Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Подвижная игра льдинки ветер и мороз. Познание

Материал предназначен для воспитателей и инструкторов по физической культуре.

Подвижные игры народов Крайнего Севера не только развивают необходимые физические качества – ловкость, силу, выносливость, но и воспитывают характер – смелость, терпение, наблюдательность, знакомят с трудом, бытом и фольклором народов Крайнего Севера.

Игры просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов и их можно проводить и на прогулке и в помещении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическое пособие

для воспитателей и инструкторов

по физической культуре

Подвижные игры

народов Крайнего Севера

Подготовила Крутовская

Татьяна Васильевна

воспитатель МБДОУ «Детский сад «66 «Радость»

Город Норильск

  1. ИГРЫ С МЕТАНИЕМ:

«ЛОВКИЙ ОЛЕНЕВОД»

«ОХОТА НА ВОЛКА» (ТИР)

«ОХОТНИКИ И ЗАЙЦЫ»

  1. ИГРЫ С БЕГОМ:

«ПОЛЯРНАЯ СОВА И ЕВРАЖКИ»

«ОЛЕНЬИ УПРЯЖКИ»

«СОКОЛ И ЛИСА»

«РУЧЕЙКИ И ОЗЕРА»

«ЗДРАВСТВУЙ, ДОГОНИ!»

«СМЕЛЫЕ РЕБЯТА»

«ЯСТРЕБ И УТКИ»

«ЛЬДИНКИ, ВЕТЕР И МОРОЗ»

«ЛОВЛЯ ОЛЕНЕЙ»

ОЛЕНИ И ПАСТУХИ

«БЕГ В СНЕГОСТУПАХ»

«ВАЖЕНКИ И ОЛЕНЯТА»

«НА НОВОЕ СТОЙБИЩЕ»

  1. ИГРЫ НА ЛОВКОСТЬ И СИЛУ:

«ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА»

«БОРЬБА НА ПАЛКЕ»

«НАНАЙСКАЯ БОРЬБА»

  1. ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ:

«БЕЛЫЙ ШАМАН» (РИТМ)

«РЫБАКИ»

  1. ИГРЫ С ПРЫЖКАМИ:

«ЗАЙЦЫ И ВОЛКИ»

«ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ НАРТЫ»

«ТРОЙНОЙ ПРЫЖОК»

  1. ИГРЫ С БРОСКАМИ:

«УСПЕЙ ПОЙМАТЬ!»

«ОТБИВКА ОЛЕНЕЙ»

«СЮЛЫ – ЛЕДЯНЫЕ ПАЛОЧКИ»

  1. ИГРЫ СЮЖЕТНЫЕ:

«ОХОТА НА КИТОВ»

«ОХОТА НА ОЛЕНЕЙ»

«ОХОТНИКИ И ВОЛКИ»

ИГРЫ С МЕТАНИЕМ

«ЛОВКИЙ ОЛЕНЕВОД»

Цель :

В стороне площадки ставится фигура оленя на расстоянии 3 - 4 м. проводится линия. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю. В порядке очередности бросают мяч правой рукой.

Правила игры: За каждый удачный бросок даётся флажок. У кого больше флажков, тот считается выигравшим.

«ОХОТА НА ВОЛКА» (ТИР)

Цель: охотник встает в 4 - 5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он должен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо.

Правила игры: Кидать мяч в волка следует с заданного расстояния.

«ОХОТНИКИ И ЗАЙЦЫ»

Цель: учит детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперёд мягко, на носочках, метко бросать мяч. Закрепляет знание о труде северян - охотников.

На одной стороне площадки очерчивается круг для охотника, на другой стороне – кружочками – места для зайцев (в каждом кружке по два зайца). Охотник обходит площадку, как бы высматривая заячьи следы, затем возвращается к себе. По сигналу воспитателя «Выбежали на полянку зайцы» дети выходят из своих домиков-кружков и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперёд.

По сигналу «Охотник!» зайцы останавливаются, поворачивается к охотнику спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мяч. Тот заяц, в которого попал мяч, считается подстреленным, и охотник уводит его к себе.

Правила игры: После 3-х повторений игры проводится подсчёт подстреленных зайцев, затем выбирается новый охотник.

ИГРЫ С БЕГОМ

«ПОЛЯРНАЯ СОВА И ЕВРАЖКИ»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель:

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие – евражки.

Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражки и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Правила игры: Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

«ОЛЕНЬИ УПРЯЖКИ»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой – каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно. Переходят через ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Правила игры: Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

ВАРИАНТ . Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «собачьи упряжки». Этот вариант характерен для береговых чукчей.

«СОКОЛ И ЛИСА»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Выбираются сокол и лиса, остальные дети – соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Правила игры: Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.

«ЯСТРЕБ И УТКИ»

эвенкийская и якутская игра

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Все дети размещаются на озере (площадке). Выбираются один ястреб. По команде воспитателя «Ястреб летит!» все утки дети улетают (убегают) и прячутся в укрытие.

Правила игры: До кого ястреб дотронется, тот считается пойманным. После двух – трех раз проводится подсчет пойманных уток.

«РУЧЕЙКИ И ОЗЕРА»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Игроки стоят в пяти-семи колоннах, с одинаковым количеством играющих в разных концах зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры: Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

«ЗДРАВСТВУЙ, ДОГОНИ!»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Игроки стоят лицом друг к другу в середине площадки, по краям ее обозначают дома. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся по своим домам. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, говоря:

Здравствуй!

Ребенок-охотник отвечает:

Здравствуй!

Гость говорит:

Догони!

И бежит в свой дом, хозяин его догоняет. Дети по очереди ходят друг к друг в гости.

Правила игры: Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо у порога дома игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по–разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т.д.

«СМЕЛЫЕ РЕБЯТА»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Дети встают в две-три шеренги. На противоположном конце помещения кладут шнур. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т.д. (Дети отвечают.)

Вы смелые ребята?

Смелые! Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором).

Раз, два, три (пауза).

Кто смелый?

Я! Я!

Бегите!

Первая шеренга бежит до шнура, а ведущий ловит убегающих, так повторяется игра и со следующей группой детей.

Правила игры: Бежать следует только после слова «бегите!», увертываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя.

«ЛЬДИНКИ, ВЕТЕР И МОРОЗ»

(старшая, подготовительная группы)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают звенят:

«Дзинь, дзинь…»

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают в ладоши и говорят: «Дзинь, дзинь» до тех пор, пока не услышат сигнал» Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры: Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т.д.

«ЛОВЛЯ ОЛЕНЕЙ»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель: упражнять в метании, развивать ловкость.

  1. На площадке ставится муляж оленя. На расстоянии 1,5 - 2 м. чертится линия. Оленеводы располагаются по кругу. По команде накидывается на оленя верёвочная петля. Можно накидывать петлю по одному, по два, по три человека. Кто набросил петлю, тот поймал оленя.
  2. Играющие делятся на две группы. Одни – олени, другие – пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры: Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

«ОЛЕНИ И ПАСТУХИ»

(старшая, подготовительная группы)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Все игроки – олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих – пастухи – стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Правила игры: Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.

«БЕГ В СНЕГОСТУПАХ»

(старшая группа)

Цель: развивать ловкость, упражнять в метании.

Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов.

По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег.

Правила игры: Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его.

«КАЮР И СОБАКИ»

(старшая, подготовительная группы)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

На противоположных концах площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них – собаки, третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура к другому

Правила игры: Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть разные препятствия.

«ВАЖЕНКИ И ОЛЕНЯТА»

(старшая группа)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка,

С нею – оленята,

Объясняет каждому

Все, что непонятно…

Топают по лужам

Оленята малые.

Терпеливо слушая

Наставленья мамины.

Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Правила игры: Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.

«НА НОВОЕ СТОЙБИЩЕ»

(подготовительная к школе группа)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Играющие становятся парами. В паре один – олень, другой – каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит:

– Оленеводы переезжают на новые стойбища. После этих слов все бегут к краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов - тундровиков звук кхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построится в прежней последовательности.

Правила игры: Начинать движение надо по сигналу. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность сохраняется и после привала.

ИГРЫ НА ЛОВКОСТЬ И СИЛУ

«ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель : воспитывать ловкость, смелость, силу.

Вся группа делится на два звена. Чертится линия, по середине каната завязывается узел, который на пол на черту. По команде воспитателя «Тяни!» обе команды начинают тянуть канат в свою сторону. Кто перетянет, тот и выиграл.

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат.

По сигналу водящего «Раз, два, три – начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры. Как на празднике оленеводов.

Правила игры: Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.

«БОРЬБА НА ПАЛКЕ»

традиционная игра ненецких рыбаков

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель : развивать выдержку, силу, ловкость.

На площадке чертится черта. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу и, держась за палку двумя руками, упираясь ступнями ног о ступни ног другого. По команде начинают тянуть палку.

Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту.

Правила игры: Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять положение ступней ног.

«НАНАЙСКАЯ БОРЬБА»

(старшая, подготовительная группы)

Цель : воспитывать ловкость, честность, чувство товарищества, смелость.

Играют парами на мате или на ковре. Берут друг друга за плечи и борются произвольно, стараясь положить, друг друга на мат или на ковёр на спину. Выигрывает тот, кто уложил противника на лопатки.

Играют парами на мате или на ковре. Играющие берут друг друга за плечи и борются, стараясь положить соперника на спину. Выигрывает тот, кто достиг цели, уложил противника на лопатки.

Правила игры: Бороться можно только на мате или ковре, не сходя с него. Нельзя допускать грубых действий.

ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ

«БЕЛЫЙ ШАМАН» (РИТМ)

(подготовительная к школе группа)

Цель:

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на колено и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Правила игры: Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

«РЫБАКИ»

(средняя группа)

Цель: воспитывать внимание, ориентировку в пространстве

Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показывает им движения рыбаков: тянут сети, внимают рыбу, чинят сети, гребут веслами.

Правила игры: Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры.

ИГРЫ С ПРЫЖКАМИ

«ЗАЙЦЫ И ВОЛКИ»

(старшая группа)

Цель: проводится с целью научить детей прыгать на носочках на двух ногах, вперед.

Одного из играющих выбирают волком. Остальные дети изображают зайцев. На одной стороне площадке в домиках (начертите круги на некотором расстоянии друг от друга) сидят зайцы. На противоположной стороне за сопкой – волк. На слова воспитателя: «Зайцы скачут скок, скок, скок на зеленый на лужок, травку щиплют, кушают, осторожно слушают, не идет ли волк?» Зайцы выбегают из домиков и разбегаются по площадке. Они прыгают на двух ногах, присаживаются, щиплют травку, оглядываются, не идет ли волк? Когда педагог произносит последнее слово, волк выходит из-за сопки убежит за зайцами, стараясь их поймать (коснуться). Пойманных зайцев уводит к себе за сопку.

Как только волк уходит, воспитатель повторяет текст стихотворения и игра продолжается.

Правила игры: После того, как пойманы 2-3 зайца, выбирается новый волк.

«ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ НАРТЫ»

ненецкая игра

(старшая, подготовительная группы)

Цель : развитие ловкости, упражнение в прыжках на двух ногах.

В ряд ставятся санки (5-6 штук) параллельно друг другу на расстоянии 40 - 50 см. Играющие в порядке очерёдности прыгают через них.

Правила игры: Выигрывает тот, кто ни разу не заденет санки.

«ТРОЙНОЙ ПРЫЖОК»

(подготовительная к школе группа)

Цель: упражнять в энергичных прыжках с ноги на ногу.

Чертится линия. Играющие прыгают в порядке очерёдности. Делают три прыжка с ноги на ногу, начиная от черты. Побеждает тот, кто дальше прыгнет.

На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры: Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

ВАРИАНТЫ . Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входит от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу они все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше.

ИГРЫ С БРОСКАМИ

«УСПЕЙ ПОЙМАТЬ!»

(старшая, подготовительная группы)

Цель: развивать ловкость, упражнять в метании.

На игровой площадке находится две равные группы участников: девочки и мальчики. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.

Правила игры: Передавая мяч, нельзя касаться руками игрока и долго задерживать мяч в руках.

«ОТБИВКА ОЛЕНЕЙ»

(старшая, подготовительная группы)

Цель: развивать ловкость, упражнять в метании.

Группа играющих находится внутри очерченного круга – это олени. Выбираются три пастуха – они за кругом. По сигналу «Раз, два, три – отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он посчитывает отбитых оленей.

Правила игры: Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу с места в подвижную цель.

«СЮЛЫ – ЛЕДЯНЫЕ ПАЛОЧКИ»

(старшая, подготовительная группы)

Цель: развивать ловкость, упражнять в метании.

Каждый играющий подбирает себе палочку, которая должна быть выше его роста. Несколько палочек заранее обливают водой и держат на морозе, пока они не обледенеют. Играющий берет сюлы в правую руку и становится боком вперед, левую руку сгибает в локте, а правую руку заводит за спину, пропуская палку под согнутый локоть левой руки, и сильно бросает ее.

Правила игры: Палочка должна лететь только в прямом направлении. Выигрывает тот, кто дальше бросит ее. Если палка летит в сторону, то играющий выбирает из игры.

ИГРЫ СЮЖЕТНЫЕ

«ОХОТА НА КИТОВ»

(старшая, подготовительная группы)

Цель: помогает детям показать как сложна работа охотников китобоев, знакомит с орудиями их труда, внимание детей на красоту природы, закрепляет название труда и животных.

Вначале проходит показ видео фильма, где дети наблюдают весь рабочий процесс разделки кита. Затем воспитатель читает сказку веселое лежбище. Дети делятся на две команды: раздельщиков и охотников. Веревки это гарпун, а большие надувные рыбы – киты.

Правила игры: Охотники стреляют, убивают кита, привозят его на берег, и команда раздельщиков приступает к работе.

«ОХОТНИКИ И ВОЛКИ»

(старшая, подготовительная группы)

Цель: развивает ловкость, силу, воспитывает чувство товарищества.

Площадка делится пополам. На одной стороне охотники в руках у них мячи, на другой волки. Волки могут свободно передвигаться по площадке, охотники же стоят на месте возле проведенной черты. По сигналу воспитателя, охотники начинают целиться в волков, стараясь попасть в них, волки бегают по площадке, стараясь увернуться от мяча. Разучивая эту игру воспитатель обращает внимание на то чтобы охотники целились только в ноги детям, изображающих волков.

Правила игры: После двух – трех раз проводится подсчет пойманных волков. Затем команды меняются местами.

«ОХОТА НА ОЛЕНЕЙ»

(старшая, подготовительная группы)

Цель: развивает глазомер, ловкость, изобретательность. Знакомит с повадками оленей, их особенностями.

2 – 3 команды детей по 3 – 4 человека в команде становятся у черты в колонну по одному. На расстоянии 1-1,5м. в один ряд ставятся рога оленя по числу детей в команде.

Правила игры: Каждый ребенок в руке держит биту и старается сбить ей рога.


Зимнее физкультурное развлечение в детском саду для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями «Зимние забавы и игры».

Тихомирова Анна Юрьевна инструктор по физической культуре МДОУ "Детский сад № 12 "Полянка".
Описание: Данный сценарий адресован инструкторам по физической культуре, педагогам дошкольных образовательных учреждений, организаторам семейных клубов. Представленный материал не требует специальной подготовки детей и педагогов.

Цель: приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни.
Задачи: обобщить знания детей о зиме, как о времени года; развивать внимание, ловкость,выносливость, быстроту, умение действовать по сигналу;
воспитывать доброжелательность, умение действовать в коллективе сверстников и других взрослых;прививать интерес к физической культуре и спорту, зимним забавам.
Оборудование и материалы: клюшки, теннисные мячи, мячи фитболы по 2 шт, костюм "зимы", шапочки или эмблемы животных и сказочных персонажей по количеству детей, аудиозапись.
Предварительная работа: знакомство детей и родителей с подвижными играми, работа с родителями - изготовление шапочек и эмблем.

Ход развлечения:

Дети и родители входят в зал украшенный снежинками.
Инструктор: В гости к нам пришла зима,
Отворяйте ворота, выходи честной народ,
В наш веселый хоровод!
- Я приглашаю вас в гости к Зимушке.
Ходьба по залу с выполнением действий по тексту:
Мы шагаем по сугробам, Ходьба по залу,
По сугробам крутолобым. Ходьба на носках
Поднимай повыше ногу, Ходьба с высоким подниманием колена
Проложи другим дорогу. Бег парами взрослый - ребенок «саночки»
Очень долго мы шагали, Ходьба
Наши ноженьки устали.
Мы присядем, отдохнём, Присесть
А потом гулять пойдём. Ходьба
Инструктор: Вставайте свободно по всему залу. Вместе выполним зимнюю зарядку и погреемся!
Игра - разминка "Греемся".
А на улице мороз - Ну-ка все потерли нос!… (Трем носы.)
Ни к чему нам бить баклуши, Быстро все взялись за уши!… (Беремся за уши.)
Покрутили, повертели, Вот и уши отлетели!… (Вертим уши.)
У кого не отлетели, С нами дальше полетели!… (Машем руками.)
Головою покачали!… (Качаем головой.)
По коленками постучали!… (Стучим по коленям.)
По плечам похлопали!… (Хлопаем по плечам.)
А теперь потопали!… (Топаем.)
Дидактическая игра «Наряжаем елку».
Инструктор:
А сейчас, друзья, сыграем
В интересную игру:
То, чем елку наряжаем,
Я детишкам назову.
Вы послушайте внимательно,
И ответьте обязательно,
Если мы вам скажем верно,
Говорите "Да" в ответ.
Ну, а если вдруг - неверно,
Говорите смело "Нет!"
- Разноцветные хлопушки?
- Одеяла и подушки?
- Раскладушки и кроватки?
- Мармеладки, шоколадки?
- Шарики стеклянные?
- Стулья деревянные?
- Плюшевые мишки?
- Буквари и книжки?
- Бусы разноцветные?
- А гирлянды светлые?
- Снег из ваты белой?
- Ранцы и портфели?
- Туфли и сапожки?
- Чашки, вилки, ложки?
- Конфеты блестящие?
- Тигры настоящие?
- Шишки золотистые?
- Звездочки лучистые?
Игра малой подвижности «Елочки бывают».
Инструктор: Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут, и широкие, и низкие, высокие, тонкие.
Вот если я скажу "высокие" - поднимайте руки вверх.
"Низкие" - приседайте и руки опускайте.
"Широкие" - делайте круг шире.
"Тонкие" - делайте круг уже.
А теперь поиграем!
(Инструктор называет "елочки" стараясь запутать участников, на роль ведущего можно выбрать одного из родителей).
Инструктор включает в аудиозаписи вой ветра, скрип снега.
Инструктор: Слышите, Зима спешит к нам навстречу, холодно вдруг стало, правда? Для того, чтобы зима показалась, нам нужно превратиться в волшебных зверушек или сказочных персонажей.
Дети надевают шапочки или эмблемы.
В зал входит Зима.
Зима: Я волшебница - зима,
Я на праздник к вам пришла.
И не просто пришла
- Вам подарки принесла.
Я покрыла поле снегом,
Снег на ветки лег.
Пруд и речку заковала
Я под крепкий лед.
Вы меня не испугались?
К печке теплой не прижались?
Не пожаловались маме?
Можно жить мне будет с вами?
Инструктор: Зимушка, очень ждали мы тебя, поиграй-ка с нами, удиви своими чудесами.
Зима: Много игр веселых знаю я, давайте поиграем в мою любимую игру «Льдинки ветер и мороз».
Подвижная игра «Льдинки, ветер и мороз».
Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят
Дзинь, дзинь...
Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети и взрослые разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз!» ищут свою пару и берутся за руки.
Зима: Молодцы весело играли! Не озябли? А если к нам сам Мороз пожалует, не испугаетесь? А вот и братья Морозы! Прячьтесь в дом.
Подвижная игра «Два мороза»
На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки лицом к ним становятся водящие - пара взрослый и ребенок и произносят:
Мы два брата молодые, два мороза удалые,
Я Мороз - Красный нос.
Я мороз – синий нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Играющие хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
После этого они перебегают через площадку в другой дом, Морозы догоняют и стараются их заморозить (коснуться рукой). Они подсчитывают, сколько играющих удалось заморозить. В конце игры выясняется, какая пара Морозов заморозила больше играющих.
Инструктор: Нет, не под силу Морозу нас испугать и заморозить, мы быстрые и ловкие потому, что занимаемся спортом. Например, умеем в хоккей играть! Вставайте в две команды: мальчики с папами и девочки с мамами, остальные участники будут поддерживать их громкими аплодисментами!
Игра – эстафета «Хоккей».
По сигналу первый участник с помощью клюшки ведет шайбу до ориентира и обратно, передает клюшку следующему участнику.
Инструктор: мы такие ловкие, можем и снеговика построить!Что нам для этого нужно? Верно, снежные комки!
Игра – эстафета «Снежный ком».
По сигналу первый участник катит фитбол до ориентира и обратно.
Зима: Спасибо вам, позабавили вы меня!
Инструктор: Зимушка, мы не только быстрые, но и очень весёлые, посмотри какой зимний карнавал, устроили в твою честь! Дети и взрослые встают в хоровод. Зима встает в центр круга.
Игра-танец «Зимний карнавал».
Участники выполняют движения по показу инструктора по физической культуре.
Зима: Удивили вы меня, но где же девочки и мальчики? Здесь только белочки и зайчики!
Инструктор : Посмотри зима внимательно, это и есть наши ребята!
Дети снимают маски.
Зима: Верно, очень весело мне с вами было, всех ребят я полюбила, а сейчас пришла пора расставаться детвора. Получайте за ваши игры и смех, за храбрость и смекалку от меня вкусное угощение!
Зима раздает угощение, выходит из зала.
Инструктор: Нам пришла пора возвращаться в детский сад. Ребята, мамы и папы вставайте свободно по залу.
Игра малой подвижности «Нитка и иголка».
Инструктор называет имя одного из детей. Ребенок подходит к инструктору берет его за руку и называет имя следующего участника по желанию ребенка и т.д. Игра продолжается до тех пор пока все участники не возьмутся за руки и не замкнут большой круг.
Инструктор: Вот мы и вернулись в наш любимый детский сад! Вам желаю я друзья быть дружными, здоровыми, сильными и смелыми, никогда не болеть и дружить с зимой! До свидания ребята.

Подвижные игры народов Севера и Сибири не только развивали необходимые физические качества – ловкость, силу, выносливость, но и воспитывали характер – смелость, терпение, наблюдательность, что помогало выживать в суровых климатических условиях Пятнашки на санках

Карельская народная игра

Играют несколько пар. В каждой из них один игрок везет другого, сидящего на санках. По желанию играющих или по считалке выбирается пара водящих, которые стремятся догнать любую другую пару игроков и запятнать одного из них. Салит игрок, сидящий на санках, он делает это простым прикосновением руки. Если в паре один осален, оба становятся водящими. Игра продолжается. Правила игры. Играть надо в пределах очерченной площадки. Пара, заехавшая за ее границы, становится водящей. Нельзя салить игроков той пары, которая только что была водящей.

«Стой, олень!»

Игры народов коми Играющие находятся в разных местах утоптанной снежной площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.

После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и крикнуть: «Стой, олень!». Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.

Правила игры. Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!». Осаленные отходят в условленное место. Салить надо осторожно.

«Охота на оленей»

Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5 м от оленьих рогов* (их количество зависит от числа детей в команде). В руках у каждого ребенка аркан. Он старается заарканить (поймать) оленя. Правила игры. Выигрывает тот, кто больше поймал оленей. Прежде чем принять участие в этой игре, надо научиться правильным приемам броска аркана. Набрасывать петлю на рога оленя следует по сигналу. Нельзя подходить к оленю ближе места, обозначенного чертой.

Варианты. Ловить одного оленя, то есть набрасывать аркан на одни рога, могут сразу несколько человек. В этом случае они должны стоять, не мешая друг другу.

Для усложнения игра может проводиться на склоне горы. Группа игроков делится на две команды, которые располагаются по двум сторонам горки; у каждой команды по мауту (аркану). Ведущий сталкивает санки с прикрепленными к ним рогами. Дети по очереди ловят оленя на лету.

___________
  • В качестве «рогов» можно использовать сухие ветки.

«Стрельба в цель с кружением»

Якутская народная игра Берется картонный диск диаметром 20–25 см, разрисованный якутским орнаментом (в старину диск делали из бересты, прошитой вдвое). Диск вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3–5 м от него ставится шест (или тумбочка), вокруг которого играющий должен несколько раз пробежать с мячом и бросить его в диск (цель). Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав шест (или тумбочку) большее число раз. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в цель из лука вместо мяча.

Правила игры. Следует заранее договариваться, сколько раз надо обежать шест. Бросать в цель точно с определенного расстояния.

«Каюр и собаки»

Игры народов Сибири и Дальнего Востока На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое – собаки, третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут друг другу навстречу, от одного шнура до другого.

Правила игры. Бежать надо только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.

«Льдинки, ветер и мороз»

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки, Прозрачные льдинки Сверкают, звенят: Дзинь-дзинь…

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают и говорят дзинь-дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. По сигналу «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться о том, кто с кем будет строить большую льдинку, надо тихо. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т.д.

«Тройной прыжок»

На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входят от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше.

Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т.д. мест заняли участники каждого звена.

Гонки на собачьих упряжках

Состязание в силе для двух игроков. Игроки становятся на четвереньки, спиной друг к другу. Затем игроков соединяют между собой веревкой, прикрепляя ее к талии каждого игрока (нужна веревка длиной 4-5 метров). Посередине между позициями игроков проводится линия. По сигналу каждый игрок пытается вытащить своего соперника за линию.

Кто кого забодает?

Два игрока становятся на четвереньки лицом к лицу, касаясь друг друга лбами. Между ними прочерчена линия. По сигналу ведущего каждый игрок пытается вытолкнуть соперника назад, при этом их лбы должны касаться друг друга на протяжение всего соревнования. Выигрывает тот, кто полностью пересечет линию.

Икушкикмяк (Ухо-локтевая ходьба)

Для этих причудливых гонок игроки ложатся на живот, распределяя свой вес между локтями и носками ног. Затем каждый игрок хватает себя за уши и держит их на протяжение всей гонки. По сигналу ведущего начинается состязание. Побеждает тот, кто сможет пройти дальше других, не отпуская ушей.

Пидлтатак (Прыжки на коленях)

Эта забава проводится в форме состязания. Игру начинают, стоя на коленях, держа руки на поясе и вытянув носки назад. По сигналу ведущего игроки вскакивают с коленей на корточки, а затем снова прыгают на колени. Игра продолжается до тех пор, пока только один игрок сможет продолжать состязание (долго это не продлится!)

Тюленьи бега

Еще одно состязание в беге, на этот раз игроки подражают тюленям. Игроки располагаются на линии старта, руками поддерживая туловище и расслабив ноги. По сигналу игроки должны начать двигаться, используя только руки - их ноги волокутся за ними, словно хвост тюленя. Определите финишную черту или ограничьте время состязания.

Тунумиу

Еще одно состязание в физической силе для двух человек. Игроки садятся спиной друг к другу, вытянув ноги. Начертите линию на расстоянии одного метра от носков каждого игрока. По сигналу каждый из игроков пытается вытолкнуть соперника за линию. Их спины должны касаться друг друга на протяжении всего состязания.

«Зайцы и собаки»

Играющие выбирают двух-трех охотников, столько же собак, остальные – зайцы. Зайцы прячутся в кустах, собаки их ищут, лают на них и гонят к охотникам. Охотники пытаются попасть в зайцев мячами или снежками (зимой). Охотник, отличившийся наибольшим количеством попаданий, становится победителем. При повторении игры ребята меняются ролями. Правила игры. Время бросания в цель дети определяют самостоятельно. Кидать мячи надо играющим в ноги.

«Волк и олени»

Из игроков выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного оленя он отводит к себе. Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

«Охота на куропаток»

Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки – тундры, где имеются приспособления, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т.п.). На противоположной стороне находятся три или четыре охотника. Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов выбирают других охотников, игра возобновляется. Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

«Похитители огня»

(для детей среднего школьного возраста) Игровая площадка прямоугольной формы (длиной 30–40 м, шириной 15–20 м). В каждом углу чертится круг диаметром 2–4 м. Каждый круг – крепость. Внутри прямоугольника, отступив от двух узких сторон на 4 м, рисуют линии опасности (или огня) длиной 2–3 м. Играют две команды по десять–пятнадцать человек. Они располагаются вдоль линии опасности. Каждая команда имеет капитана и выбирает себе отличительный знак (элемент национального костюма). Право начать игру первым определяется жеребьевкой. По сигналу капитан команды, начинающий игру, подходит к противникам, легким ударом по руке любого из игроков «берет огонь» и убегает к своей границе. Тот бежит за ним, стараясь поймать, пока первый игрок не добежит до границы. Пойманный становится пленником, его сажают в крепость противника. Если не удается поймать убегающего, а догоняющий доходит уже до линии опасности, то из команды соперника выбегает другой игрок, стараясь взять в плен догоняющего.

Так игра продолжается до тех пор, пока все игроки какой-либо команды не окажутся в плену. Правила игры. Когда к шеренге соперников приближается кто-либо из игроков, они все обязаны вытянуть вперед руки. Преследователь должен догонять противника до линии опасности, откуда начали игру. Преследователь, догнавший убегающего, становится носителем огня. Он может подойти к шеренге соперника и, ударив по руке любого игрока, убежать обратно к своей границе как начинающий игру. В остальных случаях преследователи назначаются капитаном тайно. Одного убегающего может преследовать только один догоняющий. Выходить за пределы игровой площадки запрещается. Пленники освобождаются в том случае, когда их друг, получив огонь от соперника, беспрепятственно проходит в крепость и касается их рукой: они все быстро бегут к своей границе. Преследователь может ловить и освободителя, и освобожденного пленника. Остальные игроки не имеют права вмешиваться в игру.

«Оленьи упряжки»

Играющие стоят вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой – каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (противоположной стороны площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки – флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает.

«Алеутская национальная борьба»

(для детей старшего школьного возраста) Борьба происходит на специальной площадке, в круге из копий, воткнутых в землю. Раздетые по пояс борцы, соревнуясь в силе и ловкости, должны оторвать противника от земли и поднять его над собой.

«Перетягивание на руках»

(для детей старшего школьного возраста) Участники садятся друг против друга. Средними пальцами правых рук сцепляются, а левыми руками упираются в левое плечо соперника и стараются сдвинуть его с места.

А вот в "Льдинку", русскую зимнюю игру, хорошо играть, когда снег не липнет в "снежки", на хорошо утоптанной площадке или ледяном крепком катке. В "Льдинку" играют отроки, то есть младшие и средние школьники, от 5 до 10 человек. Играющие, образуя круг, становятся на расстоянии 2 м друг от друга. Водящий, выбранный с помощью считалки, находится в центре и пытается "зафутболить" льдинку за пределы круга. Она должна быть достаточно крепкой и не очень большой. Остальные игроки препятствуют этому, задерживая льдинку ногами, направляют ее обратно в центр круга. Игрок, пропустивший льдинку с правой стороны от себя, меняется ролями с водящим. Договорившись, игроки могут двигаться по кругу. Если продвигаются вправо, то есть против часовой стрелки, защищать нужно свой правый фланг. И наоборот, двигаясь влево, игроки защищают левую сторону. Разумеется, льдинку водящий и игроки должны запускать так, чтобы она летела не выше коленей играющих. Руки использовать нельзя, тот, кто задерживает льдинку руками, становится в круг и водит.

В игру "Олени" ребята из Республики Коми играют в школе на уроках физкультуры. Спортивный зал - подходящая по размерам площадка для этой игры, но лучше играть на улице. Перед игрой нужно договориться о границах поля, ориентируясь на деревья, кусты или пешеходные дорожки. Выбирается водящий-оленевод. Для этого бегут наперегонки. Или, если игроков немного, то перехватывают палку руками: последний, ухватившийся за кончик палки, - водит. По команде оленевод ловит разбегающихся "оленей", на манер салок. Осаленный игрок должен остановиться. Оленевод подходит к нему и задает вопрос: "Олень или человек?" Если игрок отвечает: "Человек!", то становится помощником "оленевода" и тоже ловит "оленей". Если же он крикнет "Олень!", начинается новая погоня, но уже за "оленем". Осаленный за определенное время "олень" считается пойманным и отправляется в "загон", то есть выходит из игры. Помощники оленевода - "люди" тоже стараются осалить "оленя". Игра заканчивается, когда остается один "олень". Он и становится очередным "оленеводом".

Вот уж где дети почти круглый год играют в зимние игры, так это в зоне "вечной мерзлоты" в Якутии. Вот старинная игра "Прорубь". Оленеводы традиционно охотились и ловили рыбу. В "прорубь" играют дети примерно с 10 лет и взрослые. Играют на площадке с небольшими вырытыми в снегу ямками. Ямки ("проруби") по количеству участников без водящего располагаются на расстоянии друг от друга примерно в двух метрах. Водящий играет роль "мороза", который норовит "ударить" по ногам или заморозить лунку.

Все игроки держат прямые палки, толщиной около 5 см, длиной соответствующие росту игрока. Играют маленьким мячом из кожи, набитым шерстью. Участники опускают палки, каждый в свою "прорубь". Мяч у водящего, который стремится завоевать одну из лунок, попав в нее мячом с помощью своей палки, или осалить игрока мячом по обуви (ниже щиколотки). Если "морозу" удалось попасть в ноги "рыболова", они меняются ролями. Утопив мяч в чужой "проруби", водящий начинает считать громко до десяти. Во время счета он стремится опустить свою палку в "прорубь", а ее владелец пытается выбросить своей палкой мяч из ямки. Каждый игрок может отбивать палкой подгоняемый к его лунке мяч. Чтобы мяч не попал в ноги, игрок подпрыгивает, опираясь о палку. Соседи по "проруби" помогают: они отбрасывают мяч палками. Водящий, не сумевший отвоевать себе "прорубь" в течение условленного времени, считается проигравшим. Основные правила: нельзя бить по мячу руками, ногами, туловищем. Запрещается любое применение силы, нарушитель назначается водящим или выбывает из игры. Если "морозу" удалось занять ямку, ее бывший владелец становится водящим.

Долгой зимой крестьяне занимаются ремеслами. Сплетенные корзины, связанные шали и расписные игрушки рано или поздно нужно везти на ярмарку. Эстонская игра "Ярмарка" иллюстрирует сборы в дорогу ремесленника. Для игры не нужны специальные приспособления. А вот чем больше друзей собирается для игры, тем лучше. Водящий - "ярмарочник" присваивает остальным игрокам названия предметов, необходимых для поездки.

Например: "телега", "упряжка", "дуга", "бубенцы", "мешок", "кошелек". Игроки становятся в круг. "Ярмарочник" начинает рассказывать о своих сборах в дорогу, употребляя названия предметов, присвоенные игрокам. Тот, чей предмет назван, должен обернуться вокруг себя на каблуке одной ноги. А если игрок прозевал и не успел сразу отреагировать, то должен отдать свой "фант": носовой платочек, шнурок или записку со своим именем. Когда "ярмарочник" закончил сборы, "фанты" возвращаются владельцам после выполнения какого-нибудь задания.

Игру можно проводить в закрытом помещении, где есть стулья. В этом случае игроки не стоят в кругу, а сидят на стульях и, услышав свое шуточное "имя", вскакивают и обегают вокруг стула. Водящий заканчивает свой рассказ словами: "Ярмарка закрывается…" В этот момент игроки должны встать и бегать рядом со стульями. А когда "ярмарочник" скажет: "…ярмарка закрыта!" занять любой стул, при этом "ярмарочник", для которого стул не предусмотрен, тоже старается сесть. Тот, кому места не досталось - водит.

Судакова Лилия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Машенька"
Населённый пункт: г.Ноябрьск,Тюменская обл., ЯНАО
Наименование материала: Подборка игр
Тема: "Подвижные игры народов крайнего севера"
Дата публикации: 20.01.2016
Раздел: дошкольное образование

Практическое пособие для воспитателей и инструкторов по физической культуре
Подвижные игры

народов Крайнего Севера

Содержание
ИГРЫ С МЕТАНИЕМ: « ЛОВКИЙ ОЛЕНЕВОД » « ОХОТА НА ВОЛКА » (ТИР) « ОХОТНИКИ И ЗАЙЦЫ »
ИГРЫ С БЕГОМ: « ПОЛЯРНАЯ СОВА И ЕВРАЖКИ » « ОЛЕНЬИ УПРЯЖКИ » « СОКОЛ И ЛИСА » « РУЧЕЙКИ И ОЗЕРА » « ЗДРАВСТВУЙ, ДОГОНИ!» « СМЕЛЫЕ РЕБЯТА » « ЯСТРЕБ И УТКИ » « ЛЬДИНКИ, ВЕТЕР И МОРОЗ » « ЛОВЛЯ ОЛЕНЕЙ » ОЛЕНИ И ПАСТУХИ « БЕГ В СНЕГОСТУПАХ » « ВАЖЕНКИ И ОЛЕНЯТА » « НА НОВОЕ СТОЙБИЩЕ » ИГРЫ НА ЛОВКОСТЬ И СИЛУ: « ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА » « БОРЬБА НА ПАЛКЕ » « НАНАЙСКАЯ БОРЬБА » ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ: « БЕЛЫЙ ШАМАН » (РИТМ) « РЫБАКИ » ИГРЫ С ПРЫЖКАМИ: « ЗАЙЦЫ И ВОЛКИ » « ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ НАРТЫ » « ТРОЙНОЙ ПРЫЖОК » ИГРЫ С БРОСКАМИ: « УСПЕЙ ПОЙМАТЬ!» « ОТБИВКА ОЛЕНЕЙ »
« СЮЛЫ – ЛЕДЯНЫЕ ПАЛОЧКИ » ИГРЫ СЮЖЕТНЫЕ: « ОХОТА НА КИТОВ » « ОХОТА НА ОЛЕНЕЙ » « ОХОТНИКИ И ВОЛКИ »
ИГРЫ С МЕТАНИЕМ

«ЛОВКИЙ ОЛЕНЕВОД»

Цель
: развивать ловкость, упражнять в метании. В стороне площадки ставится фигура оленя на расстоянии 3-4 м. проводится линия. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю. В порядке очередности бросают мяч правой рукой.
Правила игры:
За каждый удачный бросок даётся флажок. У кого больше флажков, тот считается выигравшим.

«ОХОТА НА ВОЛКА» (ТИР)

Цель:
охотник встает в 4-5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он должен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо.
Правила

игры:
Кидать мяч в волка следует с заданного расстояния.
«ОХОТНИКИ И ЗАЙЦЫ»

Цель:
учит детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперёд мягко, на носочках, метко бросать мяч. Закрепляет знание о труде северян - охотников. На одной стороне площадки очерчивается круг для охотника, на другой стороне – кружочками – места для зайцев (в каждом кружке по два зайца). Охотник обходит площадку, как бы высматривая
заячьи следы, затем возвращается к себе. По сигналу воспитателя «Выбежали на полянку зайцы» дети выходят из своих домиков- кружков и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперёд. По сигналу «Охотник!» зайцы останавливаются, поворачивается к охотнику спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мяч. Тот заяц, в которого попал мяч, считается подстреленным, и охотник уводит его к себе.
Правила

игры:
После 3-х повторений игры проводится подсчёт подстреленных зайцев, затем выбирается новый охотник.
ИГРЫ С БЕГОМ

«ПОЛЯРНАЯ СОВА И ЕВРАЖКИ»
(средняя, старшая, подготовительная группы)
Цель:
воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения. Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие – евражки. Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражки и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.
Правила игры:
Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

«ОЛЕНЬИ УПРЯЖКИ»
(средняя, старшая, подготовительная группы)
Цель:
воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения. Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой – каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно. Переходят через ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.
Правила

игры:
Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.
ВАРИАНТ
. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «собачьи упряжки». Этот вариант характерен для береговых чукчей.

«СОКОЛ И ЛИСА»
(средняя, старшая, подготовительная группы)
Цель:
воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения. Выбираются сокол и лиса, остальные дети – соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое- нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.
Правила игры:
Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.
«ЯСТРЕБ И УТКИ»
эвенкийская и якутская игра (средняя, старшая, подготовительная группы)
Цель:
воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.
Все дети размещаются на озере (площадке). Выбираются один ястреб. По команде воспитателя «Ястреб летит!» все утки дети улетают (убегают) и прячутся в укрытие.
Правила

игры:
До кого ястреб дотронется, тот считается пойманным. После двух – трех раз проводится подсчет пойманных уток.
«ЗДРАВСТВУЙ, ДОГОНИ!»
(средняя, старшая, подготовительная группы)
Цель:
воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения. Игроки стоят лицом друг к другу в середине площадки, по краям ее обозначают дома. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся по своим домам. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, говоря: - Здравствуй! Ребенок-охотник отвечает: - Здравствуй! Гость говорит: - Догони! И бежит в свой дом, хозяин его догоняет. Дети по очереди ходят друг к друг в гости.
Правила

игры:
Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо у порога дома игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по–разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т.д.

«СМЕЛЫЕ РЕБЯТА»
(средняя, старшая, подготовительная группы)
Цель:
воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения. Дети встают в две-три шеренги. На противоположном конце помещения кладут шнур. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т.д. (Дети отвечают.) - Вы смелые ребята? - Смелые! Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза). Кто смелый? - Я! Я! - Бегите! Первая шеренга бежит до шнура, а ведущий ловит убегающих, так повторяется игра и со следующей группой детей.
Правила игры:
Бежать следует только после слова «бегите!», увертываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя.

«ЛЬДИНКИ, ВЕТЕР И МОРОЗ»
(старшая, подготовительная группы)
Цель:
воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения. Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая: - Холодные льдинки, Прозрачные льдинки, Сверкают звенят: «Дзинь, дзинь…» Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают в ладоши и говорят: «Дзинь, дзинь» до тех пор, пока не услышат сигнал» Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.
Правила

игры:
Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т.д.

«ЛОВЛЯ ОЛЕНЕЙ»
(средняя, старшая, подготовительная группы)
Цель:
упражнять в метании, развивать ловкость. На площадке ставится муляж оленя. На расстоянии 1,5-2 м. чертится линия. Оленеводы располагаются по кругу. По команде накидывается на оленя верёвочная петля. Можно накидывать петлю по одному, по два, по три человека. Кто набросил петлю, тот поймал оленя. Играющие делятся на две группы. Одни – олени, другие – пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.
Правила игры:
Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

«ОЛЕНИ И ПАСТУХИ»
(старшая, подготовительная группы)
Цель:
воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения. Все игроки – олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих – пастухи – стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.
Правила

игры:
Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.

«БЕГ В СНЕГОСТУПАХ»
(старшая группа)

Цель:
развивать ловкость, упражнять в метании. Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов. По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег.
Правила

игры:
Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его.
«КАЮР И СОБАКИ»
(старшая, подготовительная группы)
Цель:
воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения. На противоположных концах площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них – собаки, третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура к другому

Правила игры:
Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть разные препятствия.
«РУЧЕЙКИ И ОЗЕРА»
(средняя, старшая, подготовительная группы)
Цель:
воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения. Игроки стоят в пяти-семи колоннах, с одинаковым количеством играющих в разных концах зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.
Правила игры:
Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

«ВАЖЕНКИ И ОЛЕНЯТА»
(старшая группа)
Цель:
воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения. На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего: - бродит в тундре важенка, С нею – оленята, Объясняет каждому Все, что непонятно… Топают по лужам Оленята малые. Терпеливо слушая Наставленья мамины. Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.
Правила игры:
Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.

«НА НОВОЕ СТОЙБИЩЕ»
(подготовительная к школе группа)
Цель:
воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения. Играющие становятся парами. В паре один – олень, другой – каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: – Оленеводы переезжают на новые стойбища. После этих слов все бегут к краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов - тундровиков звук кхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построится в прежней последовательности.
Правила игры:
Начинать движение надо по сигналу. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность сохраняется и после привала.
ИГРЫ НА ЛОВКОСТЬ И СИЛУ

«ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА»
(средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель
: воспитывать ловкость, смелость, силу. Вся группа делится на два звена. Чертится линия, по середине каната завязывается узел, который на пол на черту. По команде воспитателя «Тяни!» обе команды начинают тянуть канат в свою сторону. Кто перетянет, тот и выиграл. На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три – начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры. Как на празднике оленеводов.
Правила игры:
Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.
«БОРЬБА НА ПАЛКЕ»
традиционная игра ненецких рыбаков (средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель
: развивать выдержку, силу, ловкость. На площадке чертится черта. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу и, держась за палку двумя руками, упираясь ступнями ног о ступни ног другого. По команде начинают тянуть палку. Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту.
Правила

игры:
Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять положение ступней ног.
«НАНАЙСКАЯ БОРЬБА»
(старшая, подготовительная группы)

Цель
: воспитывать ловкость, честность, чувство товарищества, смелость. Играют парами на мате или на ковре. Берут друг друга за плечи и борются произвольно, стараясь положить, друг друга на мат или на ковёр на спину. Выигрывает тот, кто уложил противника на лопатки. Играют парами на мате или на ковре. Играющие берут друг друга за плечи и борются, стараясь положить соперника на спину. Выигрывает тот, кто достиг цели, уложил противника на лопатки.
Правила игры:
Бороться можно только на мате или ковре, не сходя с него. Нельзя допускать грубых действий.
ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ

«БЕЛЫЙ ШАМАН» (РИТМ)
(подготовительная к школе группа)
Цель:
воспитывать внимание, ориентировку в пространстве Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на колено и бьет в бубен, затем подходит к одному из
играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Правила

игры:
Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
«РЫБАКИ»
(средняя группа)
Цель:
воспитывать внимание, ориентировку в пространстве Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показывает им движения рыбаков: тянут сети, внимают рыбу, чинят сети, гребут веслами.
Правила

игры:
Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры.
ИГРЫ С ПРЫЖКАМИ

«ЗАЙЦЫ И ВОЛКИ»
(старшая группа)
Цель:
проводится с целью научить детей прыгать на носочках на двух ногах, вперед. Одного из играющих выбирают волком. Остальные дети изображают зайцев. На одной стороне площадке в домиках (начертите круги на некотором расстоянии друг от друга) сидят зайцы. На противоположной стороне за сопкой – волк. На слова
воспитателя: «Зайцы скачут скок, скок, скок на зеленый на лужок, травку щиплют, кушают, осторожно слушают, не идет ли волк?» Зайцы выбегают из домиков и разбегаются по площадке. Они прыгают на двух ногах, присаживаются, щиплют травку, оглядываются, не идет ли волк? Когда педагог произносит последнее слово, волк выходит из-за сопки убежит за зайцами, стараясь их поймать (коснуться). Пойманных зайцев уводит к себе за сопку. Как только волк уходит, воспитатель повторяет текст стихотворения и игра продолжается.
Правила игры:
После того, как пойманы 2-3 зайца, выбирается новый волк.
«ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ НАРТЫ»
ненецкая игра (старшая, подготовительная группы)
Цель
: развитие ловкости, упражнение в прыжках на двух ногах. В ряд ставятся санки (5-6 штук) параллельно друг другу на расстоянии 40-50 см. Играющие в порядке очерёдности прыгают через них.
Правила игры:
Выигрывает тот, кто ни разу не заденет санки.
«ТРОЙНОЙ ПРЫЖОК»
(подготовительная к школе группа)

Цель:
упражнять в энергичных прыжках с ноги на ногу. Чертится линия. Играющие прыгают в порядке очерёдности. Делают три прыжка с ноги на ногу, начиная от черты. Побеждает тот, кто дальше прыгнет. На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.
Правила

игры:
Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.
ВАРИАНТЫ
. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входит от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу они все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше.

ИГРЫ С БРОСКАМИ

«УСПЕЙ ПОЙМАТЬ!»
(старшая, подготовительная группы)
Цель:
развивать ловкость, упражнять в метании. На игровой площадке находится две равные группы участников: девочки и мальчики. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.
Правила

игры:
Передавая мяч, нельзя касаться руками игрока и долго задерживать мяч в руках.

«ОТБИВКА ОЛЕНЕЙ»
(старшая, подготовительная группы)
Цель:
развивать ловкость, упражнять в метании. Группа играющих находится внутри очерченного круга – это олени. Выбираются три пастуха – они за кругом. По сигналу «Раз, два, три – отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он посчитывает отбитых оленей.
Правила игры:
Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу с места в подвижную цель.
«СЮЛЫ – ЛЕДЯНЫЕ ПАЛОЧКИ»
(старшая, подготовительная группы)
Цель:
развивать ловкость, упражнять в метании. Каждый играющий подбирает себе палочку, которая должна быть выше его роста. Несколько палочек заранее обливают водой и держат на морозе, пока они не обледенеют. Играющий берет сюлы в правую руку и становится боком вперед, левую руку сгибает в локте, а правую руку заводит за спину, пропуская палку под согнутый локоть левой руки, и сильно бросает ее.
Правила

игры:
Палочка должна лететь только в прямом направлении. Выигрывает тот, кто дальше бросит ее. Если палка летит в сторону, то играющий выбирает из игры.

ИГРЫ СЮЖЕТНЫЕ

«ОХОТА НА КИТОВ»
(старшая, подготовительная группы)
Цель:
помогает детям показать как сложна работа охотников китобоев, знакомит с орудиями их труда, внимание детей на красоту природы, закрепляет название труда и животных. Вначале проходит показ видео фильма, где дети наблюдают весь рабочий процесс разделки кита. Затем воспитатель читает сказку веселое лежбище. Дети делятся на две команды: раздельщиков и охотников. Веревки это гарпун, а большие надувные рыбы – киты.
Правила

игры:
Охотники стреляют, убивают кита, привозят его на берег, и команда раздельщиков приступает к работе.

«ОХОТНИКИ И ВОЛКИ»
(старшая, подготовительная группы)
Цель:
развивает ловкость, силу, воспитывает чувство товарищества. Площадка делится пополам. На одной стороне охотники в руках у них мячи, на другой волки. Волки могут свободно передвигаться по площадке, охотники же стоят на месте возле проведенной черты. По сигналу воспитателя, охотники начинают целиться в волков, стараясь попасть в них, волки бегают по площадке, стараясь увернуться от мяча. Разучивая эту игру воспитатель обращает внимание на то чтобы охотники целились только в ноги детям, изображающих волков.
Правила

игры:
После двух – трех раз проводится подсчет пойманных волков. Затем команды меняются местами.
«ОХОТА НА ОЛЕНЕЙ»
(старшая, подготовительная группы)
Цель:
развивает глазомер, ловкость, изобретательность. Знакомит с повадками оленей, их особенностями.
2 – 3 команды детей по 3 – 4 человека в команде становятся у черты в колонну по одному. На расстоянии 1-1,5м. в один ряд ставятся рога оленя по числу детей в команде.
Правила игры:
Каждый ребенок в руке держит биту и старается сбить ей рога.

Наблюдений за погодой или лепбука на английском языке
идеи для лэпбука на английском языке
пример 4- недельной темы " Погода" на английском языке
Развитие речи и знакомство с окружающим миром
Презентация для детей " Явления природы" с рассказами и картинками
стихи о природных явлениях и погоде

календарь погоды в картинках со стрелочкой
календарь наблюдений за погодой
Природные явления и объекты -демонстрационный материал
детская энциклопедия
занятие в старшей группе
занятие "Солнышко"
картинки для рассказа из испанской детской книжки о возникновении радуги
Заклички на дождь
http://www.chertyaka.ru/detskie_skazki/ ... ozhdik.php - сказка про дождик
идея для устройства сенсорной коробки
Скороговорки
***
Во дворе-подворье погода размокропогодилась.
***
Встретил в чаще еж ежа:
-Как погодка, еж?
-Свежа!
И пошли вдвоем дрожа,
Скорчась — съежась два ежа.

Чтение
Природные явления - презентация для детей по Доману
Подготовка руки к письму
тематические шнуровки
Логика и математика

  • Сделайте фоны для счётного материала
-облако из белой или голубой бумаги для счёта стеклянных капелек,
-с рисунком зонтика под дождём/ грибочкадля счёта мелких игрушек или картинок, которые спрятались,
-небо в виде картонного листа для счёта тучек- голубых и белых ватных шариков и т.д.
Готовый фон для счётного материала "Зонтики" для счёта мелких синих помпонов- капелек
  • Постройте простой график "Любите ли вы дождь?" с колонками "да" и "нет"- отмечайте ответы детей капельками из голубого картона.
игра с тучками и каплями дождя - счёт и число
игра с зонтиками - счёт, число, геометрические фигуры, мат. карточки
идея простой в изготовлении игры с воздушными змеями
карточки для счёта с прищепками "Дождь"
пазлы со счётом "Радуга"
игра - бродилка
Подвижные игры и физминутки
Подвижная игра "Льдинки, ветер и мороз"

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят
Дзинь, дзинь...
Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг - большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.
Правила игры . Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

Подвижная игра "Заря"

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит: Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
Правила игры . Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

«Золотые ворота»

Два водящих: солнце и луна. Встают против друг друга, берутся за руки, образуя ворота. Остальные игроки берутся за руки и вереницей идут через ворота. Изображающие ворота в это время говорят: «Золотые ворота пропускают не всегда, в первый раз прощается, второй запрещается, а на третий раз, не пропустим вас». Ворота закрываются при последних словах и ловят того, кто не успел пройти. Задержанного тихонько спрашивают на какую сторону хочет встать: луны или солнца. Игра до последнего игрока. Потом 2 команды устраивают перетягивание каната.

Игра «Гром – ураган – землетрясение»

Все участники делятся на тройки. Двое берутся за руки и образуют «домик», а третий становится внутрь и становится «жильцом». Когда водящий говорит: «Гром!» - «жилец» выбегает из «дома» и ищет себе другой «домик». Когда ведущий говорит: «Ураган!» - «домик» взлетает и пытается найти себе другого «жильца». При слове «Землетрясение!» все игроки рассыпаются в разные стороны и образуют новые тройки. Водящий пытается занять свободное место, а тот, кому места не хватило, становится новым водящим.

Эксперименты и наблюдения

Эксперименты для детей с описаниями на английском, но понятные по фото:

  • Комнатный дождь ☁ 💧
Прекрасный зрелищный, но в тоже время простой опыт!!
☁ Понадобится:
- прозрачная ёмкость,
- вода,
- пена бритья,
- пищевой краситель
В прозрачную ёмкость,типа контейнера, банки или большого пластикового стаканчика, налить воды и выдавить сверху пену для бритья, затем капнуть на пену несколько капель пищевого красителя и смотреть, как через некоторое время пойдёт дождь)
Если пищевой краситель порошковый, то предварительно развести капельку в воде, можно прям в ложке.
  • Как сделать музыку дождя?


Идеи для творчества


Включайся в дискуссию
Читайте также
Разработчики сообщили, когда выйдет третий сезон игры по «Ходячим мертвецам
Изменения ветки советских ст
Тревор Филлипс — лучший протагонист GTA V?