Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Творческие игры по экологии для дошкольников. Экологические игры для младших групп детского сада

Экологические игры по развитию и формированию правильного отношения к окружающей природе содержат сюжет, используют роли, правила или же содержат только задания. Действия в таких играх могут быть обозначены текстом, который и определяет последовательность игры.

Игры, предложенные воспитателями ДОУ, помогут дошкольникам любить родной край и окружающую как живую, так и неживую природу. Игровые упражнения, пособия разработанные специалистами дошкольного воспитания, легки в изготовлении, имеют один или несколько вариантов проведения.

Игры и пособия для экологического развития и воспитания

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 546 .
Все разделы | Экология. Дидактические игры и экологические пособия

Электронные дидактические игры экологического характера Электронно-дидактическая игра экологического характера «Когда это бывает?» Цель : уточнить представления детей о сезонных явлениях и изменениях в природе. Ход : На слайдах слева изображены листья деревьев с различной окраской в зависимости от времени года, ветки, шишки, ветки с...

Презентация «Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр» Экологическое воспитание - это один из основных аспектов нравственного воспитания. Ведь воспитание правильного отношения ребенка к природе вырабатывает в нем те нравственные нормы, которые в дальнейшем станут мотивом его поведения. Природа привлекает детей, постоянно...

Экология. Дидактические игры и экологические пособия - Мастер-класс по изготовлению пособия из фетра «Календарь природы»

Публикация «Мастер-класс по изготовлению пособия из фетра «Календарь...» Здравствуйте уважаемые педагоги, сегодня я хотела бы показать вам мастер-класс по изготовлению календаря природы для детского сада своими руками. Итак, мне понадобилось: фетр разных цветов, ткань плащевка, липучка, нитки для шитья, иголки швейные, листочки для оформления, глазки...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Дидактические игры по природе для детей старшей и подготовительной групп Магазин «Фрукты, ягоды» Подготовка воспитателя: подбор муляжей или картинок с изображением известных детям фруктов и ягод. Дидактическая задача: умение детей точно описывать внешний вид-цвет, форму, вкус, местопроизрастания фруктов и ягод. Проверять правильно ли они понимают и...

Развитие словаря у детей первой младшей группы посредством дидактических игр и упражнений в процессе ознакомления с природой Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества и действия с ними. Дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из...

Дидактические игры по экологическому воспитанию для старших дошкольников Дидактические игры по экологическому воспитанию для старших дошкольников. Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека...

Экология. Дидактические игры и экологические пособия - Презентация дидактической игры по экологическому воспитанию «Загадки про лето»

Дидактическая игра по познавательному развитию. Направление «Экологическое воспитание "Загадки про лето" средний дошкольный возраст Цель: Обобщение и расширение знаний детей по теме «Лето». Задачи: -Систематизировать знания детей о времени года-лето -Закрепить знания о сезонных...

Дидактическая игра по экологическому воспитанию «Четвертый лишний» (тема «Лето») Дидактическая игра по познавательному развитию для детей средней группы Направление «Экологическое воспитание «Четвертый лишний» (тема «лето») Цель игры: -Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний Задачи: -систематизировать знания детей о...

Найди листочек. Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев, развивать речь детей; воспитывать у них внимание и эстетические чувства. Материал: у каждого ребенка одинаковые букеты из 3-4 листочков (клена, дуба, ясеня, березы, один букет у...

Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр Всем известно, что именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и...

Игры по экологии используемые педагогами ДОУ направлены на уточнение, закрепление, расширение знаний о предметах и явления природы, животного и растительного мира. В таких играх используются листья, плоды декоративных деревьев, овощи, фрукты и т.д. Они используются на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, ОБЖ и др. конкретизируют познания детей о свойствах и качестве объектов природы.

  • Игры настольно-печатного происхождения помогают систематизировать знания о растениях, явлениях неживой природы, животных.
  • Игры словесного содержания помогают закреплять свойства и признаки предметов окружающего мира.
  • Подвижные игры помогают закрепить знания о животных, подрожать их повадкам и образу жизни. Такие природоведческие игры отражают явления живой и неживой природы.
  • Творческие игры учат дошколят отражать впечатления, полученные в процессе ознакомления с окружающим миром. Игровые упражнения направлены на закрепление полученных знаний.

Дарья Топтун
Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей старшей группы

Пояснительная записка

1. Дидактические игры о животных… . 4

2. Дидактические игры о не живой природе… .10

3. Дидактические игры о растениях… .18

Пояснительная записка

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности .

Дидактические игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания о природе, а также дают возможность детям оперировать самими предметами природы (семенами, плодами, овощами, фруктами, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой.

Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

Дидактические игры о животных

Игра «Кто поможет малышу?»

Цель : уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания.

Правила игры : Ведущий выбирает картинку с одним из животных и помещает его в «чужие условия» . Животное отправляется в путешествие – хочет вернуться в свою среду, но на пути встречает много препятствий. Для спасения путешественника дети должны подобрать другое животное, которое в данной ситуации может оказать помощь. Повторно называть одних и тех же животных нельзя. Выигрывает тот , кто нашел большее количество помощников.

Пример : Дети выбрали зайца. Кубик упал в море. Кто поможет бедному зайчику? Помог кит, дельфин, краб. Снова бросаем кубик. Пустыня. Кто поможет? И т. д. Игра может длиться долго, в зависимости от того, каковы познания детей в этой области .

Игра «Волшебный поезд»

Цель : закрепить и систематизировать представления детей о зверях , птицах, насекомых, земноводных.

Материал : Два поезда, вырезанных из картона (в каждом по 4 вагона с 5 окнами) ; два комплекта карточек с изображениями животных.

Ход игры

Играют две команды (в каждой по 4 ребенка-проводника, которые сидят за отдельными столами. На столе перед командой лежит «поезд» .

Вос-ль : перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом – зверей, во втором – птиц, в третьем – насекомых, в четвертом – земноводных) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир.

Та команда, которая первой разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.

Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода) .

Игра «Зоологическая столовая»

Цель : Формировать представление дошкольников о способах питания животных и группировке их по этому признаку.

Материал : на каждую команду – лист картона с изображением трех столов (красного, зеленого, синего, комплект картинок с изображением животных (15-20 шт.)

Ход игры

Играют две команды по 3-5 человек.

Воспитатель : как вам известно, птицы, звери, насекомые питаются разной пищей, поэтому их делят на растительноядных, хищников и всеядных. Вам нужно посадить животных за столы так, чтобы хищники оказались за красным столом, растительноядные – за зеленым, всеядные – за синим. Команда, которая первой разместит животных правильно, станет победителем.

«Чудесный мешочек»

Дид. задача : закрепить знания у детей , чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.

Материалы : мешочек.

Ход игры : в мешочке находятся : мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д.

Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается.

«Животные Африки»

Дид. задача : закреплять знания о животных Африки. Развивать фантазию.

Ход игры : в игре участвует группа ребят , количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий . Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят.

Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т. е. какого зверя они будут изображать или 2-й вариант : отвечать на вопросы ведущего.

Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается.

Участник задает вопросы группе игроков , например : зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т. д.

Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет» .Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.

Цель : Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

«Лесные жители»

Цель :

Учить различать и называть характерные особенности диких животных, устанавливать связи между средой обитания и образом жизни и внешним видом животных.

Материал :

Картинки : животных, «домиков» , детенышей , продуктов питания животных.

Схема для составления описательных рассказов о животных.

Правила игры :

Ребенку предлагаются картинки с изображением животных.

Назови животных. Где они живут?

Выбери и опиши животного по схеме.

Найди каждому животному детеныша . Чья семейка гуляет на поляне? (медвежья, волчья)

Подбери животным их домики. Кто где живет?

Чем питаются животные? Выбери картинки.

«Экотаблицы»

Цель :

Систематизировать знания о животном мире.

Формировать умение пользоваться графическими символами.

Развивать логическое, образное мышление.

Материалы :

Таблицы с графическими символами;

Предметные картинки с изображением представителей животного мира.

Правила игры :

1. Ребенок выбирает таблицу с графическими символами и объясняет, какое животное зашифровано.

2. С помощью таблицы составляет последовательный рассказ о животном.

«Я знаю»

Дид. задача : закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес.

Ход игры : дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом . Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы) . Ребёнок, поймавший мяч, говорит : «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет

Дидактические игры о не живой природе

Дидактическая игра «Картина природы»

Цель :

Расширить знания детей о живой природе , средах обитания живых организмов (вода, земля, воздух) .

Материал :

Объемная четырехгранная пирамида с изображением воды, земли, воздуха; съемные значки с картинками животных, растений, птиц, рыб, насекомых.

Правила игры : Предлагаем детям рассмотреть грани пирамиды и рассказать, какая это среда обитания. Выбрать среди значков картинки живых существ, обитающих в каждой конкретной среде, разместить их на соответствующих гранях пирамиды и объяснить свой выбор.

Пример : «Это море. В море живут рыбы, морские млекопитающие, рачки, разные водоросли. Я выберу картинку с изображением дельфинов, поселю их в море, потому что это морские млекопитающие».

Суша, воздух, вода Вода, воздух, суша

«Лягушка – путешественница»

Цель :

Обобщить знания дошкольников об объектах живой и неживой природы, об их особенностях, свойствах, характерных признаках, взаимосвязях.

Материал :

Игровое поле, карточки с изображением объектов живой и неживой природы на различные виды обобщений (человек, домашние и дикие животные, животные севера и жарких стран, птицы, насекомые; растения : ягоды, деревья, цветы; радуга, облака, снег, дождь, схематические карточки - обозначения с различными признаками природных объектов и явлений (крыло - лапа, лес -дом, когти - копыта, весна – зима, кубик, пуговицы - лягушки, фишки - насекомые.

1 вариант : «Лягушечьи загадки»

Цель :

Учить классифицировать объекты живой и неживой природы по заданному признаку.

Ход игры:

Дети раскладывают изображения, ориентируясь на карточки - обозначения. (Например : на левой стороне игрового поля находиться карточка - обозначение «когти» , на правой - «копыта» . Дети работают над обобщением понятий «хищники» и «травоядные» )

2 вариант : «Любопытная лягушка»

Цель :

Выявить взаимодействие между человеком и объектами природы, между объектами живой и неживой природы.

Ход игры:

Вокруг карточки «человек» хаотично выкладываются изображения объектов живой и неживой природы. Ребенок забрасывает лягушку, выявляет положительные и отрицательные связи выпавшего объекта с человеком (Например : Корова дает человеку молоко, но может больно бодаться и т. д.). В центре вместо карточки «человек» можно поместить любую другую (например, «лиса» , тогда дети будут выявлять связи между различными природными объектами (Например : лиса может спрятаться за камнем. Лиса ищет под камнем мышку.)

3 вариант : «Маленькие хитрости»

Цель :

Определить способы приспособления живых организмов к условиям окружающей среды.

Ход игры:

Используя кубик, фишки и двигаясь по направлению стрелок, ребенок называет способы приспособления живых организмов к среде обитания (Например : У бабочек длинный хоботок, чтобы добывать нектар из цветов.)

4 вариант «Лягушка ищет друзей»

Цель :

Развивать ассоциативное мышление на основе выделения общих свойств и признаков объектов природы.

Ход игры:

Забрасывая 2 раза пуговицу - лягушку на игровое поле, ребенок определяет связь между выпавшими объектами, ориентируясь на их общие признаки (Например : Лягушка и снег – холодные, щука и тигр – хищники)

5 вариант «Лягушка – болтушка»

Цель :

Развивать связную речь на основе использования имеющейся у детей экологической информации .

Ход игры:

Используя кубик, фишки и двигаясь по направлению стрелок, ребенок составляет сложные предложения о выпавшем объекте (Например : Пчела - это насекомое, которое живет в улье. Слон - это животное, у которого есть хобот) Играя с перевернутыми вниз изображениями карточками, ребенок может описывать выпавший объект, не называя его. Загадывать объект ребенок может используя только средства пантомимы.

Во всех игровых вариантах за правильные ответы дети получают фишки с изображением жучков и червячков. Выигрывает тот , у чьей лягушки больше всего насекомых.

Дидактическое пособие «Путешествие капельки Капы»

Цель :

Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Материал :

Пано-схема, карточки с изображением : снежинки, дождя, сосульки, кипящего чайника; лужи, крана с водой, снежного сугроба.

Вариант сказки :

Дети садятся вокруг пано. Воспитатель рассказывает сказку о путешествии маленькой капельке «Капе» .

Жила – была маленькая капелька. Звали ее Капа. Вот она! (показ карточки с изображением капельки) . Однажды капельке стало грустно и она решила отправиться в путешествие. В это время по небу проплывала дождевая тучка, и капелька быстро прыгнула на нее. Посидела чуть – чуть, посмотрела вокруг и внизу увидела цветочки. Они были такие яркие, такие красивые, что

капельке обязательно захотелось к ним. Она превратилась в дождик и попала на цветочек. Капельке очень понравилось дружить с цветочками.

Но Капа была очень любопытной, ей хотелось дальше путешествовать, и она

решила прыгнуть в озеро. Поплавала там немножко, поиграла с рыбками, а рядом с озером росло большое – пребольшое дерево. Корни этого дерева любили пить воду из этого озера, и наша капелька вместе с водичкой по

корешкам и по стволу попала на самую верхушку. Она сидела и раскачивалась и пела свою любимую песенку. Но выглянуло солнышко, и капелька превратилась в белое облачко. Вот так с тех пор и путешествует наша капелька Капа.

По ходу рассказывания сказки воспитатель перемещает капельку по кругу с объекта на объект.

Где мы можем встретить капельку Капу? (в кране, в луже, в сугробе и т. д.) – выставляются карточки.

Какая может быть капелька? (жидкая, газообразная, твердая) –выставляются карточки.

Какая бывает вода в кране? (холодная и горячая)

Какую пользу приносит капелька?

Что будет, если капелька исчезнет?

«Что это такое?»

Дид. задача : закреплять знания о живой и неживой природе. Развивать мышление.

Ход игры : воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например : «Яйцо» - овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы.

«Живое – неживое»

Дид. задача : закреплять знания о живой и неживой природе.

Ход игры : воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.

Дидактические игры о растениях

Игра «Волшебный цветок»

Цель :

Закрепить знания детей о значении растений в жизни человека; развивать навыки чтения готовых символов, воспитывать у ребенка потребность в заботе о растениях и о своем здоровье.

Материал :

Вырезанные из бумаги лепестки ромашки, на каждом из которых нарисован символ-шифр; кубик.

Правила игры :

Ребенку предлагается прочитать выбрать лепесток с символами значений растений в жизни человека (№ 1 – очищение воздуха, № 2 – определение времени, № 3 – предсказание погоды, № 4 – украшение окружающего мира, № 5 – создание настроения, № 6 – применение как лекарства); из игры выбывает тот , кто не сумеет расшифровать символ на лепестке.

Вариант :

У каждого игрока свой «цветок» . Ведущий загадывает загадки по символам. Ребенок отгадывает и выкладывает лепестки. Побеждает тот, кто выполнил задание правильно и быстро.

Игра «Чудо-дерево» .

Цель :

Закрепить знания детей об отличительных признаках растений, их составляющих частях.

Материал :

Игровое поле состоит их десяти коробочек, соединенных на одной плоскости. В коробочках - береста, желуди, ягоды рябины, еловые и сосновые шишки, спил дерева, листья, мох, иголки ели и сосны. Каждая коробочка закрывается крышечкой с цифрами от одного до шести.

Правила игры :

Дети по очереди достают цифры из «мешочка» , открывают соответствующую коробочку и угадывают растение по его части, объясняют функциональное значение данной части для всего растения. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот , у кого к концу игры больше фишек .

Игра «Кто дружит с деревом?»

Цель :

Закрепить представления о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут рядом и зависят друг от друга.

Материал :

Пано с изображением леса. Карточки с картинками животных, птиц, насекомых. Кубик с кружками красного, зеленого, синего и желтого цветов или мешочек с разноцветными пуговицами.

Правила игры :

На столе стоит пано и разложены карточки с картинками. Дети поочереди бросают кубик. Если выпадает сторона кубика с зеленым кружком, ребенок берет карточку с изображением любого животного, размещает ее на панно и рассказывает почему это животное дружит с деревом.

Например :

Это белка. Она живет на дереве в дупле, иногда сама строит гнездо. Ещё белка собирает еловые и сосновые шишки, на ветках развешивает грибы – делает запасы на зиму.

Если выпадает синий цвет – выбирает птицу; красный цвет – насекомое; желтый – птицу, насекомое, животное, которые не живут в лесу и мотивирует свой выбор.

Игра «Вершки - корешки»

Цель. Обогащать сенсорный опыт, учить анализировать изображение растения, выделяя его части. Развивать умение сравнивать. Учить составлять изображение из двух частей, образующих единое целое. Закреплять названия растений, развивать чувство формы, цвета.

Правило игры . Сложить карточку из двух частей по принципу «вершки-корешки» .

Игра «Лесной многоэтажный дом»

Цель : углубить знания детей о лесе как природном сообществе; закрепить представления об «этажах» (ярусах) смешанного леса.

Материал : модель с изображением 4 ярусов смешанного леса (почвенного, травянистого, кустарникового , древесного) ; силуэтные изображения животных; фишки.

Ход игры

I вариант. Воспитатель дает детям задания расселить животных на 4 ярусах смешанного леса.

II вариант. Воспитатель помещает животных в несвойственные для их обитания ярусы. Дети должны найти ошибки, исправить их и объяснить, почему они так считают. Кто первый находит ошибку и исправляет ее, получает фишку.

Победителем становится тот, у кого в конце игры окажется больше фишек.

Игра «Кто рядом живет»

Цель : обобщить представления детей о луге , водоеме как природных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществ. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных.

Материал : Маски (шапочки) растений, грибов, животных леса, луга, водоема (например волк, заяц, белка, дятел, ель, береза, орешник, белый гриб, бабочка, жаворонок, пчела, одуванчик, ромашка, лягушка, цапля, окунь, кубышка, камыш) – по количеству детей ; обручи красного, синего, зеленого цветов.

Перед игрой воспитатель напоминает , что растения и животные приспособлены к жизни в определенных условиях и в тесной связи друг с другом; что они обитают в воде, другие – возле воды, в лесу или на лугу. Лес, луг, водоем – это их дома. Там они находят себе еду, растят потомство.

Ход игры

В разных уголках площадки раскладывают обручи красного, синего и зеленого цветов. Дети надевают маски (шапочки) .

Вос-ль : определите, кто вы и где живете, растете. Некоторое время вы будете гулять по площадке . По команде «Занять свои дома!» обитатели леса должны занять место в зеленом обруче, обитатели луга – в красном, обитатели водоема – в синем.

После того как дети займут места в обручах, воспитатель проверяет , правильно ли выполнено задание : «животные» и «растения» называют себя и место своего обитания. Затем дети меняются масками, игра повторяется несколько раз.

Игра «Живые цепочки»

Цель : расширять представления детей о природных сообществах, их целостности и уникальности, о цепях питания.

Материал : Маски (шапочки) животных и растений.

Примечание : могут использоваться следующие объекты природы, образующие цепи питания : дуб, дикий кабан, волк; осина, заяц, лиса (лес) ; подорожник, гусеница, кузнечик, жаворонок; ромашка, бабочка, стрекоза (луг) ; водоросли, карась, щука; кувшинка, улитка, утка (водоем) рожь, мышь, аист (поле) .

Игра проводится на примере лесного сообщества. В ходе предварительной беседы воспитатель уточняет представления детей о том , что лес – это дом для многих растений и животных, которые тесно связаны друг с другом. Растения являются пищей для растительноядных животных, которыми, в свою очередь, питаются хищники. Так образуются цепи питания.

Ход игры

Играют две команды (по 3 ребенка в каждой) . Дети надевают маски (шапочки) : один ребенок – растения, второй – растительноядного животного, третий – хищника. Игра проводится в несколько этапов.

Воспитатель : по команде «Цепочка стройся!» вы должны построиться так, чтобы образовалась цепочка : растение, растительноядное животное, хищник. Затем каждый должен будет представиться и объяснить, почему он занял то или иное место в цепочке.

Команда, которая первой правильно построится, а так же объяснит последовательность построения, станет победителем.

На втором этапе игры дети меняются ролями; на третьем этапе используются другие объекты природы.

На заключительном этапе проведения игры из цепочки убирается какой-либо объект. При построении дети должны обнаружить его отсутствие и рассказать, к чему это может привести.

Если дети легко справляются с выполнением игровых заданий, цепи можно удлинить.

«Назовите растение»

Дид. задача : уточнять знания о комнатных растениях.

Ход игры : воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т. д.) . Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т. д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то , что у растений разные стебли.

Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т. д. ?

«Назови три предмета»

Дид. задача : упражнять детей в классификации предметов.

Материалы : мяч.

Ход игры : воспитатель называет одно слово , например цветы, а тот, кому воспитатель бросит мяч , должен назвать три слова, кото

Весной, летом, осенью.

Ход игры : дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение : весна, лето, осень. Ребенок называет растение.

Задачи экологической игры: развитие навыков коллективного взаимодействия; создание ситуаций, требующих принятия самостоятельного решения; создание ситуаций, в которых появляется возможность подчеркнуть значимость личности каждого участника; формирование умений и навыков взаимодействия с природой; развитие навыков рефлексии.

В ходе игры участники попадают на «разрушенную планету». Для того чтобы восстановить её, необходимо узнать правила взаимодействия с природой и воссоздать карту мира. Когда очередное испытание пройдено, участники получают кусочек карты (пазл), на котором написаны правила. В конце игры из пазлов собирается большая карта мира. Игровая цель заключается в том, чтобы преодолеть препятствия и собрать как можно больше пазлов.

Материал: семена растений, камушки, плакаты растений, цветные карандаши, бумага для рисования, набор картинок с изображениями живой и неживой природы, ложки, пластилин, картон, картина леса, картинки с изображением запрещающих знаков.

Этапы экологической игры:

1. Организационно-ориентировочный.

Задачи: создание благоприятного микроклимата в детской группе, преодоление коммуникативных барьеров, сплочение, согласованность действий.

2. Основная часть (игровая). Игры, направленные на развитие идентификации и эмпатии к объектам природного мира.

Задачи: формирование экологических установок, умений и навыков взаимодействия с природой.

3. Заключительная часть.

Задача: закрепление полученных знаний во время игры.

1-й этап экологической игры

В актовый зал приглашаются участники, все становятся в круг.

Психогимнастика.

Упражнение «Поздороваться друг с другом» (за руку, коленками и т.д.).

Упражнение «Льёт дождь» (по ладони хлопать одним пальцем, затем двумя, тремя, четырьмя, ладонью - «пошёл ливень»).

Ведущий (В.). Сегодня мы с вами отправимся в большое космическое путешествие. Цель нашей экспедиции - планета Земля. Нами получен сигнал, что там случилась беда. Вам необходимо исследовать планету, собрать доступную информацию о ней, установить контакт с той формой жизни, которую вы там обнаружите. Для того чтобы не потеряться, нужно получить метку своей команды - рисунок или наклейку на руку. (Может играть одна или несколько команд.)

Капитаны, возьмите конверты с заданиями и картой маршрута, по которому будете следовать. На каждой остановке после успешного выполнения задания вы получите часть карты с правилами спасения планеты Земля.

Соблюдайте правила движения:

  • Следовать строго по маршруту!
  • Не бежать!
  • Не шуметь!
  • Помогать товарищу!

Итак, в путь!

2-й этап экологической игры

Остановка «Луг».

Задачи: уточнять представления детей о разнообразии растений и насекомых луга; воспитывать уважение к родной природе, желание беречь и защищать природные богатства.

Ведущий передаёт капитану письмо: «На этом лугу росли красивые цветы, они сплошным ковром покрывали землю. Но однажды пришли люди. Они бегали, топтали траву, вырывали цветы с корнями, увозили их в огромных букетах. Так продолжалось очень долго, пока все цветы не были сорваны, а последняя травинка не растоптана. Затем погибли все жуки и бабочки, улетели птицы. Луг почти погиб. Спасите его!»

Ведущий даёт задание спасти луг - нарисовать цветы, траву, бабочек, жуков. Дети рисуют, затем получают часть карты с правилами:

  • Не лови насекомых!
  • Не рви цветы в природе!
  • Старайся ходить по тропам осторожно!

Остановка «Лес».

Задачи: прививать детям культуру поведения в лесу; учить бережно относиться ко всему, что там растёт и живёт.

В. В лесу случился пожар! Надо спасти оставшихся животных! Для этого найдите среди всех картинок изображения животных и на ложке донесите их до корзины.

  • Не жги костры!
  • Не оставляй после себя мусор!
  • Не лови диких животных, не уноси их домой!

Остановка «Деревья».

Задача: учить детей бережно относиться к деревьям.

В. Сейчас я буду называть деревья и кустарники, а вы выбирайте только те, которые растут в нашей стране. Если растут, хлопайте в ладоши, если нет - не хлопайте. (Яблоня, груша, саксаул, берёза, лимон и т.д.)

А вот, смотрите, кто-то порезал кору деревьев, они болеют. Спасти их можно волшебной замазкой. Ваше задание - замазать пластилином раны на деревьях и сделать из него листочки.

После выполнения задания дети получают часть карты с правилами:

  • Не ломай ветки деревьев!
  • Не повреждай кору деревьев!
3-й этап экологической игры

Остановка «Природа и человек».

Задачи: закрепить с детьми необходимость бережного отношения к природе ради блага всего живого на Земле; показать, что природа - основной источник достатка и благополучия людей, что всё в природе взаимосвязано.

В. Три клада у Природы есть:

вода, земля и воздух - три её основы.

Какая бы ни грянула беда - целы они -

Всё возродится снова.

С. Викулов

Вот и закончилось наше путешествие по планете Земля. Вы выполнили все задания и узнали, как спасти эту планету. Молодцы!

Дети собирают из частей карту мира. Подводятся итоги игры.

Экологические игры в детском саду очень важны для формирования у маленьких детей представления об окружающем мире, живой и неживой природе. Они могут принести немалую радость для детей, если педагог позаботится о разнообразии игр на экологическую тему. Специфика экологических игр для дошкольников заключается в том, что материал, доносимый до ребенка, должен быть не только полезен и познавателен, но и интересен. Потому, лучше всего для проведения экологических игр для малышей вовлекать детей в активное участие в игре.

Игры по экологическому воспитанию

«Тук-тук»

Правила. Выходят из круга только те дети, которых назначает воспитатель.

Ход игры. Дети сидят в кругу; четверо (с ними воспитатель договаривается об этом перед игрой) изображают разных животных (кошку, собаку, корову, лошадь). Эти дети стоят за кругом. «Кошка» подходит к кругу и стучит: «Тук-тук-тук». Дети спрашивают: «Кто там?» «Кошка» отвечает «мяу-мяу-мяу». «Это кошка», – отгадывают дети и спрашивают: «Хочешь молока?» «Кошка» входит в середину круга и делает вид, что пьет молоко. За кошкой к кругу подходит «собака», и аналогичные вопросы и ответы повторяются. Дальше стучатся другие животные. Игра повторяется 2-3 раза.

«Магазин»

Материал. Картофель, свекла, лук, горох, помидоры, огурцы, фасоль, морковь, или яблоки, сливы, груши, вишни, малина, смородина.

Правила:

  1. Здороваться с продавцом и благодарить за покупку.
  2. Правильно и четко называть овощи и фрукты, которые хочешь купить.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Давайте устроим магазин. В магазине много разных овощей или фруктов. Продавцом назначим Кирилла, а мы все будем покупателями. Рассмотрим, какие овощи (фрукты) есть в нашем магазине и назовем их». Далее поясняет правила игры: «Мы с вами по очереди будем заходить в магазин и желаем сделать покупки. Сначала я зайду в магазин». Воспитатель заходит в магазин, здоровается и просит продать картошку. «Продавец» дает картофель (кладет на стол). Потом заходят дети, а воспитатель следит за выполнением правил игры.

«Что растет в лесу»

Правила:

  1. Кто неправильно сказал, где растет цветок, дает фант.
  2. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Ход игры. Воспитатель называет цветы, а дети должны быстро сказать, где цветы растут. Полевые, лесные и полевые цветы нужно называть вперемешку, например: роза, календула, ромашка, колокольчики, подснежники...

Подвижные экологические игры

«Будет дождь»

Правила:

  1. Выходят только те дети, которых называет воспитатель.
  2. Садиться на стульчики только после слов воспитателя «будет дождь».

Ход игры. Игра проводится на участке. Дети сидят на стульчиках, расставленных в два ряда, спинками один к одному. Выбирается ведущий. Первый ведущий – воспитатель – подходит к детям и спрашивает, какие «овощи» или «фрукты» тут «лежат» (дети договариваются между собой). Потом начинает ходить вокруг детей и рассказывает: «Летом очень здорово встать рано и пойти на рынок. Чего там только нет! Сколько овощей, фруктов! Глаза разбегаются. Вот и я однажды встала рано и пошла на рынок купить овощей, чтобы сварить борщ. Сначала купила картофель, потом морковки, темно-красной свеклы. А вот и головки капусты. Надо взять одну! Рядом лежат пучки зеленого лука. Возьму и его в свою сумочку. Ну а без помидоров разве будет вкусным борщ? Вот лежат круглые, красные, гладенькие помидорчики.»

Дети-»овощи», которых называет воспитатель, встают и идут за ней. Когда воспитатель приобрел все нужные овощи, говорит: «Вот вкусный борщ будет! Надо спешить домой, а то... дождь будет»!

Услышав «кодовую фразу», дети разбегаются и садятся на стульчики. Кому не хватило места, тот становится ведущим.

«Найди себе пару»

Материал. Цветы – одуванчики, колокольчики, ромашки, гвоздики, георгины.

Правила:

  1. После слов воспитателя: «Ручки протяните – цветочки покажите», протянуть руки и хорошо рассмотреть цветочки.
  2. На слова: «Ищи себе пару!» найти ребенка, у которого такой же цветок.

Ход игры. Каждый ребенок получает цветок и прячет его за спину. Когда цветы будут у всех детей, воспитатель просит их стать в кружок, потом говорит: «Ручки протяните – цветочки покажите». Дети протягивают руки и рассматривают цветы. На слова воспитателя: «Ищи себе пару!» дети с одинаковыми цветами становятся в пары.

Аналогичную игру можно проводить с листьями деревьев.

Не забывайте, что игра, как метод экологического образования и средство экологического воспитания, – лучший способ познакомить ребенка с окружающим миром, активизировать его словарь по данной теме, однако, значительно интенсивнее сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, устанавливать зависимости между ними дети учатся в процессе реальной работы на участке, а также, ухаживая за комнатными растениями в детском саду.

Предлагаемые дидактические игры экологического содержания легки в изготовлении и могут быть использованы в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Они имеют четкую структуру:

Название;

Описание дидактического материала;

Методику проведения, а отдельные игры - несколько вариантов проведения.

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БАШНЯ «ЛЕС»

Цель: познакомить детей с понятием «пищевая цепь» и дать представление о цепях питания в лесу.

Материал:

Первый вариант - плоскостной: набор карточек с иллюстрациям по четыре в каждом (например, лес - растение - травоядное животное - хищник);

Второй вариант: - объемный: четыре разных по величине кубика, на каждой грани которых - иллюстрации леса (лес - гриб - белка - куница; лес - ягоды - еж - лиса; лес - цветок - пчела - медведь; лес - желуди - дикий кабан - волк; лес - береза - майский жук - еж; лес - сосновая шишка - дятел - филин и т.д.)

Методика проведения: на первом этапе дети играют совместно с воспитателем, начинают игру с любого кубика.

Воспитатель: «Это гриб, где он растет?» (В лесу.) «Кто из зверей питается в лесу грибами?» (Белка.) «Есть ли у нее враги?» (Куница.) Далее ребенку предлагается составить пищевую цепь из названных объектов и объяснить свой выбор. Показать, что если убрать один из компонентов пищевой цепи (например, гриб), то вся цепочка расподается.

На втором этапе дети играют самостоятельно. Им предлагается составить свою экологическую башню.

На третьем этапе организуются игры-соревнования: кто быстрее составит башню, в которой есть, например, еж или волк.

«ПИРАМИДА «ПТИЦЫ»

Цель: сформировать знания о простейших цепях питания птиц в природе, закрепить знания об условиях, необходимых для роста растений и жизни животных.

Материал:

Первый вариант - плоскостной: набор карточек разного цвета (желтых, синих, красных, черных), моделирующих условия, необходимые для роста растений и жизни животных; наборы из трех карточек с различными иллюстрациями растений и птиц (например, сосна - сосновая шишка - дятел).

Второй вариант - объемный - набор из семи кубиков, где первый-четвертый кубики разного цвета, обозначающие условия, необходимые для жизни растений и животных; пятый - растения; шестой - корм птиц; седьмой - птицы (например,: рябина - ягоды рябины - снегирь; ель - еловая шишка - клест; дуб - желуди - сойка; водоросли - улитка - утка; трава - кузнечик - аист).

Методика проведения: по аналогии с «Экологической башней «Лес». Однако при составлении пирамиды необходимо обратить внимание на следующие правила: разноцветные кубики расставляются горизонтально, а три кубика с иллюстрациями растений и животных выставляются на эту горизонталь вертикально, один на один, с целью показа пищевых цепей в природе.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЛУКОШКО «АПТЕКА АЙБОЛИТА»

Цель: и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.

Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений (подорожник, зверобой, ромашка, шиповник, крапива и др.).

Методика проведения: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленым доктором». Аналогично можно проводить игры с экологическими лукошками на темы: «Цветы луговые», «Первоцветы», «Ягоды», «Грибы» и др.

«ЗООЛОГИЧЕСКИЙ СТАДИОН»

Цель: закрепить знания детей о различных видах животных, их питании и месте обитания в природе.

Материал: планшет, на котором по кругу изображены две беговые дорожки, старт, финиш и девять ходов; в центре стадиона шесть секторов с иллюстрациями животных: один - скворец, две - ласточки, 3 - пчела, 4 - муравей, 5 - медведь, 6 - белка. На отдельных карточках - иллюстрации корма для данных животных и их убежищ (скворечник, муравейник, улей, берлога, дупло и др.). В наборе имеется также кубик для определения хода.

Методика проведения: в игре участвуют два ребенка. С помощью кубика они поочередно определяют сектор с заданием и делают по три хода: первый - назвать животное, второй - определить корм для данного животного, третий - назвать его убежище в природе. Выигрывает тот, кто первым придет к финишу.

«ЗЕЛЕНЫЕ КАРТЫ»

Цель: упражнять детей в соответствии .

Материал: набор игральных карточек из 36 штук, каждая окрашена с обратной стороны зеленым цветом, а на лицевой - иллюстрации различных животных и растений, которые составляются таким образом, чтобы в итоге сложилось 18 пар (животное - корм для него).

Методика проведения: в игре принимают участие от двух до шести детей. Каждому ребенку раздается по 6 карточек. Заранее проверяется, есть ли среди них такие, которые можно составить в пары. При правильном ходе ребенка карточки откладываются. Количество карт постоянно пополняется до шести, пока они не закончатся. Выигрывает тот, кто первым выйдет из игры или у кого останется меньшее количество карточек.

«ПРОГУЛКА В ЛЕС»

Цель: сформировать , расширить знания детей о правилах поведения в лесу, упражнять в распознавании предупреждающих и запрещающих экологических знаков.

Материал: планшет с изображением лесной поляны с несколькими тропинками, на которых размещены предупреждающие знаки; силуэты детей, которых можно перемещать по тропинкам; набор запрещающих экологических знаков в конверте (например, не рвать ландыши; не топтать грибы, ягоды; не ломать ветви деревьев; не разрушать муравейники; не разводить костры; не ловить бабочек; не кричать; не включать громкую музыку; не разорять птичьи гнезда и др.).

Методика проведения: в игре может участвовать группа детей, которые отправляются в лес на прогулку. На первом этапе следует провести ребят по тропинке, рассказать, что на ней находится, выставить соответствующие экологические знаки, помогающие соблюдать правила поведения в лесу.

На втором этапе дети самостоятельно путешествуют по лесным тропинкам, где расставлены различные экологические знаки. Игроки должны объяснить по ним правила поведения в лесу. За правильный ответ - фишка. Побеждает тот, кто наберет максимальное количество фишек.

«ЛЕСНИК»

Цель: закрепить ; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков.

Материал: набор предупреждающих экологических знаков треугольной формы с изображением лесных объектов (ландыш, муравейник, гриб съедобный и несъедобный, ягоды, бабочка, паутина, птичье гнездо, еж, костер, скворечник и др.).

Методика проведения: дети поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.

И. Комарова, Н. Ярошева

Включайся в дискуссию
Читайте также
Разработчики сообщили, когда выйдет третий сезон игры по «Ходячим мертвецам
Изменения ветки советских ст
Тревор Филлипс — лучший протагонист GTA V?