей: также реальное время, но с наличием тактической паузы. Не берёмся утверждать, какая из частей Долины Ледяного Ветра круче, но однозначно, коль у нас уже были Divinity и Pillars of Eternity, данная игра не имеет права не быть упомянутой. Твёрдый шедевр на десятилетия. Штучный материал, сделанный с душой. Безусловный хит своего жанра.

7 место. Baldur"s Gate.

Этой игрой мы завершаем наш микро-ТОП, состоящий из трёх фэнтези-RPG, которые можно отнести к жанру пошаговых боёв чисто технически. Здесь есть всё то же самое, что в Долине Ледяного Ветра, только глобальней и продуманней. Врата Балдура – более глубокая, сделанная более богато, чем конкуренты тех лет, игра, которая не зря стала хитом всех времён и народов. Единственное, чем она может не понравиться – необходимостью много читать. Поэтому, данное RPG, прямо скажем, не для всех.

6 место. Disciples 2.

Говоря об играх с пошаговыми боями, нельзя не упомянуть об этой. Последователи начиналась как бюджетная пародия одной, более широко известной всем нам игры, но в итоге её создатели смогли доказать собственную уникальность и личную, неповторимую атмосферу. На наш взгляд, третья часть не сильно задалась, первая имела слишком простой геймплей, а вот часть №2 получилась самой удачной. Отличное, атмосферное фэнтези, с неповторимой визуальной реализацией – справедливый участник нашего хит-парада.

5 место. Sid Meyers Civilization 3 и 5.

С этого места у нас уже пошли настоящие тяжеловесы. На наш взгляд, именно третья и пятые части данной пошаговой стратегии оказались самыми лучшими. Боёв как таковых здесь нет. Их результат высчитывается мгновенно, но это не отменяет того, что Цивилизация отнимала, отнимает, и будет отнимать у людей недели и месяцы жизни. Бессонные ночи и невыученные уроки – это как раз про неё. Ничего более качественного в этом жанре и стиле не создал ещё никто.


Worms Armageddon – образец неувядающей и вечно актуальной классики.

4 место. Worms Armageddon.

Да, да. А как вы думали? Конечно же, мы не простили бы себе, если б забыли о легендарных Червячках. Над этой игрой не властны годы. Просто ставим очередной HD-мод и можно опять отправляться бой. Игра простая в своей гениальности, и одновременно с этим предоставляет игрокам огромным простор действий. Изворотливость, глазомер, умение мыслить тактически и стратегически, а также производить определённые математические расчёты – вот на чём зиждется геймплей данного шедевра.

3 место. XCOM: Enemy Within.

Говоря о тактических, пошаговых стратегиях с ролевым уклоном, несправедливо было бы не вспомнить о данной игре. Мы ещё не знаем, оставит ли XCOM 2 своё место в истории, но предыдущая часть, вместе с Enemy Unknown – безоговорочный шедевр, каких мало. На его фоне, все конкуренты, в чей геймплей заложено управление боевым отрядом в режиме пошагового боя, имеют блеклый вид. Великолепно и феноменально!

2 место. Fallout 2.

Об этой игре говорено-переговорено. Равнодушных к ней нет совершенно. Её либо не понимают, либо считают одной из самых гениальных игр всех времён и народов. Сами пошаговые бои очень интересны и разнообразны, хотя и имеют ряд условностей, негативно влияющих на реализм. Но зато всё остальное во второй, да и в первой части Фоллаута, находится на недосягаемых для нынешней игровой индустрии высотах. Техногенный пост-апокалиписис, открытый мир, полная нелинейность и великолепный сюжет – факторы, совокупность которых должна была бы обеспечить игре первое место. Должна была, если бы не один, не менее гениальный конкурент. Встречаем!

1 место. Heroes of Might & Magic III.

Если бы лично мне нужно было бы взять с собой на необитаемый остров какую-то одну игру, я взял бы именно эту, предварительно накачав её несколькими сотнями фанатских карт. Многим нравится вторая часть, кому-то пятая. Некоторые даже находят интересной, на наш взгляд, провальную седьмую, но, классика остаётся классикой. В Третьих Героях прекрасно всё: звуки, музыка, карты, сюжет, геймплейная глубина, поразительная степень реиграбельности, умные соперники, наличие кооперативного режима, прекрасная, не устаревающая графика, и самое главное – великолепные пошаговые бои. В общем, однозначный победитель нашего хит-парада.

Такой вот материальчик получился у нас. Если есть, что сказать, если считаете, что мы кого-то забыли – отмечайтесь в комментариях. Это был ТОП-20 самых лучших представителей игровой индустрии с пошаговыми боями. Играйте только в хорошие игры. Всего хорошего, и до новых встреч.

В данном обзоре мы разберём ТОП 10 пошаговых стратегий с элементами тактики.

От прочих пошаговых стратегий данный тип игр отличает явный уклон в сторону тактических действий и практически отсутствие таких традиционных для обычных стратегий вещей, как строительство зданий и развитие экономики.

10. Laser Squad Nemesis

Nemesis - продолжение францшизы, вышедшее в 2002 году. Итак, перед нами классическая тактическая стратегия с пошаговой системой боя, в которой игроки отдают приказы своим отрядам. Каждый ход игрок отдаёт приказ своим войскам, при этом может просмотреть предположительный результат своих действий.

Приказы от обоих игроков отправляются на сервер и обрабатываются одновременно, а результаты боя отправляются назад к игрокам.

При этом в игре присутствует и одиночная компания, и другие режимы. Так же в игре четыре расы, в том числе раса чужих, которые полагаются на своё количество, раса инопланетян с дорогим оружием, энергетическим оружием и технологией владения разумом. В последней части графику, конечно, подтянули. Однако особых красот ждать не стоит. С сюжетом вообще особо не заморачивались.

9. Incubation: Time is Running Out

]Хит с большой буквы и одна из лучших пошаговых стратегий на ПК. Оригинальна игра вышла аж в 1997, а в России - только в 2005 с хорошим переводом и озвучкой.

По сюжету люди освоили межзвёздные перелёты и стали осваивать другие планеты Солнечной системы для постройки колоний. Основные события происходят в колонии Ностальгия. Воевать нам придётся не в-одиночку, а целым отрядом. Изначально доступно 3 бойца и 5 клеток. Бойцы так же могут взаимодействовать с объектами на карте.

У юнитов есть такие навыки, как физподготовка, навыки работы с лёгким и тяжёлым оружием, инженерные и медицинские навыки, а так же лидерские способности. Навыки бойцов автоматически развиваются при покупке оружия и снаряжения.

Кроме отличного сингла, Incubation способна увлечь и неплохой мультиплеерной игрой. Графика, звук, а так же ИИ - не подкачали. Игра является классикой и рекомендуется всем, кто хочет вспомнить былые времена.

8. Silent Storm

Игра была выпущена русской студией Nival в 2003 году. Сайлент Шторм - проект в редком сочетании тактики, стратегии и РПГ. Самое поразительное, что все элементы органично вплетены друг в друга и представляют органичную и нераздельную картину.

Во дворе 1943 год - самый разгар Второй Мировой войны. Союзники и страны России организовывают группы диверсантов для работы в тылу врага. Но в ходе их действий они выясняют, что в мире существует третья - гораздо более могущественная - сторона. Международная тайная террористическая организация Молот Тора . Под управлением игрока оказывается отряд специального назначения, включающий в себя шесть человек. Можно набрать себе команду по вкусу.

Каждой из сторон доступна обширная картотека с бойцами шести профессий - гренадер, солдат, снайпер, медик, инженер и разведчик.

Мир Silent Storm разделён на три части - глобальную карту, где нужно выбирать миссию, базу, где происходит возня с амуницией, и сами миссии, происходящие в пошаговом режиме. Более того - в игре есть элемент нелинейности. Периодически по сюжету возникают развилки, так что все миссии прощупать за одно прохождение не удастся.

Игра является горячим примером того, что наши разработчики могут, когда хотят. Несколько призов, включая лучшую стратегию 2002 года, высокие оценки прессы и немногочисленное, но очень преданное коммюнити - игра заслужила всё по праву. Любителям хороших стратегий-тактик с оригинальным сюжетом и огромным разнообразием способов прохождения - просьба не проходить мимо.

7. Panzer General

Ещё одна пошаговая стратегия, давшая старт целой серии пошаговых игр. Все действия игры происходят во времена Второй Мировой войны. Главной целью является - захватить все точки на карте, например - населённые пункты или аэродромы. Юниты в игре представлены разными классами, такими, как пехота, артиллерия, танки, САУ, ПВО, истребительная и бомбардировочная авиация и флот.

Все юниты обладают уникальными свойствами, так типы юнитов характеризуются силой удара, силой защиты, дальностью стрельбы, боезапасом, запасом топлива и так далее.

Всё это предоставляет широкий тактический простор для превращения схематичных картинок в настоящую феерию военных действий.

6. Front Mission

Эксклюзив для Play Station и действительно редкий гость для консолей. Тактическая стратегия о мире шагающих мехов - ванзоров. Им можно менять запчасти, давать разное оружие, заряжать и прочее.

Сражения ванзоров происходят на миниатюрной карте, которая условно разделена клетками. Игрок может выставить на поле четырёх персонажей своей команды, а так же им выдаётся право сделать первый ход.

В игре присутствуют две сценарные линии, которые достаточно ощутимо отличаются друг от друга, что позволяет взглянуть на одни и те же политические события с разных сторон, по-разному раскрывая личности героев. На некоторых картах нам даже предстоит выступить за разные стороны баррикад. Игра довольно старая, так что без эмулятора в неё не сыграешь.

5. Jagged Alliance

Серия тактических ролевых игр, первая часть которой вышла в далёком 1994 году. Весь сюжет крутился вокруг маленького острова Метавира, который вы по ходу игры должны были оккупировать силами наёмников. Деньги на наёмников нужно было добывать путём добычи и реализации целебных растений, произрастающих на острове.

Графика является видом сверху на графической карте. Игра захватывала множеством персонажей - каждый со своими характеристиками, которые можно развивать, широким выбором оружия и тактики при захвате секторов.

Вторая часть подняла планку ещё выше, став культовой в рядах поклонников пошаговых тактик. Она успела обрасти широким количеством модов и до сих пор играется на ура.

4. Демиурги

Единственная карточная игра, попавшая в наш ТОП пошаговых стратегий.

Весь мир Демиургов состоит из эфира. Всё окружающее нас - их эфира. Мы сами оттуда и уйдём туда. Карты Демиургов напоминают карты из «Героев» - башни, форты, шахты, лаборатории, пещеры монстров, замки противников, разбросанные ресурсы, артефакты, глобальные заклинания и так далее.

Противник так же, как и вы, может нанести удар по вашему замку, а замок - это ваш кормилец, поэтому не стоит пренебрегать его защитой. Это сердце игры. Что может быть увлекательнее противостояния двух лордов, взявших себе под командование одну из четырёх рас на одной из десятка арен.

Сражения в Демиургах имеют две фазы - атаки и защиты. При атаке игрок произносит заклинания, даёт команды вызванным созданиям и выбирает, кто именно пойдёт в атаку. Противник начинает обороняться, произнося свои заклинания и отправляя на перехват своих существ. Затем наступает его фаза атаки и защищаться должен уже игрок.

Победа может быть достигнуто огромным количеством различных способов. Что касается экономики - всего доступно 8 различных видов ресурсов - все они используются только для одной цели - дальнейшей покупки заклинаний, а так же рун, модифицирующих заклинания.

3. X-COM: UFO Defense

Серию знают, помнят и любят во всём мире. Перед нами классическая смесь пошаговой стратегии и тактической ролевой игры.

Сюжет таков - неизвестные атакуют Землю, они превосходят землян в технологиях и намного лучше организованы. Для противостояния угрозе создан проект X-COM , в котором вы призваны руководить.

Графика для своих древних времён - была просто замечательна. Яркий мир, множество подробностей, замечательные арты - всё сделано с любовью и радует глаз по сей день.

Бои в игре пошаговые, но напряжение в битве на отпускало до самого конца. На тактической карте почти всё окружение можно разрушить до основания при наличии достаточно мощного оружия - это и для современно игры очень круто, а для девяностых годов прошлого века - и вовсе нечто запредельное.

Кроме непосредственно солдатов вам предстояло управлять сетью баз команды, контролировать разработку технических новшеств на основе добытого у пришельцев добра, а так же налаживать отношения с правительствами и разбираться в статистических отчётах.

В итоге получилась отличная игра, место которой не только на музейной полке, но и в сердце геймера.

2. Worms

Те самые червяки, которых иногда относят к отдельному жанру артиллерийских тактических игр. Первая часть появилась в далёком 94-м году.

Несколько поколений серии Worms , предлагающих различные комбинации графического окружения и тактических возможностей, были портированы практически на все игровые устройства. Да и модов, расширяющих возможности игры, вышло немало.

В общем, червяки надолго стали неотъемлимой частью индустрии, что неудивительно - простой с виду геймплей превращался в форменное безумие, благодаря добротному юмору, качественной анимации персонажей и эффектной особой атмосфере. Всё это есть в Вормс .

Игра стоит того, чтобы запускать её снова и снова, получая море удовольствия от попадания или промаха.

1. XCOM: Enemy Unknown

В ремейке 2012 года навороченная система управления бойцов подверглась заметным упрощениям. Однако ни тактика, ни стратегия при этом никуда не делись, поэтому она увлекает ничуть не меньше, чем раньше. А то, что она стала более зрелищной, лояльной к игроку и интуитивно понятной - пошло всем на пользу.

В глобальной карте изменилось только одно - раньше мы могли построить несколько баз и закупить несколько десантных кораблей, а теперь и то, и другое у нас строго в единственном экземпляре. Вместо баз теперь орбитальные спутники, которые обнаруживают НЛО. Сосредоточив действие в пределах одной базы, разработчики смогли сделать её более живой, наполнили интересными персонажами, которые общаются и спорят друг с другом. Даже ввели сюжетную компанию, которая ставит перед игроком конкретные задачи и добавляет напряжение. В остальном, перед нами старая добротная тактика, заботливо перенесённая на Unreal Engine 3, чтобы новое поколение смогло прикоснуться к классике жанра.

Подробнее о последней части этой легендарной серии читайте в нашем обзоре XCOM 2

Жанр пошаговой тактики вновь становится актуальным.

Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

Жанр пошаговой тактики вновь становится актуальным. Успех ремейков некогда популярных игр и удачные компании на Kickstarter это подтверждают. Новые проекты выходят регулярно, завоёвывая признание критиков и простых пользователей. В преддверии релиза необычной I’m not a Monster мы отобрали десятку знаковых и попросту замечательных представителей жанра. Сразу предупреждаем: в топе не будет «Цивилизации» и Master of Orion . Речь пойдет об играх, которые концентрируются на боевых столкновениях небольших отрядов, — играх, побеждать в которых приходится с помощью ума, смекалки и тактики. Заинтригованы? Тогда начнем!

Десятое место — «Операция Silent Storm»

Кто бы мог подумать, что игра от российского разработчика Nival окажется настоящим хитом и законодательницей жанра. Да наверное, многие, ведь на тот момент студия уже была довольно широко известна. «Операция Silent Storm» рассказывает о спецотряде времён Второй Мировой. Дух масштабного военного конфликта ощущается каждую секунду, а игрок, подобно настоящему командиру, планирует вылазку на вражескую территорию.

Технически и геймплейно игра в 2003 году могла удивить. Правда, временами впечатление портило появление уберсолдат в экзоскелетах. Элементы фантастики пришлись по вкусу далеко не всем. Некоторые противники обладали почти читерскими способностями, а само появление невообразимой техники из будущего сбивало сложившееся представление об игре, которая уж очень подробно обрисовывала главное противостояние XX века. В остальном же Silent Storm осталась в памяти многих как проект, внёсший изрядный вклад в индустрию.

Девятое место — Xenonauts

Xenonauts — превосходный клон X-COM: UFO Defense . Настолько превосходный, что мы решили поместить в топ именно его, а не оригинальную игру. Проект оказался не калькой, но скорее развитием идей UFO Defense. Правда, похожи они были, как однояйцевые близнецы. Опять спрайтовая графика, хоть и в высоком разрешении, почти тот же интерфейс. Система быстрого реагирования засекает НЛО, и понеслась... Первый контакт, и вы тут же погружаетесь в противостояние спецподразделений с инопланетянами. В первой же стычке с пришельцами, вероятнее всего, вы свой отряд потеряете.

Игра оказалась невероятно сложной. Хардкорная тактика придётся по вкусам фанатам того самого X-COM, но точно не массовому игроку. Здесь всё решают подготовка и проработка плана, которому вам придётся следовать шаг за шагом. И если что-то вдруг пойдет не так — пиши пропало. Внеземные существа с легкостью выносят застигнутых врасплох бойцов.

Восьмое место — Laser Squad Nemesis

Серия Laser Squad не так уж известна в СНГ, но от того не становится хуже. В топ можно было поместить и самую первую игру франшизы, но мы решили остановиться на Nemesis .
В целом, это стандартный тактический пошаговый экшен, но с одной поправкой… Laser Squad Nemesis — многопользовательская игра. Выдающийся геймдизайнер Джулиан Голлоп, к слову, создавший и серию X-COM, выстроил систему, которую эксплуатировали потом годами.

На этот раз игрок может взять на себя роль как защитника человечества, так и инопланетного захватчика. Тут вам на выбор и мощные мехи, и быстрая пехота, и рой пришельцев. Рой в прямом смысле. Тактика у всех разная, и от того, кто окажется в вашем отряде, зависит геймплей. Кому-то придется подбираться к врагу поближе и устраивать засады, а кто-то сможет окопаться на почтительном расстоянии и использовать мощные космические пушки вместе с телекинезом.

К сожалению, с 2006 года Nemesis обновлений не получала, но некоторые энтузиасты до сих пор в неё играют. Немудрено, ведь геймплей даже спустя годы остается таким же увлекательным… Опять же много ли вы знаете мультиплеерных пошаговых тактических игр?

Седьмое место — Into the Breach

От создателей Faster Than Light ожидали чего-то изумительного. И не зря. На первый взгляд, Into the Breach может показаться простой, чуть ли не примитивной, но пусть внешний вид вас не пугает. Это настоящая жемчужина жанра с продуманным до мелочей геймплеем.

Игра во многом напоминает шахматы, в том числе и визуально. Ваша техника располагается на отдельных клеточках, на других поджидают вездесущие жуки. Но у них есть целый ворох фишек, которыми они точно могут удивить. Например, вы совершаете ход, и тут оказывается, что из-под земли вылезает еще один противник. Прямо под вами. Тут нужно изучать тактику всех видов и продумывать каждый ход.

Игровой процесс кардинально меняется, стоит заменить комплект мехов в отряде. Жаль только, что в плане продолжительности проект почти так же скромен, как и в плане внешнего вида. Но тут на выручку приходит реиграбельность. В Into the Breach можно возвращаться снова и снова, пробуя разные, порой неочевидные тактики. Например, нигде не говорится, что крюком с тросом можно притягивать не только врагов, но и свою же технику. И это только одна скрытая фишка из множества!

Шестое место — Vandal Hearts

Через пошаговые схватки Vandal Hearts рассказывает историю, овеянную духом средневековых войн. Пока ваш отряд сражается на поле брани, на политической арене плетутся интриги и планируются заговоры.

Игра очень уж похожа на Final Fantasy Tactics, но нужно учесть, что во многом именно Vandal Hearts послужила источником вдохновения для спин-оффа знаменитой серии. Бойцы в команде уникальны, пусть и укладываются в рамки стандартных классов. Зато нет ни одного ненужного героя. Баланс рассчитан до мелочей. И почти для каждого нового боя вам придется придумывать новую тактику.

В свое время Vandal Hearts стала ступенью на пути развития жанра, толково реализовав и разложив по полочкам накопленные идеи. Если вы решите поиграть в неё сейчас, вряд ли она вас разочарует… При условии, что вы не придирчивы к графике. В остальном же это эталонная пошаговая тактическая ролевка из девяностых.

Пятое место — Jagged Alliance 2

В своё время вторая часть серии Jagged Alliance наделала немало шуму, особенно на постсоветском пространстве. Сиквел во многом повторял формулу оригинала, но делал её глубже в каждом отдельном аспекте. Наёмники стали колоритнее, интерфейс и управление — удобнее. К игре не нужно было привыкать, всё сделано на интуитивном уровне. Но вот учиться сражаться приходилось. Наём бойцов, выбор перков и оружия — всё это требовало от игрока внимания и расчёта. Но и увлекало не меньше, чем сражения с солдатами узурпаторши королевы Дейдраны.

Да и само банановое государство Арулько тогда, в 1999 году, многих поражало глубиной проработки. Приходилось общаться с местными, тренировать народное ополчение, да и действия игрока отражались на мире. Например, вернувшись на поле боя, вы могли застать там развалины, тела поверженных врагов и кружащих над ними ворон. Jagged Alliance 2 стала по-настоящему культовой. А доказательством народной любви служат десятки модов, которые бережно передавались на дисках из рук в руки.

Жаль, что с тех пор были лишь провальные попытки воскресить великую серию. Вся надежда на THQ Nordic . Хотя… надежды не очень много.

Четвёртое место — Shadowrun: Hong Kong

Shadowrun не похожа на большинство игр в топе. Это не только пошаговая тактика, но и продвинутая ролевая игра, к тому же в уникальном сеттинге, где киберпанк переплетается с фэнтези. Здесь эльфы ходят в строгих костюмах, гномы взламывают системы безопасности, а орки вооружены не секирами, а дробовиками. Главное отличие этой Shadowrun от предыдущих частей серии заключается в том, что Гонконг на порядок масштабнее. И речь идёт не о квадратных километрах, а о возможностях, которые предоставляет игра. Здесь вам и целое поле для тактических уловок, и масса разветвлённых диалогов. Да и написана игра отменно… Почти так же, как и скроена. Разве что сценарий местами провисает.

Геймплейно игра напоминает всё ту же Jagged Alliance: вы готовите отряд, выбираете бойцов и прочее. Вот только на поле боя действовать приходится иначе. У вас ведь не отряд наемников, а головорезы из Гонконга. Каждая вторая схватка начинается неспешно. Вы ищете пути решения головоломки, смотрите, как выбраться из очередной сложной ситуации… А потом внезапно всё будто ускоряется, и клубок мгновенно распутывается. У этой игры особая динамика.

Третье место — Invisible, Inc.

Игра, которую многие критики назвали дизайнерским чудом. Да, во многом это калька с других тактических игр. Вам придется прятаться, красться и обманывать врагов, используя стандартные для жанра приемы, но… То, как мастерски канадские разработчики из Klei Entertainment завязывают стелс на пошаговую механику, поражает.

Каждый уровень — задачка на внимательность и смекалку. Вас не ведут за ручку, а предоставляют целый ворох возможностей на выбор. Вся игра — подготовка к одной последней миссии. Это и обосновано сюжетно, и отлично реализовано. По сценарию на вашу разведывательную организацию совершили нападение, и часть агентов была схвачена. В вашем распоряжении всего два оперативника. Да, по ходу игры можно освободить ещё парочку, но если доступных бойцов убьют, то всё. Начинайте игру заново.

Геймплей в Invisible, Inc. вышел свежим и динамичным, но он не главное достоинство игры. Как мы уже сказали, тут во главе угла дизайн. Разработчики мастерски использовали цвета и формы, создав свой уникальный стиль. Именно он и заставит вас переигрывать Invisible, Inc. Раз за разом. Благо детали миссий и уровни процедурно генерируются для каждого прохождения.

Второе место — Divinity: Original Sin 2

Divinity: Original Sin стала приятным сюрпризом для всех поклонников ролевок старой школы. Но сиквел не только не уступил предшественнице, но и превзошёл её по всем параметрам. Детище Larian уже занимает почётные места в списках лучших проектов последнего десятилетия, а мы даже назвали его лучшей игрой прошлого года. Отличная механика, проработанная и глубокая мифология и великолепная графика. Всё это про Divinity: Original Sin 2 .

Да-да, именно X-COM оказывается на первом месте. Но удивляться этому не стоит. Именно эта серия игр в большей степени повлияла на жанр пошаговой тактики. И в топе вы уже не раз слышали её название.

На первом месте легко могла оказаться оригинальная игра из девяностых, но Enemy Unknown заслуживает высокого звания не меньше. В конце концов, именно эта часть франшизы ответственна за возвращение жанру былой славы.

Firaxis Games не просто возродили то, что было создано двадцать лет назад. Нет, они стали настоящим примером для всех создателей ремейков, дав новую жизнь именно изначальной идее. Игра сохранила атмосферу и дух той самой X-COM, но была модернизирована и адаптирована под современных игроков.

Геймплей преобразился и стал в большей степени интуитивным. Схватки с инопланетными захватчиками затягивают и не отпускают. К тому же искать выход из патовых ситуаций отныне гораздо увлекательнее. Хардкор точечно и аккуратно смешан с доступностью.

Разновидностей инопланетян очень много, и все они уникальны. Каждый бой с ними превращается в отдельную маленькую историю, которая сошла бы за эпизод научно-фантастического сериала. А если ещё и изучить досье своих бойцов, он может превратиться в настоящую драму. С первого контакта и до завершения кампании вы можете потерять немало оперативников. И каждая потеря воспринимается как личная. Чтобы в живых осталось как можно больше соратников, придётся выучить повадки противника и способности всех своих бойцов.

Глобальная часть не менее увлекательна. Менеджмент отнимет немало времени, но подарит массу эмоций. Стоит упомянуть и дизайн Enemy Unknown, который теперь копируют все кому не лень.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Разработчики сообщили, когда выйдет третий сезон игры по «Ходячим мертвецам
Изменения ветки советских ст
Тревор Филлипс — лучший протагонист GTA V?