Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Clive barker s jericho обзор игры. Clive Barker's Jericho


Для истинных ценителей "эстетики". Обзор игры Clive Barker"s Jericho

©

Знакомы ли вы с творчеством Клайва Баркера? Это писатель, положивший начало такому направлению в жанре ужасов как сплаттерпанк. «А что такое сплаттерпанк?» возможно спросит кто-то из вас. Лучше всего на этот вопрос ответит игра, в разработке которой участвовал сам Баркер. О ней сейчас и пойдёт речь.

Jericho или Иерихон Клайва Баркера вышла в 2007 году. В то время я обошёл эту игру стороной. Не то чтобы я о ней ничего не слышал, совсем наоборот, однако вокруг неё сложилось стойкое мнение о том, что эта игра такая себе, проходняк и играть в неё совсем не обязательно. Что же я могу сказать теперь? Слухи оказались ложными, Иерихон игра достойная, и сейчас я расскажу почему.

Как известно, шутеры редко могут похвастать хорошим сюжетом. Clive Barker’s Jericho является именно шутером от первого лица, однако здесь история – это главная составляющая игры. Она повествует об одном из суровых будней спецотряда Иерихон, который испокон веков защищает человечество от зла, вторгающегося в наш мир из Преисподней. Бывший член Военно-оккультного Департамента, под крылом которого и находится команда Иерихона, Арнольд Лич, организовал и возглавил секту «Братство Тёмного Рассвета» и после череды террористических атак по всему миру направился в древний город Эль-Хали, находящийся где-то посреди пустыни на Ближнем Востоке. В этом районе произошёл всплеск паранормальной активности, который ощутил каждый из членов Иерихона. Команда направилась в Эль-Хали, чтобы не дать мерзавцу открыть межпространственные врата и предотвратить вторжение зла. На месте оказалось, что всё далеко не так просто, но, к сожалению, о большем я сказать не могу, ибо спойлеры.

Сюжет не сказать, что прямо-таки лихо закручен, но, тем не менее, он очень интересен и необычен. Оккультизм, демонология, околорелигиозная тематика – именно из этих составляющих был сформирован сюжет Jericho. И несмотря на то, что подобная тема довольно широко распространена не только в играх, но и в фильмах и книгах, Клайву Баркеру удалось создать уникальную историю, не повторяющую ни одно известное, по крайней мере мне, клише. Лично меня очень заинтересовала эта задумка с перворождённым существом, появившимся на Земле раньше Адама и Евы и очень понравилась концепция Пиксиса, такой пространственно-временной коробки, в которой будет происходить действие… Единственное, что может огорчить, это абсолютно невнятная и отчасти глупая концовка. Создатели даже не вставили после финала какого-нибудь завершающего ролика или хотя бы текстового эпилога, где бы описывалась дальнейшая судьба Иерихона и подводились хотя бы какие-то итоги. Но всё же на пути к такому концу вас ожидает много интересного.


""Пиксис меняет людей… до неузнаваемости. Вот во что превратился давний знакомый Роулингса, Арнольд Лич

Пробираясь по уровням Пиксиса ваша команда будет перемещаться во времени сначала к годам второй мировой, затем к крестовым походам начала XIII века, после попадёт в Римскую империю, и наконец в Древний Шумер. Но все эти времена и места предстанут не в первозданном виде, а в изменённом демонами Пиксиса. Всюду вас будет сопровождать баркеровская «эстетика», тот самый сплаттерпанк: реки крови, мясо, кишки; «изменения» постигли и обитателей Пиксиса: изуродованная плоть, содранная кожа, сращенные с телом инородные предметы. Вообще хотелось бы похвалить разработчиков за дизайн как монстров, так и уровней – это второй козырь Jericho, чувствуешь такое нездоровое удовольствие, наблюдая все эти вещи, которые, казалось бы, должны отталкивать. Атмосфера особенного баркреровского хоррора воссоздана очень детально и на высоком уровне. Если бы весь путь от начала и до конца нам предстояло пройти в одиночестве, то это было бы, как мне кажется, страшно до дрожи. Однако в нашем распоряжении целый отряд. Хотя парочка таких моментов в игре всё-таки есть, но уж слишком они кратковременны, и только ты начинаешь бояться, как снова вливаешься в коллектив и продолжаешь весело рубить и кромсать.

Каждый персонаж кроме того, что носит уникальное оружие, обладающее несколькими режимами стрельбы и альтернативным огнём, наделён и сверхспособностями. Симона может замедлять время, Чёрч обладает магией крови и может сковывать или поджигать противников, Роулингс «во имя Господа!» исцеляет соратников и так далее. Главный герой, командир Иерихона Дэвин Росс, так же обладал способностью лечения, однако уже в конце первой главы он погибает. На этом путь Росса не заканчивается. Его бестелесный дух отныне будет кочевать из одного члена команды в другого, тем самым передавая вам в руки их управление. Процесс перехода можно производить двумя способами: навести камеру на нужного перса и жмакнуть пробел, или же зажать клавишу, и тогда появится меню со всеми шестью героями. Второй способ более долгий, поначалу ты просто не запоминаешь у кого из персонажей какая способность, а в открывающемся меню указаны только имена. К тому же за время, пока вы ищете нужного героя вас легко могут убить. Кстати смерть здесь вовсе и не смерть как таковая. Получая определённое количество урона, персонаж припадает к земле, при этом его можно вылечить, и тогда он снова ринется в бой. Но если упадут все, камеру покроет рой жужжащих насекомых, и тогда наступит уже окончательная смерть.


""Каждый персонаж обладает уникальным оружием и уникальными способностями, другое дело, что не все из них действительно полезны

Отряд разделён на две группы по 3 человека, каждой из которых можно отдавать приказы – занять позицию или идти дальше. Впрочем, команды эти не особенно полезные. Они пригодятся лишь в определённые моменты, когда нужно одновременно наступить на несколько панелей, чтобы открыть проход и продвинуться дальше.

Также в отличие от многих других шутеров здешние герои, даже находясь под управлением ИИ, убивают врагов, а не просто создают видимость действия. Конечно, делают они это не так эффективно, как хотелось бы, но всё же мало-помалу легионы адских тварей они сокращают. При этом, как ни странно, персонажи не забывают использовать и свои сверхспособности, причём довольно успешно. К слову не все они вполне применимы. Некоторые использовать необходимо, как например способность Джонса переносить сознание в тела противников и заставлять их совершать диверсии или потянуть за рычаг, но происходит это только в заскриптованные моменты. Всё остальное время эта способность просто бесполезна. Сам я всю игру пользовался разве что только огненным демоном Дельгадо и управляемым выстрелом Блэк. Всех остальных я использовал редко или тогда когда это было необходимо по сценарию.


""Несколько раз за игру эти двое в порыве спора наставят друг на друга стволы

Касательно личностей персонажей можно сказать мало. Для мира это неизвестные, безликие солдаты, сражающиеся в тайной войне на грани сверхъестественного. Должны ли были создатели игры копаться в их проблемах и расписывать характеры каждого? Думаю, нет. Однако это не значит, что члены Иерихона просто деревянные поленья. Они злятся, боятся, не доверяют. Временами они вступают в конфликты друг с другом, доходящими даже до применения оружия.

Обитатели Пиксиса очень недружелюбные создания. Когда-то они были людьми, но затем их обработали тёмные силы, и они превратились в жутких тварей, которые по своей стилистике очень напоминают фильм Восставший из Ада. Врагов в игре очень много, все они разнообразны и требуют особого подхода. При этом они не глупы и могут расправиться с вами в считанные секунды. Даже верзила Дельгадо долго под их атаками не выстоит. Одни только схватки с боссами чего стоят! Поэтому приходится внимательно следить как за врагами, так и за союзниками и часто переключаться между последними. От этого шутер приобретает черты тактики, хотя до конца её так и не довели.


""Игра хорошо сдобрена qte-вставками: они происходят не только в строго заскриптованных сценах, но и во время рукопашных схваток

Уровни представляют собой небольшие петляющие коридоры с редкими и короткими тупиковыми ответвлениями. Заблудиться в них просто невозможно. Каждый уровень представляет собой череду арен и коридоров. С полминуты вы бежите вперёд, затем на вас насылают орду нежити, вы методично их отстреливаете, ещё полминуты бега, снова арена и снова пострелушки. И так до конца миссии. Иногда геймплей разбавляют quick-time eventами, которые происходят по сценарию, когда, например, нужно спуститься в колодец или же если вы схлестнулись врукопашную с врагом и таким образом вы отбиваетесь от его лап. Все миссии довольно короткие и поначалу меня это даже раздражало – слишком частые переходы от одной к другой, хотя это и не большой минус. Куда больше разочаровывает тотальное отсутствие интерактивности. Бог с ним с оружием. Всю игру вы пробегаете с одними и теми же стволами, патроны к которым будут появляться из воздуха, но в окружающем мире нет ни разрушаемости, ни каких-либо предметов, которые можно было бы собирать себе в помощь или даже просто для коллекции.

Но вот графика в игре хороша. Даже спустя 11 лет после выхода игры, я всё ещё получаю удовольствие от созерцания месива и обилия спецэффектов. Все чудовища отрисованы очень детально и красиво. Хотя можно ли здесь говорить о красоте… Локации также неплохо выглядят, однако не все, но встречаются и действительно радующие глаз.

Саундтрек подобран подходящий, но не сказать, чтобы запоминающийся. Из всех композиций я запомнил, пожалуй, только основную тему. Русская озвучка мне понравилась, местами случались казусы, к примеру, заключенный в замке тамплиеров узник, весь ободранный, пробывший в этой тюрьме вне времени уже сотни лет, истязаемый демонами, он почему-то говорит вполне обычным, спокойным таким голосом, будто он только что сытно поужинал.


""Баркер не был бы Баркером, если бы не выливал литры кровищи на лицо игрока

Я не считаю, что игра слишком коротка или излишне затянута, она длится ровно столько, сколько необходимо, чтобы понравиться и не успеть надоесть. При всех перечисленных недостатках Иерихон Клайва Баркера всё же заслуживает внимания. Плюсы с лихвой компенсируют минусы, и лично я от игры получал одно только удовольствие. Да она местами корявая, местами в ней чего-то не хватает и впервые запустив игру, как и я, вы, возможно, подумаете, «ну что за шлак», однако дав игре немного времени, позволив ей охватить себя щупальцами этой кровавой и неповторимой атмосферы, вы увидите и вкусите её положительные стороны. Я говорю так не на волне ностальгии, как это бывает у меня со старыми играми, а с совсем недавнего опыта. А это что-нибудь, да значит. Напоследок стоит сказать, что это игра не для всех. Если кто-то из вас питает отвращение к подобному «искусству», то скорее всего таким людям эта игра не понравится. Всем остальным я бы очень посоветовал пройти Иерихон Клайва Баркера, впервые или же снова.

Некоторым играм не везет. Вроде бы, все у них есть, все сделано правильно, по надежным формулам и согласно маркетинговым исследованиям. На этом прочном фундаменте появляются свежие уникальные особенности, призванные придать детищу статус Нового-Слова-в-Жанре. И даже стиль и атмосфера есть. Своеобразные, но есть. И приглашенная звезда в наличии имеется, и на хороший графический движок не поскупились, и выходит на всех платформах одновременно. Формула прямо из учебника «Самые успешные компьютерные игры в истории», но в случае с Clive Barker’s Jericho она не сработала. Что же пошло не так?

Чертик из коробочки

Клайв Баркер, чье имя гордо красуется в названии проекта, занимался не только пиаром и привлечением дополнительной аудитории, придумыванием сюжета, но также созданием самой сильной части в игре – атмосферности, стиля и персонажей. Если вам приходилось до этого сталкиваться с творчеством Баркера, то вы представляете, чего ожидать. В умении нагнетать определенную атмосферу ему не откажешь – вопрос только в том, по душе ли вам все это. Какие-нибудь «Восставшие из ада» продолжаются полтора часа, а вот когда на протяжении 10-12 часов в ваше первое лицо тычут вывернутыми кишками, килограммами разложившейся плоти и кучами выделений человеческого организма, начинает казаться, что это перебор. Дизайн монстров, конечно, удался на славу, жаль только, что разглядеть их особо не дают: после смерти враги превращаются в рой мух. Особенно запоминающимися вышли боссы, созданные в любимой Баркером стилистике гиперсадомазохизма: женщина с вывернутым ртом и кожей, натянутой на какие-то безумные колеса, толстяк, подвешенный на крюках...

Благодаря технологическому прогрессу объятия этого монстра выглядят особенно заманчивыми.Главная начальница фашистских сволочей, оккупировавших первый уровень игры. А говорят, была красотка.
Игровой зачин выполнен в традиционном апокалипсическом русле: уже в который раз миру грозит бесславный конец из-за того, что пробудилось очередное Древнее Зло. Еще на заре мироздания Бог по ошибке сотворил некое существо, Перворожденного, которое оказалось не совсем таким, как бы ему хотелось. Однако сил уничтожить собственное детище не хватило, поэтому он и запер его в другом измерении, которое в игре называют The Box (Коробка) или, на латыни, Pixis. Перворожденный оказался типом весьма изобретательным. Он изыскал способ связаться со своими братьями меньшими – людьми, и среди них нашлись те, кто по какой-то причине согласились помочь ему выбраться из заточения. Видимо, Бог проглядел, что ларчик с Перворожденным открывается просто – достаточно принести в жертву несколько тысяч человек.

Но на любое действие всегда находится противодействие. Так и появились те, чья задача: не дать этому чертику из коробочки выбраться, – отряд Jericho. Первыми были семеро шумерских жрецов, которым удалось загнать Древнее Зло обратно. Их дело продолжили верные последователи, эпоху за эпохой сражавшиеся за спасение мира. Но Перворожденный, как в старом анекдоте «сам, не съем, так хоть поднадкусываю», каждый раз забирал с собой кусочек нашего мира, переделывая его по своему вкусу, а герои оказывались на вечные веки заперты в Коробке. Любое добро, как известно, наказуемо.


Кажется, кто-то слишком много ест. Вся команда в сборе, и командир еще жив. Правда, это ненадолго.
Страх и отвращение в «Иерихоне»

Четырежды находились смельчаки, которые вольно или невольно открывали портал в мир Перворожденного. Четырежды команда Jericho этот портал закрывала. Так и появились четыре основных уровня игры Clive Barker’s Jericho : годы Второй мировой, Средневековье, Римская империя и отдаленные времена шумеров. Нашим героям, чтобы остановить конец света, предстоит пройти через эти эпохи, убить четверых боссов и повстречаться со своими предшественниками.

Команда Jericho в нашем веке – это секретный дивизион магической безопасности армии США. Что-то вроде Ночного дозора или людей Икс. В любой момент мы вправе сменить игрового персонажа и взять одного из шестерых. Так можно почувствовать себя в шкуре любого члена команды, испытать его спецспособности и попробовать на вкус шесть вариантов прохождения. В конечном счете, все равно придется выбрать одного или двух любимчиков, так как возможности некоторых совершенно бесполезны или ограниченно полезны. Личный выбор автора – Дельгадо с его пулеметом, не требующим перезарядки, и огненным демоном, которым не надо целиться, а также Коул с ее невероятно эффективными гранатами и замедлением времени. Иногда игра насильно ограничивает наш выбор, заставляя осваивать новую тактику боя другими, нелюбимыми, членами группы.


После третьей попытки мини-игры с участием таких вот персонажей начинают раздражать.Большая часть игры будет происходить вот в таких закрытых коридорах.
Тактическая часть Jericho примитивна. Всем рядовым членам отряда мы можем отдавать только две команды: стоять и вперед. Ни о каких сложных схемах ведения боя не стоит даже мечтать. Напарники движутся по четко проложенным маршрутам: от скрипта до скрипта. Отряд «Иерихон» разбит на две группы – альфа и омега, но тактического простора это не добавляет, так как разделение на группы происходит строго по сюжету, и никак иначе. Искусственным интеллектом напарники, к сожалению, очень обижены. Без нас они постоянно забывают о спецспособностях, упрямо лезут на врага, пренебрегая укрытиями, а в итоге мрут как мухи. Часто в пылу боя, вне зависимости от выбранного персонажа, приходится, бросив все, оживлять бестолковых подчиненных, которые умудряются тут же умереть снова. К тому же вне нашего контроля эффективность у напарников резко падает: они все вместе не справляются с монстром, которого игрок может убить одной очередью. В общем, пользы никакой – одна суета, хлопоты и повторяющиеся отбойники.
Великолепная шестерка и вратарь
Каждый боец отряда Jericho обладает двумя спецспособностями, которые открываются по ходу игры. Священник Роулингз в силах воскрешать мертвых и высасывать жизненные силы из врагов. Быкоподобный Дельгадо вооружен пулеметом и с помощью карманного демона ловко поджигает врагов. Снайпер Блэк не только метко стреляет, силой мысли он способен направлять пули, а также поражать три цели одновременно. Девушка по имени Черч освоила магию крови и, распоров себе руку, может парализовать всех врагов в округе. Хакерша Коул умеет взламывать реальность и замедлять время, а ясновидящий Джонс, надо сказать, самый бесполезный член команды, предсказывает будущее и вселяется во врагов. Еще в наличии имеется командир – Росс, роль которого мы формально исполняем, но он умирает на десятой минуте, чем удобно оправдывает одну из главных особенностей этого полукомандного шутера – возможность напрямую контролировать одного из подчиненных.


Бывают, правда, и открытые пространства, но свободы передвижения там не больше.Многие из врагов в Jericho очень любят злоупотреблять пирсингом.
Ни шагу вперед!

Но не в этом главная беда Jericho . Игра получилась невероятно однообразной и, что называется, монорельсовой. Существует единственный фарватер, по которому мы движемся вперед. После свободы и вседозволенности Bioshock, так и до клаустрофобии недалеко. Свернул за угол, набил пачку монстров, дошел до чекпойнта и так далее, пока не доберешься до босса. Враги появляются по скрипту, который срабатывает в строго установленном месте, и показывают полное отсутствие интеллекта – просто идут вперед, пока их не убьют.

Многие способности наших подчиненных доступны и полезны лишь в специально отведенных местах. Так, например, телепат Джонс может вселяться во врагов и использовать телекинез с пирокинезом только там, где скажут. Умение Блэк разрушать препятствия срабатывает в местах, указанных геймдизайнером. Наша доб-лестная леди не в силах проломить даже заграждения из колючей сетки, которые стоят накрепко, как будто сделаны из камня. Из декораций сломать можно только бочки и ящики, хотя непонятно, зачем их вообще разложили на уровнях, если в них нет полезных предметов. Прибавим к этому, что прыгать наши герои категорически отказываются, и получим чистой воды коридорный шутер безо всяких гвоздей и развилок.

Дизайн уровней – одно из самых слабых мест игры. При том тщании, с которым выполнены монстры, удивительно видеть столь однообразные и бледные уровни, к тому же утопающие во мраке. Действие игры разворачивается в одних и тех же руинах города Аль-Хали, но от эпохи к эпохе антураж почти не меняется.

Некоторое разнообразие вносят мини-игры, в которых нужно быстро нажимать соответствующую кнопку. В случае провала нам дают новую попытку и потчуют предыдущим роликом. Скажем, вашему покорному слуге пришлось раз шесть прослушать обещания полуразложившейся старой эсэсовки сделать с ним кое-что противоестественное.



Незлым тихим словом

Clive Barker’s Jericho очень не повезло. Выйти в тени Bioshock , Crysis, Quake Wars, Call of Duty 4, Unreal Tournament 3 и прочих именитых собратьев по жанру не пожелаешь и врагу. Тем не менее в смелости игре не откажешь – попытка сказать свое негромкое, но веское слово была, хотя и потонула в унылом дизайне уровней и неубедительном AI. Играть просто скучно, несмотря на разнообразие боевых техник и отличный движок. Возможно, единственным стимулом пройти игру станет желание дослушать жутковатую историю Клайва Баркера до конца и полюбоваться плодами его мрачной фантазии.


Для начала необходимо расставить самые главные точки над i. Clive Barker"s Jericho , по большому счету, не имеет практически никакого отношения к первой игре под брендом Clive Barker"s - Clive Barker"s Undying , вышедшей в 2001 году. Абсолютно другой стиль, другой сюжет и другой геймплей. Это больше не сочетание Indiana Jones и Tomb Raider с видом от первого лица, а тошнотворная слизь, мерзкие монстры и пронзающий кожу вой... Над играми работали разные студии, их выпускали разные издательства; в конце концов, в Jericho преследуются совершенно другие цели - напугать игрока так, чтобы задрожали даже пятки.

Несмотря на то что обе игры Клайва Баркера официально относятся к жанру action, Undying несет в себе элементы адвенчуры, а Jericho - хоррора. Так что фанатам первой далеко не обязательно понравится вторая. Отчасти такая резкая смена формата связана с тем, что в случае Undying от Баркера практически ничего не зависело. Имя в названии проекта и некоторые рекомендации на заключительной стадии разработки - вот и все его участие. Но Jericho совсем другой случай... Клайв изначально уделял игре много времени и внимания, постоянно следил за выполнением его предписаний - в общем, держал руку на пульсе. И в итоге игра появилась на свет такой, какой ее хотел видеть автор. Ведь достаточно посмотреть послужной список британского писателя, чтобы понять - именно классические ужасы были его настоящей страстью.

Сказка на ночь

Создание людей - дело нелегкое, и с наскоку тут ничего не получится, нужна тренировка. Господь Всевышний тоже не был застрахован от ошибок. До появления Адама и Евы на Земле жило другое разумное существо под кодовым именем «Первенец». Но потом Создателя что-то не устроило и бедолагу списали в утиль. Однако сам «Первенец» с таким ходом событий не согласен и всячески пытается вернуться туда, где первоначально должна была властвовать его раса, - то есть на Землю. Непонятно, правда, по каким причинам бракованный материал не был уничтожен полностью, да не суть. Факт в том, что теперь группе «Иерихон», в состав которой и входит наш герой, выпадает прямо-таки эпическая миссия - спасти человечество. Их задача - определить местонахождение очередной межпространственной дыры в космосе, которую неспокойное чадо открыло для своего прибытия, и захлопнуть портал. Если это не сделать, то настанет конец света, всеобщая агония и вечные мучения. Как? Вы не знаете? Вторая мировая, Наполеон, Крестовые походы и прочие «темные пятна» истории нашей планеты - за всех них ответ несет именно «Первенец», который уже несколько раз пытался выбраться из заточения.

Уровни выглядят вполне предсказуемо для хоррора - стекающий откуда-то и куда-то мерзкий гной, запекшаяся кровь, темные углы и вездесущая ржавчина, образовавшаяся везде где только можно... Ни дать ни взять Silent Hill. Картину дополняют враги, наскоро слепленные из каких-то ошметков плоти, пронизанные гвоздями и другими сельхозпредметами. А это уже верная отсылка к The Suffering ...

Львиную долю игры вам предстоит провести со своими верными напарниками-спецназовцами, постоянно куда-то бежать и слышать классические возгласы вроде «Чисто!» или «Прикрой меня!». Тактически хоррор-экшен - это что-то новенькое. Хотя, если честно, напугать толком у Jericho не получается - да и командной игры как таковой нет... Каждый из семи бойцов обладает своими собственными умениями, но по-настоящему они необходимы только тогда, когда этого требует сценарий - в остальных же случаях коллег из игры просто можно убрать. А сами ситуации, при которых возникает данная потребность, - довольно надуманны и явно созданы для нарочитой демонстрации того, что «эти парни пошли с нами не просто так». «Раскалывание» команды на две группы с последующим поиском «потерявшихся», например. А уж когда главный герой получает способность вселяться в спецназовцев и использовать их умения - игра полностью превращается в театр одного актера.

Другая проблема Jericho состоит в том, что геймплей здесь прямой, как стрела. Уровни хоть и большие, но свободы действий - никакой. Радует только, что сама кампания сравнительно коротка - и смертельно надоесть игра не успевает.

Саундтрек в готическом стиле в Jericho оказался как нельзя к месту и, что бывает довольно редко, действительно радует слух. Визуально игра выглядит приятно - не сногсшибательно, но вполне качественно. Кстати, уровень графики в версиях для PC и Xbox 360 - идентичен, а вот PS3-версия лишилась некоторых эффектов и получила некорректную цветопередачу (кроме того, количество кадров в секунду на приставке от Sony редко превышает 40). Почему так вышло? Вопрос без ответа. А что помешало включить режим кооператива, когда игровая механика Jericho просто создана для этого? Вопрос без ответа номер два...

***

Clive Barker’s Jericho - пример игры от не очень опытных разработчиков, которые, увы, не определились, чего же они хотят. Здесь встречаются потуги на хоррор, эпический сюжет, хитрую боевую систему с тактическими элементами - но ничто из этого толком не реализовано. Играть если и стоит - то только из-за оригинальной истории, которая не омрачается затянутостью прохождения.

P.S. Кстати, сам Клайв Баркер не отрицает, что в случае успешности Jericho сюжет игры может быть положен в основу полнометражной кинокартины. Тем более Баркер уже имеет опыт работы на «фабрике грез» - и в качестве сценариста, и в качестве продюсера, и в качестве режиссера (один «Восставший из Ада» 1987 года чего стоит).

Жанр: FPS
Разработчик: Mercury Steam Entertainment
Издатель: Codemasters
Локализатор/Издатель в СНГ: "Бука"
Похожие игры: прямых аналогов нет
Количество дисков: 1 DVD
Платформы: PC, Xbox 360, PlayStation 3
Минимальные требования: Pentium 2,4 ГГц или Athlon XP 2400+, 1 Гб оперативной памяти, 128 Мб видео, 4,5 Гб на жестком диске
Рекомендуемые требования: Intel Core 2 Duo или Athlon 64 X2, 2 Гб оперативной памяти, 512 Мб видео, 4,5 Гб на жестком диске

Буквально несколько недель назад мы все стали свидетелями обильного игроизвержения, в особенности, шутеров от первого лица. И пока большинство ужасалось маленьким лужицам крови в Crysis и ядерным взрывам в Call of Duty 4, где-то в сторонке, в тени расположился абсолютно неформальный проект. Игра, обруганная игровой общественностью сверху донизу, как иллюзионист, который при распиливании ассистентки не только располовинил ее взаправду, но и показавший ее девичьи внутренности всей уважаемой публике.

Некоторых, наверное, мучает вопрос: а кто такой Клайв Баркер (Clive Barker)? Поясню: весьма разносторонний, не обделенный талантом человек, занятый чуть ли не во всех основных направлениях искусства и развлечения - литературе, кино, играх. В первую очередь, конечно, литературе, ведь он признанный английский писатель ужасов. Jericho - второй дошедший до релиза игровой проект, в создании которого он принимал участие. Второй недооцененный шедевр, нашедший признание у небольшого числа людей.

Волк и семеро непростых козлят
сказка братьев Гримм

"Сейчас три часа утра", - раздраженно произносит Росс, с неохотой подняв телефонную трубку, но слышит не шутку пьяных подростков, не приятный женский голосок, а приказ начальства. Спустя несколько часов отряду особого назначения Jericho, специализирующемуся на ликвидации всяких оккультических сил, придется высадиться у мертвого города и решить проблему с одним весьма бойким товарищем да и разобраться с творящейся там ерундой. Семеро бойцов будут провожать взглядом улетающий вертолет, может быть, последнюю возможность возвратиться домой. А впереди, за пеленой ненормальной песчаной бури, за источенными веками руинами их ждало что угодно. Несколько простых ребят, наделенных непростыми возможностями. Это и есть спецотряд "Иерихон". Его суть многогранна. И проявляется по-разному...

В снайперше Эбби Блэк (Abbey Black), брутальной лесбианке. Она постоянно подальше от битвы, как и подобает отличному снайперу. Кроме телекинеза, годящегося, в основном, для очистки пути, она владеет весьма действенной способностью управлять пулей. Подобное, конечно, уже использовалось в других играх, но сделано эффектно и к месту.

В сорвиголове Дельгадо, постоянно стебущемся над Эбби ("Now you finally know what it"s like to have a man inside you"). Но Фрэнк (Frank Delgado) тут не в качестве клоуна, он непредсказуем в своих поступках, импульсивен и слишком хочет жить. В левой руке убойный пистолет, в правой - авторитетного вида пулемет, при желании может выпустить погулять смертельного для врагов огненного демона, с которым у него договор. ...в Симоне Коул (Simone Cole), отлично разбирающейся в новейших технологиях. Она оснащает команду боеприпасами и любит скрывать свою женскую слабость под защитой slo-mo.

В седом, но еще о-го-го на что способном - случай в Праге тому отличный пример (sapienti sat) - отце Поле Роулингсе (Paul Rawlings), подлечивающем тяжело раненых бойцов отряда.

В сержанте Черч (Church) - среди друзей просто Билли - не раз помогающей "магией" крови, разбирающейся с гигантскими монстрами, словно Леголас с Элефантом. Она обладает ужасной тягой к холодному оружию и ненавидит вспоминать своего отца.

В капитане Дэвине Россе (Devin Ross), наконец, роль которого мы, собственно, и отыгрываем. Всегда рассудителен, трезво оценивает происходящее и чудовищно хладнокровен. Происходящая в дальнейшем с ним метаморфоза слишком серьезна, чтобы оставлять ее без внимания, тут без стальных нервов не обойтись. Именно с помощью его... хм, способности (дорогой ценой доставшейся) мы сможем опробовать каждого героя, значит, получаем возможность прохождения различными стилями. Вот и отличный пример, как удачный сюжетный поворот объясняет геймплейную фишку. Удача игры (здесь следует поблагодарить Баркера) - в уникальности, в тщательной проработке всех главных персонажей, в мастерски прописанных диалогах. Благодаря только им Jericho уже спокойно сбивает на колени заштампованные боевички с картонными персонажами и пустыми диалогами. Чего только стоят устроенные Дельгадо истерики ("I didn"t sing up for no fucking suicide mission!") или безумный взгляд Коул ("I said DON"T FUCKING TOUCH ME!"), ненависть Черч ("Only my daddy called me Wilhelmina. My name"s Billie!"). А уж попробовать сосчитать, сколько раз произносятся "shit" "fuck" - собьешься довольно быстро. Потому как диалоги живы: люди в экстремальных ситуациях не привыкли миндальничать.

Эффект от сцен еще сильнее благодаря очень умелой, грамотной режиссуре. А постоянно двигающаяся камера наводит на мысли о спрятавшемся за спиной операторе. Ну и ладненько, даже если так, он прекрасно схватывает самые сочные моменты.

Только вот с финалом вышла небольшая неувязочка (здесь следует пожурить Баркера). Тем, кто не читал литературные произведения писателя (а таких, смею предположить, немало), очень трудно будет до конца осознать последние сцены, оставляющие игрока в оторопи и с кучей вопросов. Отсюда как следствие - слухи о сиквеле, которому, скорее всего, не быть.

"Knee deep in blood and shit... business as usual, eh"?
Delgado, Clive Barker"s Jericho

Через какое-то время после высадки окажется, что передряга намного серьезнее, чем предполагалось (привет, Мерфи!). Упрощенно: мерзавец, за которым нас отправили, всего лишь помчался освобождать другого мерзавца, с амбициями чуток побольше - устроить Большой Кирдык человечеству. Мало того, главный гад вроде как почти Бог, а город вокруг - его темница. Много раз пытался Firstborn (имя негодяя) вырваться из нее, но вот не получалось никак, постоянно находились смельчаки, отправлявшие его пинком обратно. Но при этом не обходилось без жертвы, так как при создании "щита" часть эпохи, на которую случалась попытка, сама оборачивалась новым слоем "тюрьмы". Так появился The Box, этакая пространственная матрешка-узилище для первого сына Бога.

Добираться до главгада предстоит через пять времен, на каждое приходится не меньше пяти запоминающихся уровней. И если локации Второй Мировой с их балками, трубами, тусклыми плитами, горами мусора, в целом сероваты, то в эпохе Крестовых походов дизайнеров, как говорится, понесло. Хотите реку крови? Пожалуйста! Хотите принять кровавый душ? Пожалуйста! А во времена Калигулы что творится? Хождение по колено в грязи и дерьме. Перестрелки в душных (разработчики искусно пользуются свойственным для мультиплатформенных проектов замыливанием), некогда белокаменных, а теперь залитых кровью (о, ее много!) банях. Затяните ремни и приготовьте гигиенические пакеты - в шумерской эпохе хватает субстанций, стимулирующих рвоту. Правда, художники не забыли добавить к весьма мерзкой (в положительном смысле) картинке чуточку красивостей: здесь вам и стильные готические залы, и частичка Вавилона.

В игре используется движок собственной разработки - Mercury Engine, дружащий с высокой детализацией, отлично отображающий все скользкое, жидкое, шершавые поверхности. Оптимизация далеко не образцовая, но уж получше . Нет болезни, когда на высоких настройках игра показывает чудеса нынешних технологий, а на минимуме смотрится как первый Half-Life. А высокая полигональность характерна не только для положительных персонажей, но и для монстров.

"Мне же всего восемь лет, папа"
один милый анекдот

Нет, мы не воюем против людей. Автоматная очередь и холодная сталь кромсают тела не шибко умных уродцев. Ну как не шибко - они не из тех, кто работает командно, перекидываясь фразами, пытаясь окружить и выгнать из укрытия. У супостатов одна установка - бежать по прямой на отряд и при удаче положить всех. Только при этом они с умом пользуются укрытиями (если таковые имеются), умеют в бою переключиться с одной цели на другую. Зоопарк больше похож на кунсткамеру, когда рядом с человекоподобными мумиями, крестоносцами появляются какие-то недо-птеродактили, перекошенные бомбы на ножках, расчлененные дети, громилы, чье единственное уязвимое место - рубец на спине. Более интересны боссы. Придется слегка пошевелить серым веществом, чтобы найти ахиллесову пяту каждой такой твари.

Почти десяток раз победа достается не меткостью и ловкостью, а скоростью и правильностью нажатия кнопочек. Теперь, спустя почти два года с выхода "Фаренгейта", очевидно, что киноигра от Quantic Dream все-таки свершила небольшую революцию. Впрочем, "кнопочные" вставки похвастаются превосходной режиссурой, их количество не столь высоко, чтобы кричать "как они меня достали!" - так что боевик Clive Barker"s Jericho они совершенно не портят.

Да, это жестокий, мерзкий, грубый боевик не для неженок. Это не хоррор, как позиционируют его многие представители игровой прессы, в нем нет даже намека на то, чтобы напугать. Только заставить его скривится, поморщиться от горы трупов, в углу. Аутентичная оркестровая музыка сразу настраивает на нужный лад, вселяя в нас напряжение. Звук впивающегося в плоть свинца бесподобен. Какие там "пуф-пуф" из CoD4, не менявшиеся со времен, наверное, первой части! В Jericho выстрел - не хлопушка, а холодящие завывания в полумраке - не сонные постанывания актеров. Так что ноги в руки - и вперед, в глубину веков навстречу Злу. Прединфарктники - запасайтесь корвалолом и нитроглицерином! А если,кажется, что наихудшее вы уже видели - вы ошибаетесь, самое отвратительное еще впереди. Дедушка Мерфи был чертовски прав, формулируя в законы давно понятные истины. И вы тоже поймете его правоту, оказавшись в The Box, месте, откуда живыми не возвращаются.

Радости:
Харизматичные персонажи и хороший сценарий
Разные стили прохождения
Кинематографичность
Отличное звуковое оформление
Высокое графическое исполнение

Гадости:
Коридоры и еще раз коридоры
Финал, понятный не всем

Оценка: 8,5

Вывод:

Игра получилась очень "баркеровская", с хорошей литературной подпоркой и беспредельно жестокой, однако, с невнятной концовкой (по крайне мере, для тех, кто не читал или читал мало из Баркера). Тем не менее, полноценнее, проработаннее шутера, в полной мере сочетающего в себе интересный сюжет и добротный шутинг, в этом году пока не было (и, наверное, уже не будет).

Жанр: First-person shooter
Издатель: Codemasters
Разработчик: MercurySteam Entertainment
Похожесть: Painkiller, Doom 3
Системные требования: Процессор 1.8 Ghz, 1GBRam, 3D-ускоритель(256 mb)


Вокруг CliveBarker’sJericho всегда было много шумихи. Имя знаменитого писателя в названии игры, красивые скриншоты, на которых изображены жуткие монстры, интересные пресс-релизы - все это готовило геймеров к тому, что в их руки попадет как минимум будущий герой всех игровых сайтов и журналов. Да и Клайв Баркер - не новичок в игровой индустрии. CliveBarker’sUndying была откровением для своего времени, и внесла в жанр Horror немало интересных находок. Но как вышло с Jericho? В этом, дорогие читатели, нам и предстоит разобраться.

Иерихон.

Jericho - специальное подразделение доблестных войск США, владеющее как обычными методами ведения боя, так и применением сверхъестественных способностей. С момента своего основания отряд сражался там, где другие войска бессильны. К примеру, во время Второй Мировой войны отряду было поручено ликвидировать фашистских экстрасенсов. Но и в наши дни для отряда всегда найдется работа. Разведка обнаружила сильную активность зла в городе Аль-Хали, который находится в аравийской пустыне.

Создав наш мир, господь наделил его лишь одним существом - перворожденным, и одарил его невиданной силой. Вскоре, поняв, что в случае неповиновения не сможет подчинить его себе, Бог замуровал перворожденного в городе Аль-Хали, который находился в затерянной пустыне. Вскоре, позабыв о столь неудачном опыте, Всевышний начал создавать обычных людей, не наделяя их столь великой силой. Шло время, перворожденный находился в заточении, копил злость и силу. Но на протяжении всей истории человечества хватало людей, желающих освободить его для осуществления своих целей. К примеру, во времена крестовых походов, неизлечимо больной епископ Мальтеус решил, что если он освободит перворожденного, получит от него вечную жизнь, как вознаграждение. Но все попытки оказывались неудачными, и вместе с жизнями «освободителей» перворожденный забирал и частицу их мира. В наши же дни таким смельчаком выступил Арнольд Лич, которых жаждал одного - власти. И заполучить ее он мог только с помощью силы перворожденного. Нам, управляя отрядом Jericho, предстоит остановить злодея, и навсегда закрыть путь к перворожденному.



Леди и джентльмены.

Геймплей игры простой до неприличия. Все, что Вам предстоит делать - это убивать. А делать это придется, играя за бойцов из отряда Jericho, состоящего из семи человек, причем каждый из них наделен персональными сверхспособностями. Например, пулеметчик Френк Дельгадо держит на привязи огненного духа, и если он его выпустит во время сражения – демоны загорятся, как спички. Девушка – снайпер, Эбби Блэк, обладает телекинезом, и может управлять пулями силой мысли. К слову, для прохождения игры понадобятся только эти двое. Если же вы хотите встретить трудные моменты в прохождении и испытать свое мастерство – поиграйте за экзорциста Роулингса, или же за его боевую подругу Билли Черч. Тогда отстрел монстров приобретет хоть какую-то сложность. Такие же персонажи, как атеистка Коул, умеющая замедлять время, или же чернокожий экстрасенс Джонс, не харизматичны, и ничем не выделяются среди своих собратьев по оружию. Но, как ни крути, опытный игрок заскучает, так как даже смерть персонажа в игре не опасна. Да и умереть можно лишь потому, что не заметил очередного взрывающегося монстра. В случае гибели, управление перейдет к другому персонажу, и можно спокойно продолжать отстрел монстров, или же воскресить павшего соратника. Также у Вас будет стандартный набор для командования отрядом (атаковать/ждать, занять позицию 1 или 2). Небольшое разнообразие в сражения с демонами внесут action-моменты (подобие тех, что были в Farenheit). Вовремя нажимайте на кнопки, которые будут изображены на экране - и путь к победе вам обеспечен. Это решение новым не назовешь, но иногда, в особо скучные моменты, долю разнообразия оно вносит. На этом, дорогие друзья, интересности заканчиваются. Остается лишь банальная стрельба, которая недалеко ушла от стиля прохождения SeriousSam. После окончания очередного уровня Вам придется сразиться с «боссом». Схватки с главарями мало отличаются от обычных перестрелок, надо лишь найти уязвимое место мерзавца. В меню «Экстра» разработчики приготовили для нас досье, в котором можно открывать информацию о персонажах игры. Но не каждый захочет убить 100 противников в рукопашную, чтобы открыть очередную биографию или концепт-арт.



Красиво, аж жуть.

Играть в CliveBarker’sJericho было бы не так приятно, если бы не графика и оформление уровней. Места, где проходят сражения с монстрами, отображают само творчество писателя, который известен, как большой любитель гротеска. Повсюду лежат тела мертвых, стены залиты кровью, несчастные бьются в страшных мучениях, вися на распятьях… Особенно хорошо удалась эпоха римской империи. Мраморные полы и статуи, фонтаны, и апогей величия – Колизей. В такой обстановке сражаться с мертвыми легионерами очень даже интересно. Мир игры интерактивным не назовешь, но CliveBarker’sJericho это не страшно. Возможность разрушить колонну пулеметной очередью геймплей не спасет. Графический движок игры, которым является столь популярный ныне UnrealEngine 3, выдает сочную и красивую картинку, детально прорисовывает каждый шрам на теле монстра. Игра поддерживает DirectX 10, при котором тени и освещение становятся еще мягче и динамичнее. Музыка и звук гармонично вписываются в эпоху, в которой находится Иерихон. К примеру, оказавшись во временах Второй Мировой, вы услышите маршевые композиции. Стоны жертв и рыки монстров подливают масла в огонь, заставляя игрока с осторожностью выглядывать из-за угла.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Разработчики сообщили, когда выйдет третий сезон игры по «Ходячим мертвецам
Изменения ветки советских ст
Тревор Филлипс — лучший протагонист GTA V?