Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Статья дидактические игры. Дидактические игры

Глущенко Любовь Викторовна
Учитель первой квалификационной категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №17 г. Феодосии Республики Крым»
Использование дидактической игры в процессе обучения
младших школьников
Аннотация. В статье даются теоретические основы использования дидактических
игр в процессе обучения младших школьников, акцентируется внимание на значение
дидактических игр в обучении младших школьников, приводятся примеры видов
дидактических игр, раскрывается важность игры для ребёнка в младшем школьном
возрасте. В статье приводятся примеры, демонстрирующие использование учителем
дидактических игр на уроках в начальной школе.
С целью демонстрации дидактических игр на уроках в начальной школе
открывается доступный для ребенка путь понимания и освоения мира.
Ключевые слова: дидактические игры, учебный процесс, форма обучения, игровая
деятельность, развитие внимания, интерес к учебному процессу, развитие мышления.
Введение.
Выбор методов обучения в современной дидактической системе зависит от целей и
задач обучения, степени сложности, новизны и содержательности учебного материала, а
также возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, условий обучения в школе,
профессиональных возможностей самого учителя.
Игра и учеба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные
качественные различия. Справедливо замечено еще Н. К. Крупской, что «школа отводит
слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности
методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход
от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и

регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв.
Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры.
Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность.
Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение;
требуют не только умственных, но и волевых усилий организованности, выдержки, умения
соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.
Формулировка цели и задач статьи.
Цель: для того, чтобы организация учебно­воспитательного процесса была
эффективной, необходимо сделать процесс обучения занимательным, создать у детей
бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного
материала.
Задачи:
- раскрыть понятие о дидактической игре;
- раскрыть особенности использования дидактических игр;
- охарактеризовать виды дидактических игр;
Изложение основного материала статьи. Активизировать учебный процесс,
добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебной
деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в
процессе учения. Он не только активизирует внимание, умственную деятельность в
данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач.
Устойчивый познавательный интерес и внимание формируются разными средствами.
Одним из них является дидактическая игра. Все необычное, неожиданное вызывает у
детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу
познания, помогает усвоить любой учебный материал. Игра ставит ученика в условие
поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, внимательным,
ловким, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
В игре происходит развитие, воспитание, обучение ребенка, игра обязательно
сопряжена с активностью и удовольствием, поэтому многие педагоги указывали на
необходимость включения игры в процесс обучения.
С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и их последователи объясняли игру как
доступный для ребенка путь понимания и освоения мира. Своеобразие игровой
деятельности, таким образом, проявляется в единстве с практической деятельностью и
потому носит активный, действенный характер. Значит игра – это доступный ребенку

своеобразный путь интенсивного развития потребностей, прежде всего в общении и
познании.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного
детства. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе
обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику
проверить и развить свои способности, включающие его соревнования с другими
учащимися.
Дидактическая игра учителем может использоваться и как форма обучения, и как
самостоятельная игровая деятельность и, как средство воспитания различных сторон
личности. Ее систематическое применение способствует повышению эффективности
психолого­педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного
возраста.
Исследователи игры видят много положительного в применении ее в учебном
процессе. Игра стимулирует познавательную деятельность учащихся, психологически
комфортна, в игре мобилизуются интеллектуальные силы ребенка, облегчается
выполнение задания, создаются условия для возникновения и развития познавательных
мотивов и интересов учащихся.

Исследования психолога Л.С. Славиной показали, что в процессе игры
интеллектуально­пассивный ребенок способен выполнить такой объем умственной
работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В эксперименте,
проведенном М.А. Джапаридзе, установлено, что задача, предложенная детям в игровой
форме, решается большинством из них (62%), даже если эту задачу они не смогли решить
в обычном виде. Если после решения эту задачу опять видоизменить в обычную, с ней
справляется около 18 % детей. И это проверено на собственных уроках:
Игры приближают с помощью воображаемых ситуаций учебную деятельность
ребенка к действительности, делают понятными цели учения, Игра и учеба – это две
разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых
педагогикой в целях обучения и воспитания детей, способствуют формированию
внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности,
инициативы.

Задача педагога – сделать правильным, адекватным переход детей от игровой
деятельности к учебной. Управлять вниманием класса такому педагогу намного легче,
ведь важнейшим источником в процессе обучения или игре является его интерес.
Пробуждение интереса однозначно приводит к пробуждению внимания.
Выделяют следующие виды дидактических игр:
1) Игры ­ путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на
то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление
трудностей.
2) Игры­поручения по содержанию просты, по продолжительности менее
длительны, чем игры­путешествия. В основе их лежат действия с предметами, словесные
поручения, игры­предложения, игры­загадки, игры­беседы.
3) Игры­предположения. Перед детьми ставится задача и создается ситуация,
которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется
мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
4) Игры­загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание
загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать,
делать выводы.
5) Игры­беседы. В основе их лежит общение. Такая игра предъявляет требования к
активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать
вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное,
высказывать суждения.
Главное для каждого учителя, чтобы игра приносила пользу на уроке:
сосредоточивала внимание детей, усиливала интерес к учебной деятельности,

вырабатывала уверенность в своих силах и чтобы за время игры учащиеся получали
максимум радости, наслаждения.
Существуют основные требования к содержанию игровой деятельности:
1.Соответствие игры теме и целям урока.
2. Углубление, расширение, закрепление знаний.
3.Соответствие возрастным особенностям детей.
Таким образом, цель дидактических игр – облегчить учащимся переход к учебным
задачам, стимулировать познавательный интерес к данному предмету. Сказанное позволит
сформулировать основные функции дидактических игр:
­ Обучающая ­ игры ускоряют процесс усвоения учебного материала.
­ Развивающая ­ в играх развиваются воображение, память, внимание, мышление,
творческие способности школьника.
­ Воспитательная ­ игры влияют на различные черты характера (организованность,
ответственность, справедливость, самостоятельность).
­ Мотивационно­стимулирующая ­ игра создает условия для возникновения и
усиления познавательных мотивов, развития интересов, формирует положительное
отношение к учению, активизирует познавательную деятельность.
­ Коммуникативная ­ в игре происходит разноплановое субъектное, вербальное и
невербальное общение игроков одной команды (сотрудничество), соперников
(состязание).
­ Рефлексивная ­ в игре ученик лучше познает себя в сравнении с другими,
вынужден контролировать и анализировать свои действия, находить и исправлять свои
ошибки.
Игры, используемые на уроках обучения грамоте, способствуют и выполнению
важных методических задач:
­созданию психологической готовности детей к речевому общению;

­ обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими
материала;
­ тренировке учащихся в выборе нужного варианта.
Занятия должны в большей степени носить игровой характер. В связи с этим, нужно
сказать об обязательном использовании в добукварный период и, в дальнейшем, при
обучении грамоте, разнообразного наглядного и дидактического материала: натуральных
предметов, игрушек, макетов, картинок (предметных, ситуативных, сюжетных),
настольных игр (картинных лото, домино, мозаик). Применение наглядных пособий
должно быть подчинено задаче урока, от которой зависит их количество, место и время
демонстрации.
С точки зрения языкового содержания можно выделить следующие игры,
используемые на уроках обучения грамоте: грамматические, лексические, фонетические и
орфографические.
В первом классе большое внимание уделяется осознанному обучению и усвоению
грамматики. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических
структур, требующая многократного их повторения, утомляет своим однообразием,
внимание становится рассеянным и вопреки воле переходит на что­нибудь другое, а
затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Если мы хотим
сосредоточить внимание детей на определенном объекте, то необходимо постоянно
открывать в нем все новые и новые стороны.
В этом случае учителя многие грамматические упражнения заменяют играми. Также
грамматические игры помогут сделать скучную работу более интересной и
увлекательной.
За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие
"строить" фундамент речи. Так как необходимой составной частью подготовки к
обучению грамоте является развитие речи учащихся, когда предметом их внимания и
осознания становится слово и предложение в целом: уточняется и обогощается словарный
запас, формируется и совершенствуется целенаправленность высказываний, внятность и
выразительность речи.
Фонетические игры, предназначаются для корректировки произношения на этапе
формирования речевых навыков и умений. И, наконец, формированию и развитию речевых
и произносительных навыков в какой­то степени способствуют орфографические игры,
основная цель которых ­ освоение правописания изученной лексики.

Эффективность учебной деятельности зависит от двух главных составляющих:
умения учителя управлять вниманием своих учеников и умения научить учеников
владеть процессом планирования своего внимания. Место игры в структуре урока
обучения грамоте зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Необходимо
продумывать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке:
Например, в начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей и
стимулировать активность; в середине урока ­ дидактическая игра должна решить
задачу усвоения темы; в конце урока ­ игра может носить поисковый характер.
Выводы. Таким образом, дидактическая игра – это сложное многогранное явление.
В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и
навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально­волевая
сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал
увлекательным. Именно поэтому через дидактическую игру быстрее познаются
закономерности обучения, происходит формирование устойчивого интереса к обучению и
развитие познавательных процессов, в том числе и внимания.
Литература:
1. Галанжина Е.С. Дидактические и развивающие игры в начальной школе.
Методическое пособие с электронным приложением./ Сост. Е.С.Галанжина.­М.: Планета,
2010 /
2. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр,
упражнений, физкультминуток (1­4 классы) / В.И.Ковалько.­ М.: Эксмо, 2007 /
3. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. М., 1986
4. Виноградова Н.Ф. Дидактическая игра как метод обучения. Методические
рекомендации. М. Вентана – Граф. 2002
5. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа.
Ростов­на­Дону, 2004.
6. Попова В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа №2, 1987


Введение

1 Психолого-педагогический аспект изучения в литературе использования дидактических игр в процессе обучения.

2 Понятие дидактической игры.

3 Особенности использования дидактических игр при обучении детей дошкольного возраста о изобразительному искусству.

Заключение


Введение


Игровые технологии являются одной из уникальных форм организации воспитательно-образовательного процесса, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу детей на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению изобразительного искусства. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый детьми материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель. В художественно-дидактических играх этой целью является развитие. Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. В связи с этим, обучая посредством игры, задача воспитателя построить занятие, чтобы не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Профессионально организованное занятие по изобразительному искусству поможет открыть в ребенке неповторимую индивидуальность и через это более полно реализовать себя в обучении, творчестве и в общении с другими.

Ценность игры как воспитательного средства заключается в том что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры таким образом при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.

Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.

Педагогической обработкой дидактических игр занимались В.И. Даль, П.Ф. Лесгафт, П.Н. Бокин, Е.М. Дементьев и др.

Участие детей дошкольного возраста в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Актуальность проблемы использования игровых технологий в процессе обучения изобразительному искусству определяется необходимостью повышения уровня и качества современного образовательного процесса, развития важнейших психических свойств ребенка в учебной, трудовой и творческой деятельности.

Объект исследования - игра как средство обучения изобразительному искусству детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - процесс обучения детей дошкольного возраста с использованием художественно-дидактических игр на занятиях по изобразительному искусству.

Систематизировать художественно-дидактические игры, используемые при изучении учебного материала на уроках изобразительного искусства.


1.1 Психолого-педагогический аспект изучения в литературе использования дидактических игр в процессе обучения

дидактический игра обучение дошкольный

Исторические, культурологические, этнографические, психологические исследования показывают, что игра является непременным и верным спутником развития человека, а её использование в качестве средства воспитания подрастающего поколения имеет богатые исторические традиции.

Начало изучения теории игры обычно связывается с именами таких мыслителей как Л.А. Каменский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо и др., предпринявших попытки обоснования взаимодействий игр с умственным, трудовым, нравственным восприятием. В своих фундаментальных трудах «Великая дидактика» (1657), «Всеобщий свет об исправлении дел человеческих» (1666) Я.А. Каменский уделил внимание игре как необходимому средству воспитания и обучения детей. По его мнению, украшением игры является подвижность тела, жизнерадостность духа, порядок, игра с таким толком и по правилам, победа доблестью, а не хитростью.

Одним из первых квалифицировал игру как педагогическое явление немецкий педагог Ф. Фребель (1782-1852), доказавший способность игры решать задачи обучения ребёнка. В данный период (XIX в.) попытку систематического изучение игровой деятельности предпринял немецкий психолог К. Гросс, который рассматривал игру как изначальную школу поведения. По его мнению, сущность игры заключается в некотором снисходительном отношении взрослых к поведению детей в условиях игры. Русский педагог В.П. Вахтеров соглашался с ним в том, что игра представляет собой «средство естественного самовоспитания детей» , но возражал против положения о целях игры, заключающихся в подготовке ребёнка к предстоящей ему практической деятельности. Он видел предназначение игры в стремлении детей развить с её помощью способности, задатки, дарования. Однако мы не должны забывать, что в первую очередь детей в ней привлекает удовольствие от самого процесса.

В России в к. 19-20 в. издавалось немало различных руководств и сборников игр. Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал их значение для развития ребёнка, выделяя одну из существенных особенностей детской игры, позволяющей использовать её в качестве прожективной методик: «Дитя в своих играх обнаруживает без притворства всю свою душевную жизнь». Кроме того, в игре, по его мнению, ребёнок предстаёт зреющим человеком, проявляет самостоятельность, ответственность. Его ценные замечания подчёркивают значимость игровой деятельности в развитии и воспитании детей.

На воспитательное значение игры указывали и классики советской педагогики Н.К. Крупская: «Игра - есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глазомер, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развивается выдержка.»

Сухомлинский утверждал, что духовная жизнь ребенка полноценная лишь тогда, когда он живет в мире игры, а А.С.Макаренко подчеркивал: «В детском возрасте игра-это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело. У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизни».

Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт разрабатывая свои философские, психологические и главным образом эстетические взгляды попутно касались и игры, как одного из самых распространенных явлений жизни, связывая происхождение игры с происхождением искусства.

Для Шиллера игра есть эстетическая деятельность. Избыток сил, свободных от внешних потребностей, - возникновения эстетического наслаждения, которое доставляется игрой. Введение Ф. Шиллером наслаждения как констатирующего признака, общего для эстетической деятельности и игры, оказало влияние на дальнейшую разработку проблемы игры. А. Г. Спенсер свои взгляды по поводу игры излагает в следующих положениях: «Деятельности, называемые играми, соединяются с эстетической деятельностью одной общей им чертой, а именно тем, что ни те, ни другие не помогают, сколько - ни будь прямым образом процессам, служащим для жизни».

Великий польский педагог - гуманист, общественный деятель Я. Корчак отводил игре значительное место в духовном совершенствовании, поиске своего «Я» в обществе, в мире, в формировании у каждого воспитанника умений, навыков самооценки, самопознания, само регуляции и т.д. «Игра становится единственной возможностью для ребенка проявить свое я, показать себя таким, какой он есть, независимо от нас, он считал, что для детей игра - это тоже их работа».

Существенный вклад в рассмотрение и изучение психологии аспектов игры внес А.С. Выготский, акцентирующий внимание на социальном характере игровой деятельности: «Ребенок видит деятельность окружающих его взрослых людей, подражая ей и переносит ее в игру, где овладевает основными социальными отношениями и проходит школу своего будущего социального развития». Он также подчеркивает развивающее воздействие игры на личность ребенка в целом: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения, в игре он как бы на голову выше самого себя. Не менее ценным представляется взгляд на нее как на источник «зоны ближайшего развития». Ребенок в игре действует не по непосредственному импульсу, а по пути наибольшего сопротивления, что способствует развитию волевых качеств: настойчивости, упорства, решительности, организованности и др. Подчинение игровым правилам дает ему возможность получить максимум удовольствия и они становятся для воспитанника правилами внутреннего самоограничения и самоопределения. Кроме того, А.С. Выготский отмечал эффективность становления и развития личности в условиях коллективного взаимодействия.

Положения, связанные с игрой, как специфическим типом деятельности, рассматривались С.Л. Рубинштейном, который доказал, что игра выражает определенные отношение личности к окружающей действительности. Если содержание игровых действий для ребенка не значило, он может войти в игровое состояние, не пережить соответствующих эмоций. В игре совершаются значимые по цели и внутреннему содержанию действия, в чем автор видит основную осторожность игровой деятельности и сравнивает ее с высшими формами творчества.

Игра, ученье и труд представлялись в 1940-50-х гг. как ведущие типы деятельности. Им отводилось определяющая роль в психическом, личностном развитии ребенка (А.Н.Леонтьев, С.Л Рубинштейн).

В 70-80 е. годы вышла фундаментальная работа Д.Б.Эльконина «Психология игры » содержащая методологические положения о социальном содержании, о природе игровой деятельности. Оценку значения игры в жизни ребенка он выразил вследующим высказывании: «Дело не только в том, что в игре развиваются или заново формируются отдельно интеллектуальные операции, а в том, что коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется сам механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения». Однако автор предупреждал об опасности универсализации значения игры для психического развития, стремлении приписать ей разнообразные образовательные и воспитательные функции.

Таким образом, в исследованиях отечественных педагогов и психологов были рассмотрены значение дидактических игр, их роль в обучении и воспитании; проанализировано их влияние на развитие школьников.

Так в 1994 году вышла монография С.А.Шмакова «Игры учащихся - феномен культуры», которая синтезирует опыт предыдущих исследователей, обобщает научные, методические, практические подходы к данной проблематике.

Итак, как история педагогики, так и современная практика свидетельствуют о том, что условие естественного развития личности и гуманистический принцип ненасилия и свободы выбора наиболее полно реализуется в игровой деятельности.

Существование же разнообразных теорий игры, мнений исследователей о ее сущности и значении для развития и воспитания, образования ребенка лишь подчеркивают феноменальность, многомерность данного явления - игровой деятельности. По мнению профессора Л.Б.Ительсон, «здесь пока есть столько же теории, сколько существует теоретиков».

Проблема игры - одна из самых сложных, требует особого внимания психолого-педагогической науки, так как от ее правильного решения, возможно, зависит весь процесс воспитания подрастающего поколения.


1.2 Понятие дидактической игры


Игра это потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.

Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений.

Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. «Игровые действия составляют основу дидактической игры - без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры».

Обязательным компонентом игры являются и ее правила. благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.

Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Однако в практике работы детских садов не всегда точно дифференцируются эти понятия: иногда правила выступают одновременно и как действия, что затрудняет правильное использование игры воспитателем.

Рассмотрим более подробно каждый из компонентов дидактической игры.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей (о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз. Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, например, развитию памяти, в других - внимания, в третьих - мышления. Воспитатель заранее должен это хорошо знать и соответственно определять дидактическую задачу.

Основная цель правил игры - организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. Л.С. Выготский отмечал: чем правила жестче, тем игра становится напряженнее, острее... факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило, мне кажется, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и. труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте как с основным фактом.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения.

Таким образом, любая игра становится дидактической, если в ней имеются основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.


1.3 Особенности использования дидактических игр при обучении детей дошкольного возраста о изобразительному искусству


Все игры в изобразительной деятельности носят эстетический характер и сочетаются с серьезным напряженным трудом, но не отвлекают от обучения, а наоборот - способствуют интенсификации деятельности. Использование этих игр позволяет в комфортной и привычной для детей игровой ситуации побуждать их к самостоятельной передаче образов, используя доступные изобразительные средства (цвет, линию, композицию) и различные материалы - карандаши, краски, мелки, глину, пластилин, бумагу и др.

В игровой форме детей учат овладевать инструментами, чувствовать материал, развивать память и легкость руки, формировать изобразительные навыки, художественный вкус, учат обдумывать и планировать свои действия, предвидеть результат.

Не стоит усложнять игры излишней атрибутикой и игровыми действиями. Чтобы избежать этого, следует четко выделить дидактические задачи, возможности и способы их решения в условиях применяемой игровой ситуации.

Игры и упражнения могут проводиться однократно и многократно с усложнением форм организации. Обычно, роль ведущего в игре педагог берет на себя. Его активность выражается не в подсказывании способов решения детям, и тем более, не в выполнении заданий за них, а в тактичном управлении деятельностью детей, в умении не подавлять их инициативы и творчества, в умении вовремя заметить, в чем они затрудняются, выделить причину, найти способ, как помочь, сохранить детскую самостоятельность, поддержать в ребенке интерес, эмоциональную активность. При этом нужно стараться, чтобы включение элементов игры не нарушало естественного хода изодеятельности.

Игра в изобразительной деятельности в силу своей специфичности требует и особых приемов руководства ею. Поэтому в руководстве игрой в изодеятельности выделяют три этапа:

· Появление художественного замысла в игре;

· Его реализация (исполнительская часть деятельности);

·Воплощение игрового замысла (создание художественно-изобразительного образа).

В детском рисунке и игре есть общее - это игровой процесс, в результате которого возникает некая модель реальности, созданная воображением ребенка и преломленная через его индивидуальность. В нем сосуществует действительность и вымысел, условность и безусловность, волшебство перевоплощения. Но зачастую педагогу приходится сталкиваться с тем, что ребенку трудно проанализировать свои чувства, а затем перевести их в зримые образы. Это происходит в том случае, если ребенок имеет какие- либо проблемы в эмоциональной сфере.

Чтобы помочь ребенку поверить в свои силы, развить его творческие способности, необходимо вести работу в нескольких направлениях, представленных в виде следующих блоков игр, направленных на создание эмоционального благополучия:

Первый блок игр, направлен на создание ситуации успеха, поэтому главная его задача - помочь ребенку поверить в собственные силы, снять недоверие к своей руке; а также развивать творческое воображение, оказывать помощь в открытии своего "Я" и формировать различные изобразительные приемы.

В рамках этого блока можно использовать игры типа "Дорисуй предмет", "Рисование по опорным точкам", "Монотипия", "Штриховка", "Фроттаж" и др.

В изодеятельности существуют игры, формирующие нравственные представления детей, помогающие снять эмоциональное напряжение, игры, способствующие развитию умений раскрывать образ героя с помощью цвета. Так, в игре "Рисуем музыку" детям предлагается, закрыв глаза, проводить линии, затем найти в этих линиях образы и закрасить; предлагается раскрашивание образов или предметов, противоположных по характеру, например, "добрый волшебник - злой колдун", "веселый сон - страшный сон". Все эти игры способствуют гармонизации личности, они учат соотносить цветовую гамму с образом, его эмоциональным состоянием и особенностями.

Использование игр с основами моделирования, таких как "Пиктография", "Опорные сигналы", "Игры в художников", а также "Кляксография", "Пальцевая живопись", способствуют развитию чувства уверенности, самостоятельности, умения общаться друг с другом и взрослыми. Они объединены в блок игр по снятию неуверенности. Эти игры учат детей самостоятельно создавать образ, обозначать предметы символами, значками, снимают напряжение.

Формированию стремления к самосовершенствованию, эмоциональному осознанию и регулированию поведения ребенка помогают игры, включенные в блок "Снятие враждебности". Здесь детям можно предложить изобразить увиденное в окружающей жизни ("Красивое и безобразное", "Удивительное рядом") и передать свои эмоции в цвете: черный цвет - боль, злость; желтый - радость; серый - грусть. Предлагаю детям нарисовать самого себя: "Какой ты сейчас", "Каким тебя хотят увидеть родители", "Каким ты хочешь стать".

Для снятия тревожности у детей применяют игры, развивающие уверенность в себе, снимающие эмоциональную напряженность, страхи и негативные переживания. В таких играх, как "Пластилиновая живопись", "Превращение завитков", "Рисование спиралеобразных линий", "Соединение единой линией двух предметов", "Изображение своего настроения", совершенствуются движения руки, формируется активная личностная позиция.

Кроме того, используются другие дидактические игры, направленные на решение конкретных образовательных задач на занятиях, и на создание условий для эмоционального благополучия воспитанников. Эти игры также рекомендуют использовать воспитателям в совместной изобразительной деятельности с детьми, при обучении способам изображения предметов, явлений, передачи формы, пропорций, выразительности образа и т.д. Эти дидактические игры объединяют в следующие группы:

· Игры - путешествия.

· Игры - поручения.

· Игры предположения.

· Игры - загадки.

· Игры - сказки.

Например, "В далеком космосе", "Научи кисточку рисовать", "Хоровод красок".

В развитии социальных эмоций (сочувствие, сопереживание, радость общения, доверие); в умении распознавать состояние и чувства других людей; в сплочении детского коллектива и создании групповой поддержки, а также в развитии воображения, фантазии, эстетического восприятия обычно применяют творческие игры: развивающие, игры по типу режиссерских, с использованием ролевого поведения детей и взрослого. В них создается сюжетно-игровая ситуация, и игра развертывается вокруг предметов и игрушек ("Королева Кисточка", "Веселый карандаш"), а также дети и взрослые выступают в той или иной роли: "Зайчик", "Волшебники", "Народные мастера".

В играх по ознакомлению с искусством обычно даются задания: "Кто больше заметит и назовет", "Узнай художников", "Составь узор".

Очень хорошо помогают снятию психического перенапряжения; повышению общей работоспособности; эмоциональной регуляции и произвольности тех движений и действий ребенка, формирование которых осуществляется на данном занятии, пластические или двигательно-оздоровительные игры. К ним относятся всем известные физминутки и пальчиковые игры. При их проведении мною активно используются метод отождествления себя с тем, что рисуют дети. Здесь уместно привести высказывание древнего китайского художника: "Чтобы написать дерево, надо почувствовать себя деревом". Хорошие результаты дает и расслабление, приятное контролируемое фантазирование, то есть релаксация. После упражнений на расслабление дети могут свободно и непринужденно фантазировать, воображать, неординарно мыслить и творить.

Игры с неоформленным материалом учат детей экспериментировать, исследовать мир, что помогает ребенку, не умеющему словесно выразить свои чувства и ощущения, погружаться в мир красок, линий, форм и создавать новые образы. Это игры с красками, карандашами мелками, глиной и пластилином, бумагой, природным материалом, с различными бросовыми материалами, с камешками. Детям даются творческие задания, типа: "Выложи из собранных листьев картинку", "Раскрась красиво перышки для картинки "Сказочная птица"" и др.

Как показывают наблюдения, целенаправленное использование игр в изодеятельности значительно способствует созданию условий для духовного развития и душевного комфорта ребенка, которые лежат в основе психического здоровья, как неотделимого компонента здоровья вообще, наряду с социальным и физическим.


Заключение


Проблема использование игры в процессе обучения и воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы: игровая деятельность действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за нею стоит не только развитие творческого начала личности, но и формирование интересов у воспитанников.

Значение использования игр в дошкольном возрасте велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности осуществляется физическое, эстетическое, нравственное воспитание. Выполняя правила игры, ребята приучаются сдерживаться, контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, формируется дисциплинированность, умение действовать по плану, приходить на помощь друг другу. Чем интереснее игровые действия, которые воспитатель использует на занятиях, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания.

Если систематически использовать игровые методы и приемы в образовательном процессе, учитывать возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста и создавать комфортные психолого-педагогические условия, для становления гармонично-развитой подрастающей личности, то развитие творческого начала дошкольников средствами игры будет наиболее эффективно.

Игровой метод включения дошкольника в деятельность предполагает личностный подход, когда педагог ориентирован на личностный подход в целом, а не только на его функции как воспитанника. Игра - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Художественные дидактические игры и упражнения направлены на сенсорное развитие детей, совершенствование их мышления и речи, произвольного внимание, наблюдательности и памяти. Она снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, закомплексованность, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения. Успех в изобразительном искусстве зависит от множества условий, в частности от индивидуального подхода к каждому воспитаннику, от формы подачи материала, технических средств обучения и т.д.

Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от педагогов. Воспитание ребенка - это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.

В работе с дошкольниками использование игры является необходимым средством активизации познавательной деятельности учащихся, помогает создать для учащихся более комфортные условия в переходный период от дошкольного детства к школьной жизни.


Список использованных источников


1. Абрамова, М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по ИЗО: 1-4 классах / М.А.Абрамова. - М.: Гуманистическое издательство центр ВЛАДОС, 2003.-128с.

Адарченко, Л.Н. Дидактика в схемах и понятиях / Л.Н.Адарченко, Л.Н. Городецкая. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2005.-- 2-е изд. - 49 с.

Беган, Б.А. Воспитание искусством / Б.А.Беган. - М.: Просвещение,1981.

Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре / - А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. -- М.: Просвещение, 1979.- 175с.

Внешкольные учреждения: пособие для работников дошкольных учрежденеий: учебн. пособие / под ред. В.Т. Кабуша. - М.: Педагогика, 1978.

Волков, И.П. Цель одна - дорог много: Проектирование процессов обучения / И.П. Волков.-М.: Просвещение, 1990.- 159 с.

Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк / Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 1991.-93с.

Газман, О.С. В школу с игрой / О.С.Газман, Н.Е. Харитонова - М.: Просвещение, 1991.-1996с.

Давыдова, Г.Н. Детский дизайн / Г.Н.Давыдова. - М.: «Скрипторий 2003», 2006. - 80 с.

Данилов, В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства и художественного труда: Прогр. и мет.рек. / В.Н. Данилов.-- Минск: БГПУ, 2004.-87с.

Кабуш, В.Т. Игра - средство воспитания / В.Т.Кабуш // Праблемывыхавання 2006 №1

Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / О.С. Газман, Н.Е. Харитонова. - М.: Просвещение, 1998.-190с.

Кудейко, М.В. Вместо кисточки - рука. Забавные уроки с Кляксой Алей / М.В.Кудейко. - Мозырь: «Содействие», 2006.- 35с.

Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания / В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 1984.

Кузин, В.С. Основы обучения изобразительного искусства в школе / В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 1977.

Лежнева, Ю.А. Игра - средство развития / Ю.А.Лежнева // Человек среди людей 2006 №10

Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. - М.: Просвещение, 1980.

Михейшина, М. Уроки рисования для младших школьников 6-9 лет/ М. Михейшина. -- Минск: Полиграфмаркет, 1999-96с.

Нефедова, К.П. Дом. Какой он? / К.П.Нефедова. - М.: «Гном», 2004

Никитин, Б.Л. Ступеньки творчества или развивающие игры /Б.Л. Никитин. - М.: Просвещение, 1989.-160с.

Островская, Л.Ф. Игрушки и пособия для детского сада / Л.Ф. Островская. - М.: Просвещение, 1987.-- 175с.

Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н.Н. Ростовцев. - М.: Просвещение, 1980. -- 239 с.

Сластенин, В.А. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 576 с.

Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.

Трофимова, М.В. И учеба, и игра, и изобразительное искусство / М.В. Трофимова, Т. Тарабарина. - Минск.: Полиграфмаркет, 1999.-130с.

Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - Минск: Полиграфмаркет, 1998.

Шаталов, В.Ф. Эксперимент продолжается / В.Ф. Шаталов. - М.: Педагогика, 1989.-336с.

Шмаков, С.А. Игры учащихся феномен культуры / С.А. Шмаков. - М.: Новая школа, 1994. -- 240с.

Шпикалова, Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования / Т.Я. Шпикалова. -- М.: Педагогика, 1979.

Щербаков, В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. / В.С. Щербаков. -- М.: Педагогика, 1969.

Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин.- М.: Педагогика, 1989.-560с.

Энциклопедический словарь юного художника. - М.: Педагогика, 1983

Юсов, Б.П. Изобразительное искусство в начальных классах / Б.П. Юсов, Н.Д. Минц. - Минск.: Нар.асвета, 1986. - 167 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Ж. Дошкольное воспитание 1975г. №1

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПО ЗНАКОМСТВУ С КОЛИЧЕСТВОМ

(вторая младшая группа)

О значении дидактических игр в деле обуче­ния детей дошкольного возраста писали мно­гие исследователи - педагоги и психологи (Е. И. Тихеева, Ф. Н. Блехер, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова, З.М. Богуславская, В. Н.Ава-несова и др.)-

Дидактические игры рассматриваются как важное средство всестороннего развития, де­тей. В занимательной форме игры можно зна­комить детей с самыми разнообразными явле­ниями действительности, развивать мышле­ние, память, наблюдательность, внимание, со­образительность и другие качества.

Использование дидактической игры в про­цессе обучения способствует расширению пред­ставлений детей, активизации, закреплению и применению знаний.

Дидактическая игра в сочетании с прямым обучением является ценным средством матема­тического развития детей.

В своей статье мы пытались обобщить опыт работы детских садов по использованию ди­дактических игр в процессе знакомства детей четвертого года жизни с количеством, показать на фактическом материале обучение решению задач в форме дидактической игры.

В программе по развитию элементарных ма­тематических представлений детей четвертого года жизни в разделе «Количество» предусмот­рено знакомство детей с множеством как еди­ным целым, состоящим из однородных элемен­тов. Дети учатся составлять rpvnnyиз отдель­ных предметов в соответствии с образом, вы­делять один предмет из группы, учатся разли­чать «много» и«один».

Для решения этой программной задачи мож­но использовать такие дидактические игры, как «Петрушкгжн гости», «Сбор грибов», «В ле­су», «Утка с утятами» и до.


Вначале лучше провести игры «Сбор Г{ш£
бов», «Утка с утятами», «В лесу», эти игры бщ
лее простые. Материалом в игре «Сбор грЖ
бов» являются корзиночки, грибы, в игре <<УЩ
ка с утятами» -- утята, в игре «В лесу»
грибы, шишки.41

Игра «Петрушкины гости» несколько слой! нее. Усложнение состоит в том, что дети зн\Ш комятся с образованием множества из разно! родных предметов, объединенных одним об! щим признаком (разные животные - собач* ка, зайчик, мишка, кошка, лисичка - гостЦ петрушки). В игре дети три раза видят образо-С вание множества из отдельных элементов н%| разном материале (гости петрушки, яблокид конфеты), два раза - дробление множества!.

на элементы.Ж

Щ
Сборгрибов Я

Материал для игры: елочки, поставленные щ
отдельных местах групповой комнаты, грибы,!
корзиночки или ведерки по числу детей.

Ход игры. Дети сидят на стульчиках полу-i
кругом." Перед ними на полу поставлены елоч-|
ки и грибы. J

Де-.и, это наш лес. Посмотрите, кая много грибоз под елочками. Сейчас я дам| каждому по одной корзиночке, и вы пойдете"? собирать грибы.

Воспитатель ставит на стол корзиночки nojчислу детей; спрашивает: «Сколько корзино-^ чек я принесла?» Отвечает: «Много»; предла- ■ гает всем взять по одной корзиночке; спрайт-. вает, у кого сколько корзиночек, сколько кор­зиночек на столе (ни одной). Затем воспита-jтель предлагает детям пойти в лес и сорвать по одному грибку. Далее воспитатель спраши­вает отдельных детей, сколько грибков у них в корзинке (один), а сколько грибков под елочками (ни одного).

Воспитатель предлагает детям поставить корзинки на стол, отмечает, что каждый по­ставил одну корзинку (одну корзинку поста­вила Галя, одну - Надя, одну - Таня и т.д.), все поставили по одной корзине, а всего, смо­трите, сколько корзин. Затем воспитатель спра­шивает: «Сколько грибов в каждой корзине?» Один. Предлагает посмотреть, сколько всего, грибов дети собрали. Из корзин воспитатель с помощью детей выкладывает грибы на стол. Дети стмечают, что из каждой корзины поло­жили по одному грибку, а Есего получилось много грибов.

В игре «Утка с утята л: и» используется макет озера, в котором плавают утка и утята по числу детей. Воспитатель обращает внима­ние детей на то, что утят много, а утка одна, затем дети играют с утятами.

Все бепут по одному vtchky.



Утка зовет утят: «Кря-кря-кря». Дети спу­скают утят в озеро, отмечают, что утят в озере стало много.

Материал для игры: контуры елок, шишки, грибы, объемная корзина, медведь.

Воспитатель на своем столе ставит елки - это лес, перед елками расположено отдельно одно от другого грибы, шишки.

Обращаясь к детям, воспитатель говорит: «Дети, это лес. Видите, в лесу много елок, много шишек, много грибов. А вот и мишка-медведь пришел в лес. Смотрите, у него кор­зинка. Сейчас он будет собирать грибы, счи­тать он не умеет. Давайте поможем ему. Миш­ка сорвал гриб и не знает, сколько грибов он сорвал. Дети, сколько грибов сорвал мишка? Один. Правильно, мишка положил один гриб в корзинку. Мишка еще нашел гриб. Сколько еще грибов он сорвал? (Воспитатель показы­вает гриб детям. Ответ: «Один гриб».) Смот­рите, мишка нашел еще один гриб (кладет в корзинку), еще один, еще один, еще один, еще один. Все грибы около елочек мишка собрал. Сколоко же грибов, дети, осталось около ело­чек? Ни одного.

Ну-ка, мишка, покажи, сколько у гбя в кор­зине грибов. Сколько, дети, у мишки грибоь? Много. Видите, мишка собирал по одному гри­бу, а набрал много».

Мишка ревет (используется озвученная иг­рушка).

Воспитатель: «Ты что хочешь сказать, миш­ка? Ну, скажи мне на ух^_ХШ| -Дсха«л^е^--тко

Дети, он говорит, что хочет вам отдать гри­бы. По скольку ты, мишка, хочешь раздать грибов детям?» Мишка рычит.

Воспитатель: «Он говорит: «По одному». Раз­дай, мишка, свои грибы. А вы, дети, посмотри­те, не ошибется ли мишка, всем ли он будет давать по одному грибу». Спрашивает у де­тей: «Сколько грибов мишка дал Тане? Один гриб. Сколько Саше? Один. Мишка раздал грибы, на всех у него даже не хватило. Посмот­рите, сколько в корзине у мишки грибов. Ни одного. А сколько их у Саши? Сколько у Та­ни?»

Воспитатель: «Мишка опять ревет. Ты что, мишка? Скажи мне. Дети, мишка увидел, что у него в корзине не осталось ни одного гриба п плачет (ревет). Давайте отдадим ему гри­бы».

Воспитатель с корзиной и мишкой подходит к детям, дети кладут грибы.

Воспитатель: «Один гриб положила Таня, один - Саша. Все положили по одному гри-UV. А сколько vмишки стало грибов? М:: ого.


Отнес мишка грибы в свой дом и опять при­шел в лес собирать шишки. Посмотрите, сколько шишек в лесу. Много. Мишка взял од­ну шишку, еще одну, еще одну, еще одну, еще одну и т. д. Все шишки собрал мишка. Сколь­ко шишек осталось около елок? Ни одной. Сколько шишек у мишки? Много. Понес миш­ка шишки домой, а корзинку держит неровно, вот и начали шишки падать из корзины. По­смотрите, сколько шишек упало у мишки из корзины… Одна, еще одна, еще одна, еще од­на и т. д. Сколько всего упало у мишки из корзины шишек? Много. Посмотрим, сколько же шишек осталось у мишки. (Показывает кор­зину.) Ни одной. Все шишки мишка растерял и пришел домой с пустой корзиной».

Петрушки ны гости; .-.

Материал для игры: петрушка, собачка, зай­чик, петушок, мишка, кошка, лисичка; боль­шая красивая коробка, в ней 6 яблок, 6 кон­фет.

Воспитатель ставит на стол петрушку, гово­рит: «Стодня, дети у петрушки день рожде­ния. У гего м.гого друзей. Сейчас они к нему придут в го"-т-r. Посмотрим, сколько: х;. гсстси пррдет к петрушке. Вот приоежала собзчгя (игрушка ставится на столе перед петрушкой). Сколько собачек? Одна.

Зайка прискакал. Сколько зайчиков пришло поздравить петрушку? Один. Петушок пришел поздравить с днем рождения петрушку. Сколь­ко петущков?__Одид,-Мишкд г.рншел. Сколько «мишек? Один. Прибежала из леса лисичка. Сколько лисичек? Одна. А вот пришла кошка поздравить петрушку. Сколько кошек? Одна.

Дети, все гости приходили по одному. А сколько всего гостей пришло к петрушке?

Дети, петрушкииы гости принесли ему на день рождения подарки (воспитатель ставит на стол коробку). «Посмотрим, сколько подар­ков принесли гости петрушке». Показывает. Спрашивает: «Сколько подарков?» Отвечает: «Много» и говорит «Посмотрим, какие же это подарки».

Воспитатель вынимает одно яблоко за дру­гим и говорит: «Смотрите, яблоки. Одно ябло­ко, еще одно, еще одно, еще одно. Сколько всего яблок? Много. Посмотрим, что же еще принесли гости петрушке. Конфеты». Так же вынимает их, кладет в ряд и говорит: «Одна конфета, еще одна конфета, еще одна, еще од­на, еще одна и еще одна. А сколько всего кон­фет? Много».

Показывая детям пустую коробку, спраши­вает, сколько подарков в коробке? Ни одного. Ackcuu".j;;:; на столе? Много.



Воспитатель: «Видите, дети, я клала по од­ному подарку, а получилось подарков много».

В конце игры можно сказать, что петрушка угостил своих гостей яблоками. Одно яблоко дал собачке, одно - мишке, одно - зайчику, одно - лисичке, одно - кошке. А сколько все­го яблок раздал петрушка? Много.

Сколько яблок он дал собачке? Сколько яб­лок он дал мишке? И т. д.

Заканчивая игру, воспитатель говорит: «Пет­рушка остался доволен, что много гостей при­шло поздравить его с днем рождения. Вы по­могли узнать, сколько пришло гостей и сколь­ко они принесли подарков».

Что

При обучении детей умению выделять один предмет и много можно использовать игры «Что изменилось», «Зайцы в огороде».

изменилось

Материал для игры: елки, грибы, зайчики.

На столе перед детьми стоит много елочек и один грибок. Воспитатель: «Дети, сейчас поиграем в игру «Что изменилось». Посмотри­те, что вы видите на столе. Сколько елок? Сколько грибов? Сейчас вы закройте глаза, \ потом откроете и скажете, что изменилось». Воспитатель оставляет одну елочку и ставит много грибов. Дети открывают глаза и гово­рят, сколько елочек и грибов было и сколько их стало. После этого воспитатель ставит мно­го елочек и много грибов, затем один гриб и одну елочку. Усложнение игры состоит в том, что воспитатель может заменить игрушки. На­пример, поставить одного зайчика и много елок или много зайчиков и одного медведя^ -В дальнейшем.досш-1т-ятел1г~тяхШёт использо-елть для игры три вида игрушек. Например, поставить одну елочку, один грибок и много зайчиков и т. п.

Во второй младшей группе учат детей срав­нивать одну группу предметов с другой, ис­пользуя приемы наложения и приложения.

При реализации этой программной задачи можно провести игры «Столько - сколько», «Мишки в гостях у детей». «Принеси столько игрушек, сколько у меня».

М и ш к и в гостях у детей

Материал: игрушки-3 мишки. 3 машины, 4-5 стульчиков, 4-5 чашек, стол, 4-5 кон­фет.

Ход игры. Раздается стук в дверь, на трех машинах друг за другом въезжают мишки. Воспитатель ставит машины с мишками в ряд на стол. Мишки здороваются с детьми.

Воспитатель: «Дети, сколько к нам приеха­ло мишек? Много. Сколько.машин? Много. Л как по-друггшу „плчо сказать? Поровну,


мишек столько, сколько машин, на каждой ма.
шине по одному мишке».1? .

Раздается рев медведя. : ..:■■-...;."-«*

Воспитатель: «Дети, слышите, мишки реву? Они гуляли и проголодались. Давайте угостлщ их чаем. Игорь, принеси сюда, пожалуйста, один стол».

Затем воспитатель предлагает кому-либо из детей принести столько стульчиков, сколько мишек, поставить стульчики в ряд около сто­ла, расставляя их по одному слева направо, Следующий ребенок по предложению воспи­тателя сажает мишек на стулья.

Воспитатель: «Сколько стульчиков и мишек? Почему всем мишкам хватило стульчиков? Алла, принеси чашечки для каждого мишки и поставь их на стол перед мишками. Сколько, дети, Алла принесла чашек? Правильно она их расставила?

Иди, Игорек.угости мишек конфетами. Вот. они, в вазе. Дай каждому мишке по конфете. Сколько, дети, Игорек дал мишкам конфет? Столько, сколько мишек. По скольку чашек и конфет около каждого мишки? По одной, по­ровну».

Воспитатель вызывает детей, предлагает им, напоить мишек чаем. Воспитатель: «Напились мишки чая с конфетами и хотят гулять. На этих машинах они поедут с вами на прогулку. Хватит всем мишкам машин? Почему?

Вот и гости наши готовы к прогулке. Давай-те их возьмем с собой гулять, покатаем их. Они любят кататься».

Детей четвертого года__ж.изни-у-ч-ат восири-ниматьл воспроизводить один и много звуюь движений, учат устанавливать по количеств} равенство звуков, предметов, движений.

В решении этой программной задачи мог\ iбыть использованы такие игры, как «Помо­жем бычку - белому бочку», «Петрушкнны \>г - рушки», «Лиса и котята» и др.

П о м о ж е м“ бычку - бело м у б о ч к \

Материал для игры: сказочный домик, тз гушка, кошка, мышка, петух, собака, теленок.

«Жили-были в теремке лягушка-квакушка, мышка-норушка, кошка-белоножка, петушо- --золотой гребешок и собачка Бобик.

Как-то раз в вечерний час все звери собра­лись около домика.

Вдруг по лесу идет бычок - белый бочок: «Му-у! Заблудился я в лесу, не найду дорогу, плохо мне придется, если звери не помогут».

Звери «говорят»: «Мы поможем тебе, но сна­чала ты выполни наши задания». Лягушка «го­ворит»: «Сколько раз я квакну, столько раз ты промычи».

Воспитатель: «Слушайте, ~етн. внимательно. правильно- будет бычок выполнять задания.



Лягушка квакает от одного до трех раз, бычок столько же раз мычит.

Воспитатель спрашивает: «Сколько раз бы­чок промычал?» Дети отвечают: «Столько, сколько раз квакнула лягушка». Другие «зве­ри» предлагают или прокричать так же и столь­ко же раз, или принести столько же каких-либо игрушек, или подпрыгнуть столько же раз, или повернуться к окну столько же раз и т. п. При этом «бычок» может выполнять зада­ние правильно, может и ошибаться. Когда оши­бается, дети должны заметить ошибку и ис­править ее.

Первое задание бычок выполняет правильно.

В конце игры воспитатель отмечает, что де­ти хорошо помогли бычку. С их помощью он выполнил правильно все задания зверей. Те­перь они покажут ему дорогу домой.

П е т р у ш к и н ы игрушки

Материал для игры: красивый мешочек для игрушек, 2-3 одинаковые игрушки, например 3 матрешки, 3 мячика, 2 пирамидки, кубик.

В начале игры воспитатель объявляет детям, что к ним на занятие придет петрушка. Раз­дается стук в дверь. Воспитатель вносит пет­рушку и мешочек, предлагает детям на ощупь узнать, что в мешочке (игрушки), сколько их.

Далее воспитатель гозорит, что петрушка хочет поиграть с детьми. Сколько рлз пегруш-ка стукнет в бубен, столько игрушек нужно до­стать из мешочка. Петрушка стучит от одного до трех раз. Воспитатель предлагает детям вы­нимать игрушки до тех пор, пока ни одной иг­рушки в мешочке не останется. Каждый раз ребенок, доставая игрушки из мешочка, гово­рит: «Я достал столько игрушек, сколько раз ударил петрушка в бубен».

Затем воспитатель предлагает детям поиг­рать с петрушкой по-другому. Со стола нужно взять столько одинаковых игрушек, сколько раз петрушка ударят в бубен. Свои действия ребенок должен сопровождать словами, напри­мер: «Я взял столько матрешек, сколько раз петрушка ударил в бубен». Вначале воспита­тель сам показывает, как выполнить подобное задание.

Материал: шапочки лисы, зайца и котят. Ход игры. Игра проводится подгруппами.


Воспитатель играет вместе с детьми. Кто хо­рошо воспринимает один и много звуков, наз­начается зайцем, выбирает лису, остальные де­ти- котята. Дети надевают шапочки котят, зайца, лисы. Заяц убегат в домик, лиса пря­чется в лесу.

Воспитатель говорит: «Пошли котята на лу­жок. Хорошо на лужке, солнышко светит, птич­ки поют. Бегают котята, играют. Увидела ко­тят лиса, захотела их поймать и в лес ута­щить. Испугались котята и побежали к доми­ку зайца. Просят зайца: «Зайчик, открой нам, а то нас лиса поймает». Зайка говорит: «Мяук­ните один (много) раз, тогда пущу». Дети мяу­кают. Кто ошибается, того заяц не пускает в дом, его уводит лиса. Игру можно повторить два - четыре раза.

Во второй младшей группе отдельные заня­тия можно целиком провести в форме дидакти­ческой игры.

Приведенные дидактические игры для детей четвертого года жизни просты, близки их не­посредственному опыту, построены на основе активной практической деятельности с кон­кретными множествами, на основе широкого использования наглядного материала. Перед детьми ставится цель играть, а ке учиться. В ходе игры воспитатель добивается усвоения детьми соответствующего программною мате­риала.

Для малышей лучше использовать игры, в которых находят отражение разнообразные жизненные ситуации, близкие опыту детей, оп­ределенные взаимоотношения действующих лиц, содействующие усвоению правил поведе­ния. Важно, чтобы игры были ценны как в об­разовательном, так и в воспитательном отно­шении.

Подбирая игры для детей, воспитатель дол­жен учесть, на каком этапе реализации «Прог­раммы воспитания в детском саду» находятся дети его группы, какой материал op.iiуже ус­воили, что предстоит изучить. Воспитатель"ис­ходит из обучающей задачи и содержания иг­ры. При подборе игры воспитатель придумы­вает, какую игру лучше взять для сообщения новых знаний, какую - для закрепления, ка­кую- для применения знаний в новых усло­виях.

На одну и ту же программную тему в нали­чии у воспитателя должно быть несколько игр.



Вначале он отбирает и проводит tдетьми иг­ры простые, затем более сложные.

Дидактические игры по знакомству детей с количеством можно проводить не только на за­нятиях, но и в свободное от занятий время, особенно с теми детьми, которые отстают в ус­воении программного материала.

Воспитатель должен хорошо знать игры по знакомству детей с количеством, знать их со­держание, обучающие задачи, правила, игро­вые действия. Это дает возможность ему вы­брать в нужный момент игру для решения тех или иных обучающих задач.

Воспитатель заранее продумывает методику проведения игры, организацию в ней детей, учитывая наглядно-действенный, образный ха­рактер мышления малышей, сам включается в игру, направляя действия детей, добивается решения обучающей задачи. » Вначале воспитатель дает детям возмож­ность рассмотреть игрушки, используемые виг-ре, потрогать. Лишь после этого он переходит к объяснению игры.

Разные игры требуют разной организации. Одни можно проводить, посадив детей полу­кругом («Поможем бычку - белому бочку»; «Петрушкины гости», «Столько - сколько»), другие как подвижные («Лиса и котята», -«Сбор грибов»), т; етьл - за золами («Миш­ки в гостях у детей», «Что лзыенилось»). Но каждый раз воспитатель заботится о том, что­бы все цоти хорошо видели материал, исполь­зуемый. в игре, действовали с ним, так как знания о количестве дети трех лет усваивают на основе практического оперирования элемен­тами конкретных множеств.

Методика проведения__дилакти-вдск1»>1; гр по" -э.ьк^комствз"^дётей четвертого года жизни с ко­личеством имеет много общего с методикой руководства дидактическими играми, преду­сматривающими решение самых разнообраз­ных задач обучения детей.

■ ■■-. ^: ".""■ „■■■р- чуднова

Дидактические игры на уроках математики и во внеклассной работе Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя использовать такие методы обучения, которые способствуют поддержанию у учащихся интереса к изучаемому предмету, активности на протяжении всего урока. Важная роль при этом отводится дидактическим играм – одному из современных методов обучения и воспитания. Дидактические игры целесообразно использовать как на уроках, так и во внеклассной работе по предмету. Включение дидактических игр в урок делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у учащихся рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении и закреплении учебного материала, позволяет повысить эффективность интеллектуального труда. Во внеклассной работе игры стимулируют учеников к получению новых дополнительных знаний, учат ориентироваться в необычных ситуациях, развивают творческий потенциал школьников. Дидактическая игра не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не следует рассматривать как удовольствие ради удовольствия. Это вид творческой работы, тесно связанный с другими видами учебной деятельности. Игровая форма занятий создается на уроках с помощью специальных игровых приемов и ситуаций, которые являются средством побуждения, стимулирования учащихся к интеллектуальной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учеников подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом. Во время дидактической игры важным моментом является дисциплина. Если в игре общение учеников сделать целенаправленным, чтобы они почувствовали пользу от такого общения в процессе познавательной деятельности, то можно получить положительные результаты как в обучении, так и в формировании личности. Взаимопомощь и взаимоконтроль одновременно и упрощают, и усложняют работу учителя. Упрощают потому, что получает возможность в ряде случаев перенести некоторые свои функции на школьников. Усложнение работы учителя связано с необходимостью гибкого руководства познавательной деятельностью учащихся во время дидактических игр, удачного подбора команд, организации эффективного общения во время игры. Дидактическая игра имеет устойчивую структуру. Основными ее компонентами являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры. В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличие четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Игровой замысел чаще всего выражен в названии игры. Он выступает в виде вопроса, проектирующего ход игры или в виде загадки. Он придает игре познавательный характер. Каждая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение участников в процессе игры. Игровые действия, регламентируемые правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, знания, умения, навыки для достижения цели. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Оборудование дидактической игры включает технические средства обучения и средства наглядности: таблицы, модели, карточки. Результат игры придает ей законченность. Он является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний или в их применении. Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышает уровень организованности и эффективности игры. Ценность дидактических игр заключается в том, что в их процессе дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом. При проведении дидактических игр следить за сохранением интереса школьников к игре. Лучше проводить ее выразительно, эмоционально. Учитель в некоторой степени тоже должен включаться в игру, иначе его руководство и влияние не будут достаточно естественными. Математическая сторона содержания игры всегда должна выдвигаться на первый план. Тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании их интереса математике. При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумать следующие вопросы методики:  Цель игры (учебная, воспитательная и развивающая).  Количество играющих вообще, количество игроков в команде.  Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры.  Как познакомить учащихся с правилами игры с наименьшей затратой времени.  Регламент игры.  Как обеспечить участие всех учеников в игре.  Как организовать свое регулирование ходом игры.  Как обеспечить постоянный интерес и активность всех участников игры.  Какие выводы нужно сообщить учащимся в заключении. Целесообразнее использовать дидактические игры не при освоении новых знаний, а при проверке результатов обучения, закреплении навыков, формировании умений. При организации игр необходимо придерживаться следующих положений:  Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, их математическое содержание должно быть доступно пониманию учеников.  Игра должна проходить в деятельностном режиме.  Используемый дидактический материал должен быть удобен в применении.  Каждый ученик должен быть активным участником игры.  Контроль проведения игры должен быть открытым, ясным и справедливым.  В процессе игры необходимо следить за математической грамотностью рассуждений учеников, правильностью их речи. В игровых формах занятий реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив ответственности каждого за учебу и дисциплину в классе. В представляемый сборник дидактических игр по математике вошли авторские разработки для урочной и внеклассной работы.


Дидактические игры
как средства интеграции организации образовательного процесса в ФГОС.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. Для этого в современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно - образовательного процесса. Согласно ФГОС программа должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Интеграция образовательной деятельности способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. Ведущими факторами возникновения этих ценностей являются игра.
Дидактическим играм уделяется большое внимание, она является и игровым методом обучения, и формой обучения, и игровой самостоятельной деятельностью и средством всестороннего развития интегративных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовкой к жизни дошкольника в современном обществе, к обучению к школе, обеспечение безопасности.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, закрепляют определенные знания по образовательным областям, способствуют развитию познавательной активности детей, улучшению произношения, обогащению словарного запаса, формированию грамматических умений, что в конечной итоге содействует развитию интеллекта.Важно создание атмосферы доброжелательного отношения к воспитанникам, вариативность использования образовательного материала, творческая организация воспитательно-образовательного процесса, интеграция образовательных областей во время проведения дидактических игр - всё это способствует развитию интегративных качеств.
Большое значение для развития интегративных качеств имеют и правила общения; договариваясь играть, быть вежливым; не требуй всегда ведущей роли; старайся четко выполнять свою роль и правила в игре; если начал игру с друзьями, то не бросай её без их согласия; бережно относись к фишкам и карточкам; закончив игру-сложи все в коробку. Эти правила не заучиваются специально, а создаются условия для их усвоения
На занятиях, в совместной деятельности мы стараемся учить детей сочинять сказочные истории, загадки, небылицы, играем в различные словесные игры – учим говорить грамотно, развиваем память, мышление. В своей работе мы используем дидактические словесные игры «Ласковые слова», «Из чего сделан предмет?» Большое значение имеют дидактические игры математического характера. Они вводятся в занятия и в повседневную жизнь детей, выполняя при этом разные функции; выявления, закрепления знаний, умений, способов действий, сообщения новых знаний. Например: при проведении в средней группе игры «Что я вижу» - воспитатель выясняет знания о признаках величины предметов и об их пространственном расположении. В ходе учебной деятельности у дошкольников формируются математические представления, которые закрепляются в дидактических играх « Один-много», «Найди свой дом», «Подбери колёса к поезду», «Каждого жучка на свой листок». Проводим игры, с помощью которых дети учатся называть правильно цвет, ходят по комнате, разыскивая и называя игрушки определённого цвета. Содержание настольных игр разнообразно, некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, овощи и т. д.) с их качествами, учат характеризовать их словами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы. Например: лото «Времена года», «Что кому нужно» - о разных профессиях. Как и дидактическая игрушка, настольно – печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы. Словесные игры проводятся преимущественно в старшем дошкольном возрасте и важны для подготовки детей к школе
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию - совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа. Занятия по продуктивной деятельности можно оживить, если применять дидактические игры «Весёлые краски», «Если бы я был художником». «Заколдованные картинки» и т. д.
На физкультурных и музыкальных занятиях игра Многие дидактические игры развивают интегративные качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками». Двигательная активность детей развивает мозг ребенка, благоприятно сказывается на нервной системе, способствует соблюдению элементарных правил здорового образа жизни, способствуют для самоорганизации детей. Игры применяться во второй части, со всеми детьми или с подгруппой. Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма. В утренние отрезки времени планируем лото «Настольное лото», различные картинки, геометрическая мозаика, «Чудесный мешочек», «Из какой мы сказки», «О ком я говорю», и др.
Во второй половине дня берём такие настольные игры: «Автомобили и гаражи», «Найди парус», «Кто больше увидит», «Найди свой дом» «Найди листок такой же формы, такого же цвета», «На что же похоже облако».
Родителям рекомендуется проводить игры по дороге в детский сад или домой: «Какие виды транспорта заметил», «Найди предмет заданной формы» и др.
Таким образом, дидактическая игра дает ребенку возможность реализовать свои творческие возможности, так как здесь он сочиняет, фантазирует, думает, познает. происходит обогащение словаря детей.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Разработчики сообщили, когда выйдет третий сезон игры по «Ходячим мертвецам
Изменения ветки советских ст
Тревор Филлипс — лучший протагонист GTA V?