Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Цель игры делай как я. Дидактические игры ко «Дню здоровья

Игра для детей — радость. С взрослением это уже радость победы и преодоления трудностей. К 5 — 6 годам у детей проявляется стремление действовать в играх быстрее, опережая соперников. Слишком часто использовать эстафеты и соревнования не стоит, чтобы интерес детей не притупился.

Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности

Веселые изменения

Дети делятся на две команды (по 7 — 10 чел.), встают в две шеренги друг напротив друга.

Варианты

1. Участники первой команды внимательно смотрят на играющих второй команды и отворачиваются. Дети второй команды меняют что-нибудь в своей одежде: кладут в карманы предмет (чтобы был виден), подпоясываются ленточкой, снимают обувь, берут в руки игрушки и т.п. Играющие первой команды поворачиваются и говорят, какие изменения произошли.

2. Участники первой команды внимательно смотрят на позы играющих второй команды и отворачиваются. Последние принимают новые позы. Участники первой команды поворачиваются, рассказывают и показывают, как раньше стоял (в какой позе) тот или иной игрок второй команды.

Примечание. При повторе игры команды меняются местами.

Смотреть и видеть

Воспитатель просит детей внимательно посмотреть вокруг себя (заметить, что их окружает, какие в комнате предметы, вещи, каковы их размер, расцветка, количество), затем задает вопросы и проверяет внимание и память играющих.

Воспитатель завязывает глаза одному участнику и задает вопросы. Например: «Какого цвета стены?», «Сколько здесь столов и стульев?», «Сколько стульчиков вокруг стола?», «Какой пол?», «Сколько дверей и окон в комнате?», «Нравятся ли занавески на окнах?», «Какого они цвета?», «Какие цветы на окнах, много ли их?» и т.п. В игре участвуют не более 3 — 4 детей. Воспитатель задает не более 2 — 4 вопросов.

Примечание. Игру начинают смелые дети, которые сами пожелали быть первыми. Повязка не должна долго находиться на глазах у детей. Дети будут спокойнее себя чувствовать, если завязать глаза сразу двум играющим. Нужно задавать по одному вопросу, если они легкие — по два.

Дети сидят на скамейке, слушают, наблюдают и про себя отвечают на вопросы — учатся.

Желательны небольшие подсказки, наводящие вопросы, таким образом формируется умение переключать внимание.

Зеркало

Дети встают в шеренгу. Воспитатель становится перед ними и показывает 6 — 8 фигур. Игроки внимательно смотрят и повторяют движения. Если участник сделает три ошибки, он встает в конец шеренги.

Варианты

1. Заключается договор, что нельзя делать ту или иную фигуру (руки в боки, наклон в сторону, наклон вперед, поднятая нога и т.д.). Воспитатель показывает их.

2. Играют команды. При совершении 3—5 ошибок играющий выбывает из игры. Побеждает команда, в которой останется больше детей.

Примечание. Начинать игру нужно с более легких фигур. Например: поднять руки вверх, вытянуть их перед собой, положить руки на пояс, приложить ладони к щекам.

Ближе к финишу

В 15 шагах от шеренги играющих воспитатель проводит линию, это финиш. Он встает около нее и командует: «Сделать три шага вперед». Дети идут к финишу, считая про себя шаги. Затем нужно сделать 5 (7) шагов. После выполнения нескольких команд воспитатель проверяет результаты. Должно быть пройдено всё расстояние. Воспитатель определяет самых внимательных и собранных.

Игра помогает сосредоточиться, укрепляет память и учит счету.

Примечание . Лучше играть небольшими группами — так легче проверять четкость выполнения задания и наблюдать за детьми. Счет до десяти. Дети вслух отсчитывают шаги. Таким образом внимание распределяется сразу на два действия: ходьбу и счет.

Светофор

Оборудование : 3 кружка из бумаги — зеленый, желтый и красный.

У воспитателя в руках 3 кружка из бумаги — зеленый, желтый и красный — «светофор». Дети встают в шеренгу, воспитатель перед ними. Он показывает зеленый кружок—дети топают («идут»); желтый—хлопают в ладоши (привлечение внимания); красный кружок — тишина.

Сначала нужно играть небольшими группами, а потом всей группой — будет очень весело.

Игры-подражания и игры-распознавания

Зайка

Дети - «охотнички» шагают друг за другом: ищут «зайку». Он прячется, его не видно. «Охотнички» приближаются к «зайке». Он убегает и говорит: «Вы, охотнички, скачите, на мой хвостик поглядите. Я не ваш, я ушел». «Охотничкам» остается только качать головой.

Сидит, сидит зайка,

Сидит зайка серый

Под кустом, под кустом.

Охотнички едут,

Едут, скачут в поле

Во пустом, во пустом.

— Вы, охотнички, скачите,

На мой хвостик поглядите.

Русская народная песня

При повторе игры «зайкой» становится другой ребенок.

Ястреб

Оборудование: игрушечный цыпленок.

Дети стоят кучкой. Один ребенок декламирует стихотворение. В стороне стоит «ястреб», у него игрушка — цыпленок. Дети кричат: «Кыш, злодей!» «Ястреб» выпускает цыпленка, а сам, взмахнув руками, «улетает» — отбегает в сторону.

Дети кричат вместе: «Цыпленок спасен! Ура!»

Ястреб, ястреб! Кыш, злодей!

Все кричите посильней,

Чтобы выпустил цыпленка

Злой разбойник из когтей!

Грузинская народная песня

Можно цыпленка заменить участником, он будет «цыпленком», которого спасают дети.

При повторе игры «ястребом» и «цыпленком» становятся другие играющие.

Диковинка

Дети образуют круг. В его центре дети - «звери»: «коза», «козел» и «козлята». За кругом стоит «совушка - сова», вертит головой, хлопает глазами и топает.

Дети, держась за руки, медленно шагают по кругу и поют песенку. Дети-«звери» показывают немые сценки, а «журавель» входит в круг, останавливается неподалеку и наблюдает.

Долгоногий журавель

На мельницу ездил,

Диковинку видел:

Коза муку мелет,

Козел засыпает,

А маленькие козленочки

Муку выгребают.

Совушка-сова,

Большая голова,

Из-за угла смотрит,

Головою вертит,

Глазками хлоп-хлоп!

Ножками топ-топ!

Русская народная песня

При повторе игры «журавлем», «козой», «козлом», «козленочка- ми» и «совушкой-совой» становятся другие играющие.

Игры на развитие точности движений рук

Прищепки на веревку

Оборудование : разноцветные прищепки, веревка.

На высоте около 1 м от пола воспитатель протягивает веревку. Дети делятся на две команды, которые строятся в колонну. Первые игроки команд получают по три бельевые прищепки. По сигналу они бегут к веревке, закрепляют прищепки и встают в конец колонны. Вторые участники снимают прищепки, передают их следующим игрокам и встают в конец колонны. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все члены команды. Если ребенок уронил прищепку, он должен ее поднять и закрепить. Побеждает команда, первой закончившая игру и уронившая меньше прищепок.

Примечание . У команд прищепки разного цвета.

Ленточки и пальчики

Оборудование : веревка, разноцветные ленточки.

Дети делятся на три команды, садятся на скамейку. В 4 — 5 м от них протянута веревка. От количества детей в одной команде зависит число привязанных к веревке ленточек. По сигналу все играющие первой команды подбегают к веревке, завязывают на ленточках бантики (некрепкие узелки) и возвращаются на место. Затем к веревке бегут дети второй команды. Они развязывают бантики и возвращаются. Следом за ними бегут участники третьей команды. Они завязывают бантики и возвращаются. Участники каждой команды за время игры по одному разу завязывают и развязывают ленточки.

Побеждает команда, которая быстрее и аккуратнее завяжет и развяжет бантики.

Вариант. Каждая команда имеет свой цвет. На веревке привязаны разноцветные ленточки. Число ленточек определенного цвета зависит от количества детей в данной команде. По сигналу один (два) игрок каждой команды подбегает (подходит) к веревке, находит ленточки своей команды, завязывает бантики и возвращается на место. За ним бегут следующие участники, завязывают бантики на ленточках своей команды. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все члены команды.

Побеждает команда, первой закончившая игру.

Примечание. На усмотрение воспитателя вместо трех команд могут играть две. Если дети не устали, игра продолжается — бантики надо развязать.

Горох и фасоль

Оборудование: горох, фасоль, коробки.

Воспитатель приносит коробку, в которой перемешаны горох и фасоль. Она объясняет, что нашла ее у дверей. Голуби обратились к ней за помощью. Они любят клевать горох, но кто-то его смешал с фасолью.

Воспитатель. Дети, давайте все дружно поможем птицам и отделим горох от фасоли. Горох отдадим голубям, а фасоль отправим на кухню, чтобы сварить фасолевый суп.

Горох и фасоль нужно высыпать на стол. Дети принимаются за работу. Воспитатель кладет разделенные горох и фасоль в две коробки.

Игры на развитие координации

Сквозь обручи

Оборудование: обручи.

Дети делятся на две команды. Участники одной команды получают обручи и перед собой образуют из них ряд. Играющие второй команды проползают через все обручи. Затем команды меняются местами.

Побеждает команда, которая аккуратнее и без ошибок преодолеет туннель из обручей.

Синички и веселый кот

В середину нарисованного круга встает «веселый кот», за чертой круга прыгают дети - «синички». «Коту» очень хочется поиграть с синичками, а птички боятся «усатого-хвостатого». Дети - «синички» начинают впрыгивать в круг и выпрыгивать из него, а «кот» старается поймать (осалить) «синичек», когда они в кругу. Пойманную «синичку» отводит в середину круга. «Кот» устал и не хочет играть с «синичками». Игра закончилась.

Вариант. «Кот» поймал «синичку», когда она впрыгнула в круг. Теперь пойманная «синичка» становится «котом», а «кот» — «синичкой». Игра продолжается с новым «котом».

Синичка и девять кошек

Воспитатель. Давайте поиграем и спасем синичку от девяти кошек. Бывают кошки, от которых не спасется ни одна птичка, а бывают такие синички, которые не боятся кошек.

Девять детей — «кошки», один — «синичка». Все встают в круг. Воспитатель. Видите, как внимательно кошки смотрят на птичку, они хотят ее съесть. Но мы ей поможем. Мы будем удалять каждого четвертого (считая «кошек» и «синичку») из круга и удалим всех «кошек», а «синичка» останется. Вы все умеете считать. Считаем: раз, два, три, четыре. Я покажу, откуда начинаем считать. Дети считают с шестой «кошки» от «синички».

Примечание . Воспитатель выбирает себе помощника, чтобы он считал. В ходе игры можно менять помощников. Если помощник будет ошибаться, его нужно поправлять, но из игры не удалять.

Не сбить кегли

Оборудование: кегли.

Воспитатель делает коридор из кеглей шириной 70 см. Нужно пройти по нему, не сбив ни одной кегли. Перед входом в коридор следует сделать один поворот. Можно играть и группой, и командами.

Побеждает команда, прошедшая быстрее по коридору и не уронившая ни одной кегли.

Варианты. Пройти по коридору с поднятыми руками, положив руки на затылок; с кеглей в руке; проходя по коридору, забрать по кегле с обеих сторон.

Игра на развитие глазомера

Внимание, мяч

Оборудование : мячи.

Дети строятся в две шеренги напротив друг друга на расстоянии 2—4 м. У каждого играющего первой шеренги в руках мяч. Первый играющий толкает и направляет его к играющему, стоящему напротив. Затем следующий из первой шеренги направляет мяч к играющему напротив. Так продолжается до тех пор, пока все мячи не окажутся у детей второй шеренги. Теперь игроки второй шеренги по порядку толкают и отправляют мячи к детям первой шеренги. Так продолжается до тех пор, пока мячи не вернутся к первым игрокам. Игра сложна, но очень захватывает детей.

Подвижные игры

Мяч по дорожке

Оборудование: 2 веревки (длиной 3 — 4 м, шириной 70 — 100 см), мячи. Игра проводится группой или командами. Из двух веревок делают дорожку шириной 70 — 100 см и длиной 3 — 4 м (при участии двух команд — две дорожки).

Дети, ударяя мячом об пол, проводят мяч вперед и обратно по дорожке и передают его следующему играющему. Мяч не выходит за пределы дорожки. После каждого удара его нужно ловить двумя руками. Если ребенок уронил мяч, он должен его поднять и продолжить игру. Побеждает команда, первой закончившая игру.

Заяц и лиса

Дети делятся на группы (по 3 — 4 чел.). Взявшись за руки, они образуют круг — «нору». Один ребенок садится в круг, это «заяц». Водящих двое: «лиса» и «заяц». «Лиса» старается догнать «зайца». Его спасение — запрыгнуть в «нору». Как только в нее забежит «заяц», сидящий в «норе» выбегает. «Лиса» преследует уже этого «зайца». Если «лиса» поймает «зайца», они меняются ролями, «лисой» становится пойманный «заяц». Игра продолжается с другой «лисой».

Бегом на скамейку

Оборудование : скамейка.

Дети встают по разные стороны скамейки. Количество играющих должно быть на одного больше, чем мест на скамье. По сигналу дети бегут и стараются сесть верхом на скамью. Расстояние до скамейки 3—5 м.

Кто остался без места, по желанию детей что-нибудь исполняет, например, танцует, поет, прыгает, кружится, читает стихотворение, смеется и т.п.

Только парами

Одна пара детей берется за руки, это водящие. Остальные разбегаются. Водящие стараются их поймать. Пойманным считается тот, вокруг которого игроки сомкнули руки, т.е. образовали кольцо. Пойманный не должен вырываться или проскальзывать под сомкнутыми руками. Он временно выбывает из игры. Если пойман еще играющий, образуется вторая пара водящих, которая также ловит убегающих. Пойманные составляют новые пары водящих. Игра заканчивается, когда водящие поймают всех участников.

Через обруч

Оборудование : 3 — 5 обручей.

Дети встают в колонну. Воспитатель кладет 3—5 обручей на расстоянии 50 см друг от друга. Играющий подходит к обручу, поднимает его над головой, пропускает через себя, кладет на пол и переходит к следующему обручу. Пройдя через все обручи, он встает в конец колонны. Следующий играющий делает то же, что и первый. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети.

Примечание. Требуется осторожность: меньше спешки при передвижении обруча.

Прыжок через канаву

Оборудование: 2 веревки.

«Канава» — это 2 веревки, расположенные друг от друга на таком расстоянии, чтобы дети могли ее перепрыгнуть или перешагнуть. Играющие по очереди с разбега перепрыгивают или перешагивают через нее. «Канаву» нельзя задевать.

Вариант. Можно сделать две «канавы». Дети с разбега перепрыгивают через первую и следом через вторую.

Примечание. Веревки можно заменить двумя начерченными линиями.

Игры ко «Дню здоровья»

Дидактическая игра «Назови предметы»

Цель: закрепить знания о предметах, необходимых для работы врача. Ввести в активный словарь слова из медицинской терминологии.

Ребята, посмотрите на эти предметы и скажите, как они называются. (Термометр, шприц, вата, бинт, фонендоскоп, таблетки, грелка, зеленка, пинцет, массажер).
А знаете ли вы, человеку какой профессии необходимы эти предметы? Врачу. Что делает врач? Лечит, следит за нашим здоровьем, делает прививки, массаж, взвешивает и т. д.)

Дидактическая игра «Скажи, что делают этими предметами»

Цель: Активизировать в речи детей глаголы и употребление с ними существительных.

Скажите, как врач использует эти предметы?
Что делает врач шприцем? Делает уколы.
Что делает врач термометром? Измеряет температуру.
Что делает врач ватой? Смазывает кожу перед уколом.
Что делает врач зеленкой? Смазывает царапину.
Что делает врач бинтом? Перевязывает рану.
Что делает врач массажером? Делает массаж.
Что делает врач фонендоскопом? Слушает дыхание и биении сердца.
Что делает врач грелкой? Прогревает больное место.
Что делает врач пинцетом? Достает занозы.
Что делает врач пластырем? Заклеивает мозоли.

Дидактическая игра «Найди различия»

Цель: развивать произвольное внимание, наблюдательность, закрепить умение различать и называть цвета.

Взгляните на эту картинку. Кто на ней изображен? Врач. Как вы думаете, почему у врачей халаты белого цвета? Если халат испачкается, на белом сразу будет заметно, и халат постирают. А на этой картинке кто изображен? Тоже врач. Одинаковые ли эти картинки? Эти картинки очень похожи, но все-таки не одинаковые. Ваша задача найти различия.

Дидактическая игра «К какому врачу пойдем?»

Цель: Упражнять детей в понимании пиктограмм, различении выражений лица и сопоставлении их с чувствами и эмоциями. Учить говорить сложными предложениями.

Ребята, посмотрите на эти лица. (Показ пиктограмм). К какому из этих врачей пошел бы ты? Почему? (К доброму, ласковому, веселому, внимательному, заботливому). Как вы поздороваетесь и представитесь врачу? Здравствуйте, меня зовут …, а беспокоит меня …

Дидактическая игра «Витамины – это таблетки, которые растут на ветке»

Цель: Расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах.

Ребята, помочь сохранить здоровье и заболеть можно с помощью витаминов. Кто-нибудь из вас принимал витамины? Витамины делают наш организм крепким и здоровым, не поддающийся болезням. Но витамины бывают не только в таблетках, они еще растут на ветках. Очень много витаминов содержится в ягодах, фруктах и овощах.
Назовите, какие вы знаете фрукты? Овощи? Ягоды?

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Цель: развивать вкусовой анализатор, закрепить знания о фруктах, овощах, ягодах.
(Детям предлагается закрыть глаза, определить по вкусу и назвать то, что они съели).

Дидактическая игра «Узнай по запаху»

Цель: развивать у детей обоняние. Познакомить с ароматерапией.

Некоторые растения помогают человеку не только, когда он их проглотит. Есть такие растения, которые помогают даже своим запахом. Мы с вами делали чесночные кулоны (резаный чеснок в пластиковом яйце от Киндер-сюрприза с отверстиями, на ленточке). Запах чеснока защищает от гриппа и простуды.
Вот мята. Ее запах восстанавливает силы, помогает справиться с кашлем.
А это лаванда. Ее запах помогает уснуть.
Это кожура любимого вами фрукта. Какого? Апельсина. Ее запах поднимает настроение, улучшает аппетит.
Это хвоя какого растения? Сосны. Ее запах успокаивает и помогает справиться с кашлем.
Это комнатное растение вам знакомо. Как оно называется? Запах герани устраняет беспокойство, повышает работоспособность, внимание.
(Детям предлагается определить некоторые растения по запаху).

Дидактическая игра «Наполни баночку витаминами»

Цель: развивать мелкую моторику кистей рук, учить располагать изображение равномерно по всей поверхности.

Детям предлагается нарисовать «витамины» – кружочки с помощью трафаретной линейки. Можно налепить пластилин на картон, вырезанный в форме баночки, а сверху надавливанием заполнить горошинами – «витаминами».

Дидактическая игра «Делаем зарядку»

Цель: учить детей пользоваться рисунком-схемой.

Все мы скажем «нет» простуде.
Мы с зарядкою дружны.
Упражненья делать будем,
Нам болезни не страшны.
Ребята, будем делать зарядку по этим рисункам-схемам.
(В соответствии с показанной схемой, дети выполняют упражнение).

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Дети закрывают глаза, педагог или названный ребёнок выставляет домик на демонстрационное поле и выкладывает рядом с ним картинку насекомого. По указанию дети открывают глаза, отыскивают домик, выставляют на индивидуальный фланелеграф (порядок выкладывания домиков – снизу вверх

Дидактическое упражнение.«Расскажи, как пройти».

Педагог предлагает детям помочь Мухе – Цокотухе пригласить гостей и рассказать, как к ней «пройти» по игровому полю стрекозе, жуку, и т.д.

Создание проблемной ситуации педагогом: «Надо ли приглашать паука?» (Выслушивает рассуждения детей.)

Дидактическое задание. «Нарисуй путь насекомого»

Педагог предлагает каждому ребёнку описать понравившееся насекомое: как передвигается, спасается от врагов, где живёт. И после этого ребёнок рисует путь – схему своего насекомого к домику Мухи – Цокотухи.

Дети, быстро справившиеся с заданием, работают с лабиринтом «Кто, что подарил Мухе – Цокотухе?».

Педагог уточняет с детьми, каких насекомых приглашала Муха – Цокотуха в гости и предлагает детям в свободное время, дома правильно раскрасить «портреты» гостей Мухи – Цокотухи (по выбору детей).

Итог занятия.

Домашнее задание.

1. Творческое задание «Раскрась насекомых и дай им название».

2. Выучить наизусть понравившиеся отрывки о насекомых из сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха».

Занятие № 25 «Кто живёт в Цветочном городе?»

Программные задачи:

1. Учить выделять пространственные признаки, правильно использовать эталоны цвета при описании цветочных растений.

2. Упражнять в соотнесении формы частей цветочных растений с эталоном формы.

3. Формировать представления о том, что человек – часть природы. Он должен беречь её и ухаживать за ней.

Словарная работа:

Предметы: тюльпан, нарцисс, георгин, незабудка, роза, флоксы, бархатцы, ромашка, одуванчик, василёк, подорожник, ландыш, подснежник, бальзамин, герань, фуксия, лилия, фиалка.

Признаки: лесной, садовый, луговой, комнатный.

Действия: растут, выросли, вырастут; посадить, сажать.

Материал к занятию

Демонстрационный материал: большой конверт с иллюстрациями цветов – тюльпан, нарцисс, георгин, незабудка, роза, флоксы, бархатцы; ромашка, одуванчик, василёк, подорожник; ландыш, подснежник; бальзамин, герань, лилия, фуксия, бегония, фиалка; круги по насыщенности оттенка цвета (красный, жёлтый, синий).

Раздаточный материал: цветы в горшочках по величине, стилизованное изображение цветов для фланелеграф.

Предварительная работа:

1. Просмотр мультфильма «Незнайка в цветочном городе»

2. Составление букетов из живых цветов

3. Составление описательных загадок о цветах.

Ход занятия.

Организационный момент. Педагог показывает детям большой конверт, в котором лежат картинки с изображением цветочных растений, обращает внимание на адрес – Цветочный город. Предлагает детям узнать, кто живёт в Цветочном городе?

Основная часть. Выслушивает ответы детей и раздаёт портреты жителей Цветочного города (по 4 карточки с изображением цветов: растения леса, луга, сада, комнатные цветы).

Как вы думаете, кто из жителей Цветочного города живёт на улице с названием «Лесная»? (Ландыш, подснежник, фиалка)

Садовая»? (Тюльпан, нарцисс, георгин, роза, флоксы, бархатцы)

Луговая»? (Ромашка, одуванчик, василек, подорожник)

Разместите жителей в домиках (улицы размечены полосами и обозначены символическими значками на демонстрационном фланелеграф).

А кто может проживать на улице «Комнатных растений»?

Где в группе можно найти подсказку? (В уголке природы)

Называйте по порядку». (бальзамин, герань, лилия, фуксия, бегония, фиалка)

Педагог указывает детям на заранее расставленные в уголке природы комнатные цветы, дети по очереди называют их и проходят к столам.

Дидактическое упражнение «Разложи цветы по величине».

Педагог рассказывает детям. «В Цветочном городе есть улица с очень интересным названием «Растишка». Как вы думаете, почему её так назвали?» (Цветы - это растения. Они растут.)

Педагог предлагает детям: «Посадите «цветы» на улице Растишка от самого маленького до самого большого». Дети выполняют задание на индивидуальных фланелеграф. Педагог предлагает рассказать детям как они «рассадили» цветы на улице Растишка (называние предметов классификационного ряда по величине – из шести предметов от самого маленького до самого большого).

Физкультурная минутка. «Подскажи словечко». Игра-имитация на движение.

Вырос маленький цветочек сидят на корточках

Называется … (росточек) медленно встают

Посадили семена показ действий – движений

И теперь нам не до сна.

Будем мы их поливать

Сорняки выдёргивать.

Подрыхлим и там и тут повороты

И потом цветы наши … (вырастут) туловища

На полянке там и тут с отведением рук

Новые цветы … (растут). в стороны

Все цветы росли, росли потягивание вверх

И большими … (выросли). за вытянутыми руками

Дидактическая игра «Кто быстрее соберёт цветы?».

Педагог продолжает. «В Цветочном городе есть очень красивый проспект – широкая улица – «проспект Букетов». Как вы думаете, чем должна быть украшена главная улица Цветочного города?». Педагог выставляет красивые вазоны – красного, жёлтого, синего цветов – в шахматном порядке и предлагает детям: «Помогите украсить проспект букетами из этих цветов».

Раздаёт детям на двоих по 5-6 кругов разного оттенка каждого цвета, выкладывая от самого тёмного до самого светлого по кругу. Показывает образец и предлагает детям по очереди назвать в обратном порядке (называние предметов в классификационном ряду по насыщенности оттенка).

Элементы соревнования: дети каждой пары по очереди выкладывают цветы от самого светлого до тёмного, кто быстрее, на демонстрационном фланелеграф.

Зрительная гимнастика. Дети сидя за столами прослеживают взглядом по указанию педагога за букетом определённого цвета на демонстрационном фланелеграф (жёлтый букет, красный, синий;, красный, синий; и т.д.)

Дидактическое упражнение «Обведи и дорисуй вторую половину». Педагог обращается к детям.

«В Цветочном городе есть большая площадь Жители Цветочного города просят вас придумать для неё название. Педагог выслушивает ответы детей и выбирает с детьми самое интересное название. «В центре этой площади расположена самая красивая клумба с цветами. Посмотрите на фотографии этой клумбы, вам они нравятся?».

Дети рассматривают карточку с контурным изображением половины цветка, 6 разных цветков составлены из геометрических форм (лепестки круглой, овальной, треугольной, ромбовидной формы)

Отмечают, что нет второй половины цветка и изображение цветов не цветное.

Педагог предлагает детям дорисовать цветы (через кальку) и сделать дома эту «фотографию» цветной.

Дидактическая игра «Сделай так, как я скажу».

Педагог рассказывает «В Цветочном городе каждый год проходит парад цветов (карнавал цветов). Хотите поучаствовать в нём?».

Дети выполняют задания на ориентировку в пространстве по словесному указанию педагога: «Возьмите в левую руку красный цветок, а в правую – синий. Поднимите правую руку вверх, а левую уберите за спину и т.д.».

В конце педагог задает детям вопрос. «Кто живёт в Цветочном городе, от кого мы получили письмо?». Благодарит детей за работу на занятии.

Итог занятия.

Домашнее задание.

1. Придумать волшебную сказку о цветочных растениях.

2. Нарисовать рисунки к своей сказке.

Список литературы

1. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. – Воронеж, 2005.

2. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью (старшая группа). – М., 2004.

3. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. - С-Пб., 2003.

4. Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. – М., 2000.

5. Волчкова В. Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в средней группе детского сада. – Воронеж, 2004.

6. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. – Воронеж, 2004.

7. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – М., 1990.

8. Громова О.Е. и др. Стихи о временах года и игры. – М., 2005.

9. Дыбина О.В. Что было до … – Москва, 2002.

10. Дыбина О.В. , Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – М., 2004.

11. Киселёва О.И. Живой родник. – Северск, 2002.

12. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М., 2005.

13. Комратова Н.Г., Грибова Л. Ф. Мир, в котором я живу. – М., 2005.

14. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной к школе группе. – М., 1998.

15. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Зима. – М., 2002.

16. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – С-Пб., 2003.

17. Мазерина Т. Б. Развитие познавательных процессов ребенка в играх, тренингах, тестах. – Ростов-на-Дону, 2002.

18. Нефёдова К.П. Транспорт. Какой он? – М., 2004.

19. Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции./Под ред. Л.И. Солнцевой. – М., 1990.

20. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – М., 1985.

21. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М., 1990.

22. Плаксина Л.И. Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. – М., 1998.

23. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М., 2003.

24. Прохорова Л.Н. Путешествие по Фантазии. – С-Пб., 2003.

25. Синицына Е. Умные занятия. – М.,1998.

26. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по темам «Домашние животные», «Дикие животные средней полосы России» – М., 2004.

27. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. – М., 2003.

28. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году? – М. 2001.

Занятие по развитию памяти у дошкольников 6-7 лет

Описание работы: данная программа будет полезна в первую очередь педагогам-психологам и воспитателям детского сада при работе с детьми начиная со старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Занятиям предшествует психологическая диагностика зрительной и слуховой памяти. Цель программы: максимально содействовать развитию памяти как познавательного процесса у детей дошкольного возраста
Задачи:



Программа призвана обеспечить:



Принципы построения программы:



Методология:

Цель: максимально содействовать развитию памяти как познавательным процессом у детей
Задачи:
1. развитие произвольного запоминания как основы познавательной сферы у дошкольников;
2. развитие оперативной, краткосрочной памяти у ребенка;
3. развитие опосредованного запоминания у ребенка.
Программа призвана обеспечить:
1. познавательное развитие ребенка;
2. создание условий для развития личности ребенка, его способностей;
3. оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления.
Принципы построения программы:
1. Доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;
2. Систематичность и последовательность в проведении коррекционной работы;
3. Личностно-ориентированный подход к детям.
Программа предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с различными подгруппами детей, учитывает их возрастные и психо-физиологические особенности.
Занятия проводятся один раз в 2 дня.

Тематическое планирование коррекционной-развивающей работы с детьми:

Занятие 1.





Подвижная игра «Кукловод»


Цель: развитие навыков зрительной памяти



Занятие 2.

Малоподвижная игра "Опиши соседа"
Цель: развитие навыков зрительной памяти


Цель: развитие навыков зрительной памяти
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц (блоки Дьенша), в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.


Цель: развитие навыков опосредованного запоминания
Веселый праздник; Радость; Темный лес; Болезнь; Отчаяние; Быстрый человек; Смелость; Печаль; Глухая старуха; Теплый ветер


Цель: развитие навыков зрительной памяти

Дидактическая игра «Найди отличия».
Цель: развитие навыков зрительной памяти развитие навыков опосредованного запоминания
Детям показываются два почти одинаковых рисунка и просят найти, чем один рисунок отличается от другого. Затем одна из карточек убирается. Задача ребенка: вспомнить, что было изображено на первой карточке.

Занятие 3.

Дидактическая игра «Подбор парных картинок»
Цель: развитие навыков опосредованного запоминания
Каждый участник получает по 4 карточки, на которых изображены разные предметы. Дети внимательно рассматривают и затем переворачивают их вниз рисунком. Ведущий открывает одну из своих карточек. Задача детей: вспомнить и открыть карточку с таким же изображением.

Малоподвижная игра "Фотоаппараты"
Цель: развитие навыков зрительной памяти

Игра проводится с группой детей. Выбирается один человек, внешний вид которого дети должны запомнить. Затем он выходит из комнаты и что-то изменяет в своей внешности (взрослый может помогать ребенку). После чего он возвращается и дети должны найти отличие.

Дидактическая игра "Осознание визуального материала".
Цель: развитие навыков зрительной памяти
Для этого упражнения потребуются листок бумаги, карандаши и секундомер. На рисунке, приведенном ниже, представлены 12 изображений. Детям предлагается рассмотреть рисунки первой строки, закрыв остальные листом бумаги, чтобы они не отвлекали внимание. Спустя 30 сек попросить их закрыть целиком всю страницу и нарисовать по памяти предметы первой строки. Затем предложить им сравнить, насколько их рисунки


Дидактическая игра Пробуждение "чувства деталей".
Цель: развитие навыков зрительной памяти

Перейти от конкретных изображений к абстрактным. Предложить детям для начала четыре абстрактные фигуры.


Каждую из них дети должны рассматривать в течение минуты, закрывая при этом остальные, чтобы не отвлекать внимание. Затем попросить ребят мысленно представить себе эти фигуры во всех деталях и по памяти начертить каждую на бумаге.

Дидактическая игра «Сделай, как я»
Цель: развитие навыков опосредованного запоминания

Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 палочек. Один, ведущий, выкладывает из 6 палочек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру. Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.

Занятие 4.


Цель: развитие навыков опосредованного запоминания


В качестве предварительной тренировки можно предложить детям сначала описывать вслух вызываемые при помощи чувств образы затем переходить к работе "только в уме".

Подвижная игра «Кукловод»
Цель: развитие двигательной памяти.
Взрослый-"кукловод" завязывает глаза ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д. Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить "куклу", согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.

Дидактическая игра «Лото»
Цель: развитие навыков опосредованного запоминания
Ребенку предлагается запомнить предметы, изображенные на 3-4 картинках, и назвать их по памяти. Затем он должен отыскивать их изображение на 10-12 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных. Возможно использование для узнавания букв или цифр, применяя специально изготовленные карточки или кассу букв и цифр. Постепенно количество запоминаемых картинок можно увеличивать.

Дидактическая игра «Что изменилось?»
Цель: развитие навыков зрительной памяти
Перед детьми ставится 6-7 игрушек. Дается сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время убирается одна игрушка или меняются местами. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

Дидактическая игра «Найди отличия».
Цель: развитие навыков зрительной памяти
Детям показываются два почти одинаковых рисунка и просят найти, чем один рисунок отличается от другого. Затем одна из карточек убирается. Задача ребенка: вспомнить что было изображено на первой карточке.

Занятие 5.

Дидактическая игра "Оживление".
Цель: развитие навыков опосредованного запоминания
Ребенку предлагается стать волшебником, способным оживлять при помощи волшебной палочки все, что угодно. Например, он касается в своем воображении предмета, и тот оживает, затем "волшебник" рассказывает всем, что он видит; после роли меняются. Можно предложить детям представить себе какого-либо зверя, животное. После того, как образ создан, попросить их "оживить" картинку, т.е. чтобы животное начало двигаться, жить своей жизнью в воображении. Дети рассказывают друг другу про своих зверей. Затем подводятся итоги, чей рассказ оказался самым интересным.

Дидактическая игра "Цепочка слов".
Цель: развитие навыков зрительной памяти
Перед ребенком раскладывают 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т.д.). Ребенку говорят: "Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону". Затем читается первое слово. После того, как ребенок отложит картинку, читается второе слово и т.д. Далее он должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы.
Примерный набор слов: пожар, завод, корова, стул, вода, отец, кисель, сидеть, ошибка, доброта и т.д.

Дидактическая игра "Запоминание слов".
Цель: развитие навыков аудиальной памяти
Попросить детей запомнить несколько логически не связанных слов. Начать с 10 слов, например: дерево стол река корзина расческа мыло ежик резинка книга солнце

Эти слова надо связать в рассказ: "Представьте зеленое красивое ДЕРЕВО. Из него начинает расти в сторону доска, из доски вниз опускается ножка, получается СТОЛ. Приближаем свой взгляд к столу и видим на нем лужу, которая стекает вниз, превращаясь в целую РЕКУ. Посередине реки образуется воронка, которая превращается в КОРЗИНУ. Корзина вылетает из реки на берег. Вы подходите, отламываете один край - получается РАСЧЕСКА. Вы берете ее и начинаете расчесывать свои волосы, а затем мыть их МЫЛОМ. Мыло стекает, и остаются волосы, торчащие ЕЖИКОМ. Вам очень неудобно, и вы берете РЕЗИНКУ и стягиваете ею волосы. Резинка не выдерживает и лопается. Когда она падает вниз, разворачивается по прямой линии и превращается в КНИГУ. Вы открываете книгу, а из нее прямо вам в глаза ярко светит СОЛНЦЕ"
Сначала дети пытаются представить рассказ, составленный взрослым, затем практикуются сами, придумывая рассказ (используются другие слова) и делясь им друг с другом. На заключительном этапе - взрослый диктуете слова, а они, самостоятельно воображая, запоминают их.

Дидактическая игра «Снежный ком»
Цель: развитие навыков опосредованного запоминания
Первый играющий называет любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему какое-нибудь свое. Следующий называет по порядку названные до него слова и добавляет к ним свое слово и т. д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Занятие 6.

Дидактическая игра «Художник»
Цель: развитие навыков опосредованного запоминания
Взрослый говорит детям: "Попробуйте к каждому из названных мной слов сделать какой-либо рисунок".
Ветер Грусть Солнечный день Болезнь Плакающий мальчик Смелый поступок Дождливый день Хороший пловец Больной укол Красивая прическа

Дидактическая игра "Пуговица".
Цель: развитие навыков зрительной памяти
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц (блоки Дьенеша), в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.


Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Дидактическая игра «Собери урожай»
Цель: развитие навыков зрительной памяти
Детям показывают набор парных картинок, перемешивают и раскладывают вниз рисунком, образовывая прямоугольник. Играющие по очереди открывают и переворачивают по две карточки, называя, что на них изображено. Если рисунки разные, то карточки возвращают на место. Если встречаются парные карточки с изображением одного и того же предмета, играющий забирает их себе. Задача детей: вспомнить, где лежат парные картинки, постараться найти и открыть их. Побеждает тот, кто наберет больше парных карточек.

Малоподвижная игра "Опиши соседа"
Цель: развитие навыков зрительной памяти

Взрослый вместе с ребенком выбирает знакомый обоим предмет, человека…все, что угодно. И нужно припомнить как можно больше отличительных его свойств, признаков. Называть можно по одному признаку, по очереди. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить что-нибудь об этом предмете, когда будет его очередь.

Дидактическая игра "Осознание словесного материала"
Цель: развитие навыков зрительной (аудиальной)памяти

Ведущий говорит: "Сейчас я буду читать (показывать) (в зависимости от тренируемого типа памяти) слова, услышав (увидев) каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т.п. Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно".


В качестве предварительной тренировки можно предложить детям сначала описывать вслух вызываемые при помощи чувств образы затем переходить к работе "только в уме".

Хитрые классики: настольная речевая игра для обучения грамоте, развития речи детей и подготовки к школе – своими руками. Правила игры. Варианты игры.


Идея игры пришла ко мне, когда я вела группы подготовки детей к школе. Делюсь ей с Вами. В игру можно играть с детьми старшего дошкольного возраста и школьного возраста, но правила и задания в ней будут различны для разных возрастов детей. Когда ребенок вырастет – в аналогичную игру можно играть со словами на иностранном языке.

«Хитрые классики»: настольная речевая игра своими руками. Правила игры. Варианты игры.

Что это за речевая игра «Хитрые классики» и что она нам даёт?

Постоянно общаясь с детьми и ведя занятия и игры с ними, я знаю, насколько трудно иногда даются детям задания по анализу слов, предложений, звуков. И насколько легко они делают эти же задания в настольной или подвижной игре. В игре в «Хитрые классики» ребенок увлечен игровой задачей и с удовольствием решает учебные задачки. А заодно потренируется и поупражняется в нужных умениях.

Игру можно в полном объеме использовать с детьми шести лет и старше, в более легком варианте (индивидуальная игра «взрослый + ребенок») — с пяти лет.

Задача игроков – первыми допрыгать до конца классиков (передвинуть свою фишку). Чтобы сделать один ход (передвинуть свою фишку на одну клеточку), нужно выполнить задание. Игроки по очереди бросают кубик или карандаш с гранями и смотрят, что за цифра на нем выпала. Значит, столько слов нужно будет придумать. Какие же это будут слова? Чтобы это определить делаем снова выбор на удачу: для этого либо вытаскиваем карточку с заданием из мешочка или из коробки, или бросаем кубик с заданиями.

Например, ребенок бросил кубик и на нем выпало 2 точки. Значит, ему надо будет придумать 2 слова (сколько точек – столько слов надо будет придумать). Какие это слова? Чтобы узнать, бросаем кубик с заданиями. Что же на нем выпало? Видим на верхней грани такую картинку – схема слова из 3 слогов. Значит, малышу нужно придумать слова из трех слогов. Малыш называет два слова (сколько точек выпало ему в игре) из 3 слогов. Например: малина, машина, Марина. Если он придумывает правильно эти слова – то он передвигается на одну клеточку вперед. Если ошибается или не может придумать – то остается на месте.

Как сделать эту настольную речевую игру более интересной для ребенка?

Идея 1. Плюс самодельной игры в том, что задания можно каждый раз менять, и это будет сюрпризом для ребенка и будет вызывать его интерес к игре. Дети 5-7 лет очень любят сюрпризы и разнообразие. Им очень интересно, что же ждет их в мешочке с заданиями на этот раз или какой кубик с заданиями им дадут.

Идея 2. Вводите иногда в игру пустые карточки без задания – это всегда вызывает радость и восторг — можно передвинуть фишку вперед просто так, а малыш этого никак не ожидал! В игре с группой из 2-3 детей можно ввести 2-3 такие фишки. А иногда играть без них. Иногда когда ребенок вытаскивает такую фишку, то все очень удивляются. А когда второй ребенок еще раз вытаскивает пустую фишку – бурный восторг! Окызывается, не всё пропало. Если «счастливая фишка» уже вышла из игры – не факт, что она была единственной. Может быть, и тебе тоже повезет:).

Идея 3. Введите в игру серые фишки – сделай ход назад. Для этого либо вводим несколько таких карточек в карточки с заданиями. Либо делаем одну грань кубика с заданиями серой.
«Серый цвет – хода нет!» Дети легко запоминают это правило! Неприятно, но приходится подчиниться правилу и идти на шаг назад, ведь это правило игры. Оно идет не от взрослого, поэтому не вызывает протеста – оно идет от самой игры – « так принято».

Такие серые запрещающие фишки учат малыша управлять своим поведением – учат очень легко и в очень доброжелательной форме. Не всегда будет в жизни так, как мы хотим и иногда надо отступить на шаг назад. Это не трагедия – это просто игра. И этому жизненному умению также учит эта игра. Такие фишки можно вводить в возрасте старше 5 лет.

Я всегда использую в игре и серые фишки, и пустые фишки – «счастливые». Это вводит в игру интригу и дополнительно мотивирует детей играть в нее.

Идея 4. Используйте самые разные учебные задания на те упражнения, которые Вам нужно провести с ребенком, чтобы закрепить его знания и умения. Варьируйте их. Детям будет интересно узнать, во что они будут играть в этот раз и что их ждет.


Примеры заданий для разных вариантов этой игры:

Первый вариант игры: мягкий – твердый согласный.

Придумываем с детьми в игре слова, которые начинаются с определенного звука. Тогда на кубике или карточке у Вас будет нарисованы картинка. С какого звука начинается название предмета на картинке – с такого звука мы и будем подбирать слова. Например, если ребенку на кубике с цифрами выпала цифра три (значит, надо будет придумать три слова), а на кубике с заданиями – картинками — картинка «Мишка», то анализируем это слово: мьььььишка. Первый звук — мь, мягкий согласный. Значит, надо придумать три слова, начинающихся со звука мь. Например, мяч, Мила, мёд, мюсли, медведь.

Если ребенку выпал на первом кубике с точками или цифрами цифра один, а на кубике с заданиями картинка с топором, то тогда проговариваем слово: Топор. Первый звук – т. Нужно придумать еще одно слово, начинающееся со звука Т. Например, транспорт.

Второй вариант игры: сколько слогов в слове.

Рисуем на кубике с заданиями слоговые схемы слов (сколько «лодочек» — столько слогов в слове). Например, на карандаше выпало 4 точки – значит, надо будет придумать 4 слова. Какие слова? Выбираем на удачу задание – бросаем кубик с заданиями (или вытаскиваем карточку из коробки с закрытыми глазами). Смотрим – на карточке нарисованы «две лодочки» — два слога. Значит, надо придумать 4 слова из 2 слогов. Прохлапываем слова – проверяем (можно слова и «прошагивать»: один шаг = один слог). Придумали: мама, щенок, совок, метла, лего.

Третий вариант игры: придумай предложений из определенного количества слов.

На кубике с заданиями нарисованы схемы предложений. Например, ребенок бросает кубик с цифрами или точками, и выпадает цифра 3. Значит. Надо будет придумать три разных предложения. На втором кубике с заданиями ему выпадает схема предложения из 3 слов. Ребенок придумывает (можно подсказывать идеи): Мама пришла домой. Медведь спит зимой. Я люблю мороженое. Задание выполненно.

Четвертый вариант игры: придумай предложение с заданным словом.

На кубике с заданиями изображаем картинки. Например, стол, белочка, машина, дерево, солнце, карандаш. Ребенок бросает первый кубик (от 1 до 3 точек или цифр). Выпадает цифра 2. Значит, ему нужно будет придумать два предложения. Выбираем на удачу слово. Попало слово карандаш. Придумываем два предложения со словом карандаш. Например: «Карандаш лежит на столе. Карандаш острый». Если же ребенок бросает кубик, и ему выпадает серая грань: «Серый цвет – пути нет», то он пропускает ход и делает один шаг назад по классикам. Если же ему выпала пустая карточка – он делает ход вперед без всяких заданий. Дети очень любят такие неожиданности.

Вы сможете придумать и другие задания. Например, скажи наоборот. Назови правильно (удобнее использовать карточки, а не кубик: много яблок, груш, слив, колёс, окон, гнёзд и так далее) и другие.

Пятый вариант игры – подбираем слова с заданной буквой или слогом.

На кубике написана буква или слог. Нужно назвать букву или слог вслух (букву дошкольники называют так: ммммм, б, п, лллл, а не «эм» или «эль») и придумать слова, в которых есть эта буква или заданный слог. Игра позволяет расширить словарный запас ребенка. Перед игрой выпишите список слов с заданными слогами, чтобы Вы могли подсказывать ребенку (у многих взрослых проблема – вспомнить слова ).

Еще один вариант игры со слогами – подобрать рифму и придумать чистоговорку. Например, на кубике написано «ры». Нужно придумать чистоговорку с этим словом. «Рырыры – вот летят шары». Или «ры-ры-ры. Катимся с горы» Или «Ры-ры-ры. Это топоры». Сочиняйте вместе с детьми, чтобы было весело. Можно придумывать юмористические варианты. Если идет автоматизация произношения звука в слогах и словах, то на одном кубике используйте слова с данным звуком (ра, ры, ро, ру, ре и т.д.).

Идея 5. Иногда можно нарисовать классики прямо на полу мелком и передвигаться по ним – это тоже интересно, необычно и привлекает внимание детей. Тогда дети не передвигают фишки, а сами прыгают в следующую клеточку. Клетки должны быть большие, а играть в такую игру на прогулке или дома можно с 2 детьми, не более (трое в одну клетку не поместятся, или им будет тесно).

Как сделать настольную речевую игру «Хитрые классики».

Нам понадобится для настольной речевой игры:

Первое. Игровое поле.

Берем лист бумаги желательно большого формата А3 для группы игроков. С одним ребенком можно играть и на формате А4 (стандартный альбомный лист). Рисуем на нем классики, нумеруем клеточки.

Варианты классиков, которые можно нарисовать на игровом поле я нарисовала для Вас в картинках к этой статье.

Второе. Карандаш или кубик с цифрами или с точками.
Какой понадобится карандаш или кубик зависит от возраста детей и уровня сложности игры.

Первый уровень сложности игры – используем только три цифры – 1 ,2, 3 (или рисуем от одной до трех точек). Т.е. на кубике или на карандаше — шесть граней. На двух из них написана цифра 1 (или нарисована 1 точка). На двух гранях – цифра 2 (или две точки). И еще на двух гранях – цифра 3 (и три точки). Цифры пишем ближе к непишущему концу карандаша ручкой очень четко.

Какая цифра стоит или сколько точек нарисовано – столько игроки и должны будут подобрать слов. Поэтому сначала даем очень простые задания – придумать до 3 слов.

Второй уровень сложности игры

Вариант А — простой или цветной карандаш с 6 гранями.
На каждой грани ближе к непишущему концу карандаша ручкой четко пишем цифру 1, 2, 3, 4, 5, 6 (шесть граней – шесть цифр, на одной грани – одна цифра). Карандаш хорош для детей с 6 лет и старше. Они очень любят нестандартные игровые элементы. И с удовольствием находят такой оригинальный способ использования обычной вещи, бросают карандаш на стол и смотрят, что выпало на верхней грани.

Вариант Б – кубик. Кубик с крупными точками или крупными цифрами мы используем для детей помладше – пятилеток.

Заготовку кубика Вы можете скачать в статье Нарисуйте на ней точки или поставьте крупно и четко цифры.

Третье. Фишки, которые будут передвигаться по классикам, по числу игроков.
Фишками будут цветные крупные пуговицы разного цвета по числу игроков (не более 3-4). Также в качестве фишек я часто использую фигурки животных или геометрические фигурки из полистирола. Дети любят выбирать то дельфинчика, то петушка, то собачку и использовать эти фигурки как фишки. Такие наборы продаются в интернет-магазинах, в магазинах детских и канцелярских товаров.

Четвертое. Кубики или карточки с заданиями.

Вариант А. Карточки с заданиями. Рисуем задания на картонных квадратиках или прямоугольниках – наших карточках. Например, если мы учимся делить слова на слоги, то на карточках рисуем слоговые схемы слов.

Вариант Б. Рисуем задания на еще одном кубике. Очень удобно использовать для этого старые кубики, уже неинтересные малышу, обклеив их бумагой и нарисовав на них задания.

Не забудьте добавить в игру серый запрещающие карточки и счастливые пустые карточки.

С каким количеством игроков лучше играть в эту настольную речевую игру?

Можно играть семьей: взрослые и ребенок – дошкольник, играть со старшими братьями и сестрами. Или играть парой (мама + малыш, педагог + малыш).
В эту игру с большой группой детей (8-10) играть сложно, так как они устают ждать своего хода. Если Вы хотите провести игру с большой группой детей, то есть два варианта:
1. Соревнование командами. Одна команда – это все дети. Другая – это Вы, взрослый . Получается, что все дети сразу решают задание вместе (используем в этом случае кубик с 6 гранями). Очень хорошо, если Вы будете вносить элемент задора: хотела Вам вот такой кубик с заданиями дать, но нет – не дам. Вы наверное, еще маленькие и Вам рано делать эти задания. Тогда дети упрашивают дать им этот кубик и с удовольствием убеждаются, что они большие, всё смогли!
2. Можно заготовить несколько комплектов игры. Каждая подгруппа детей играет со своим комплектом. Научите детей играть в эту игру, и они будут играть самостоятельно, обращаясь к Вам за помощью в сложных случаях или если возникли вопросы. Для самостоятельной игры даем только простые задания, с которыми дети могут самостоятельно справиться и помочь друг другу.

Желаю Вам интересных игр! Скоро у нас будет третья Интернет-Мастерская развивающих игр «Через игру – к успеху!». Присоединяетесь!

До новых встреч на «Родной тропинке».

Еще интересные речевые игры для детей Вы найдете в статьях сайта:

А также множество увлекательных игр для детей по развитию речи, обучению грамоте, подготовке к школе Вы найдете на специальной странице сайта с обучающими он-лайн играми, разработанными специалистами специально для обучения малышей .

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Включайся в дискуссию
Читайте также
Разработчики сообщили, когда выйдет третий сезон игры по «Ходячим мертвецам
Изменения ветки советских ст
Тревор Филлипс — лучший протагонист GTA V?