Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Дидактические игры с бытовыми предметами. Игры с предметами - заместителями для младшего возраста

Игры с мячами

Цели : учить детей удерживать в руках круглые предметы разного объема; осуществлять броски разной дальности и точности; учить пользоваться предметами, специально созданными для овладения орудийными действиями.

Оборудование и материалы : маленький и большой мячи; клюшка или молоток для закатывания, толкания мячей.

Примечание. Детям 1 — 2 лет интересно скатывать мяч с наклонной плоскости или бросать его в произвольном направлении. Детям постарше можно предложить более сложные задания, побуждая закатывать мяч в ворота или ямку, забрасывать его в корзинку, передавать другому ребенку.

«Мячик, катись!»

Описание игры . Взять мяч и обратиться к ребенку: «Что-то наш мяч лежит один, заскучал, грустит. Давай поиграем с ним!» Сесть на коврик напротив ребенка и толкать к нему мяч со словами: «Лови мячик!» После того как малыш поймает мяч, попросить его толкнуть мяч обратно. Действия желательно сопровождать шутливыми комментариями, например: «Какой веселый мячик, как ему нравится кататься».

Примечание . При повторной игре можно использовать мячи других размера и фактуры.

«Летающий мячик»

Описание игры . Предложить малышу ловить мяч на лету в положении стоя.

Показать, как надо держать руки, чтобы подбросить мяч. Подбросить его со словами: «Лети, мячик!» Если ребенку не удается выполнить действие, можно прокомментировать: «Сегодня мячик не хочет летать». Ни в коем случае не следует ругать ребенка, негативная оценка может вызвать отказ от игры.

Примечание. Мяч должен быть легкий и такого размера, чтобы ребенок мог обхватить его двумя руками.

«Шарик, лети!»

Описание игры . Показать, как можно поддерживать воздушный шарик на лету, подкидывая его поролоновой ракеткой или с помощью пластиковых палочек с мягкими наконечниками.

«Мячик, поскачи!»

Описание игры . Рассказать ребенку, что мячик умеет не только кататься и летать, но и прыгать. Показать, как нужно ударять мяч об пол или стенку и ловить его двумя руками. Игру можно сопровождать стихотворением С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч...»

«Закати мяч в ворота»

Описание игры . Сделать ворота из любых подручных средств и предложить: «Давай попробуем закатить мяч в ворота». Ребенок, сидя или стоя, пытается сделать это сначала с близкого расстояния. Закатывать мяч можно ногой или другим предметом. По мере освоения действий расстояние между ребенком и воротами можно увеличивать.

Примечание . Подобрать мяч, который легко и быстро катится по полу.

«Перебрось мяч через сетку»

Описание игры . Натянуть сетку или веревочку и перебрасывать мяч друг другу. Легкий мяч можно отбивать ракеткой. Более сложный вариант: мяч ловят большим сачком.

Игры с каталками и тележками

Цели: учить захватывать ручки тележек, веревочку, к которой привязана машина; учить управлять движением предмета, меняя его скорость и направление.

Оборудование и материалы игрушки на колесиках, которые можно толкать перед собой или везти за собой, скатывать по наклонной плоскости; пластиковая бутылка, мелкие предметы (бусины, горошины, катушки, колечки и т.п.).

«Змейка»

Описание игры . Поместить в пустую пластиковую бутылку горошины, бусины или другие мелкие предметы. Привязать к бутылке веревочку, на которую можно нанизать катушки, колечки и т. п. На конце веревки сделать петельку и предложить ребенку повозить «змейку» за собой.

«Каталки»

Описание игры. Показать, как катать тележку. Самому маленькому ребенку достаточно катать игрушку без всякой цели — ему будет интересно само действие. Ребенку постарше можно предложить отвезти игрушку в «домик».

«Едем с горки»

Описание игры . Толкать перед собой игрушку ребенку труднее, чем возить ее за собой. Для того чтобы помочь овладеть этим действием, предложить ребенку толкать тележку с невысокой горки.

«Почему машинка не катится?»

Описание игры. Соорудить на столе горку и поставить на нее препятствие (кубик, дощечку). Скатывать с горки машинку, которая будет останавливаться, достигнув препятствия. Нужно помочь ребенку понять, почему машинка не едет дальше, затем убрать препятствие или предложить ребенку объехать его.

Игры с сачками, удочками, черпачками

Цель: учить захватывать игрушки с помощью различных предметов.

Оборудование и материалы: емкости разного размера (аквариум, надувной бассейн, пластмассовые тазики, баночки с широкими горлышками, корзинки, ведерки); орудия, разные по размеру и свойствам, с помощью которых дети будут извлекать предметы (ложки, черпачки, ковшики, сачки); большие и маленькие, тонущие и плавающие предметы.

«Сачки и черпачки»

Описание игры . Погрузить в емкость с водой плавающие и тонущие предметы и предложить ребенку достать игрушки из воды с помощью разных орудий.

«Поймай рыбку»

Описание игры . В прозрачную банку, наполненную водой, опустить пластмассовых рыбок. Дать ребенку удочку с магнитом на конце (если рыбки с металлическими вкладками) и предложить поймать рыбок удочкой, показав, как это делается.

«Щипцы и пинцеты»

Описание игры. Предложить ребенку с помощью щипцов из столовых наборов или щипцов для белья вылавливать из «сухой» емкости мягкие игрушки, предметы, изготовленные из ткани.

Игры с молоточками, колышками, палочками

Цели: учить пользоваться молоточком, проталкивать предметы в трубки разного диаметра.

Оборудование и материалы: набор, в который входят брусок с отверстиями разного диаметра, колышки соответствующих размеров и молоточек. Если такого набора нет, его можно составить самостоятельно, подобрав деревянные или пластмассовые молоточки и колышки из других дидактических игр или строительного конструктора (кегли, счетные палочки, пластмассовые стержни и пр.); пластилин, глина, тесто.

«Молоток и колышки»

Описание игры. Показать ребенку, как подбирать колышки разного размера в соответствии с диаметром бруска. Если диаметр отверстия бруска совпадает с размером колышка, колышек легко входит в отверстие бруска с помощью молоточка.

Показать ребенку, как пользоваться молоточком, забивая колышки в материалы разной плотности (песок, мягкая глина, снег).

«Блинчики»

Описание игры. Предложить «испечь блинчики» для куклы. Можно использовать пластилин, глину или тесто. Вместе с ребенком взрослый скатывает из пластилина шарики, а затем расплющивает их молоточком — получаются блинчики.

Игры с лопатками и совочками

Цели: учить с помощью различных приспособлений насыпать, высыпать, копать, перемешивать сыпучие материалы.

Оборудование и материалы: совки, ведерки, формочки, ложки, миски, кружки; сыпучие материалы (песок, крупа, промытая речная галька).

«Насыпаем — высыпаем»

Описание игры. Предложить ребенку насыпать совочком песок в ведерко, пересыпать его из ведерка в формочки, ложкой или ковшиком перекладывать крупу из миски в кружечку.

Помогать ребенку удерживать в руке совочек, следить за тем, чтобы песок не попадал ребенку в глаза или рот.

«Делаем ямки»

Описание игры . Показать ребенку, как можно выкапывать в песке ямки, прокапывать дорожки. Затем предложить поиграть самостоятельно.

«Куличики»

Описание игры . Предложить ребенку сделать из влажного песка куличики с помощью формочек, ведерок, баночек.

Игры с конструкторами

Цель : учить свободно манипулировать деталями конструктора, самостоятельно открывая способы их крепления, создавая разнообразные фигурки и постройки.

Оборудование и материалы: деревянные или пластмассовые кубики, различные конструкторы.

«Поезд»

Описание игры . Предварительно рассмотреть картинки с изображением поезда, прочитать стихи о нем. Предложить ребенку построить поезд из деревянных или пластмассовых кубиков. Помочь поставить кубики друг за другом, «рассадить» по вагонам пассажиров и «отвезти» их в гости.

«Стенка»

Описание игры. Соединяя друг с другом детали, вместе с ребенком построить большую разноцветную стену. Затем ее можно использовать для игры в прятки с маленькими игрушками.

«Домики»

Описание игры . Предложить ребенку построить домик. Показать, как это сделать, используя разные конструкторы. В домик можно поместить мебель, пупсиков, животных.

Игры с кнопками, застежками, замочками

Цель: развитие координации движений глаз и рук с помощью манипулирования разнообразными кнопками, выключателями, креплениями, застежками, шнурками.

«Выключаем — включаем»

Оборудование и материалы: на листе фанеры закрепить предметы: выключатели разной конструкции, телефонный вращающийся диск, клавиатуру с кнопками, панели от радиоприемников, будильников, велосипедные звонки, разнообразные защелки.

Описание игры . Помочь ребенку освоить действия с этими предметами.

«Застегиваем — расстегиваем»

Оборудование и материалы на стенде, обтянутом плотной тканью, прикрепить разноцветные пуговицы и петли разного размера, полоски со шнуровкой, крупные молнии, кнопки, крючки.

Описание игры . Показать, какие действия можно выполнить с этими предметами, затем предложить ребенку самостоятельно произвести их.

«Открываем — закрываем»

Оборудование и материалы : наборы бытовых предметов с разными видами застежек (кошельки, сумочки, шкатулки, футляры).

Описание игры. Положить в емкости маленькие игрушки, застегнуть (закрыть) их, предложить ребенку открывать их и доставать оттуда игрушки.

«Отвинчиваем — завинчиваем»

Оборудование и материалы: пластиковые бутылки, банки, тюбики, пузырьки разных форм и размеров с разнообразными крышками.

Описание игры . Предложить ребенку открыть баночку и посмотреть, что в ней лежит. Чтобы его заинтересовать, внутрь баночки можно положить несколько маленьких предметов.

Игры с лентами, нитками, веревочками

Цели: развитие мелкой моторики с помощью использования различной шнуровки.

Примечание . Маленькие дети могут продевать шнурок в любые отверстия, дети постарше — вышивать узоры, продевая шнурок в нужные отверстия.

«Распусти носочек, смотай клубочек»

Оборудование и материалы : несколько небольших вязаных изделий (носочки, шарфики).

Описание игры . Попросить ребенка помочь распустить носочек и смотать нитки в клубок или намотать их на катушку. Когда ребенок справится с заданием, можно попросить сложить клубки и катушки в коробки для рукоделия в подходящие по размеру отделения.

«Заплети косичку»

Оборудование и материалы : толстые и тонкие веревки, узкие и широкие шнуры, жгуты, куски гибкой проволоки, ремешки, ленты, прикрепленные к стенду, стене или столу так, чтобы верхние концы были закреплены вместе или на близком расстоянии друг от друга, а нижние оставались свободными.

Описание игры. Вместе с ребенком рассмотреть косички у кукол, показать, как можно сплести такие же косички. Затем предложить попробовать самостоятельно сплести косички, используя материалы на стенде.

«Полечи куклу»

Оборудование и материалы : медицинские бинты (эластичные и марлевые).

Описание игры . Сказать ребенку, что у куклы заболела ножка. Показать, как ее надо забинтовать. Младшим детям легче действовать короткими эластичными бинтами, детям постарше можно предложить более длинные марлевые.

«Нанизываем бусы»

Оборудование и материалы : гибкая проволока, бусины или другие предметы с большими отверстиями.

Описание игры . Предложить сделать бусы для медведя, тигра, бегемота. Младшим детям предлагать действовать с крупными деталями, детям постарше — с более мелкими.

«Выложи дорожки»

Оборудование и материалы : веревки, нитки, шнурки.

Описание игры . Предложить ребенку на столе или на полу выложить дорожки из веревки, нитки или шнурка. Сначала сделать прямую дорожку, затем извилистую. Предложить ребенку по дорожкам поводить куклу.

Составь фотографию

Дидактическая задача: Формировать у детей понятие государственные праздники. Развивать наблюдательность, логическое мышление, согласованность действий. Упражнять детей в ориентировке на плоскости.

Игровые правила: Соблюдать очередность. Подбирать магнитные фигурки только те, которые указывают на празднование Нового года.

Игровое действие : Диалог воспитателя с детьми. Поиск необходимых магнитных фигурок.

Дидактический материал : магнитная доска, кукла Незнайка. Магнитные фигурки: дед-мороз, елка, елочные игрушки, празднично одетые дети, снегурочка и т.д.

Ход игры

Дети поочередно со стола выбирают необходимые магнитные фигурки и выставляют на магнитной доске (елку, деда-мороза, снегурочку, детей, празднично одетых в карнавальные костюмы и т.д.)

Воспитатель сообщает детям, что скоро праздник Новый год, но Незнайка не знает, что это такое. И предлагает детям составить фотографию празднования детьми этого праздника.

Мы фотографы

Дидактическая задача : Формировать понятие профессии фотограф. Развивать зрительную память, мелкую моторику. Воспитывать наблюдательность, трудолюбие.

Игровые правила : Действовать по сигналу воспитателя. Не отвлекать во время работы сверстников.

Игровое действие: Рисование собственного изображения в зеркале.

Дидактический материал : большое настенное зеркало в музыкальном зале (можно использовать зеркала среднего размера на каждого ребенка). Маркеры или фломастеры. Фишки.

Ход игры

Дети должны обвести маркером или фломастером свое изображение в зеркале. Кто первый справиться с заданием, получает фишку.

Воспитатель предлагает детям подойти к большому зеркалу и ответить на вопрос: «Кого мы видим в зеркале?»

Затем педагог предлагает стать фотографами.

Как наши деды этот мир отстояли?

Дидактическая задача : Закрепить знания детей о профессиях пограничник, военный летчик, танкист и т.д. Закрепить обобщающие понятия: водный, воздушный, наземный военный транспорт.

Игровые правила: Выбрать профессию и соответствующий вид транспорта.

Игровое действие : Выбрать карточку с изображением военной профессии или фотографию. Затем подобрать соответствующий военный транспорт и встать на границе в установленном месте.

Дидактический материал: виды транспорта: воздушный, сухопутный или водный (самолет, вертолет, танк, бронетранспортер, пушка, корабль и т.д. - игрушки) по количеству детей.

Ход игры

Дети поочередно выбирают на столе карточку с изображением военной профессии: военный летчик, танкист, артиллерист, моряк. Подбирают себе соответствующий вид транспорта: воздушный, сухопутный или водный, самолет, вертолет, танк, бронетранспортер, пушка, корабль и т.д. Далее занимают место на границе нашей Родины.

Узнай и назови!

Дидактическая задача : Узнавать на фотографиях своих родных. Закреплять знание детьми имени и отчества своих родителей.

Игровые правила: Начинать говорить только по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность, уметь терпеливо ждать.

Игровое действие : Диалог воспитателя с детьми. Поиск фотографий своих родных.

Дидактический материал : фотографии членов семьи каждого ребенка.

Ход игры

Дети рассматривают фотографии и называют имя и отчество своих родных. Воспитатель, если ребенок затрудняется, задает на- " водящие вопросы:

— Кто изображен на этой фотографии?

— Это моя мама. Ее зовут.... (если ребенок называет только имя, воспитатель подсказывает и предлагает назвать полностью имя и отчество.)

А рядом с мамой кто? И т.д.

Кем я буду?

Дидактическая задача : Формировать понятие профессий фотограф, повар, швея, летчик, шофер и т.д. Развивать зрительную память, мелкую моторику. Воспитывать наблюдательность, трудолюбие.

Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Не отвлекать во время работы сверстников. Выбирать только те атрибуты, которые соответствуют данной профессии. Начинать свой рассказ со слов: «Когда я вырасту, я буду...»

Игровое действие: Выбор атрибутов, название профессии и пояснение.

Дидактический материал : атрибуты к теме профессия: ножницы и расческа; руль и кепка; ножницы, ткань; кастрюля и колпак; халат и медицинский чемоданчик и т.д.

Ход игры

Дети должны подобрать необходимые атрибуты к выбранной профессии. Назвать профессию и рассказать, чем занимается человек этой профессии.

Когда я вырасту, я буду шофером. Шофер возит грузы на машине, перевозит людей.

Когда я вырасту, я буду парикмахером. Парикмахер делает 1 прически взрослым и детям.

— Когда я вырасту, я буду поваром. Повар готовит вкусные обеды и печет пирожки. И т.д.

Помоги лесным друзьям подготовиться к зиме

Дидактическая задача : Закреплять знания детей о временах года — зиме. Устанавливать простейшие взаимосвязи времен года и поведения диких животных.

Игровые правила : Действовать только по сигналу воспитателя. Подбирать только те предметы, которые необходимы по сюжету. Соблюдать очередность.

Игровое действие: Поиск нужных предметов.

Дидактический материал: макет деревьев, елочек, шишки, орешки. Игрушки мягкие: медведь, заяц, белочка, ежик. Белое покрывало, белая шубка для зайчика и т.д.

Ход игры

Дети по ходу рассказа воспитателя выполняют действия с предметами.

Воспитатель сообщает детям, что наступила зима и надо лесным друзьям помочь подготовиться к этому времени года.

Дети укладывают игрушечного медведя в берлогу и накрывают белым покрывалом. Зайчику надевают белую шубку. Белочке помогают собрать под деревом шишки и уложить их в дупло дерева. И т.д.

Вода - наша помощница!

Дидактическая задача : Закреплять знания детей о явлениях неживой природы - воде и ее свойствах.

Игровые правила : Действовать только по сигналу воспитателя. Подбирать только те предметы, которые необходимы для рассказа и описания. Соблюдать очередность.

Игровое действие : Поиск нужных предметов.

Дидактический материал : тазик с грязным бельем; мыло и зубyая щетка; аптечка с лекарствами; домашние животные; сюжетная карточка с изображением реки и т.д.

Ход игры

Дети выбирают на столе понравившиеся предметы и дают свои пояснения.

Вода нужна жителям Цветочного города, чтобы стирать свои вещи.

Вода нужна малышам и малышкам, чтобы купаться и плавать в реке.

Вода нужна жителям Цветочного города, чтобы выращивать овощи и фрукты.

Вода нужна малышам и малышкам, чтобы поить домашних животных.

Вода нужна художнику Тюбику, чтобы рисовать красками.

Вода нужна доктору Пилюлькину, чтобы делать лекарства и лечить больных.

Вода нужна повару Пончику, чтобы готовить обеды, завтраки и ужины.

Вода нужна Шпунтику и Винтику, чтобы умываться после работы.

Вода нужна всем малышам и малышкам, чтобы ее пить, когда жарко. И т.д.

Помоги Незнайке!

Дидактическая задача : Закрепить у детей знание времен года, примет осени, весны, зимы. Воспитывать внимание, любознательность, терпение. Проводить элементарный сравнительный анализ, выявлять сходство и отличие.

Игровые правила : Действовать только по сигналу воспитателя. Отвечать только после того, как воспитатель задаст вопрос. Соблюдать очередность.

Игровое действие : Дети, рассматривая сюжет выставленной картины времени года, подбирают соответствующую одежду. Диалог воспитателя с детьми.

Дидактический материал: магнитная доска. Магнитные фигурки Для сюжетных картин времени года. Модель часы «Времена года». Предметы одежды по сезонам. Кукла Незнайка.

Ход игры

Воспитатель устанавливает на часах «Времена года» - осень. На магнитной доске выставляет картинку: идет дождь, дует сильный ветер. Дети должны найти те предметы одежды, которые будут соответствовать погоде и объяснить:

— Наступила осень. Подул сильный ветер, пошел дождь. Все люди надели резиновые сапоги, плащи и куртки. Взяли в руки зонтик, и пошли в детский сад или на работу.

— Можно гулять в такую погоду? (ответы детей обсуждаются)

Что может случиться, если кто-то будет гулять? (ответы детей обсуждаются).

Воспитатель устанавливает на часах «Времена года» — зиму. На магнитной доске выставляет картинку: падает снег, на земле лежат большие сугробы снега. Дети должны найти те предметы одежды, которые будут соответствовать погоде и объяснить:

Наступила зима, падает снег. На улице большие сугробы. Люди надевают шубы, теплые сапоги, шапки, шарфы и варежки.

В какую погоду зимой можно гулять? (ответы детей обсуждаются)

— В какие игры играют дети зимой? (ответы детей обсуждаются: дети берут санки, лыжи, коньки и идут кататься.)

Незнайка просит детей помочь ему подобрать правильно одежду, в которой он мог бы гулять зимой.

Воспитатель вместе с детьми обсуждает, как помочь Незнайке.

Детки, с какой ветки?

Дидактическая задача: Дифференцировать отличительные свойства семян деревьев: дуба, ели, рябины, березы и т.д.

Игровые правила:

Игровое действие : Найти карточку с изображением дерева, соответствующего определенным семенам.

Дидактический материал : карточки с изображением деревьев: ель, рябина, дуб, березы. Сундучок с семенами деревьев: дуба, ели, рябины, березы.

Ход игры

Дети поочередно из сундучка достают семена и выбирают карточку с изображением соответствующего дерева.

Как зовут птенца?

Дидактическая задача : Упражнять дошкольников в узнавании и назывании птенцов птиц: вороненок, воробушек, скворчонок, синичка.

Игровые правила : Поочередно отвечать на вопрос воспитателя. Не перебивать товарища.

Игровое действие : Рассматривают фигурку птицы и его птенца и отвечают на вопрос воспитателя.

Дидактический материал: фигурки птиц и их птенцов: ворона - вороненок; скворец — скворчонок; синица - синичка; воробей — воробушек.

Ход игры

Воспитатель показывает фигурку птицы и его птенца. Ребенок должен назвать взрослую птицу и его птенца.

Это воробей, а у воробья птенец — воробышек.

— Это Борона, а у вороны птенец - вороненок.

Это скворец, а у скворца птенец - скворчонок.

Это синица, а у синицы птенец - синичка.

Отгадай, назови и положи правильно

Дидактическая задача : Классификация овощей и фруктов по их основным признакам и свойствам.

Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность ответов.

Игровое действие : Выбрать предмет, назвать его и положить на соответствующую тарелку.

Дидактический материал: корзина с овощами: помидор, огурец, капуста, свекла, картофель. Корзина с фруктами: виноград, яблоко, лимон, груша, банан, апельсин.

Ход игры

Дети поочередно достают, называют и кладут предмет на соответствующую тарелку:

Это яблоко. Мы его положим на тарелку для фруктов.

Это морковь. Мы положим ее на тарелку для овощей.

Это капуста. Мы положим ее на тарелку для овощей. И т.д.

Отгадай и назови

Дидактическая задача : Классификация овощей и фруктов по их основным признакам и свойствам. Упражнять дошкольников в четком произношении фруктов: яблоко, груша, банан, слива, вишня и т.д.

Игровые правила: Поочередно брать из корзинки предмет, узнавать его и называть.

Игровое действие: Выбирают предметы для отгадывания.

Дидактический материал: корзина с настоящими фруктами и несколько овощей для сравнения обобщающих слов: овощи, фрукты.

Ход игры

Дети сидят на стульчиках. Кукла Осень поочередно подносит к ним корзинку. Дети достают из корзинки предметы и называют их. После того, как все фрукты будут в руках у детей, воспитатель предлагает положить их на большое блюдо и задает вопрос:

Как можно назвать все эти предметы одним словом? (фрукты)

Какие вы еще фрукты знаете, назовите. (ответы детей)

Отгадай и нарисуй

Дидактическая задача : Развивать мелкую моторику и произвольное мышление.

Игровые правила : Ответ на вопрос воспитателя изобразить рисунком на песке.

Игровое действие: Воспитатель читает стихотворный текст, а дети рисуют ответы палочками на песке.

Дидактический материал: палочки по количеству детей.

Ход игры

Воспитатель загадывает детям загадки. Ответ дети должны нарисовать с помощью палочек на песке.

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок - и нет цветка... (одуванчик)

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет,

Стоит в белой одежке,

На веточках сережки... (береза)

Где чей домик?

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о том, где живут животные и люди.

Игровые правила : Брать одну фигурку со стола и помещать в соответствующий домик, пояснять свои действия словами. Соблюдать очередность.

Игровое действие : Поиск нужного домика для фигурки.

Дидактический материал : магнитная доска. Магнитные фигурки животных, кукол, домики, деревья, кустики и т.д.

Ход игры

Дети поочередно берут со стола фигурки одного из гостей и помещают в соответствующий домик на магнитной доске.

Манечка и Ванечка живут в домике.

— Утка живет у бабушки в сарайчике.

Цыплята живут у бабушки в сарайчике.

Зайка живет в лесу под кустиком.

Ежик живет в лесу в норке.

Где живет сорока? (в лесу на дереве)

Кто где живет?

Дидактическая задача : Закреплять знания детей о том, где живут домашние животные.

Игровые правила : Отвечать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность и партнерские отношения.

Игровое действие : Поиск нужного домика для домашнего животного.

Дидактический материал : мягкие игрушки — домашние животные: лошадь, корова, коза, собака, куры, поросята и т.д. Строения: курятник, сарай, конюшня, коровник.

Ход игры

Воспитатель показывает на строения и задает детям вопрос:

Кто из вас догадался, что такое коровник? (место, где живут коровы)

Где могут жить кони? (в конюшне)

Где будут жить куры и петухи? (в курятнике)

Чем отличаются постройки для коровы, лошади, кур? (величиной)

Кто построил коровник, конюшню, сарай? (человек, люди и т.д.)

Почему люди строят коровники, конюшни и сараи рядом со своим домом? (ответы детей обсуждаются)

Чьи семена?

Дидактическая задача : Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать произвольную память, сосредоточенность, наблюдательность.

Игровые правила: Выкладывать семена на соответствующие карточки с изображением фруктов и овощей.

Игровое действие : Дети берут понравившиеся семена, называют их и кладут на карточку соответствующего фрукта или овоща.

Дидактический материал : тарелочки с семенами: тыквы, гороха, семечек, помидора, сливы, вишни, арбуза и т.д.

Ход игры

Детям раздают тарелочки с семенами. Они должны разложить семена на карточки с соответствующим овощем: кабачок, арбуз, горох, помидор, огурец и т.д.

Угадай по вкусу

Дидактическая задача : Упражнять детей в дифференциации овощей и фруктов по вкусовым качествам. Активизировать словарь: сладкий, соленый, горький и т.д. Развивать память, сосредоточенность.

Игровые правила: Узнавать фрукты и овощи с закрытыми глазами. Не подглядывать.

Игровое действие : Отгадывание с закрытыми глазами. Тому, кто ошибется, дают другой фрукт или овощ.

Дидактический материал: кусочки фруктов: яблоко, груша, апельсин. Кусочки овощей: огурец, капуста.

Ход игры

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель поочередно подходит к ребенку и предлагает закрыть глаза и дает кусочек фрукта: яблоко, грушу, апельсин. Просит на вкус определить фрукт и назвать его.

Воспитатель может неожиданно дать кусочек овоща: огурец, капусту или др., чтобы дети были достаточно внимательны.

Выложи фигуры лесных зверей

Дидактическая задача : Закрепить знание частей тела животных: голова, туловище, лапы, уши, хвост. Систематизировать знания детей о геометрических фигурах. Классификация геометрических фигур по цвету, форме, величине.

Игровые правила : Подбирать только те геометрические фигуры, которые передадут характерные признаки соответствующего животного.

Игровое действие: Поиск нужных геометрических фигур.

Дидактический материал : наборы геометрических фигур блоков Дьенеша по количеству детей. Картина, на которой изображены дикие животные: лиса, волк, заяц, медведь.

Ход игры

Дети сидят за столами. Перед ними лежат геометрические фигуры блоков Дьенеша. Воспитатель предлагает выложить по желанию силуэты лесных животных, которые изображены на картине. При помощи геометрических фигур дети выкладывают силуэт медведя, лисы, зайца и волка.

Как надо заботиться о своем младшем друге?

Дидактическая задача : Формировать у детей нравственные понятия заботы о братьях наших меньших: ухаживать, кормить, гулять, играть и т.д.

Игровые правила : Действовать по сигналу воспитателя. Не мешать товарищу.

Игровое действие : Дети выбирают соответствующие карточки, выкладывают перед собой. По сигналу воспитателя отвечают на вопрос, давая пояснения.

Дидактический материал: сюжетные карточки: дети кормят животных, дети гуляют с животными, дети чистят клетку, дети играют с животными, ребенок замахивается палкой на собачку, валяется пустая грязная тарелка, под дождем на улице котенок и т.д.

Ход игры

Дети должны отобрать нужные карточки и выложить их перед собой. Поочередно они берут определенную карточку и называют действие. Воспитатель дает комментарии:

1. Хомячка надо накормить.

Действительно, люди должны кушать, и все животные. Если дать хомячку еду, он поймет, что мы... какие? (добрые, заботливые.)

Кто знает, что любит хомячок? (ответы детей обсуждаются)

— Как вы думаете, где может хомячок спрятать свои запасы? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что хомячок сначала оставшиеся зерна держит в щечках. А затем складывает свои запасы в кладовочке, домике)

— Вот мы нашего друга накормили, что мы будем дальше делать?

2. Надо убрать в клетке

~ Зачем надо убирать в клетке у хомячка? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что хомячок должен жить в чистоте. Иначе он может заболеть, стать невеселым, грустным и т.д.)

Как вы думаете, где должен быть хомячок, когда мы будем убирать в клетке? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что надо хомячка сначала вывести из клетки)

Как можно вывести хомячка из клетки? (ответы детей обсуждаются)

Воспитатель показывает детям, как надо осторожно и правильно взять хомячка, чтобы он не обиделся. Чтобы ему было свободно и хорошо. Свои действия воспитатель сопровождает словами:

Хамка, Хамка, хомячок!

Ты для нас всегда дружок!

Не бойся, мы тебя не обидим! Мы тебя возьмем ласково, вот так! Двумя руками, очень осторожно, за грудку. За головку и лапы мы тебя тащить не будем. Мы знаем, что тебе так будет больно.

Посмотрите, ребята, да он даже улыбается. Смотрит на нас своими красивыми глазками и как будто говорит: «Да я и не боюсь вас вовсе!»

Кто хочет подержать нашего Хомку? (воспитатель осторожно передает Хомку ребенку и сопровождает все словами заботы о животном)

Теперь Хомка чистый, красивый. Как еще нам можно проявить заботу о Хомке, нашем друге?

3. Надо с Хомкой погулять.

Как можно организовать прогулку с Хомкой? (можно пойти на прогулку и взять осторожно Хомку на руки. Можно пойти на прогулку с Хомкой в клетке. И т.д.)

Все варианты обсуждаются, и выбирается наиболее приемлемый.

Что мы должны сделать, прежде чем пойти с Хомкой гулять? (ответы обсуждаются и подводятся к тому, что надо знать погоду на улице)

На столе вы отложили еще одну карточку, где дети играют с животными?

4. Можно ли играть с Хомкой?

Воспитатель объясняет детям, что играть с Хомкой нежелательно.

Хомка веселый и радостный, когда он в клетке. Если его вывести из клетки, то он будет дрожать, бояться, может даже убежать. Лучше всего наблюдать за Хомкой издали. Тогда можно будет увидеть очень интересные истории. И мы с вами их обязательно увидим.

Опиши картину

Дидактическая задача : Закрепить знание детей о приспособлении животных к зимним условиям.

Игровые правила: Отвечать только по сигналу воспитателя. Уметь выслушивать суждения своих сверстников.

Игровое действие : Диалог воспитателя и детей при рассматривании картины.

Дидактический материал: картина на магнитной доске, где изображено приспособление животных к зимним условиям.

Ход игры

Воспитатель задает детям вопросы, а дети находят ответ, рассматривая картину на магнитной доске.

Почему птицы так шумят? (птицы собираются в стаи и улетают в жаркие страны).

Почему птицы решили улететь в жаркие страны? (наступает зима. Деревья стоят без листьев. Насекомые спрятались далеко под кору. Птицам нечего кушать)

Где наш любимый зайчишка, почему его не видно? (он поменял серую шубку на белую и спрятался за березой. Поэтому его не видно)

Почему зайка спрятался за березой? (потому что у березы ствол белый, как шубка у зайца зимой)

Зачем надо было зайке поменять свою шубку? (когда выпадет снег, ему будет легче спрятаться от врагов)

Посмотрите, куда так спешит вот этот ежик, и что он несет на своей спинке? (у ежика на спинке грибочек и яблочко. Несет все это ежик в свою норку)

Зачем ежик несет эти продукты в свою норку? (ежик на зиму делает запасы)

Найдите на картине того, кто еще на зиму делает запасы? (белочка)

Что белочка запасает на зиму? (грибы, ягоды и шишки)

Сравни и расскажи, чем отличаются?

Дидактическая задача : Закрепить знание детей об отличительных особенностях птиц и животных.

Игровые правила : Отвечать только по сигналу воспитателя.

Уметь выслушивать суждения своих сверстников.

Игровое действие : Диалог воспитателя и детей при рассматривании птиц и животных.

Дидактический материал : животные: лиса, волк, медведь и заяц. Птицы: ворона, воробей, сорока.

Ход игры

На столе у воспитателя стоят животные: лиса, волк, медведь и заяц. И птицы: ворона, воробей, сорока. Дети должны найти отличия и назвать их.

Чем птицы и животные похожи? (у птиц и животных есть туловище, глаза и хвост)

Что есть у птиц и нет у животных? (у птиц есть крылья, а у животных нет. У птиц клюв, а у животных пасть. У птиц две лапы, а у животных четыре. У птиц тело покрыто перышками, а у животных - шерстью).

Найди и опиши

Дидактическая задача: Классификация предметов природного и рукотворного мира: светлячки, настольная лампа, фонарик, лампочка и т.д.

Игровые правила : Отвечать только по сигналу воспитателя. Уметь выслушивать суждения своих сверстников.

Игровое действие: Диалог воспитателя и детей при рассматривании предметов природного и рукотворного мира.

Дидактический материал : карточки с изображением различных электрических, осветительных приборов, солнце, светлячки.

Ход игры

На столе лежат карточки с изображением различных электрических, осветительных приборов, солнце, светлячки. Дети по сигналу воспитателя находят определенные предметы.

Найдите предметы, которые светят, но сделаны не руками человека? (светлячки, солнце)

Кто такие светлячки? (букашки)

Что такое солнце? (самая большая звезда)

Найдите приборы, которые придумал человек, чтобы освещать свое жилище, (настольная лампа, фонарик, свеча, люстра и т.д.)

Найдите приборы, которые работают от электричества, (электрочайник, стиральная машина, холодильник, компьютер и т.д.)

На какие две группы мы можем разделить все наши предмета? (на предметы природы и предметы, которые сделал человек своими руками)

Игры с предметами - заместителями для младшего возраста.

Цель: развивать воображение, умение действовать в условном пла не, пользоваться предметами-заместителями.

«Сладкий арбуз»

Маленькие дети любят приносить взрослому разные предметы и показывать их. Такие ситуации можно обыграть. Например, если ре бенок приносит мячик, взрослый может сказать: «Какой красивый мячик. Давай это будет арбуз. Сейчас мы его разрежем». Воспитатель имитирует действия: разрезает арбуз, ест его, потом протягивает ладонь ребенку со словами: «Попробуй, какой вкусный арбуз, сочный, сладкий. А теперь отрежь и мне кусочек». В следующий раз мячик может стать ежиком или колобком.

«Дудочка»

Воспитатель показывает ребенку фломастер (карандаш или круг лую палочку) и говорит: «Посмотри, какая у меня дудочка. Послу шай, как она играет». Педагог играет на дудочке: «Ду-ду-ду, ду-ду-ду, мы играем в дуду». Затем предлагает ребенку подуть в нее.

Взрослый может взять одну «дудочку» себе, а другую дать ребенку и предложить дудеть в них одновременно или по очереди.

«Качели»

Воспитатель привязывает ленточку или шнурок к небольшой крыш ке от коробочки для духов, предварительно сделав в ней отверстия. Затем говорит ребенку: «Посмотри, какие у меня качели. На них можно покачать маленькие игрушки. Сейчас я покачаю пупсика». Педагог сажает пупсика на качели и качает его. Потом кладет на качели ма ленькие шарики или пуговицы: «А сейчас я посажу на качели птен чиков. Хочешь их покачать?» По ходу игры можно спрашивать у пуп сика или птенчиков, не боятся ли они, и в зависимости от «ответа», раскачивать качели сильнее или слабее.

Качели также можно сделать из колечка от пирамидки, привязав к нему ленточку или шнурок. Такие качели можно превратить в карусели, вращая их за ленточку.

«Яблочко»

Воспитатель показывает малышу маленький мячик или шарик: «По смотри, какое у меня яблочко». Затем кладет его на стол и, подталки вая, читает стихотворение:

Катилось яблочко по огороду

И упало прямо в воду-

Бульк! (Шарик падает со стола.)

Педагог повторяет игру несколько раз, побуждая ребенка прого варивать последнее слово стихотворения. Можно предложить малышу самому покатать яблочко.

«Совушка-сова»

Перед тем как играть в эту игру, воспитатель показывает малышу картинку с изображением совы.

Затем педагог берет небольшой мячик и мелом рисует на нем круг лые совиные глаза, уши и клюв. Он показывает «сову» ребенку и говорит: «Посмотри, какая птичка. Это сова. Помнишь, мы видели ее на картинке?» Воспитатель читает стихотворение:

Ах, ты, совушка-сова,

Ты большая голова!

Ты на дереве сидела,

Головою ты вертела. (Воспитатель вертит мячик.)

В траву свалилася,

В яму покатилася! (Педагог роняет мячик и наблюдает вместе с малышом, как «катится сова».)

Повторив эту игру несколько раз, можно предложить ребенку са мому повертеть «сову» в руках, показать, как она «катится в яму».

«Согреем птенчиков»

Воспитатель показывает малышу несколько шариков и говорит: «Смотри, у меня есть два яичка, из них скоро вылупятся птенчики. Давай положим их в гнездышко и накроем, чтобы птенчикам было тепло. Где у нас гнездышко?» Если ребенок не может сам найти пред мет-заместитель, педагог помогает ему: «Посмотри на эту мисочку. Пусть она будет гнездышком. Хорошо?» Малыш, скорее всего, охот но примет это предложение и уложит «яички» в мисочки-гнезда. За тем воспитатель предлагает ребенку накрыть «гнездышки» салфеткой: «Давай не будем беспокоить птенчиков. Подождем, когда они вылу пятся». Воспитатель садится рядом с ребенком, и некоторое время наблюдает за гнездышком. Потом шепотом говорит: «Кажется, птен чики вылупились из яичек. Слышишь, как они пищат: «Пи-пи-пи». Давай посмотрим». Воспитатель снимает салфетку и радостно вос клицает: «Вот, посмотри, птенчики вылупились!»

«Веселый волчок»

Играя с волчком, желательно не просто наблюдать за тем, как он вертится, и учить детей раскручивать его, а включить эти действия в не большой игровой сюжет.

Воспитатель берет волчок и говорит, обращаясь к игрушке: «Волчок, волчок, хватит тебе спать, давай с тобой играть. Покажи, как ты умеешь кружиться?» Педагог раскручивает волчок и любуется им вместе с детьми: «Вот как красиво кружится волчок, вот как он танцует! Слышите, он и песенку свою поет: «У-у-у-у». Когда юла останавливается, воспитатель говорит: «Ой, упал волчок, наверное, у него голова закружилась. Волчок, хочешь еще потанцевать, покружиться?» И отвечает за него: «Хочу. Пусть теперь Машенька, меня заведет». Взрослый спрашивает у ребенка: «Машенька, поможешь волчку покружиться?» Педагог по могает малышу завести волчок и предлагает спеть вместе с ним песен ку: «У-у-у-у».

«Курочка и цыплята»

Воспитатель раскладывает на столе несколько кубиков (это куроч ка и цыплята), рассыпает рядом камушки или пуговицы (зернышки) и говорит ребенку: «Посмотри, Юра, это курочка, а это ее детки-цыплятки. Курочка говорит цыпляткам: «Ко-ко-ко, клюйте зернышки, как я». Педагог показывает, как курочка клюет зернышки: он кладет ла донь на кубик, выставляет вперед указательный палец (клюв) и по стукивает им по «зернышкам». Потом взрослый помогает малышу изоб разить, как цыплята клюют зернышки.

Можно разнообразить совместную игру, введя в нее двух курочек - кубики разных цветов. Тогда ребенок сможет изображать и цыплят, и курочку. Во время игры педагог побуждает малыша изображать зов куроч ки и писк цыплят.

«Козлята и волк»

Воспитатель ставит на стол коробку из-под обуви, один большой и несколько маленьких кубиков и говорит ребенку: «Посмотри, это козлята, а это - их домик. Мама ушла в магазин, а козлята щиплют травку. Вот так. (Изображает, как козлята щиплют травку.) Вдруг при бежал волк. (Показывает большой кубик.) Он хочет съесть козлят. Но козлята умные, они убежали от волка и спрятались в своем домике. Быстрее-быстрее, козлята, мы вам поможем спрятаться, все окна-двери закроем. (Вместе с малышом педагог быстро прячет кубики в коробку и закрывает ее крышкой.) Не поймал волк наших козлят и убе жал в лес». (Воспитатель показывает, как убегает волк.)

В эту игру можно ввести других персонажей: зайчиков и лису, кош ку и мышек, кошку и воробышков и т.д.

«Где мое окошко?»

Вкладывая вместе с ребенком геометрические формы в отверстия куба, можно организовать следующую игру.

Воспитатель раскладывает фигурки около куба и говорит ребенку: «Это домик. В нем живут фигурки-малыши. Сейчас малыши гуляют, бегают, прыгают. (Показывает действия с фигурками.) А теперь они захотели вернуться домой, но забыли, через какие окошки можно вой ти в домик». Педагог показывает, как фигурка ищет свое окошко и не может пройти в него. От имени фигурки он просит ребенка по мочь ей найти подходящее окошко. Воспитатель помогает малышу найти для каждой фигурки свое окошко. Этот сюжет легко преобразовать в игру «Козлята и волк», в кото рой фигурки-козлята будут прятаться от волка в домик-куб.

«Посмотри в окошко»

Воспитатель, заметив, что малыш ходит по комнате с колечком в руке, спрашивает: «Дима, что это у тебя в руке, наверное, окошко? Давай посмотрим в твое окошко». По очереди с ребенком взрослый разглядывает через колечко комнату и называет то, что видит.

Точно так же колечко может превратиться в руль машины, которая едет в гости к куклам, а два колечка, приложенные к глазам, становятся очками и делают ребенка похожим на бабушку или дедушку.

Рассматривать комнату, вид из окна можно и в бинокль. Сначала можно использовать игрушечный бинокль, а затем изображать его ру ками, поднеся к глазам кулачки.

«На что это похоже?»

Для развития детского воображения очень полезны игры, в кото рых ребенок вместе с взрослым придумывает, на что похож тот или иной узор, силуэт, предмет, не имеющий определенной формы. Уже на втором году жизни дети способны увидеть в них знакомые черты.

К таким играм относится совместное разглядывание облаков, на блюдение за их движением, изменением конфигураций, поиск в них знакомых фигур (облако может быть похоже на подушку, пароход, кошку, собачку, птичку и т. п.). Знакомые образы можно увидеть в от ражениях в лужах, в комке глины, в узоре на ковре, платьице или курточке и т.д.

«Тени на стене»

При складывании пальцев рук определенным образом на стене можно получить изображения разных животных - собачки, зайчика, птички и др. Можно смять кусок бумаги и, поворачивая его разными сторонами, менять очертания тени. Сначала нужно называть или косвенным образом подсказывать детям (например, имитируя лай собачки или писк птички), какой предмет или какое животное изображается. Затем можно предложить малышам придумать, на что похожа тень; попробовать самостоятельно изобразить предмет или животное.

«Прятки с солнечными зайчиками»

В солнечный день воспитатель берет два маленьких зеркальца и начинает пускать солнечных зайчиков. Он говорит малышам: «Посмот рите, к нам прибежали солнечные зайчики. Вот они прыгают, бега ют, прячутся». Педагог вместе с детьми наблюдает за солнечными зай чиками и читает стихотворение:

Скачут побегайчики -

Солнечные зайчики.

Мы зовем их -

Не идут.

Были тут -

И нет их тут.

Прыг, прыг

По углам.

Были там - и нет их там.

Где же зайчики?

Ушли.

Вы нигде их не нашли? А. Бродский

Воспитатель прячет зеркальце. Потом говорит детям: «Давайте опять позовем зайчиков, пусть они еще поиграют». Малыши зовут зайчиков, а воспитатель снова начинает пускать зайчиков так, чтобы они-то бегали друг за другом, то прыгали, то стояли рядом («обнима лись») и т. п. При этом педагог спрашивает у детей, что делают зай чики, при необходимости подсказывает.

Можно предложить малышам стать котятами и ловить солнечных зайчиков «лапками» (ладошками).

«Разноцветные салфетки»

Коротенькие игры-импровизации, стимулирующие детское вообра жение, можно разыграть, используя разноцветные салфетки, носовые платки, лоскутки. Например, воспитатель берет бумажную салфетку, на которой нарисованы цветы, и говорит ребенку: «Посмотри, это лу жок, на нем растут цветочки. Это красный цветочек, а это синий. Где еще цветочки? Это какой цветочек? А это? Давай их понюхаем».

Голубая салфетка может стать речкой, морем или озером, по ко торому будут «плавать» кораблики (скорлупки), желтая - песочком, на котором будут «греться на солнышке» маленькие игрушки.

«Бабочки»

Для этой игры понадобится небольшой плотный лист цветной бумаги или картона и несколько маленьких разноцветных листочков из тонкой бумаги или фольги.

Воспитатель кладет листочки на картон и говорит ребенку: «Посмот ри, это лужок, а это бабочки сидят на травке. Посидели-посидели, крылышками взмахнули и полетели». Взрослый дует на листочки так, чтобы они разлетелись в разные стороны. Затем предлагает малышу «поймать бабочек» и снова посадить их на лужок.

Педагог повторяет игру, предложив малышу самому подуть на ли сточки.

«Найди зайчика»

Воспитатель садится рядом с ребенком, достает чистый носовой платок и, держа его за два соседних угла, заглядывает за него-то с од ной, то с другой стороны, приговаривая: «А где зайчик? Куда он убе жал? Зайчик, где ты? Сейчас мы тебя найдем». Затем быстро завя зывает узелком каждый из углов платка, вытягивая концы таким образом, чтобы они стали похожи на длинные уши, и говорит: «Да вот они, уши. Поймали зайчика. А где у него хвост?» Воспитатель завязывает узлом другие концы платка так, чтобы получился малень кий хвостик: «Вот и хвостик. Давай погладим его». В то время, ког да ребенок гладит «хвостик», взрослый незаметно подбрасывает «зай чика» и говорит: «Ах, проказник, выпрыгнул».

С зайчиком можно разыграть небольшие сюжеты: зайчик убегает, прячется, спит и др.

Аналогичным образом из платка можно сделать куколку, мышку и другие фигурки.

«Превращения проволочки»

Хорошим материалом для создания различных предметов являет ся гибкая проволока.

Воспитатель показывает ребенку проволоку и говорит: «Смотри, ка кая у меня проволочка. Из нее можно сделать разные игрушки. Вот я ее согнула, и получилось круглое окошко. Сейчас посмотрю в него. Вон Даша играет, а вон Саша сидит. Посмотри в окошко, что ты видишь? А хочешь сам сделать окошко?» Ребенок вместе с взрослым делает окошко, рассматривает через него комнату, называет то, что видит.

Затем педагог говорит: «А давай теперь это будет солнышко. Наступило утро, солнышко стало подниматься все выше и выше, вот как высоко поднялось». Воспитатель показывает, как медленно поднима ется солнышко, потом предлагает малышу поиграть с солнышком. Взрослый делает из проволоки домик, согнув ее в виде треуголь ника: «Посмотри, какой получился домик. Тук-тук, кто в домике живет?»

Педагог снова делает из проволоки колечко и спрашивает у ма лыша: «А теперь на что это похоже?» Если ребенок придумывает что- то свое, например, говорит, что это руль от машины, нужно поддер жать и обыграть его «изобретение» (можно покрутить «руль», сказать: «Би-би, поехали», дать малышу возможность самому поиграть в «ма шинку»).

Далее воспитатель предлагает ребенку самому сделать что-нибудь из проволоки, каждый раз интересуясь, что получилось, и обыгрывая придуманный образ. Из проволоки можно конструировать разные фи гурки: елочку, рыбку, змейку и др.

Подобные игровые эпизоды можно организовывать, используя другие предметы и материалы: пуговицы, катушки, крышки от банок, оре ховые скорлупки, палочки, ленточки, кусочки ткани, бумаги, детали конструктора, мозаики. Так, крышку от банки легко превратить в зер кальце, веревочку - в червячка или змейку, ленточку - в дорожку, ручеек или речку, палочку - в мостик или лодочку, камушки - в кон фетки и т. п.

Для развития воображения, умения действовать в условном пла не, пользоваться предметами-заместителями полезно предлагать ма лышам короткие игровые эпизоды, в которых они вместе с взрос лым действуют понарошку, одушевляя различные предметы, используя их в необычном назначении. В таких играх можно использовать практически любые предметы, например, можно взять кубик или брусочек и предложить малышам «сфотографироваться». «Фотографировать» де тей можно в разные моменты. Так, во время еды можно сказать: «Вот как детки хорошо кушают! Сейчас я вас сфотографирую!» Этот при ем используется и для того, чтобы переключить внимание детей, на пример: «Костик, не плачь, улыбнись, я тебя сфотографирую», или: «Сережа, Ваня, не стоит ссориться, давайте лучше я вас сфотографирую, улыбнитесь». После «фотографирования» можно сделать шутли вые рисунки-фотографии.

Подобные игры не занимают много времени и могут спонтанно возникать в течение дня. Желательно, чтобы они стали частью жиз ни детей. Для этого воспитатель должен импровизировать, проявлять фантазию, изобретательность. Например, в ходе ежедневных бытовых занятий и режимных процедур можно использовать шутливые сравнения, говорить от имени различных предметов:

    снимая шапку, педагог удивляется: «Где у Аленушки ушки? Спря тались? Да вот же они!»;

    надевая ребенку сапожки, педагог говорит: «Сапожки-сапожки, надевайтесь на Сашины ножки»;

    надевая на малыша колготки, воспитатель приговаривает: «Нож ка-ножка, полезай в окошко!»;

    во время еды взрослый говорит от имени ложки: «Светочка, от крой ротик, я положу в него котлетку», или от имени котлетки: «Съешь меня, Светочка!»;

Игры с предметами - игрушками


КТО СКОРЕЕ ПЕРЕНЕСЕТ ПРЕДМЕТЫ

Играющие садятся на стульчики или скамейки. С одной стороны комнаты или площадки кладут два обруча, в них кладут по 5-6 предметов (таких, что удобно взять в руку). На расстоянии 6-8 м кладут два пустых обруча. Двое детей становятся около обручей с предметами и по сигналу «Раз, два, три – бери!» начинают переносить предметы в пустые обручи, лежащие напротив. Каждый раз можно брать только по одному предмету. Выигрывает тот, кто раньше перенесет все предметы.

КТО РАНЬШЕ ДОЙДЕТ ДО СЕРЕДИНЫ

Берутся две короткие круглые палки. К ним привязывается шнур длиной 8-10 м, середину его отмечают ленточкой. Играющие берут палки и отходят друг от друга настолько, насколько позволяет длина шнура. По сигналу дети начинают быстро вращать палки обеими руками и, наматывая шнур на палку, продвигаться вперед. Выигрывает тот, кто раньше намотает шнур до ленты.

Игры с предметами – с мячами


МЯЧ НЕ ТЕРЯЙ

Детям дают средние или маленькие мячи.

Можешь с мячом, как хочешь играть!

Но мяч не терять и мне показать!

Играйте!

Дети разбегаются в разные стороны и свободно играют с мячами: катают их, подбрасывают, ловят. На слова взрослого:

Мяч не теряй, вверх поднимай!

Все останавливаются и показывают свои мячи. Игра повторяется несколько раз. Затем дети идут со своими мячами в руках, говоря:

Все идут, идут, идут,

Свои мячики несут!

Можно предложить детям проделать несколько упражнений с мячами.

ДОГОНИ МЯЧ

Взрослый показывает детям корзину с мячами (шарами) и предлагает встать рядом с ним вдоль одной из сторон площадки. Затем со словами «Догоните мячи» выбрасывает их из корзины, стараясь, чтобы они покатились в разные стороны, подальше от детей. Дети бегут за мячами, берут их и снова кладут в корзину. Игра повторяется. Мячей должно быть столько, сколько детей, чтобы каждый ребенок мог догнать мяч и положить его в корзину.

ПЕРЕДАЧА МЯЧА

Дети встают или садятся в кружок и передают по кругу два шара – один навстречу другому. При встрече их дети говорят: «Встретились». После этого они бегут с шарами по кругу в противоположном направлении под слова, которые произносят все дети: «Побежали, побежали, побежали…» - и, встретившись, останавливаются, говоря: «Встретились». Затем игра продолжается.

ЛОВИ И БРОСАЙ - УПАСТЬ НЕ ДАВАЙ!

Дети стоят по кругу. Взрослый в центре с большим мячом. Он по очереди бросает мяч то одному, то другому. Дети ловят его и снова бросают взрослому, а он приговаривает: «Лови и бросай - упасть не давай!»


ПОКАТИ КО МНЕ

Дети сидят перед взрослым. Взрослый катит большой мяч то к одному, то к другому ребенку, приговаривая: «Мячик поймай и мне отдай!» Ребенок, поймав мяч, катит его взрослому.

Игры с предметами – с обручем


ПРОКАТИ-ДОГОНИ

Дети строятся в шеренгу, в правой руке у каждого обруч. По сигналу «Приготовиться!» - дети ставят обручи на пол, придерживая левой рукой. По сигналу «Обруч покати!» - делают толчок правой рукой по ободку обруча с такой силой, что бы он докатился до середины комнаты. По сигналу «Беги, догони!» - дети бегут и берут обручи в руки, пока они не упали, а потом идут с ними назад. Выигрывает тот, кто успел догнать обручи, не дав им упасть.

ПТИЧКИ В ГНЕЗДЫШКАХ

В разных концах площадки устраивается 3-5 «гнезд» - обручи. Дети – «птицы» размещаются в гнездах. По сигналу они вылетают из гнезд (перешагивают через обруч) и разлетаются по всей площадке. Взрослый «кормит» птиц то на одной, то на другой стороне площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям (клюют корм). После этого они еще немного бегают, а потом по сигналу: «Птички, в гнезда» - дети бегут и, снова перешагивая через обруч, занимают гнезда.

Игры с предметами – с флажками, лентами


НАЙДИ ФЛАЖОК

Дети сидят на стульях в разных местах комнаты. По сигналу взрослого дети закрывают глаза, а он тем временем прячет флажки (по числу детей). «Пора искать флажок» - дети открывают глаза и идут искать флажки. Тот, кто нашел флажок, садится на свое место. Когда все дети найдут флажки, они идут вдоль сторон площадки, держа флажок в руке. По сигналу «На места!» дети садятся на стулья, и игра начинается снова.

НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТ

Дети получают флажки 3-4 цветов: одни – красного, другие – синего, третьи – желтого – и группируются по 4-6 человек в разных углах площадки. В каждом углу взрослый ставит на подставке цветной флажок (красный, синий, желтый). По сигналу - «Идите гулять!» - дети расходятся по площадке группками или в одиночку. По сигналу - «Найди свой цвет!» - дети бегут к флажку соответствующего цвета.

ОТДАЙ ЛЕНТУ!

Дети становятся в круг. У каждого из них цветная ленточка, заправленная сзади за пояс или за ворот. В центре круга стоит «ловишка». По сигналу взрослого: «Лови!» - дети разбегаются по площадке. «Ловишка» бегает за играющими, стараясь взять у кого-нибудь из них ленточку. Ребенок, лишившийся ленточки, отходит в сторону. По сигналу: «Раз, два, три – в круг скорей беги!» - все становятся в круг. Считают количество взятых «ловишкой» лент и возвращают их детям. Игра продолжается с новым «ловишкой». 3. Сорокина А.И., Батурина Е.Г. игры с правилами в детском саду. - Москва «Просвещение», 1970.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Разработчики сообщили, когда выйдет третий сезон игры по «Ходячим мертвецам
Изменения ветки советских ст
Тревор Филлипс — лучший протагонист GTA V?