Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Актуальность использования технологии В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста

Методика Воскобовича – это не просто игры. Это полет фантазии, сказочные истории и отличная подготовка к школе. Сделать своими руками при помощи дощечки...

Большинство современных игрушек являются одноразовыми и бесполезными, они быстро надоедают ребёнку и оказываются пустой тратой денег. То ли дело игры Воскобовича! Созданные любящим отцом для собственных детей, они многофункциональны, интересны ребятам практически всех возрастов, позволяют творить и фантазировать. Методика Воскобовича пользуется огромной популярностью как среди педагогов детских развивающих учреждений, так и среди обычных родителей, которым небезразлично развитие детей.

Конечно, это не значит, что можно просто купить игры и ждать, когда малыш начнёт развиваться на глазах. Чтобы они «заработали» нужно знать их особенности и следовать рекомендациям автора.

Несколько слов о Воскобовиче

Вячеслав Вадимович по образованию – физик. Окунуться в педагогику его заставила жизненная необходимость и любовь к собственным детям. Растил он их в тяжёлые времена «перестройки», когда приобрести качественные развивающие игрушки было не по карману, да и ассортимента пока ещё не было. Понимая, что у него два пути – пустить развитие детей на самотёк или создать что-то самому, он выбрал второй вариант. И, вдохновившись работами Зайцева и Никитиных, Вячеслав Вадимович разработал собственный комплекс игр, который способен обеспечить не только досуг ребят, но и их полноценное развитие.

Три «кита» игровой технологии

Сегодня методика Воскобовича включает в себя около 50 игр. Каждая из них представляет собой универсальное творческое пособие, которое делает обучение ребёнка весёлым и непринуждённым. Это достигается благодаря сказочной направленности всех игр, в которых главные герои помогают детям запомнить цифры, фигуры и буквы.

Кроме этого, игры достаточно многофункциональны, нацелены на всестороннее развитие личности. Они позволяют сделать лёгким обучение чтению и счету, способствуя в то же время развитию логики, мышления, памяти, тренируют мелкую моторику.

Много внимания уделено в технологии Воскобовича и развитию творческих способностей ребёнка. Выполнение необычных заданий заставляет его включать воображение и проявлять креативность.

Таким образом, все игры разработаны на трёх важных принципах: интерес – познание – творчество.

В чём секрет популярности игр?

Создавая свои игры, Воскобович в первую очередь руководствовался интересами самого ребёнка, а уж потом решал образовательные задачи.

От сказки к сказке

Зная, как дети любят сказки, он использовал их в специальных методических пособиях. Читая их вместе с родителями, ребята окунаются в необычайные приключения любимых героев.

Ознакомиться:

Чтобы справиться со злом, детям необходимо выполнять различные интересные задания. Так, незаметно для ребят, игры переходят в обучение, где свойства геометрических фигур изучаются с Нетающими льдинками и резиновыми паутинками Паука Юка, а дроби постигаются с Чудо-Цветиком и Малышом Гео.

Возраст не помеха

Такие игры увлекут даже взрослых, хоть и рассчитаны они на детей от 2 до 7 лет. В зависимости от возраста просто усложняется задание и увеличивается количество действий для его решения. Одна и та же игра будет приносить пользу на протяжении нескольких лет.

Конструктивные элементы

Материалы, которые использованы для конструирования, не совсем традиционны для игр: динамичная резинка в «Геоконте», пластиковые элементы, приклеенные на ткань в «Квадрате».

Образность и универсальность

Игра интригует и захватывает кроху. Чтобы добиться результата и получить эмоциональное удовлетворение, ему приходиться думать, представлять, анализировать, подбирать варианты решений. А взрослый, не как руководитель, а как равноправный партнёр участвует в игре, направляя обучение в нужное русло. Простота и самобытность упражнений позволяет использовать технологию Воскобовича и дома, и на занятиях в детском саду, и в развивающем кружке.

Это удивительно, но минусов, как и отрицательных отзывов, у методики нет. Её апробовали многие дошкольные учреждения, и вряд ли найдётся малыш, которого они не увлекли и не принесли пользу.

О самых известных

Все игры Воскобовича условно можно разделить на несколько типов:

  • развивающие логико-математические способности («Геоконт-конструктор», «Квадрат Воскобовича», кораблик «Плюх-Плюх», «Цифроцирк» и др.);
  • обучающие чтению («Теремки Воскобовича», «Читайка на шариках», «Снеговик», «Конструктор букв»).

«Геоконт»

Представляет собой фанерную доску, на которой изображена координатная сетка и прибито 33 пластмассовых гвоздика. Также к игре прилагаются «паутинки» — разноцветные резинки и иллюстрированное пособие с разноуровневыми заданиями и необычайными путешествиями героев.

Данная игра является отличным средством для тренировки мелкой моторики, а также помогает запомнить цвета, формы, формирует умение моделировать, ориентироваться в системе координат, сравнивать схемы, учит мыслить нестандартно.

Её несложно сделать своими руками при помощи любой дощечки и канцелярских кнопок.

Его также называют «Игровым квадратом», «Кленовым листком», «Вечным оригами». Это гибкое поле, на которое приклеено 32 пластиковых треугольника двух или четырёх цветов (в зависимости от сложности игры).

Уникальная конструкция позволяет трансформировать квадрат в огромное количество плоских и объёмных фигур с различным рисунком. Двухлетки без труда соберут домик или ёжика, а детки постарше работают по предложенным в приложении схемам или выдумывают собственные образы.

Вместе с мамой Трапецией и целым семейством геометрических фигур ребёнок учится конструировать, моделировать, мыслить абстрактно и ориентироваться в пространстве.

Кораблик «Плюх-Плюх»

Выполненный в виде макета пятимачтового корабля, «Плюх-Плюх» понравится деткам 2 лет. Вместо парусов у него цветные флажки, которые можно нанизывать на деревянные реи. Такая альтернатива пирамидке научит и считать, и цвета различать, и с мелкой моторикой «разберётся».

Есть у него ещё брат «Брызг-Брызг» — идея та же, только в этом случае кораблик приклеен на ковролин и паруса на липучках.

«Ромашка»

Малышам 2-3 лет она станет прекрасным тренажёром для шнуровки, деткам постарше поможет составлять слова. Их, кстати, можно придумать до 200! Вот такая простая, но занимательная игра.

«Конструктор букв»

Является одним из лучших средств для успешного запоминания букв. Состоит из фанерной основы и резиночек, которые держат элементы букв. Интересный способ по-новому взглянуть на изучение алфавита.

«Теремки»

Ещё один прекрасный тренажёр для обучения чтению. В набор входят кубики, обозначающие гласные буквы и теремки с согласными. Чтобы получить слог, нужно гласную поселить в теремке. А если соединить теремки – можно сложить слово.

Для более быстрого запоминания букв, Вадим Вячеславович создал каждой свой неповторимый образ. К примеру, гласные обозначены сказочными персонажами – шутами.

Обучение чтению происходит в три этапа: запоминание букв — складывание слогов – составление слов.

Методика Воскобовича – это не просто игры. Это полет фантазии, сказочные истории и отличная подготовка к школе. Придумывайте вместе с ребёнком новые приключения героев, и пусть развитие приносит вам только радость.

Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Они родились у инженера-физика Вячеслава Воскобовича в эпоху Перестройки, и походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в которые играли еще бабушки наших бабушек.

А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Валерьевич решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания.

Технология "Сказочные лабиринты игры"

Основные принципы технологии

Игра плюс сказка

Первым принципом технологии "Сказочные лабиринты игры" является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. "Сказочные лабиринты игры" — это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.

Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно — взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.

Интеллект

Второй принцип технологии Воскобовича — построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр ("по спирали") позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то "предметного" результата.

Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть "приобретенный", интеллект. Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют "натасканными". Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть "врожденный" интеллект, у них может быть развит плохо. Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии "Сказочные лабиринты игры" является развитие именно невербального интеллекта у детей.

Авторы технологии "Сказочные лабиринты игры" не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.

Творчество

Третий принцип "Сказочных лабиринтов игры" — раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

Развивающая среда — Фиолетовый лес

По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи — Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие.

Способы реализации технологии

Особенности "Сказочных лабиринтов игры" таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях "взрослый-ребенок" здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.

Результаты

Исследования, проведенные в детских садах, работающих по технологии Воскобовича, показали: в группах много детей с нормальным, высоким и очень высоким интеллектом. (Градация изменений интеллектуального развития выглядит так: интеллект ниже среднего, средний интеллект, норма, высокий, очень высокий, превосходный). Лучше всего у малышей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать. Пяти-шестилетние ребята умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца. Трехлетние малыши легко различают и называют желтый, красный, синий, не путают зеленый, фиолетовый, голубой, оранжевый и другие цвета. Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук. Кроме того, у ребят, с которыми работали по Воскобовичу, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Они рано начинают читать. Решенным оказывается и вопрос мотивационной готовности малышей к школе. Дети, которые постепенно переходят к взрослой "форме" обучения и "наигрались" в дошкольном детстве, хотят идти в школу и учиться ради самого учения. И, как правило, делают это хорошо и с интересом.

Игры, обучающие чтению

"Теремки Воскобовича" — базовая разработка. Есть кубик, есть теремок. Кубик вкладываем в Теремок — получается слияние. Таким образом составляются слова. Всего в комплекте — 12 кубиков, 12 теремков. В рамках статьи невозможно описать всю игру. Остановимся только на двух кубиках — синем и зеленом, так называемых кубиках начального этапа. Что на них расположено? На пяти гранях — буква и образ, на шестой — подсказка, где какая буква находится. Каждую букву представляют шуты, принимая ее позу. В позе буквы А — Арлекин. Если шут представляет букву О, то его зовут Орлекин. А если У? — Урлекин. Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин — сказочные персонажи, с которыми ребенку до поры до времени интересней, чем со знаком.

"Конструктор букв" позволяет из элементов, сконструировать любую букву алфавита. Элементы можно прикреплять на поле эластичным шнуром, можно выкладывать на столе.

"Игровизор" и приложение "Лабиринты букв". "Гуляя" маркером по лабиринтам, ребенок знакомится с буквами, составляет слова. На каждую букву — свой лабиринт.

Читайки 1 × 2. Игры на развитие навыков чтения. Загибаем попеременно уголки, и получаем разные слова. На маленьком "пятачке" (области чтения) 4 слова, а всего в каждой игре их — больше сотни.

Коврограф "Ларчик", веревочки ("прилипают" к коврику) . Он позволяет в игровой форме решать самые разнообразные задачи. Например: "Росли в лесу два дерева — одно высокое, другое — низкое. (Длинную и короткую веревочку располагаем недалеко друг от друга на коврике). Высокое деревце любило похвастать: "Я — самое высокое дерево, Я — самое сильное." А низкое дерево стояло в тени высокого, вздыхало и помалкивало. Забрел как-то в те леса гуляка ветер. Какое деревце приметил? Высокое. Стал раскачивать его из стоны в сторону. (показываем на коврике). В конце концов дерево сломалось и у упало к корням низенького (сгибаем длинную веревочку, чтоб получить букву И). Последнее, что успело прокричать высокое дерево: "Помоги-и-и-и...". Еще долго-долго последний звук носило лесное эхо." Какой звук? Звук И. А какую мы букву построили — букву И. Звук и буква — через сказку, через образ, через детские руки. "Ромашка", "Яблонька", "Парусник", "Снеговик" — Это новинки 2004 года. Каждая из них позволяет написать более 20 слов... шнурком.

С мамой и папой

Дома можно и нужно создавать развивающую среду, и не обязательно в виде Фиолетового Леса. Можно ли играть в эти игры без авторских сказок? Конечно, можно. Взрослым просто нужно придумать свой способ привлечь внимание ребенка к игре. Сегодня с логотипом "Развивающие игры Воскобовича" предлагаются десятки игр, пособий, игровых развивающих комплексов. В нынешнем году Вячеслав Вадимович и его коллеги планируют выпустить "родительский" вариант технологии "Сказочные лабиринты игры".

МАСТЕР_КЛАСС

Тема: «Развивающие игры В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста в контексте ФГОС».

Цель мастер - класса : внедрить технологию В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры » в педагогическую деятельность воспитателей нашего города.

Задачи:

Познакомить воспитателей с развивающими играми В. В. Воскобовича , их особенностями, формами и методами работы с играми.

- развивать творческий познавательный интерес к играм В. В. Воскобовича .

Добрый день, уважаемые коллеги.

Я сегодня постараюсь рассказать вам об уникальной технологии Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Это игровая технология, т к игра – это ведущая деятельность детей, не только в раннем возрасте, но и во всем дошкольном периоде, а так же и младшем школьном возрасте. Другими словами, на базе РИВ можно строить образовательный процесс, начиная с раннего дошкольного возраста и до младшего школьного возраста (от 3 до 10 лет).

Сразу хочу предупредить, мой опыт работы по данной технологии не большой.

Познакомилась я с Вячеславом Вадимовичем Воскобовичем совсем недавно. Как и многие я присутствовало на его презентации в нашем городе на Форуме «Педагоги России». Затем прослушала его однодневный семинар, который он провел в нашем городе. И уже там я окончательно определилась, что буду использовать в своей работе его технологии.

Немного истории

Вячеслав Вадимович Воскобович - живет в Санкт-Петербурге. Им разработано более 40 развивающих игр и пособий . В прошлом Вячеслав Вадимович инженер–физик.

Толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и «пустые» магазины игрушек в эпоху Перестройки. В. В. Воскобович , пытаясь найти альтернативу обычным постсоветским игрушка, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева, но решил пойти своим путем. Так появились его первые творческие игры : «Геоконт» , «Игровой квадрат» , «Цветовые часы» .

Чуть позже был создан центр ООО « Развивающие игры Воскобовича » по разработке, производству, внедрению и распространению методик развивающих и коррекционных игр .

РИВ основаны на трех основных принципах:

Познание

Интерес

Творчество

Цели занятий с игровыми материалами В. В. Воскобовича:

- Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.

- Развитие наблюдательности , воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.

Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.

Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.

- Развитие мелкой моторики .

Занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.

Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.

Занимаясь даже с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т. д.).

Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик - сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.

Цель технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» - построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.

Особенности технологии:

    Широкий возрастной диапазон участников игр.

    Многофункциональность развивающих игр.

    Вариативность.

    Сказочность.

    Взаимосвязь развивающих пособий.

    Поэтапность.

    Широта использования.

    Творческий потенциал каждой игры.

    Комфортность.

    Технология с «открытым кодом»

РИВ направлены на решение задач пяти развивающих областей ФГОС ДО:

    социально- коммуникативное развитие;

    познавательное развитие;

    речевое развитие;

    художественно-эстетическое развитие;

    физическое развитие.

Когда говорят об играх Воскобовича, то выделяют конкретно 3 блока развивающих игр:

    универсальный блок – в него входят пособия, которые можно использовать для решения огромного количества задач;

    предметный блок – с помощью игр, входящих в него можно обучить детей конкретному предмету, например, математике или научить детей читать;

    конструктивный блок – естественно туда входят конструкторы.

Игры разработаны для детей разного возраста : ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст и для детей с ОВЗ.

К универсальному блоку относятся:

1. Сказочное универсальное средство «Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес»»,

2. Предметные универсальные средства - комплекс «Коврограф Ларчик» и комплект «МиниЛарчик»,

3. Графическое универсальное средство - Игровой графический тренажер «Игровизор»

Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес»

Ковролиновая основа, жестко крепится на стене, размер 1*1,25, есть еще вариант 1,5*2,5 (если позволяет место). Переносные элементы крепятся на липучках и могут располагаться в произвольном порядке на основе. Он яркий, рассчитан на то, что бы дети увидели, ахнули и захотели что-либо делать. А как мы знаем, ребенок познает окружающий мир и развивается, выполняя какие-либо действия. Но на одно занятие надо планировать то пространство Фиолетового леса, которое необходимо для решения конкретной одной задачи. Дети раннего возраста очень быстро распыляются, и если будет очень много отвлекающих элементов, то результата не будет. В комплект входит методичка по работе с Фиолетовым лесом. В ней есть игровые задания для всех возрастных групп по всем образовательным задачам.

Задачи, которые мы можем решать:

Ознакомление детей с окружающим миром (времена года, природные явления, растительный и животный мир);

Развитие познавательных процессов (пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение);

Развитие способностей к анализу, сравнению, обобщению, сериации, классификации.

Развитию аргументированной и доказательной речи;

1 Пример: для детей раннего возраста очень важным является сенсорное развитие, и здесь мы знакомим детей с формой, цветом, величиной. Это три главных элемента, с которыми мы должны их познакомить. Если говорить о цвете, то для детей раннего возраста мы используем 4 цвета: крас, желт, синий и зеленый. Знакомим с величиной – большой и маленький, и затем вводим понятие средний.

«Помоги ежику собрать листочки»

Задачи: - закрепление умения выделять признак - большой и маленький; - развитие умения группировать по размеру.

Материалы и оборудование: листочки двух размеров, ежики двух размеров

Игровая ситуация: ежики гуляли по Фиолетовому лесу и увидели много красивых листочков. Они им так понравились, что ежики решили украсить листочками свои дома. Большой ежик решил собрать большие листочки, а маленький – маленькие. Но сами они никак не могут справиться. Давайте поможем ежатам.

Задание: одеть на колючки большому ежику большие листочки, маленькому – маленькие.

Листочки могут быть развешены по всему Фиолетовому лесу, их можно раздать детям или, для того чтобы совместить занятие с физическим развитием, листочки можно разбросать на полу. И тогда дети будет подходить, наклоняться и поднимать их.

«Подарим гномам листочки»

Задачи: - развитие внимания памяти; - закрепление знания основных цветов; - развитие умения группировать по цвету.

Оборудование и материалы: листочки 4 цветов, гномы.

Игровая ситуация: веселые гномы гуляли в Фиолетовом лесу и увидели много разноцветных листочков. Они им так понравились, что гномы решили собрать листья в букеты.

Задание : помочь гномам собрать листочки своего цвета.

Ознакомление с окружающим миром.

Например, многие животные леса осенью начинают готовить себе норки-домики на зиму и начинают их утеплять листочками. И наши ежики и мышки тоже решили утеплить свои норки.

Задачи: - закрепление умения выделять размер: большой, средний, маленький; - развитие умения группировать по размеру.

Оборудование и материалы: желтые листочки трех размеров, ежики двух размеров, мышка.

Игровая ситуация: В фиолетовом лесу наступила осень, листья на деревьях пожелтели и начали опадать. Ежики и мышки начали готовиться к спячке, но в норках холодно, надо бы их утеплить. Чем можно утеплить норки? Бегая по лесу ежики увидели желтые листочки, упавшие с деревьев, и решили ими утеплить свои норки. Большой ежик решил собрать большие листочки, маленький – средние, и тут они услышали писк. Это мышка прибежала за маленькими листочками. Норки получатся теплыми, уютными и красивыми.

Задание: Помочь ежикам и мышке насобирать листочки нужного им размера.

Всегда надо ориентироваться на способности, знания и умения детей. Для кого-то мы начинаем с одного цвета и разных размеров, а кому-то можно подключать и цвет и размер.

«Украсим деревья листочками»

Задачи: - закрепление представления об основных цветах; - развитие умения группировать листья на основе цвета.

Оборудование и материалы: стволы деревьев и разноцветные листочки.

Игровая ситуация: Ночью в Фиолетовом лесу был сильный ветер, такой сильный, что сдул с деревьев все листочки. В лесу сразу стало мрачно и скучно. Как же быть?

Задание: Украсить деревья листочками так, чтобы они стали непохожими друг на друга (одно дерево украсить красными и зелеными листочками, второе – синими и желтыми)

Развитие психических процессов

«Откуда выпал листик?»

Задачи: - развитие внимания, мышления; - развитие координации движений.

Оборудование и материалы : ажурное дерево с листочками.

Игровая ситуация: Гном Фи прогуливался по Фиолетовому лесу и увидел, что с его любимого дерева осыпались фиолетовые листочки. Стал он думать, как вернуть листочки обратно. И так пробовал и этак, ничего не получалось. Давайте поможем гному поставить листочки на место.

Задание: подобрать листочки в отверстия на кроне дерева.

Во всех примерах мы предлагаем кому-нибудь помочь, помогаем проявить заботу, тем самым решаем социально-коммуникативные задачи.

Играем в математику

«Разноцветные полянки гномов»

Задачи: - развитие внимания, мышления; - закрепление умения делить предметы на три группы по цвету; - закрепление счета до 5, определение больше - меньше.

Оборудование и материалы: радужные гномы, наборы листьев трех цветов

Игровая ситуация: Гномы решили сделать разноцветные полянки, Кохле решил сделать красную полянку, Зеле – зеленую, Си – синюю. А чтобы их полянки не были скучными, гномы решили их украсить листочками.

Задание: помочь гномам украсить полянки листочками любимых цветов. Сосчитать листочки на каждой полянке. Сравнить у кого листочков больше – меньше.

«Коврограф Ларчик»

Ковролиновая основа, жестко крепится на стене, размер 1,25*1,25 м, размер клетки 10*10 см, разработан для детей от 3 до 10 лет.

Это, по сути, альтернатива фланелеграфа. У фланелеграфа есть такой минус - с него падают прикрепленные предметы. У коврографа предусмотрены всевозможные зажимы, карманы, липучки и прочее, для того чтобы все держалось намертво.

Комплект «МиниЛарчик » размером как четверть коврографа, содержит практически такую же комплектацию, удобно использовать в домашних условиях, в индивидуальных занятиях на столе, особенно в занятиях с детьми с ОВЗ.

Коврограф Ларчик содержит:

Сенсорно-конструктивные элементы (веревочки, кружочки, разноцветные квадраты и круговерт)

Образные элементы (слоники Лип-лип и Ляп-ляп, образы букв, образы цифр, пространственные карточки Лев-Павлин-Пони-Лань, 10 цветных гномиков)

Знаковые элементы (буквы, цифры, знаки и карточки отрицания на прозрачной основе)

Вспомогательные элементы (зажимы, кармашки 10, касса)

Конструирование различных игр и заданий:

    «Разноцветные кружочки»:

– цепочки (бусы)

Расположение на плоскости

2. «Разноцветные веревочки»:

Лабиринты

Графические диктанты

1 Пример:

Посадили мы цветок, появился стебелек,

Распускается бутон, посмотри-ка красный он,

И еще один бутон, посмотри-ка синий (белый) он.

Вопросы: Сколько всего цветов (бутонов) на стебле? (Много, три…) Сколько красных бутонов? (один) Сколько желтых? (ни одного)

Пальчиковая игра – указательный палец – пчелка – садится на соответствующий цветок

Пчелка Жужа прилетала, над цветочками жужжала.

Выбираем белый цвет. Пчелка села или нет?

Дополнения и усложнения:

Добавить или изменить цвета,

Прикрепить лепестки меньшего (большего) размера вокруг середины-бутона (такого же цвета (другого цвета), разноцветные лепестки)

Пчелки – желтые кружки – прикрепить рядом с указанным цветком, сравнить количество пчелок и цветов.

2 Пример: Пчелка Жужжа собирает нектар (проложить разноцветные дорожки от пчелки к цветам – белую, голубую, серую)

Вопросы и задания:

Пчелка полетит по белой дорожке, к какому цветку прилетит?

По какой дорожке нужно лететь, чтобы добраться до цветка с синей серединкой и красными лепестками?

Усложнения: добавить количество цветков, сделать цветки с одинаковыми серединками но разными лепестками или цветки одинаковой расцветки, но с разным количеством лепестков

3 Пример: Чередование (бусы)

Чередование 2-3 цветов.

Усложнение: добавить размер, кривая ниточка, замкнутая.

Сделай по образцу. Усложнение: измени направление.

Сделай по описанию: - первая - красная, вторая - зеленая и т.д. (числовой отрезок); красная бусина - между зеленой и желтой, но желтая справа.

Цвет могут задавать разноцветные гномы: Сделай для Желе такие же бусы, как у Кохле, но только желтые.

4 Пример: Слоник Ляп-ляп ищет клад (можно учить ребенка ориентироваться на плоскости)

Найди все бусины слева от Слоника,

У кого нужно попросить белую бусину?

Объясни Слонику, как пройти к желтой бусине

Проложи веревочку – дорожку между бусинами и собери их в следующем порядке: красная, синяя, желтая, белая (получилась незамкнутая ломаная из трех звеньев)

Разложи бусины по описанию: - зеленую подари льву, - от колодца пройди направо 2 клетки и 2 вниз, положи маленькую красную бусинку. Для кого она?

5 Пример: Слон Лип-лип идет в гости

Усложнение: камешки на дорожке

Вопросы и задания:

Какие дорожки ведут к гномам? (красная, синяя, зеленая, прямая, кривая, ломаная)

С какими дорожками пересекается красная дорожка?

Какие камни-кружки лежат вдоль зеленой дорожки?

Помоги Слону пройти по описанию словесному или по схеме (последовательность камней- кружков)

Трансформация картинки:

Что изменилось?

Какая дорожка не завалена камнями?

Объясни Слону как пройти к Кохле?

Как еще к нему можно пройти?

Соеденить Слоника с гномами (желт, красн, голуб, зеленый) разными веревочками (зеленая красная, синяя)

Вопросы и задания:

Игрок с закрытыми глазами ведет пальцем по дорожке по указанию направления другого игрока.

Дорожка с пересадкой: идти по красной, перейти на зеленую, затем на синюю

Идти по направлению и на заданное количество клеток: сначала идем по зеленой дорожке 3 вниз, 1 – налево, 1 – вниз, 1 – налево. К какому гному пришли?

Найди самую короткую дорожку к Кохле.

Как Желе дойти к Зеле?

Дополнение: проложи желтую дорожку к Селе, чтобы она пересекалась только с красной и синей

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ФГОС

Универсальные игровые комплексы

Комплект «Сказочный образ»

Комплект «Эталонные конструкторы»

Комплект «Чудо конструкторы»

Комплект «Знаковые конструкторы»

Комплект «Игровой квадрат»

Комплект «Играем в математику»

Комплект «Чтение через игру»

ИГРАЕМ В МАТЕМАТИКУ

«Кораблик Плюх-плюх»

Пять цветов, пять мачт разной высоты, флажочки, которые снимаются и одеваются.

На кораблике работают пальцы (надо правильно брать пальчиками флажочки). Помогают нам играть с корабликом матросы – лягушата и капитан – гусь. Для того, чтобы наш кораблик отправился в плавание не нем надо навести порядок, надо наши флажочки снять и постирать. Затем разложить на столе по цветам и просушить. И затем начинаем надевать, помогаем деткам, объясняем им. На маленькую надеваем самую маленькую кучку и тд. Как вариант, можно флажочки надеть на пальчики и прейти в динамическую паузу – потанцевать как лягушата. А потом опять превращаемся в ребяток и продолжаем нанизывать флажочки на мачты. На кораблике можно провести карнавал. Для этого можно украсить кораблик герляндой. И мы выполняем нанизывание на шнурочек флажков различными способами (в большое отверстие или в маленькое, произвольно или по схеме, выбирая определенный цвет). Можно надеть на детей в виде бус или браслетов и опять устроить динамическую паузу – карнавал. На мачтах можно делать вертикальные ряды, горизонтальные ряды. И когда мы соберем весь кораблик, он должен отправиться в плавание по волнам (выполняется движение плавание кораблика по волнам правой и левой рукой).

Эталонные конструкторы «Фонарики»

На первый взгляд это обычные вкладыши. Но как бы не так. Просто так ничего не бывает в РИВ. Вариативность: - вкладыши (для самых маленьких. Причем когда мы находим домики, у нас может загораться в домике красный цвет, а потом мы выключили свет и красный потух, зеленый загорелся); - геометрические формы; - конструирование по схемам; - свободное конструирование; - трафаретное рисование.

Когда знакомим с геометрическими формами, вынимаем фигуру, обводим пальчиками, пробуем прокатать по столу. Исследуя треугольник, обязательно бегаем по уголочкам (ой-ой-ой), зажигаем огонечек (такого же зеленого цвета или красного цвета). Тоже самой проделываем и с квадратом (ойкаем 4 раза).

Когда мы приступаем к конструированию, для детей раннего возраста мы используем схемы 1 в 1 (на листе А4 отрисовываем схему можно черно-белую, можно цветную). Схемы прилагаются в инструкции к пособию. Когда ребенок освоит прием наложения на схему, можно переходить к выкладыванию на столе. Тоже по схеме, но на столе. Далее может быть свободное конструирование. Придумывается сказочный сюжет и дети строят на столе, педагог в Фиолетовом лесу. И все вместе строят дом для гнома или пчелки, фантазируя и развивая сюжет. Далее можно пользоваться маленькой схемой. В качестве трафаретного рисования можно просто обрисовывать геометрические фигуры, а можно опять же вернуться к сказке и пройти ее всю, обрисовывая детали. Обязательно надо придумывать сюжет вокруг какого –то сказочного героя и в конце, например, посадили пчелку на машину и проговорили как она едет на машине, и обязательно учим складывать игры на место.

Эталонные конструкторы «Черепашки. Пирамидка»

7 цветов, три размера (большая черепашка – папа, средняя черепашка – мама, и маленький малыш)

Используется нанизывание, соотношение по величине, можно строить и на столе и на игровом поле (правильно объяснять ребенку где голова, где ноги).

Вариативность: нанизывание по цвету, по величине, плоскостное и объемное конструирование, конструирование по схемам, свободное конструирование.

Схемы так же есть в комплекте. Так же мы их отрисовываем. Вариантов много.

«Чудо Крестики 1»

Основные цвета, вкладыши, количество и состав числа. Модно выкладывать вертикальную башню, горизонтально – поезд, лесенка, конструирование по схемам (схемы прилагаются)

«Чудо соты» - продолжение Чудо – крестиков (добавляется новый цвет, разнообразится конструирование)

Игровой квадрат или всем известный квадрат Воскобовича.

В раннем возрасте учим детей складыванию (на себя, от себя, через уголок, вдоль). Получается шоколадка в зеленом (красном) фантике для гномов, печенье (маленький квадрат). Кормим гномов (ням-ням-ням). Сложив по диагонали получаем горочку, по ней могут кататься пальчики по очереди или различные персонажи. При этом активизируем речь. Делаем конфеты, домики, конвертики.

Волшебная восьмерка

Вариативность: - работа на игровом поле или на столе; - вытаскивание палочек, подсовывание под резиночку; - одноцветное и разноцветное выкладывание палочек (поворот); - работа одной и двумя руками; - работа со словесной инструкцией: покажи, положи, найди…; - моделирование из палочек на столе (заборчик, домик, цветочек)

Шнур – малыш

На конце шнурочка завязываем узелок. Начинаем с обучения нырять и выныривать. Затем мы учим их огибать кнопочки. Это движение более тонкое и хорошо развивает пальчики детей. А как известно, любое действие руками способствует развитию речи, мышления. Когда мы овладели действиями одной рукой, делаем все тоже самое другой рукой. У детей до 3-4 лет основная рука не стоит, поэтому развивая обе руки, мы развиваем оба полушария. Усложняя задачу, можно предлагать схемы, словесные указания.

Чтение через игру

Мы готовим артикуляционный аппарат у детей. Используем карточки Арлекин, Ирлекин, Урлекин, Орлекин, Ерлекин. Мы не учим их читать, мы развиваем артикуляционный аппарат. Мы показываем наших любимых шутов и пропеваем их любимую песенку (Оооо). Следим за тем, чтобы дети правильно ставили губы, язык. Затем переходим к слоговому пению.

Для этого можно использовать «Складушки» - это альбом с картинками и песенками и диск. Песенки можно использовать как фон для игры.

Конструкторы могут сочетаться между собой.

«Игровизор» игровой графический тренажер

Рекомендации : Развивающие игры Воскобовича можно и нужно использовать в совместной групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности с воспитанниками, также помогать организовывать самостоятельную деятельность детей с играми. Использовать методические рекомендации автора, а также не бояться экспериментировать.

Литература :

1. Вкладыши к играм.

2. Развивающие игры Воскобовича . 2015г. издательство ТЦ СФЕРА. Под редакцией В. В.Воскобовича , Л. С. Вакуленко.

Спасибо за внимание!

Заведующий ГБДОУ «Детский сад № 91

комбинированного вида» __________ О. Е. Выговская

Игровой метод Воскобовича

Во многих детских садах Петербурга активно воспитателями используется для развития детей игровой метод Воскобовича и его технология "Сказочные лабиринты игры". Это дает без каламбуров "сказочный" результат. В группах, где дети играют в игры Воскобовича, трехлетние малыши не путают цвета. Они называют желтый цвет желтым, а красный именно красным, не путая его с оранжевым. Дети отличают оранжевый цвет от желтого, синий не путают с зеленым или фиолетовым, они отличают голубой цвет от синего и серого цветов. У детей, играющих с играми Воскобовича, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. . Кроме того, у этих детей отличная подготовка к школе. Они не боятся идти в школу, но хотят учиться именно ради самого учения. И, как правило, учатся хорошо и с интересом. Неплохо? Действительно, неплохо, когда у детей можно сказать на глазах развивается понятливость и формируется довольно высокий интеллект. Это происходит примерно с такой закономерностью: сначала ребенок имеет интеллект ниже среднего, но по мере занятий по методу Воскобовича его интеллект меняется на глазах и растет. Сначала к среднему уровню интеллекта, затем к нормальному, затем к высокому, очень высокому и, наконец, интеллект ребенка становится превосходным.

Кто же такой, этот Воскобович, который придумал такую волшебную технологию как "Сказочные лабиринты игры"? Вячеслав Вадимович Воскобович, петербуржец, физик по образованию, отец двух маленьких детей.

Как то раз он обратил внимание на отношение своих детей к игрушкам, которые все были как бы "одноразовыми". Дети сначала радостно кидались к новым игрушкам. Но потенциал этих серийных производственных штамповок был слишком ничтожным. Один раз ребенок разберет и соберет игрушку, другой раз повертит ее так и сяк, третий… А затем? Он все уже знает об этой игрушке, все умеет, и она не интересна ему. То, что называется "надоело"! И каждый раз попытка заинтересовать детей новыми игрушками разбивалась об ту же проблему - любые игрушки были одноразовыми, не универсальными. А ведь игра для ребенка - это постижение мира, это приобретение навыков для вхождения в жизнь, для социализации. И Воскобович решил попробовать сам придумать игры и игрушки для своих детей. Он, в поисках решения такой сложной задачи, познакомился с опытом Никитина и Зайцева, но решил пойти своим путем. Первыми плодами его раздумий стали игры "Геоконт" и "Игровой квадрат" или, как его теперь называют, "Квадрат Воскобовича". Теперь это самые, пожалуй, популярные игры среди развитых малышей. С первого взгляда игры Воскобовича - это и не игры, а игровые пособия. Вот как они выглядят.


"Геоконт"

Детский народ называет Геоконт "дощечкой с гвоздиками" или "разноцветными паутинками". Это, действительно, игровое пособие, приложение к сказке. "Пособие" Геоконта представляет собой фанерную дощечку. На дощечке укреплены координатная пленка и разноцветные пластмассовые гвоздики. На эти гвоздики во время детских игр и фантазий натягиваются разноцветные "динамические" резинки. В результате такого конструирования получаются предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы. Всего на доске Геоконт находится 33 гвоздика: один центральный черный, а остальные объединены в группы гвоздиков разных цветов, кроме верхних белых гвоздиков. Верхние белые гвоздики символизируют белый луч свет. По законам оптики белый цвет состоит из 7 цветов, соответствующих 7 цветам радуги. Поэтому белый верхний лучик, попав в центр доски Геоконта, то есть в черный гвоздик, "разделяется" на 7 лучей, соответствующих цветам радуги -- красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Это удобно для ознакомления детей с цветовой гаммой. Это удобно и для ознакомления ребенка с системой координат. Каждый луч обозначен буквой в соответствии с цветом: "Б", "К", "О", "З", "Г", "С", "Ф". И каждый гвоздик в луче имеет номер 1, 2, 3 или 4. Значит, каждому гвоздику можно дать имя. Например "О1" или "З4".

С помощью разноцветных резиночек можно познакомить ребенка с различными геометрическими понятиями. Ребенку легче понять наглядно, что такое точка или линия - прямая или замкнутая, что такое угол прямой, острый или тупой, что такое отрезок и т.д. С таким игровым наглядным пособием ребенок легко узнает и усваивает различные геометрические фигуры - треугольник, прямоугольник, трапеция. Но с помощью резинок Воскобовича можно устраивать и другие, самые различные игры. Например, превращать геометрические фигуры друг в друга, передвигая резинки по гвоздикам или достраивать симметричную половинку какой-нибудь фигуре, или переворачивать фигуру зеркально.

Из резинок можно создавать не только геометрические фигуры, но и самые разнообразные узоры. Можно собрать узоры по образцам, представленным в прилагающемся альбомчике, а можно придумать свои. Можно не просто составлять узоры, а по заданному воспитателем алгоритму. Воспитатель говорит ребенку имена гвоздиков, на которые следует одеть резиночки, а он создает узор и демонстрирует результат. Например: "Ф4, Б4, З4, Г4". Получился прямоугольник. Или пусть ребенок дома, а не в детском саду загадает фигуру и задаст алгоритм родителям, а родители должны угадать и собрать ее на Геоконте.

Игровой набор Геоконта - это приложение к сказке, придуманной Воскобовичем. Это методическая сказка с названием, в котором зашифровано слово "геометрия": "Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава". Начинается сказка, типичная для мышления физика, так: "Однажды малышу Гео приснился сон. Идет он по белу свету день, второй, третий, и вдруг - навстречу Красный Зверь. Испугался малыш, побежал, и вдруг - голос: "Не бойся Красного Зверя, прогони его оранжевым криком". Крикнул малыш оранжевым криком - исчез Красный Зверь, но появилось дерево, на вершине которого сидела Желтая Птица. Взмахнула Желтая Птица крылами, закружила, Малыш испугался и побежал. И снова голос: "Не бойся Желтую Птицу - прогони ее зеленым свистом". Свистнул малыш зеленым свистом - исчезла Желтая Птица. Появилось озеро, на берегу стояла лодочка. Сел Малыш в лодочку, сделал несколько гребков и вдруг выплывает Голубая Рыба. Снова испугался Малыш, подналег на весла, но не тут-то было. И снова голос: "Не бойся Голубую Рыбу, прогони ее синим шепотом". Шепнул Малыш синим шепотом - исчезло озеро, исчезла лодочка. Гео стоял перед входом в Фиолетовый Лес"…

Ребенок, иллюстрируя сказку, с помощью резинок и гвоздиков создает изображения на "Геоконте". Он делает лучи и отрезки, которые называются "оранжевым криком Красного зверя", "зеленым свистом Желтой птицы" или "синим шепотом Голубой рыбы". В книжке приводятся схемы-рисунки того, что должно у ребенка получиться. В результате игр с "Геоконтом" у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творчество.


Квадрат Воскобовича
"Квадрат Воскобовича" или "Игровой квадрат" бывает 2-х цветным (для детей от 2 до 5 лет) и 4х цветным (для детей от 3до 7лет). Этот волшебный квадрат можно превратить по желанию во что угодно - в домик, в лодочку или в конфету. Все, что хочет сделать сообразительный малыш: летучую мышь, конверт, семафор, мышку, ежика, звездочку, башмачок, лодку, рыбку, самолет, птичку, подъемный кран, черепаху… Это неполный перечень только тех "превращений" Квадрата Воскобовича, которые есть в инструкции. А ведь можно и самим что-то придумать!

Все это возможно благодаря тому, что эта игрушка изготовлена из ткани. На тканевую основу наклеены пластиковые треугольники. Они разноцветные - зеленые с одной стороны и красные с другой. Между треугольниками остаются полоски ткани, по которым квадрат можно сгибать. Складывая "Квадрат" можно познакомить ребенка с геометрическими фигурами (квадратом, прямоугольником и треугольником) и их свойствами. Играя с "Квадратом Воскобовича", воспитатель детского сада может давать задания на тренировку внимания, логики или сообразительности. Например, сложив домик с зеленой крышей, воспитатель спрашивает у ребенка, сколько он видит красных квадратов. Первый ответ, который приходит на ум - два, но если присмотреться внимательнее, то ясно, что квадратов три. А зеленый квадрат один. И таких заданий можно придумывать бесконечное множество! Игры с "Квадратом Воскобовича" развивают умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры. Квадрат Воскобовича безотказно развивает пространственное мышление, воображение, логику, внимание, умение сравнивать и анализировать, а также моторику рук и творческие способности. Если "Квадрат Воскобовича" есть у вас дома, его можно взять с собой даже на прогулку или в дорогу. Он легко поместится в карман и не прервет интересных игр во время прогулки или в путешествии. Для детей постарше "Волшебный квадрат Воскобовича" - наверное, самая популярная игрушка. Этот четырехцветный Квадрат представляет собой 32 пластиковых треугольника, наклеенных также на гибкую тканевую поверхность в определенном порядке. Между квадратами оставляется небольшое пространство, благодаря которому игрушка может сгибаться, формируя плоские и объемные фигуры различной сложности.

После первых удачных опытов с Геоконтом и Волшебным квадратом Воскобович разработал более 40 развивающих игр и пособий. Игры Воскобовича развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. Есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать, соотносить части и целое. В таких играх дети через практику постигают теорию. Также автором придуманы пособия, направленные на изучение цифр и букв, на обучение чтению. Игры Воскобовича многофункциональны и предназначены для детей от 2 до 10 лет. Вот лишь некоторые из них.


"Лепестки" Воскобовича
Нередко малыши испытывают трудности в изучении понятия С помощью занимательных и веселых игр, которые можно провести, используя пособие "Лепестки", вы поможете своему ребенку с легкостью усвоить основные цветовые эталоны.

Эта игра или пособие для лучшего усвоения детьми от 2 лет и старше такого понятия, как цвет. Ведь нередко дети не сразу усваивают все цвета и путают их с оттенками цветов. Например, они часто путают синий и фиолетовый, желтый и оранжевый. Цвет - понятие для маленького ребенка слишком абстрактное свойство предмета - его нельзя ощутить или пощупать, как, например, форму или размер. Поэтому так важно сделать цвет материально ощутимым и перенести его изучение в игровую среду ребенка.

Игра "Лепестки" представляет собой набор из 8 разноцветных "лепестков": 7 цветов радуги + 1 белый. С помощью специальной контактной ленты, лепесточки, словно "репейник", крепятся на игровое поле из ковролина. Игровой коврик можно положить на пол, если ваш малыш любит играть на полу, а можно прикрепить к любой другой вертикальной поверхности, благодаря двум отверстиям по краям игрового коврика. К пособию прилагается небольшая инструкция с описанием основных игр. На основе этих игр, после усвоения их ребенком, вы сможете придумать большое число собственных игровых вариантов. Игра "Лепестки" Воскобовича развивает цветовое и пространственное восприятие ребенка, а также формирует навык осмысленного выражения в речи пространственных понятий: "над", "под", "между", "рядом", "слева", "справа". И не только. "Лепестки" можно использовать и для развития навыков счета (отсчитать нужное количество, определить порядковый номер и т.п.).


"Логоформочки" Воскобовича
Это еще одна прекрасная развивающая игра Воскобовича. Поле игры разделено на квадраты размером 3х3. Внизу поля находится подвижная линейка. Передвигая линейку, можно моделировать геометрические и любые другие составные фигуры, которые составляются из 3 геометрических эталонных фигур красного цвета (круг, треугольник, квадрат) и 6 составных фигур зеленого цвета. Шесть составных фигур путем соединения верхней и нижней частей геометрических эталонных фигур. Каждая составная фигура имеет название по сходству с соответствующим предметом: грибок, вазочка, окно и т.д. Эти названия вы найдете по периметру инструкции. Названия этим фигурам ребенок по желанию может дать свои.

Каждую фигуру мысленно можно разделить на две части - верхнюю часть и нижнюю часть фигуры. Все фигуры в горизонтальных и вертикальных рядах игрового поля расположены в определенном порядке, то есть: в вертикальных рядах у фигур одинаковые верхние половины (вершки), а в горизонтальных рядах - нижние половины (корешки). На каждой фигуре игрового поля есть пластмассовый гвоздик, с помощью которого удобно вынимать и вставлять фигуры в ячейки, как в формочки.

Есть много вариантов игры с малышами в Логоформочки Воскобовича. В них играют и дома, и в детских садах. Например, мама или воспитатель детского сада может выложить фигуру "грибок" на линейке, а ребенку необходимо найти на игровом поле получившуюся фигуру и вложить ее в ячейку или в формочку. К тому же, ребенку можно объяснить, из каких геометрических фигур состоит "грибок" (круг и треугольник). Другой вариант игры с Логоформочками Воскобовича, своеобразная игра в Вершки и Корешки. Выньте все фигуры из ячеек, а затем поставьте на поле любую фигуру и дайте задание ребенку собрать только корешки. Малыш начинает заполнять соответствующий горизонтальный или вертикальный ряд. У Логоформочек Воскобовича есть еще одно достоинство - фигурки могут служить раскрасками, их можно обводить и разукрашивать, рисовать с помощью них различные сюжеты. "Логоформочки" Воскобовича способствуют развитию у детей внимания, памяти, логического мышления, воображения, мелкой моторики рук. Ребенок научится анализировать, сравнивать, объединять части в целое.


"Кораблик" Воскобовича
Любой корабль предвещает увлекательное плавание, а "Кораблик Буль-Буль" Воскобовича уплывает в математическую страну и увозит туда юных матросов. С таким корабликом математика превращается в увлекательную игру. А знания, полученные в такой необычной форме, никогда не сотрутся из памяти. Они станут прочным фундаментом для дальнейших успехов в учебе и познании окружающего мира.

Прежде всего, играя с "Корабликом" Воскобовича, ребенок легко осваивает счет в пределах 100. С "Корабликом" ребенок легко ориентируется в таких понятиях, как количественный и порядковый счет. Кроме того, ребенок легко, как бы попутно и между делом закрепит понятия о цвете и высоте предметов, об их пространственных отношениях, познакомится с понятием "условность" с помощью "условной мерки" в виде флажка. С помощью мачт "Кораблика" ребенок получит не абстрактное, а образное представление о счете десятками и о составе числа.

Мачты и флажки "Кораблика" Воскобовича выполнены из фанеры. Сам кораблик и все его элементы прикрепляются с помощью ленты-липучки на игровое поле, сделанное из ковролина.


"Волшебная Восьмерка" Воскобовича Авторская методика для детей от 5 до 10 лет
Знакомство ребенка с цифрами при помощи этого необычного пособия доставит ему истинное удовольствие. Занятие математикой превратится в увлекательную игру. "Волшебная Восьмерка" Воскобовича поможет развить у ребенка память, внимание, воображение, мелкую моторику рук, пространственное и логическое мышление, умение считать, составлять цифры и образные фигуры.

Эта увлекательная и развивающая игра представляет собою основу, изготовленную из дощечки. На дощечку с помощью резинок крепятся разноцветные детали цифр, тоже фанерные. Ребенок должен научиться складывать из этих деталей-палочек все цифры от 0 до 9. Попутно ребенок усваивает понятие о цвете при помощи особой считалки Воскобовича. Она звучит так: "Кохле-Охле-Желе-Зеле-Геле-Селе-Фи". В этой считалке начальные буквы соответствуют 7 цветам радуги. Самое основное правило - цвета должны идти в строго определенном порядке. Это позволит ребенку составлять цифры не только из палочек, но и мысленно. Часто воспитатели в детских садах дают детям задания на поиск ошибок в составленных воспитателями или другими детьми цифрах. Ребенок должен устранить неверную последовательность цветов или придумать свои собственные задания. В начале занятий можно воспользоваться прилагающейся к игре инструкцией, в которой описаны некоторые варианты игр. Например, игра Зашифруй цифру: перед малышом выложена цифра "восемь". Предложите из нее сделать цифру "девять" и произнести считалку, которая в результате получится (Кохле-Охле-Желе-Зеле-Селе-Фи). А теперь вы произнесите ребенку шифр-пословицу (Кохле-Желе-Зеле-Фи), а малыш выложит получившуюся цифру ("четыре").

"Волшебная Восьмерка-3" Воскобовича

Для детей от 3 до 9 лет Воскобович сконструировал еще один вариант развивающей игры "Волшебная Восьмерка-3". Эта замечательная игра аналогична Волшебной восьмерке №1, но только большего размера. Игра в Восьмерку также состоит из фанерного поля, к которому с помощью резинок крепятся 7 деревянных деталей всех цветов радуги с одной стороны и одного цвета - с другой. Под деталями пословица-шифр (КОХЛЕ-ОХЛЕ-ЖЕЛЕ-ЗЕЛЕ-ГЕЛЕ-СЕЛЕ-ФИ). Но эта игра более разнообразна по степеням сложности. Степеней сложности три.

Первая степень - это когда ребенок должен конструировать цифры по схеме: от 0 до 9 из однотонных деталей. Вторая степень сложности - это умение конструирования цифр по словесной модели. Для этого родителям или педагогу нужно будет выучить считалку-шифр. В ней каждое слово соответствует не только определенной детали в цифрах, но и цвета детали. Когда ребенок поймет и запомнит эту закономерность, можно будет загадывать цифры, шифруя их словами считалки или цветами радуги. Например, цифра "восемь" соответствует считалке КОХЛЕ-ОХЛЕ-ЖЕЛЕ-ЗЕЛЕ-ГЕЛЕ-СЕЛЕ-ФИ, а цифра "девять" - КОХЛЕ-ОХЛЕ-ЖЕЛЕ-ЗЕЛЕ-СЕЛЕ-ФИ. Третья степень сложности - это достижение умения оформить мысленное представление о цифре в слове без опоры на действие. Например, попросите ребенка вспомнить все цифры, в которых есть зеленая деталь, не собирая цифру. Сколько их всего? Благодаря этому пособию ваш ребенок научится составлять цифры из палочек, разовьет память, внимание, образное и логическое мышление, координацию рук, мелкую моторику рук.


"Черепашки" Воскобовича
Авторская методика для детей от 4 до 6 лет
Это пособие для не одной игры, но для стольких игр, сколько придумают дети от 4 до 6 лет. Детали этой своеобразной мозаики представляют собой пластины-черепашки и само игровое поле с прорезями, в которые можно вертикально вставлять эти детальки, получая при этом самые разнообразные фигурки от зверушек, настоящих и фантастических, до различных предметов, которые интересуют детей.

Пластины отличаются между собой: есть одна одинарная, есть пластины, соединенные по две, три, четыре и пять. Соединенные пластины - это домики для черепашек. Домики разных цветов. Используя их в игре, дети параллельно знакомятся с такими математическими понятиями, как: "столько же", "больше-меньше". В комплекте развивающей игры есть бежевые пластины со слогами. Слоги - это имена черепашек, которые живут в Фиолетовом Лесу. Их зовут Фа, Фо, Фу, Фы, Фэ и ребенок должен поселить каждую черепашку в свой домик.

Используя эту игру, дети будут умело обходиться с числами в пределах пяти, составлять различные фигуры, пользуясь схемой уменьшенного масштаба. Эта игрушка будет способствовать развитию воображения, памяти, моторики рук, даст элементарные математические знания.

Этот далеко неполный иллюстративный материал о развивающих играх Воскобовича дает некоторое представление о целях занятий с детьми по игровому методу Воскобовича. Это, прежде всего, развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской инициативы, развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества, кроме развития сенсорики и мелкой моторики. Кроме того, у ребенка с гуманитарным мышлением развивается математическое мышление не в ущерб гуманитарному. И наоборот, у ребенка, склонного к математическому мышлению, обязательно будут развиваться и гуманитарные, эмоционально-образные ассоциации. То есть цель развивающих игр Воскобовича - это гармоничное развитие у детей и эмоционально-образного, и логического начал. Развивающие игры Воскобовича формируют у детей базисное представление об окружающем мире, математические понятия, понятия о звукобуквенных явлениях.

«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский

Более 20 лет назад в детских садах (и в нашем, в том числе) появились необычные игры Вячеслава Воскобовича на развитие интеллекта детей – самые известные из них: «геоконт», «игровой квадрат», «Складушки», «Цветовые часы» и др.

А началось все с того, что Вячеслав Владиславович Воскобович, автор игр, инженер – физик по образованию, в период Перестройки (читаем – голых полок в магазинах игрушек) задумал создать для своих собственных детей интересные развивающие игры.

Результат превзошел ожидания и превратился со временем в игровую технологию интеллектуально – творческого развития детей 3- 7 лет «Сказочные лабиринты игры», которая успешно используется в дошкольных образовательных организациях.

В этом учебном году мы решили основательно заняться внедрением игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в образовательный процесс в ДОО.

Предлагаю читателям блога познакомиться с нашим опытом работы на этом пути, возможно, приведенная информация пригодится педагогам и родителям дошкольников.


Во - первых, мне хочется выразить благодарность коллегам из МБДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад №115» - воспитателю Морозовой Татьяне Михайловне, заместителю заведующего по ВМР Сикович Татьяне Васильевне. Именно в этом учреждении в рамках круглого стола "Организация культурных практик как средства развития детской индивидуальности и самостоятельности" в мае этого года воспитателем - тьютором Морозовой Татьяной Михайловной в полном объеме была представлена игровая технология В.Воскобовича. Присутствующие педагоги и методисты познакомились с широким спектром игр, а Татьяна Михайловна предложила нам «превратиться в детей» и провела с нами мастер-класс с играми В.Воскобовича.

Особенности развивающих игр Воскобовича


Широкий возрастной диапазон участников игр.

С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.

Многофункциональность развивающих игр Воскобовича.

С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы, узнает или запоминает цвет или форму, учится считать, ориентироваться в пространстве, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

Вариативность игровых заданий и упражнений.

К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.

Творческий потенциал каждой игры.

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делаю игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в "долгоиграющий восторг"(Т.Г. Харько)

Методические пособия


Мы закупили необходимую методическую литературу для работы с детьми всех возрастных групп. Привожу название и краткие анонсы.

1. Харько Т.В., Воскобович В.В. «Сказочные лабиринты игры» - игровая технология интеллектуально – творческого развития детей 3-7 лет.

«Методическое пособие содержит концептуальные положения технологии, описание необходимых педагогических условий для организации детской игровой деятельности, таблицы «решение образовательных задач в играх». В книге представлены конспекты, сценарии, логико – математические игры для каждой возрастной группы. Технология предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений и начальных классов школы, гувернеров, психологов. Родителей».

На каждый дошкольный возраст, начиная с младшего, представлено по 1 конспекту игровой ситуации в месяц.

Приведены таблицы в помощь воспитателю для создания развивающей среды - "Комплект игрового оборудования для подгруппы детей"

2. Т.Г. Харько "Методика познавательно - творческого развития дошкольников "Сказки фиолетового леса" (ранний и младший возраст)


В этом методическом пособии и последующих представлено по 4 конспекта игровых ситуаций на каждый месяц.

"Образовательное содержание методики "Сказки фиолетового леса выстроено по принципу усложнения, постепенного и постоянного, как бы по спирали. Содержание построено на достаточно высоком уровне трудности. Это помогает эффективно реализовать познавательные способности детей дошкольного возраста, ведь, как отмечают психологи, отсутствие перед ребенком препятствий, которые нужно преодолевать, делает развитие слабым и вялым.

Методика "Сказки Фиолетового леса" - это взаимодействие детей и взрослых через реализацию сюжета сказок Фиолетового леса. В игровых ситуациях есть сюжет, роли и действия, но отсутствует воображаемая ситуация из-за того, что главный акцент сделан на освоении детьми развивающих игр и познавательных процессов" (Т.Г. Харько).

Чем сложнее игра, тем более схематичен сюжет и наоборот.

3. Т.Г. Харько "Методика познавательно - творческого развития дошкольников "Сказки Фиолетового леса" (средний дошкольный возраст )

"Методика разработана таким образом, что происходит интеграция различных направлений образовательного процесса. В игровых ситуациях на фоне преобладающего логико - математического развития частично решаются вопросы познания мира предметов и природы. Детям предоставляется возможность выполнять физические упражнения, поучаствовать в экспериментировании, нарисовать придуманный предмет, представить себя персонажем и от его лица рассказать, показать, как он действует" (Т.Г. Харько).

4. Т.Г. Харько "Методика познавательно - творческого развития дошкольников "Сказки Фиолетового леса" (для детей 5-7 лет)

" Содержание игровых ситуаций способствует становлению процессов внимания, памяти, умений анализировать, сравнивать предметы, геометрические фигуры, их признаки и свойства, находить сходство и различие, видеть разные образы в знакомых предметах.

Занимательный проблемно - игровой сюжет, в который органично вплетены логические задачи и поисковые вопросы, помогает детям преодолевать себя и добиваться результата на фоне чувства радости и удовлетворения. В итоге такая интеграция методов и приемов эффективно развивает волевую регуляцию.

В методике реализуется деятельностный подход к развитию детей 5-7 лет.Они, осваивая различное содержание - математическое, речевое, об окружающем мире, - манипулируют с различными предметами и получают результат от действий с ними: собранную фигуру, построенную башню,"вышитый" контур и т.д.Это не только мотивирует детей, но и способствует развитию мелкой моторики пальцев и рук, координации действий "глаз - рука".

5. "По морям, по волнам с развивающими играми Воскобовича" Кузьмина О.В., Михалина А.В, Парняк С.А.


Небольшое пособие - руководство - опыт педагогов тьютерского центра на базе ГБОУ детский сад №62 Приморского района г. Санкт - Петербурга. Авторы на основе морской тематики разработали примеры технологических карт для детей от 2 до 7 лет.

а также картотеку игр по различным направлениям развития. Весь этот материал является неким "конструктором" для построения занятий с дошкольниками, уроков - для учащихся начальных классов.

6. "Развивающие игры В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста" - Материалы I (II и III) Всероссийской научно - практической конференции с международным участием, г. Санкт - Петербург, 2013, 2015 г.

Создание условий для реализации

игровой технологии "Сказочные лабиринты игры"

Для эффективного решения образовательных задач по технологии "Сказочные лабиринты игры" автор методических разработок Татьяна Григорьевна Харько рекомендует оснастить группу хотя бы одним комплектом игр и игровых пособий. Состав комплекта зависит от возраста ребенка и этапа работы, рассчитан на 8-10 детей и подходит для подгрупповых занятий.


Все игры и пособия концентрируются в одном месте - "интеллектуально - игровом центре". Один из вариантов оформления - объемный или плоскостной "Фиолетовый лес", населенный персонажами сказок-методик к развивающим играм Воскобовича.

Для объемного моделирования в нашем учреждении, к сожалению, нет места, и на данном этапе мы пока приобрели один малый комплект пособия "Фиолетовый лес" для одной из групп.

Подобное пособие (работающее по принципу хорошо знакомого дошкольникам фланелеграфа) при желании можно изготовить своими силами, тем более сейчас материалов для творчества - огромный выбор, размер выбрать в соответствии с возможностями группового помещения. Видела в интернете фотографии, когда для основы - фона использовался однотонный ковролин, а дальше - уже дело творчества: вырезать из цветного фетра деревья, полянку, озеро Айс, персонажей. (Для справки - стоимость малого пособия "Фиолетовый лес" - 7900 р.)

Краткий обзор игр В.Воскобовича (их более 50) представлен в презентации по ссылке:

В поисках оптимальной цены мы пришли к выводу, что дешевле всего приобрести игры напрямую в ООО "Развивающие игры Воскобовича" (г. Санкт - Петербург). Работать с этой организацией было очень легко - согласовали все документы, выслали сканы электронной почтой, оригиналы - заказным письмом и уже через 4 дня получили заказанные игры.

В пространстве сказки и игры

В ноябре - декабре нашими педагогами были подготовлены и проведены показательные развлечения, занятия по интеллектуально - творческому развитию детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

За основу воспитатели взяли конспекты из приведенных выше пособий, дополнили и творчески переработали в соответствии со своими задачами.

Для читателей блога - небольшой фоторепортаж.

Игровая ситуация "Отправляемся в экспедицию к морским обитателям", старшая группа, воспитатель Альбина Рафиковна Насрулаева.


"Игровизор" - рисование по точкам китенка


Занятие "Путешествие в Фиолетовый лес", подготовительная к школе группа, воспитатель Татьяна Петровна Тригуб.
Сюжетная линия образовательной ситуации в игровой форме была представлена в виде презентации с изображениями сказочного Фиолетового леса, его жителей персонажей - малыша Гео, его друга Лопушка, паука Юка, анимацией, вставками - схемами, зрительной гимнастикой, опорным слайдом для рефлексии в конце занятия.(просматривая презентацию в режиме докладчика с текстом, можно проследить за ходом занятия)


Занятие "Прогулка в Фиолетовом лесу", младшая группа, воспитатель Майя Алексеевна Райкова.

Используя развивающую среду "Фиолетовый лес" на занятии решались вопросы формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.


На мой взгляд, воспитателям удалось увлечь детей, а педагогам понравилось работать с технологией "Сказочные лабиринты игры" Т.Г. Харько, В.В. Воскобовича. Понятно, что полное комплектование групп играми Воскобовича - это вопрос времени и финансов, при этом, если педагог увлечен, многие из игр можно сделать своими руками и с помощью родителей.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Разработчики сообщили, когда выйдет третий сезон игры по «Ходячим мертвецам
Изменения ветки советских ст
Тревор Филлипс — лучший протагонист GTA V?